Рощин С.Ю.
Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин
|
Из 1000 человек соответствующего возраста | |||||||
Имеют образование | Не имеют начального | ||||||
Высшее | Незаконченное высшее | Среднее специальное | Среднее общее | Неполное среднее | Начальное | ||
Мужчины в возрасте 15 лет и старше | 138 | 20 | 190 | 327 | 216 | 92 | 17 |
В том числе в возрасте, лет | |||||||
15-19 | 0 | 7 | 33 | 289 | 562 | 103 | 6 |
20-24 | 52 | 87 | 220 | 514 | 117 | 6 | 4 |
25-29 | 153 | 36 | 256 | 474 | 74 | 4 | 3 |
30-34 | 174 | 17 | 239 | 481 | 81 | 5 | 3 |
35-39 | 173 | 13 | 230 | 449 | 124 | 8 | 3 |
40-44 | 188 | 11 | 225 | 379 | 181 | 13 | 3 |
45-49 | 218 | 12 | 228 | 302 | 214 | 22 | 4 |
50-54 | 183 | 9 | 186 | 210 | 308 | 94 | 10 |
55-59 | 166 | 8 | 176 | 148 | 306 | 177 | 19 |
60-64 | 107 | 4 | 125 | 86 | 261 | 362 | 55 |
65-69 | 101 | 5 | 133 | 73 | 292 | 349 | 47 |
70 и старше | 113 | 9 | 131 | 71 | 211 | 325 | 140 |
Но в целом стратегии получения общего образования и подготовки к профессиональной деятельности у мужчин и женщин различаются. Женщины склонны к приобретению полного общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной подготовке ориентируются на получение образования наиболее высокого уровня. Для мужчин больше характерно приобретение неполного общего образования в общеобразовательной школе, а затем учеба в системе начального профессионального образования.23
Из 1000 человек соответствующего возраста | |||||||
Имеют образование | Не имеют начального | ||||||
Высшее | Незаконченное высшее | Среднее специальное | Среднее общее | Неполное среднее | Начальное | ||
Женщины в возрасте 15 лет и старше | 130 | 17 | 242 | 250 | 190 | 107 | 64 |
В том числе в возрасте, лет | |||||||
15-19 | 0 | 8 | 56 | 372 | 492 | 69 | 3 |
20-24 | 77 | 102 | 341 | 402 | 72 | 3 | 3 |
25-29 | 211 | 28 | 365 | 346 | 45 | 2 | 3 |
30-34 | 212 | 14 | 356 | 365 | 47 | 3 | 3 |
35-39 | 202 | 10 | 351 | 353 | 77 | 4 | 3 |
40-44 | 195 | 9 | 347 | 318 | 121 | 8 | 2 |
45-49 | 220 | 10 | 321 | 266 | 162 | 17 | 4 |
50-54 | 155 | 7 | 241 | 216 | 292 | 77 | 12 |
55-59 | 125 | 5 | 214 | 149 | 320 | 155 | 32 |
60-64 | 85 | 5 | 128 | 76 | 276 | 335 | 95 |
65-69 | 63 | 5 | 123 | 80 | 314 | 328 | 87 |
70 и старше | 41 | 5 | 83 | 52 | 149 | 280 | 390 |
Такое различие в стратегиях получения образования отражает профессиональную сегрегацию и различия в отдаче от инвестиций в человеческий капитал для мужчин и женщин. Большая занятость мужчин в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение ими в большей степени профессионального образования соответствующего рабочим специальностям. В тоже время у женщин существенно более высокий заработок обеспечивает только высшее образование. У мужчин же и занятость по рабочим профессиям со средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу от образования.
Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом и социальном положении мужчин и женщин. Механизмы скрытой дискриминации на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования. Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними. Высокий уровень образования женщин приводит к его избыточности, и к тому, что образовательные сигналы на рынке труда срабатывают по-разному для гендерных групп. Работодатель при найме работников предъявляет повышенные требования к уровню образования, или к другим характеристикам качества рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами.
У гендерных диспропорций в образовании есть также и другие отрицательные социальные последствия. Наиболее консервативные взгляды распределение гендерных ролей в семье, приверженность патриархальной модели семьи демонстрируют молодые мужчины, рабочих специальностей, не имеющие высшего образования.24 Таким образом, гендерные различия в уровнях образования могут воспроизводить и закреплять у мужчин взгляды, препятствующие проведению эффективной социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства.