"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2007

Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН

Социально-экономическая и гендерная экспертиза
добровольного накопления граждан на пенсию

Фракция "Единая Россия" и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам провели 26 июня 2007 года парламентские слушания по вопросу "О реализации Послания Президента Российской Федерации в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан".

В бюджетном Послании Президента России Федеральному Собранию в марте 2007 года была поставлена задача сформировать механизмы укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Постановка данной проблемы связана с необходимостью улучшить финансовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). По расчетам экспертов только по базовой части пенсий дефицит пенсионной системы в 2008 году составит 264,9 млрд., в 2009-м – 370,6 млрд., в 2010-м – 459,3 млрд. рублей. Дефицит ПФР по страховой части в 2008 году составит 119,2 млрд., в 2009-м – 150,4 млрд., в 2010-м – 196,7 млрд. рублей. Таким образом, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составит 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей. ("Промышленные ведомости" №№5-6, май, июнь 2007, "Реквием по соцстраху").

Эта несбалансированность ПФР не должна удивлять. Само Правительство РФ и законодатели сократили ставку Единого социального налога (страхового взноса), отчисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации с 28 до 20%, имея в виду облегчить налогообложения бизнеса и побудить его сократить выплату теневой, не облагаемой налогами зарплаты. Считалось, что бизнес будет счастлив, отдав освободившуюся от налога часть прибыли в повышение заработной платы, и постарается не платить ее "в конвертах". Таким образом, легальный фонд заработной платы, с которого берется страховой взнос, возрастет, и финансовая база пенсий укрепиться.

Фактически ничего подобного не произошло, во всяком случае, не стало заметным явлением. По обследованиям, предприниматели ответили, что освободившиеся средства они в основном направили на уплату налогов тому же государству, неприятностей от которого они, понятно, боятся больше, чем требований работников о повышении явно заниженной в России цены труда.

Об этом говорилось и писалось массой экспертов, но они не сумели убедить Правительство РФ прислушаться к ним и не создавать себе же трудностей. Но, как обычно в последнее время, мнение специалистов не убедило политиков и не убедило настолько, что идея дальнейшего сокращения ЕСН по-прежнему озвучивается официальными лицами.

В результате случилось то, что должно было случиться. ПФР стал дефицитным по сбору страховых взносов и начал испытывать финансовые трудности. И федеральному бюджету (а Пенсионный фонд Российской Федерации по разграничению полномочий находится в ведении Федерации, и вообще его активы есть не собственность застрахованных, как в цивилизованной Европе, а собственность государства) пришлось выделять бюджетные средства для пополнения Пенсионного фонда Российской Федерации.

Между тем власти обещают увеличивать пенсии – по расчетам среднесрочного бюджета они должны возрасти за 2008-2010 гг. на 65%. Но эта прибавка не позволяет поднять так называемый коэффициент замещения пенсией заработной платы, оценивающий уровень жизни пенсионеров в условиях подвижности цен. Сейчас он составляет 25% и движется к 20%, что означает падение уровня жизни с выходом на пенсию в 4-5 раз. Для сравнения укажем: по конвенции МОТ о социальном страховании №102, по Европейскому кодексу социального обеспечения этот коэффициент минимально должен составлять 40% от заработной платы квалифицированного работника, или по нынешним меркам – 4,8 тысячи рублей. И даже, если считать, что данная норма МОТ установлена на работника и его жену (конвенция принята в 50-е годы, когда женщины не работали, кормил семью мужчина), и минимальные 20% от средней по экономике. Получилась дилемма – деньги должен дать или бюджет или население. Последний вариант означает, что работающие граждане должны финансировать будущие свои пенсии. Есть правда другие варианты, не связанные с чисто финансовым перераспределением, как это принято в политике у нас. Эти варианты означают постановку задачи и обеспечение ее решения с участием государства по развитию производства и росту производительности труда. Тогда не страшно увеличение пожилых относительно молодых работников, последние будут трудиться эффективно и создавать высокий, соответствующий передовым странам продукт для себя и для общества. В страховой системе, как известно, рост заработной платы, тем более за счет за счет роста производительности труда даст требуемые взносы в фонд пенсии. Повышение платы за труд в России к тому же возможно и в связи со снижением в произведенном продукте доли присваиваемой прибыли в пользу части, идущей для работника. Сколько фактов говорит о безумных для скромной российской почвы доходах и демонстративном сверхпотреблении богатых в нашем обществе.

