Рощин С.Ю.

Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин
в России в Контексте целей развития тысячелетия


5. Образование

По уровню образования мужчины и женщины не имеют серьезных различий. До последнего времени в среднем мужчины имели немного более высокий уровень образования, но в основном за счет старших возрастов. В настоящий момент по молодым и основным трудоспособным возрастным группам женщины имеют уровень образования даже несколько выше, чем мужчины. Эту тенденцию отражает микроперепись 1994 года, и подтверждают последние данные.

Высокий уровень образования женщин во многом является наследством советского периода развития общества.

Табл. 14 Уровень образования мужчин (по данным микропереписи 1994 года)

  Из 1000 человек соответствующего возраста
Имеют образование Не имеют начального
Высшее Незаконченное высшее Среднее специальное Среднее общее Неполное среднее Начальное
Мужчины в возрасте 15 лет и старше 138 20 190 327 216 92 17
В том числе в возрасте, лет              
15-19 0 7 33 289 562 103 6
20-24 52 87 220 514 117 6 4
25-29 153 36 256 474 74 4 3
30-34 174 17 239 481 81 5 3
35-39 173 13 230 449 124 8 3
40-44 188 11 225 379 181 13 3
45-49 218 12 228 302 214 22 4
50-54 183 9 186 210 308 94 10
55-59 166 8 176 148 306 177 19
60-64 107 4 125 86 261 362 55
65-69 101 5 133 73 292 349 47
70 и старше 113 9 131 71 211 325 140

Но в целом стратегии получения общего образования и подготовки к профессиональной деятельности у мужчин и женщин различаются. Женщины склонны к приобретению полного общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной подготовке ориентируются на получение образования наиболее высокого уровня. Для мужчин больше характерно приобретение неполного общего образования в общеобразовательной школе, а затем учеба в системе начального профессионального образования.23

Табл. 15 Уровень образования женщин (по данным микропереписи 1994 года)

  Из 1000 человек соответствующего возраста
Имеют образование Не имеют начального
Высшее Незаконченное высшее Среднее специальное Среднее общее Неполное среднее Начальное
Женщины в возрасте 15 лет и старше 130 17 242 250 190 107 64
В том числе в возрасте, лет              
15-19 0 8 56 372 492 69 3
20-24 77 102 341 402 72 3 3
25-29 211 28 365 346 45 2 3
30-34 212 14 356 365 47 3 3
35-39 202 10 351 353 77 4 3
40-44 195 9 347 318 121 8 2
45-49 220 10 321 266 162 17 4
50-54 155 7 241 216 292 77 12
55-59 125 5 214 149 320 155 32
60-64 85 5 128 76 276 335 95
65-69 63 5 123 80 314 328 87
70 и старше 41 5 83 52 149 280 390

Такое различие в стратегиях получения образования отражает профессиональную сегрегацию и различия в отдаче от инвестиций в человеческий капитал для мужчин и женщин. Большая занятость мужчин в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение ими в большей степени профессионального образования соответствующего рабочим специальностям. В тоже время у женщин существенно более высокий заработок обеспечивает только высшее образование. У мужчин же и занятость по рабочим профессиям со средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу от образования.

Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом и социальном положении мужчин и женщин. Механизмы скрытой дискриминации на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования. Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними. Высокий уровень образования женщин приводит к его избыточности, и к тому, что образовательные сигналы на рынке труда срабатывают по-разному для гендерных групп. Работодатель при найме работников предъявляет повышенные требования к уровню образования, или к другим характеристикам качества рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами.

У гендерных диспропорций в образовании есть также и другие отрицательные социальные последствия. Наиболее консервативные взгляды распределение гендерных ролей в семье, приверженность патриархальной модели семьи демонстрируют молодые мужчины, рабочих специальностей, не имеющие высшего образования.24 Таким образом, гендерные различия в уровнях образования могут воспроизводить и закреплять у мужчин взгляды, препятствующие проведению эффективной социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства.


23 Баскакова М.Е. Образование в России: гендерная асимметрия развития и эффективности инвестиций // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. МОТ, М.: 2003
24 Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад, 2003, с. 198.

Содержание

Рейтинг@Mail.ru