"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004

Приглашаем к обсуждению. Материалы экспертов


Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы

Регулирование занятости населения.
Гендерный аспект

Численность экономически активного населения в 2004 году в Российской Федерации составила около 71,5 млн. человек, или 64,8% общей численности населения. В численности экономически активного населения: 64,9 млн. человек - занятые в экономике и 6,6 млн. чел. - лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней, которые в соответствии с критериями Международной Организации Труда (МОТ) классифицируются как безработные. Женщины в числе экономически активного населения составляют 48,7% и в числе экономически неактивного 59,6%.

За последний год численность экономически активного населения сократилась на 710 тыс. человек. Свыше 58% сокращения численности экономически активного населения приходится на мужчин. Наибольшее снижение экономической активности населения за последний год отмечается у мужчин - в возрасте 35-39 лет (на 2,8 процентных пункта) и 45-49 лет (на 2,6 процентных пункта), а также 60-72 (на 2,7 процентных пункта). У женщин снижение произошло в возрастных группах 25-29 лет (на 3 процентных пунктов) и 60-72 года (8,1 процентных пункта).

Численность женщин, занятых в экономике, составила около 31,4 млн. человек, или 49% общей численности занятых. Женщины преобладают (более 67%) в числе занятых в возрастной группе от 25 до 29 лет. За последний год численность занятых в экономике женщин уменьшилась на 225 тыс. человек, или на 0,7%, в то время как численность занятых мужчин сократилась на 692 тыс. чел. или 2,1 %.

По возрасту наиболее многочисленную пятилетнюю группу составляют лица в возрасте от 40 до 44 лет, на долю которых приходится более 16% общей численности занятых. Средний возраст занятых в феврале 2003 г. составил 39,3 года, у мужчин он ниже среднего -38,9 года, у женщин, несмотря на более ранний выход на пенсию выше среднего - 39,7 года.

Уровень занятости населения увеличился лишь в возрастной группе от 55 до 59 лет, и не изменился в группе до 20 лет, во всех остальных возрастных группах произошло снижение уровня занятости.. В большинстве пятилетних возрастных групп уровень занятости мужчин в 2003 г. был выше, чем уровень занятости женщин и лишь в группах от 40-44 и 45-49 лет тенденции обратные.

В структуре занятого населения по уровню образования 41% имеет среднее профессиональное и среднее общее образование. Удельный вес женщин, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование превышает удельный вес мужчин, имеющих аналогичное образование. У мужчин больше удельный вес, имеющих среднее профессиональное и среднее общее образование.

Структура занятого населения по отраслям экономики за последние годы существенно не изменилась. По-прежнему в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, транспорте и связи, строительстве в числе занятых преобладают мужчины . В здравоохранении, культуре, социальном обеспечении, образовании, научном обслуживании, финансах, страховании, пенсионном обеспечении, управлении - женщины.

Таблица 1.
  Всего занятых в период май 2002 - фев. 2003 г. (тыс. чел.) Удельный вес женщин (%)
ВСЕГО 65841 48,7
Промышленность 16603 38,6
Сельское и лесное хозяйство 7154 40,0
Транспорт и связь 5838 29,2
Строительство 4097 22,2
Оптовая и розничная торговля,
общественное питание
9700 64,9
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания 3302 47,7
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение 4577 79,3
Образование 5914 80,8
Культура и искусство, наука и научное обслуживание 1904 61,8
Финансы. кредит, страхование, пенсионное обеспечение 835 71,1
Управление 4462 64,2
Другие отрасли 1454 39,3

Преобладающая часть занятого населения по месту основной работы трудится на предприятиях и в организациях различных форм собственности, на их долю приходится 87,4% общей численности занятых, включая работающих владельцев предприятий, в фермерских хозяйствах занято 0,7% работающих.

Около 3,5 млн. человек (5,5 % занятых) в качестве основной или единственной работы занимались предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе 1,6 млн. женщин и 4,1 млн. человек (6,5% занятых) имели работу по найму у физических лиц, в том числе 2,0 млн. женщин.

