Рощин С.Ю.

Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин
в России в Контексте целей развития тысячелетия


Выводы

Анализ положения гендерных групп в России показывает, что основой гендерного неравенства являются неравное положение мужчин и женщин в экономической сфере (различная отдача от человеческого капитала, неравный доступ к экономическим ресурсам) и сохраняющееся, и даже усиливающееся, в обществе традиционное распределение гендерных ролей (большая занятость женщин в домашнем хозяйстве). Очевидно, что изменение такого положения возможно только путем реализации комплекса мер, предусматривающих долгосрочное воздействие на общество и его институты. Изменение культурных традиций или экономической практики не возможно мгновенно, именно поэтому действия, направленные на достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин, должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу. Культурные традиции и экономическая практика не меняются под воздействием политических документов и программ, но политические документы и программы позволяют обозначить приоритеты и ориентиры властных структур, политических сил, и, таким образом, влиять на поведение экономических субъектов и населения.

Несмотря на то, что гендерное неравенство во многом формируют экономические процессы, одной из первоочередных задач для расширения прав и возможностей женщин является обеспечение равного доступа мужчин и женщин к политическим институтам и и органам государственной власти. Недопредставленность женщин в органах власти препятствует пониманию необходимости реализации политики, направленной на достижение гендерного равенства, ограничивает внимание властных структур к социальным проблемам женщин, закрепляет в сознании мужчин-политиков представления о «естественности» существующего распределения гендерных ролей.

Но обеспечение равного гендерного политического представительства должно быть подкреплено действиями и в других направлениях. При этом действия для достижения гендерного равенства должны приводить не только к улучшению положения женщин, но и к улучшению положения мужчин. Достижение гендерного равенства, выравнивание прав и возможностей женщин не должно происходить за счет ухудшения положения мужчин. Гендерный подход направлен не на достижение равенства в бедности и социальных потерях, а на улучшение положения женщин и мужчин.

С учетом проанализированной ситуации, говоря о поощрении равенства женщин и мужчин и расширении прав и возможностей женщин, к 2015 перед Россией следует поставить следующие задачи:

  • Задача I. Обеспечить выравнивание возможностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам;
  • Задача II. Ликвидировать дискриминационную практику в области труда и занятости;
  • Задача III. Снизить неоправданно высокую долю женщин в составе бедного населения страны;
  • Задача IV. Создать систему реальных механизмов предотвращения насилия в отношении женщин.
  • Задача V. Снизить воздействие неблагоприятных социальных факторов на здоровье и продолжительность жизни.

Что нужно делать, чтобы добиться реализации в России выше означенных задач? Возможная программа действий - достаточно обширна. Она должна предусматривать как меры, непосредственно связанные с этими задачами, так и меры, опосредованные, снимающие скрытые барьеры, которые препятствуют расширению возможностей женщин.

Задача I
Выравнивание возможностей для доступа женщин и мужчин
к политическим институтам:

  • Формирование правовой основы государственной политики тендерного равенства, включая принятие закона «О государственных гарантиях равных правах и свобод и равных возможностях женщин и мужчин в Российской Федерации», который конкретизирует соответствующую конституционную норму применительно к различным областям социальной жизни и определит процессуальные и процедурные стороны ее реализации на практике;
  • Внесение изменений и дополнений в избирательное законодательство, которое стимулировало бы расширение представительства женщин в списках кандидатов в депутаты от политических партий и объединений;
  • Формирование государственной стратегии достижения тендерного равенства;
  • Внесение изменений и дополнений в законодательство о государственной службе, которое стимулировало бы продвижение женщин в высшие эшелоны государственной власти;
  • Формирование женского кадрового резерва для занятия высших государственных должностей с помощью специальных обучающих программ, действующих на постоянной основе.

Гендерные индикаторы по задаче I

  • Доля женщин в федеральных и региональных органах законодательной власти;
  • Процент женщин на высших руководящих должностях в исполнительной власти;
  • Процент женщин, назначенных на руководящие посты из кадрового резерва страны (федерального, регионального уровня и в органах местного управления);
  • Доля министерств и ведомств, где имеются действующие структуры по обеспечению гендерного равенства и ответственные по вопросам гендерного равенства.
  • Доля женщин в руководящих органах парламентских политических партий и списках кандидатов в депутаты от этих партий.

Задача II
Ликвидация дискриминационной практики
в области труда и занятости:

  • Повышение оплаты труда в социальных отраслях - здравоохранении, образовании, науке, культуре до уровня средней заработной платы в народном хозяйстве;
  • Закрепление, а также внесение изменений и дополнений в трудовое законодательство, обеспечивающее антидискриминационные нормы, гарантирующие равные возможности женщин и мужчин при найме на работу, осуществлении трудовой деятельности, продвижении по службе и при увольнении, включая право на частичную занятость для женщин, имеющих детей;
  • Совершенствование механизмов контроля за соблюдением антидискриминационных норм трудового законодательства;
  • Формирование специальных государственных программ по поддержке женского среднего и малого бизнеса, в т. ч. и в сельской местности;
  • Совершенствование законодательства по развитию фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве;
  • Формирование специальных комплексных региональных и федеральной программ, которые предусматривали бы меры по подготовке и переподготовке женской рабочей силы с учетом перспектив общественного развития, структурной перестройки экономики и соблюдения прав женщин на получение полноценного образования;
  • Формирование государственных программ по развитию доступных служб социального обслуживания населения.

