Рощин С.Ю.

Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин
в России в Контексте целей развития тысячелетия


2. Цели тысячелетия и российские особенности

В Декларации тысячелетия определены основные цели развития, но важно сделать эти цели инструментальными, увязанными с конкретными действиями, с возможностью измерения продвижения отдельных стран и мирового сообщества в целом к достижению этих целей. Для этого в рамках каждой из восьми целей разработчиками декларации были определены конкретные задачи, направленные на реализацию данной цели, и индикаторы – количественные показатели, измеряющие решение этих задач. Для третей цели, в качестве главной задачи, было определено – ликвидировать к 2005 году неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, и не позднее 2015 года ликвидировать неравенство на всех уровнях образования. Индикаторами достижения поставленных целей были выбраны следующие показатели: соотношение мальчиков и девочек в начальной, неполной средней и средней школе; соотношение грамотных девушек и юношей в возрасте 15-24 лет; доля женщин занятых в несельскохозяйственном секторе; доля женщин-парламентариев.

Формулируя таким образом задачи и индикаторы, разработчики исходили из того, что выравнивание по гендерным группам инвестиций в человеческий капитал создает предпосылки для равного доступа к экономическим и социальным ресурсам, влияет на выравнивание гендерных структур занятости и, как следствие, обеспечивает равное политическое представительство мужчин и женщин. При этом они ориентировались на ситуацию, которая характерна для многих стран мира (в том числе и развитых), когда уровень образования, инвестиций в человеческий капитал у женщин меньше, чем у мужчин. Но эта ситуация не соответствует российским реалиям.

Россия, пройдя долгий этап социалистического развития, имеет совершенно другую ситуацию, с точки зрения гендерного равенства в социально-экономической сфере. Можно выделить, по крайней мере, пять особенностей, отличающие Россию от многих стран.

1. Начиная с 1960-х годов, в России сложился чрезвычайно высокий уровень женской занятости. Профиль трудовой активности женщин в России на протяжении жизненного цикла отличается тем, что высокая трудовая активность отмечается с молодых лет до пожилого возраста, женщина совмещает полноценную трудовую деятельность с семейными обязанностями на всем протяжении жизненного цикла. В основных трудоспособных возрастах уровень экономической активности женщин сопоставим с уровнем трудовой активности мужчин1. По сравнению с другими странами можно говорить о сверхзанятости женщин в России, доставшейся в наследия от предыдущего периода. По типу женской занятости с Россией сопоставимы только Скандинавские страны, другие развитые страны в настоящее время только приближаются к такой гендерной структуре занятости

2. Россия является индустриальной страной, совершающий технологический переход к постиндустриальной экономике. Основная доля и мужчин и женщин занята не в сельскохозяйственном секторе, а в индустриальном секторе и в секторе услуг. Более того, среди занятых в сельском хозяйстве мужчин больше, чем женщин. Это отличает российскую ситуацию от ситуации во многих развивающихся странах, и создает необходимость более глубокого анализа гендерной сегрегации на рынке труда, чем анализ только распределения женщин между аграрным и другими секторами экономики.

3. В России обеспечен равный доступ к образованию мужчин и женщин на протяжении многих десятилетий. Это привело к тому, что уровень образования женщин превышает уровень образования мужчин.

4. За время социалистического развития России, исходя из сложившихся тогда идеологических установок и системы ценностей, реализовывался подход, ориентированный на равенство прав мужчин и женщин. Это равенство прав, начиная с 1920-х годов, было закреплено во многих основополагающих правовых документах. Таким образом, с формальной правовой точки зрения в России давно отсутствует неравенство прав мужчин и женщин практически во всех сферах экономической, социальной и политической жизни, отсутствует прямая дискриминация в правах2. По этому показателю Россия входит в число передовых стран мира.

5. В тоже время забота о женщине, защита ее репродуктивных прав привели к тому, что в социалистический период в ХХ веке в России были приняты многие нормы позитивной дискриминации, закреплены различные социальные льготы чрезвычайно щедрые на фоне других стран мира.

В постсоциалистический, переходный период развития в России были предприняты законодательные и практические действия, направленные на поддержание формального равенства прав и на достижение реального равенства прав мужчин и женщин. Соответствующая норма была сформулирована в Конституции 1993 года (ст. 19, часть 3) о том, что «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». В ее развитие в 1990-е годы появляется и целый ряд других правовых документов. В их числе - Указы Президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации»(1996 г.). А так же - два постановления правительства. Первое: «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе до 2000 года». Второе: «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы», в котором содержатся положения, направленные на улучшение ситуации женщин на рынке труда, на развитие системы социального обслуживания, на укрепление семейных отношений.

Важными актами стало принятие Семейного Кодекса, нового Трудового Кодекса, для преодоления последствий позитивной дискриминации ратификация Конвенции N 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».

С учетом всех отмеченных выше особенностей при сопоставлении рейтингов по странам Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) и Индекса развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) Россия занимает более высокие позиции по ИРГФ, чем по рейтингу ИРЧП, в среднем на 10 рейтинговых пунктов. Таким образом, показатели гендерного равенства, с учетом уровня экономического развития страны, на общемировом фоне выглядят неплохо.

При оценке человеческого развития использую три группы показателей - показатели образования, здоровья и уровня экономического развития. Основные причины сохраняющегося гендерного неравенства в России, с точки зрения измерения человеческого развития, - различия в экономических возможностях мужчин и женщин. Показатели образования не вносят существенного вклада в гендерное неравенство, а по показателю продолжительности жизни даже наоборот, мы наблюдаем существенное гендерное неравенство в пользу женщин. Основной вклад в гендерное неравенство при измерении человеческого развития с учетом гендерного фактора вносят различия в заработной плате мужчин и женщин.

Таким образом, учитывая особенности России, можно сделать выводы, что:

1. Для России в большей степени актуальны проблемы скрытой, а не прямой гендерной дискриминации.

2. Задача выравнивания гендерных уровней инвестиций в человеческий капитал не является актуальной, наблюдается скрытая дискриминация женщин даже при том, что они имеют больший уровень человеческого капитала. Поэтому задачи для достижения третьей цели тысячелетия, обеспечение гендерного равенства, должны быть сформулированы по другому, по сравнению с задачами, сформулированными для мирового сообщества в целом.

3. Проблемы гендерного равенства должны рассматриваться не только с точки зрения обеспечения реального равенства прав женщин, но и с точки зрения преодоления гендерных диспропорций, ухудшающих положение мужчин (например, здоровье)

4. Основные проблемы достижения гендерного равенства связаны с экономическим положением женщин, с обеспечением не только равных прав мужчин и женщин, но и равной отдачи для мужчин и женщин от их экономической деятельности.

В определенном смысле вопрос для России стоит так – меры, которые предлагает мировое сообщество для достижения гендерного равенства, нами уже были частично реализованы на предыдущих этапах развития, но гендерное неравенство они не устранили, оно сохраняется и воспроизводится. Поэтому нужно вырабатывать новые подходы к определению и измерению гендерного неравенства, к политике достижения равенства возможностей мужчин и женщин.


1 Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1996., Женщины в переходной период. Региональный мониторинговый доклад № 6. ЮНИСЕФ, 1999.
2 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: 2000.

Содержание

Рейтинг@Mail.ru