За последний год численность работающих по найму у физических лиц возросла на 1,4 млн. чел. при снижении занятых в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица на 459 тыс. чел.

По данным опроса, проведенного в феврале 2003 г. - более 4,1 млн. человек, или 6,5% общего числа занятых характеризовали свою деятельность как работу не по найму, среди них 2,1 млн. человек - женщины. Доля лиц, работающих не по найму, среди занятых женщин ниже (6,6%), чем среди занятых мужчин -7,7%.

Анализ занятости по занятиям на основной работе показывает, что по прежнему среди руководителей (представителей) органов власти и управления, включая руководителей учреждений и организаций преобладают мужчины - их удельный вес составляет 62%. Значительное преобладание мужчин отмечается среди водителей и машинистов подвижного оборудования -92%, рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и строительно-ремонтных работах - 86,3%, и среди рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности -87,8%.

Женщины преобладают среди специалистов в области образования- 76,8%, специалистов среднего уровня квалификации и вспомогательного персонала естественных наук и здравоохранения - 90,9%, среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности - 71,8%, продавцов, демонстраторов товаров, натурщиков и демонстраторов одежды - 80,8%.

Численность безработных на февраль 2003 года составила 6575 тыс. чел., из них удельный вес женщин в общей численности безработных составил 46,0% и за последний годы изменился незначительно. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных. Уровень безработицы составил 9,8% у мужчин и 8,7% у женщин.

Средний возраст безработных в феврале 2003 г. составлял 34,9 лет, по сравнению с 2000 г. он уменьшился на 0,7 года. При этом средний возраст безработных женщин за это время уменьшился на 0,8 года и составляет 34,9 лет, а безработные - мужчины за это время стали в среднем младше на 0,6 года, их средний возраст 34,8 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 16,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 39,1% безработных.

Мужчины преобладают во всех возрастных группах безработных, кроме группы до 20 лет, где количество мужчин и женщин одинаково.

Около 33% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин такое образование имеют 41,7%, среди мужчин - 25,7%.

Среднее время поиска работы составляет 8,8 месяцев, при этом среднее время поиска работы у женщин выше и составляет - 9,2 месяца.

Способы поиска работы у мужчин и у женщин не отличаются. И те, и другие предпочитают обращение к друзьям, родственникам, знакомым и обращение в государственную службу занятости.

В структуре безработных по причинам незанятости у женщин несколько выше высвобожденные в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела, отсутствие опыта работы, а у мужчин - увольнение по собственному желанию.

Анализ безработных по занятиям по последнему месту работы показывает, что и у мужчин и у женщин наибольшей группой безработных являются неквалифицированные рабочие и лица, не имеющие опыта. У мужчин эта группа составляет 35,6% от общей численности безработных мужчин, у женщин она чуть выше - 38,0%.

Однако у квалифицированных безработных мужчин и женщин имеются значительные отличия. У мужчин значительная группа безработных 22,7% - это квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а так же операторы, аппаратчики, машинисты установок и слесари-сборщики - 21,3%. У женщин 18,9% безработных работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, а также специалисты среднего уровня квалификации - 13,4%.

Анализ безработных по последнему месту работы по отраслям экономики наибольшее количество от общего числа безработных и у мужчин и у женщин составляет группа безработных промышленности - 25,2% у мужчин и 18,8% - у женщин. Работавших ранее в строительстве безработных мужчин в 4 раза больше безработных женщин, в транспорте и связи в 2,7 раза. В образовании, культуре и искусстве тенденции обратные - безработных женщин в 3 раза больше, чем безработных мужчин. Таким образом, отраслевая структура безработных по последнему месту работы имеет те же особенности, и совпадает с отраслевой структурой занятости.

Безработные обоих полов хотели бы иметь работу по найму с полной рабочей неделей.