Гендерные индикаторы по задаче II

  • Соотношение средней заработной платы мужчин и женщин;
  • Уровень безработицы мужчин и женщин;
  • Соотношение мужчин и женщин при долгосрочной безработице (процент ищущих работу и не нашедших в течение 6 месяцев и больше;
  • Процент женщин с высшим специальным образованием;
  • Предпринимательство по полу и по размерам бизнеса.
  • Число мест и их стоимость в соотношении со средней женской заработной платой в детских дошкольных учреждениях.

Задача III
Снижение неоправданно высокой доли женщин
в составе бедного населения страны:

  • Развитие и совершенствование системы социальных гарантий семьям и социально незащищенным одиноким людям со стороны государства и общественных структур (женщинам, освободившимся из мест заключения, одиноким женщинам с детьми, одиноким женщинам пенсионного возраста);
  • Стимулирование и поддержка предпринимательской активности женщин в сельской местности;
  • Расширение доступа женщин-предпринимателей и женщин, желающих открыть свое дело к информационным, финансовым и материальным ресурсам;
  • Разработка и создание пакета взаимоувязанных нормативно-правовых документов, актов, регулирующих деятельность малых предприятий и индивидуально-трудовых хозяйств (крестьянских подворий);
  • Формирование законодательной базы по развитию негосударственной сферы социальных услуг.

Гендерные индикаторы по задаче III

  • Гендерный индекс бедности (соотношение женщин и мужчин в беднейшей квинтили либо живущих ниже уровня бедности), в том числе – для городского и сельского населения;
  • Доля мужчин и женщин в маргинальных слоях населения, среди бездомных
  • Процент ВВП, направленный на расходы в социальном секторе;
  • Получатели социальной помощи по типу, продолжительности, полу и возрасту;
  • Получатели кредитов по полу;
  • Количество неполных домохозяйств (отдельно возглавляемых мужчиной и отдельно – женщиной), а также домохозяйств с иждивенцами;
  • Процент женщин – собственниц земли и недвижимости.
  • Доля женщин собственников акций предприятий и компаний, а также доля собственности предприятий во владении женщин.

Задача IV
Создание системы реальных механизмов
предотвращения насилия в отношении женщин:

  • Разработать целевую федеральную программу, которая–бы предусматривала и межведомственный подход к решению проблемы;
  • Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по разработке механизмов ликвидации насилия в отношении женщин и предотвращению торговли людьми, т.е. совершенствовать нормативно - правовую базу, включая разработку и принятие закона о домашнем насилии и закона о предотвращении торговли людьми;
  • Обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку для сотрудников правоохранительных органов, сотрудников сферы здравоохранения и социальных работников, образования, а также средств массовой информации по вопросам насилия в отношении женщин в быту и обществе;
  • Включить механизмы существующей нормативно – правовой базы в практику предотвращения насилия в отношении женщин;
  • Включить в статистическую отчетность показатели насилия против женщин (в различных формах, как-то – домашнее насилие, изнасилование, сексуальные домогательства на работе и т.д.)
  • Развивать систему социальной реабилитации жертв насилия.

Гендерные индикаторы по задаче IV

  • Количество случаев насилия против женщин, зарегистрированных кризисными центрами и МВД;
  • Соотношение поданных заявлений об изнасилованиях женщин к делам принятым на рассмотрение;
  • Соотношение зарегистрированных органами внутренних дел случаев домашнего насилия в отношении женщин к случаям, принятым к следствию;
  • Количество специализированных служб в правоохранительных органах по делам, связанным с насилием против женщин;
  • Доля женщин на руководящих постах в правоохранительных органах;
  • Процент мужчин/женщин в исправительных учреждениях, осужденных за насилие над личностью.

Задача V
Снизить воздействие неблагоприятных социальных факторов на здоровье, порождающих гендерные диспропорции в продолжительности жизни

  • Разработка и реализация программы, направленной на сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;
  • Реализация мер, направленных на снижение отрицательных последствий потребления алкоголя (фискальная политика, административные ограничения, информационное воздействие);
  • Реализация программ, направленных на борьбу с туберкулезом и социальными заболеваниями;
  • Развитие и поддержка кризисных центров для мужчин, телефонов доверия для профилактики самоубийств.

Гендерные индикаторы по задаче V

  • Ожидаемая продолжительность жизни по полу;
  • Общее количество и гендерная структура суицидов;
  • Доля мужчин и женщин, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда среди всех занятых мужчин и женщин;
  • Количество и доля мужчин и женщин при несчастных случаях на производстве, в том числе со смертельным исходом;
  • Уровень смертности мужчин и женщин по причинам связанным с алкоголизмом и наркоманией;
  • Уровень смертности мужчин и женщин от туберкулеза, уровень заболеваемости туберкулезом и социальными заболеваниями.

Содержание

Рейтинг@Mail.ru