В связи с имеющимися гендерными отличиями в безработице необходимо принятие и соответствующих мероприятий по содействию занятости, а также проведение гендерного анализа законодательства, регулирующего занятость и всех изменений, которые в него вносятся.

Занятость в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативно правовыми актами. До 2001 года все мероприятия по занятости финансировались за счет средств Государственного фонда занятости. В январе 2001 года фонд был ликвидирован, и в настоящее время финансирование мероприятий по занятости осуществляется из федерального и региональных бюджетов.

Упразднение Государственного фонда занятости было продиктовано стремлением усилить контроль за расходованием средств и сократить налогообложение работодателей. Необходимость проведения этих мер обосновывалась тем. что при финансировании из Государственного фонда занятости 80% средств территориальных фондов занятости оставалось на месте и лишь 20 -% консолидировалось на федеральном уровне. В результате в благополучных регионах на активную политику тратились значительные средства в то время как в неблагополучных их не хватало даже на пособия по безработице. В 2001 году впервые за последние шесть лет удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания.

По мнению некоторых экспертов финансирование государственных органов занятости через казначейство с указанием цены услуги и численности граждан получивших ее позволяет точнее просчитывать средства, направляемые на реализацию региональных программ.

К сожалению, реформирование затронуло лишь финансовую составляющую системы государственной службы занятости и не коснулось содержания и качества работы его институтов, не привело к переориентации от пассивных форм поддержки безработных к активной политике занятости.

В результате этих изменений политика занятости стала еще менее активной. Если в 2000 году (до передачи в бюджет Государственного фонда занятости) на материальную поддержку безработных выделялось столько же средств сколько предусматривалось для специальных программ занятости и обучения. То в 2004 году на выплату пособия и прочих выплат безработным гражданам выделяется в 2,6 раза больше средств, чем в 2000 году, а на мероприятия по содействию трудоустройству - в 3 раза меньше. При этом суммы на мероприятия по содействию в трудоустройстве и на профобучение безработных граждан выделяется в 7 раз меньше суммы, направляемой на материальную поддержку безработных граждан.

Таблица 2. Расходы на мероприятия по занятости и поддержку безработных (млн. руб.)
2000 год 2004 год
Специальные программы занятости 4213,9 Мероприятия по содействию трудоустройства 1397,3
в том числе организация
рабочих мест 2712,6    
занятости длительно безработных 131,4 организация временного трудоустройства безработных, особо нуждающихся в социальной защите 205,2
занятости молодежи 164,0 организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые 84,0
поддержки предпринимательства 182,4 оказание содействия самозанятости населения 30,0
общественных работ 595,9 общественные работы 417,0
занятости подростков 293,6 организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет 570,0
трудовая реабилитация инвалидов 134,0    
 
Программа обучения безработных 1891,0 Профобучение безработных 1135,0
Материальная поддержка безработных 6718,7 Выплата пособий по безработице и прочих выплат безработным 17814,9

Изменился и характер мероприятий. Если специальные программы занятости из Государственного фонда занятости содержали мероприятия по организации рабочих мест, занятости длительно безработных, молодежи, подростков, то мероприятия по содействию трудоустройства из федерального бюджета федерального бюджета содержат мероприятия по организации временного трудоустройства безработных нуждающихся в социальной защите, выпускников начального и среднего профессионального образования, несовершеннолетних граждан. Вместо поддержки предпринимательства в 2004 году предусмотрено оказание содействия самозанятости населения в сумме более чем в 6 раз меньшей, чем на оказание предпринимательства в 2000 году. За четыре года в 1,4 раза сократилось финансирование общественных работ, а финансирование организации рабочих мест прекратилось полностью.

Несмотря на увеличение суммы средств, направляемой на выплату пособия и материальную помощь безработным, в этот период принимаются поправки в федеральный закон о занятости, направленные на снижение размеров пособий по безработице. Вводится ограничение на размер пособий по безработице гражданам, которые до увольнения имели высокие размеры зарплат. Их пособие, выплачиваемое в размере 75% среднемесячного заработка за первые три месяца, 60% - за последующие четыре месяца, 45% за последние 5 месяцев, во всех случаях не могут быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъектах Российской Федерации, но не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. Поскольку заработную плату значительно превышающую величину прожиточного минимума получают в основном мужчины, то в данном случае введение ограничения максимального размера пособия коснулось именно их.

В 2003 году было принято изменение, ограничивающее размер пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию. В настоящее время для граждан, уволившихся по собственному желанию, размер пособия по безработице устанавливается в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в первом 6-ти месячном периоде и 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации во втором 6-ти месячном периоде. В этом случае ущемляются права женщин, которые вынуждены увольняться в связи с необходимостью ухода за больными детьми или престарелыми родителями, переездом мужа на новое место работы (службы).

Новый порядок финансирования внес значительную неопределенность в статус государственной службы занятости, что вызвало отток квалифицированных кадров, большинство из которых женщины. Оплата работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза, т.к. изменился их статус. Если при финансировании из средств Фонда занятости их заработок был сопоставим с заработками госслужащих, то с 2001 года оплата их труда стала устанавливаться по единой тарифной сетке, а поощрительные выплаты были отменены. В связи с этим, добровольно покинуло службу занятости около 1,5 тыс. наиболее высококвалифицированных специалистов. Чтобы восстановить потери такого рода, государству потребуется немало времени и средств.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект, вносящий изменения в 22 статьи действующего Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

В случае принятия предлагаемого законопроекта мероприятия по осуществлению государственной политики занятости будут отнесены к полномочиям федеральных органов власти. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан становятся расходными обязательствами Российской Федерации.

Из закона о занятости изъяты функции и полномочия субъектов и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения занятости населения. Таким образом, осуществление государственной политики в области содействия занятости становится полномочиями федеральных государственных органов государственной власти. Федеральные государственные органы власти будут разрабатывать программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости и обеспечивать их финансирование.

Однако в законопроекте недостаточно четко определены полномочия и меры по организации и финансированию активной политики занятости, созданию условий и содействию системы негосударственных служб занятости. А опыт последних лет показал, что при финансировании из федерального бюджета мероприятия активной политики занятости значительно сокращаются. При этом к мерам активной политики занятости в законопроекте относятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содействие самозанятости.

Однако при этом финансирование общественных работ предполагается осуществлять за счет средств работодателей и отменить поощрение работодателей, создающих рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите.

В связи с этим организация общественных работ становится еще более проблематичной, поскольку это особый вид трудовой деятельности незанятых граждан, в целях обеспечения временной занятости и снижения социальной напряженности в обществе, а не получение прибыли.

А такие мероприятия активной политики, как организация рабочих мест (хотя бы для лиц, испытывающих трудности в поиске работы) даже не перечислена в мерах активной политики занятости. Неясно также как при проведении политики занятости только федеральными органами будут учитываться региональные особенности рынка труда и что делать регионам в случае, если из федерального бюджета будет выделено недостаточно средств.

Учитывая, что финансирование материальной поддержки будет осуществляться из федерального бюджета, предлагается вместо ранее установленных законом размеров пособий определяемых от величины прожиточного минимума субъекта, ввести минимальный и максимальный размер пособия по безработице, который будет ежегодно определяться Правительством Российской Федерации с учетом районных коэффициентов. Таким образом, прямые нормы закона заменяются постановлениями Правительства Российской Федерации. Все это указывает на то, что, как и в настоящее время из федерального бюджета предполагается производить в основном выплату пособий по безработице.

Кроме того, в законопроекте предлагаются меры, которые приведут к ухудшению положения женщин. Так из перечня категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы исключены граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь. А в численности этой категории более 95% женщины

Исключается бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости, остается лишь медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профобучение. Из перечня категории испытывающих трудности в поиски работы исключена категория "оба безработных родителя".


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100