Если все не так, то и само положение производителей товаров и услуг, а с ними и доходов не радужное, то что же говорить о пенсионерах. Еще на фоне приватизации многие из специалистов ставили вопрос о передаче Пенсионному фонду Российской Федерации акций предприятий в коммерчески успешных отраслях (нефть, газ, металл, банки и пр.), поскольку пожилые граждане создали весь потенциал, ныне работающий. В либеральной парадигме начала 90-х более подходящей оказалась раздача ваучеров для всех. В результате, принятая система отчислений от заниженных заработков, наряду с прочим, не создали основы для достойных пенсий.

Выход власти видят в изобретении очередных моделей перераспределения этих заработков, ныне подросших на фоне экономического оживления в пользу вложений в будущее. Среди таких моделей – укрепление накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Президент, видимо понимая, что лишних против насущных потребностей денег у большинства народа пока нет, и надо ужать свои семейный бюджет на образование детей, жилье, платную медицину и пр., предложил содействие тем, кто решит не тратить, а откладывать деньги. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде Российской Федерации государство должно добавить еще тысячу рублей. И, естественно, для того чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться, обеспечивая необходимую доходность и надежность.

На это будет направляться часть средств Фонда национального благосостояния. Указанный фонд образуется как часть отчислений от поступлений в бюджет от продажи нефти. В 2008 г. он оценивается примерно в 450 млрд. рублей. Кроме того, он направляется на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации и его надежность в долгосрочной перспективе. Причем сами финансовые ресурсы ПФР должны быть увеличены до таких объемов, чтобы поставленные задачи можно было решать за счет доходов от их эффективного размещения.

Разрабатываемые законы должны учитывать:

  • добровольность вступления граждан в систему добровольных пенсионных накоплений,
  • предоставление максимально возможному числу граждан права участвовать в формировании добровольных пенсионных накоплений;
  • простота условий и порядка участия гражданина в формировании добровольных пенсионных накоплений
  • информационная и административная доступность и прозрачности системы.

Известные неудачи действующей накопительной пенсионной системы (узкий круг участников – с 1967 года рождения, низкий инвестиционный доход – ниже инфляции, финансовая неактивность населения в поисках выгодного размещении средств и т.п.), по мнению специалистов, требуют определенных законодательных гарантий, способных внушить доверию к предлагаемой финансовой. Это, прежде всего, требует, чтобы государство не обещало нечто добавить в будущем, когда человек уйдет на пенсию – так называемое отложенное финансирование, а постоянно производило бы реальные текущие перечисления государственных средств на накопительные счета граждан одновременно с поступлением отчислений от них самих и сообщать об этом.

Любопытно, что центр обсуждения – не сама идея расширения личного накопления на пенсию и рациональная ли предложенная форма. Или, судя по опыту Европы, можно бы сделать по-иному. К примеру, увеличить участие работника в будущей пенсии через его индивидуальный взнос в систему действующего социального страхования (когда ответственность солидарно распределена между ним и работодателем). Предложение Президента России для современной Государственной Думы, большинство которой позиционирует себя как его партия, непререкаемый императив. И поэтому предмет дискуссии – сугубо механизм реализации именно того, что он предлагает.

Этот механизм мыслиться по-разному двумя ведущими ведомствами. По версии Минздравсоцразвития РФ, гражданин должен заключать договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), перечислять свою долю туда – и туда же поступит добавка от государства. Затем всю сумму НПФ будет инвестировать в ценные бумаги.

Минэкономразвития РФ на сознательность гражданина не рассчитывает и не предлагает договорных отношений, а считает рациональным просто взимать с зарплаты каждого работающего дополнительные 3 процента и к этим деньгам добавлять государственные. Не желающие таким образом копить на старость смогут отказаться от уплаты дополнительного трехпроцентного налога. Однако в ныне действующей накопительной системе позиция людей практически одна – девять десятых людей действует в ее формате "по умолчанию". Такая решительная позиция МЭРТ свидетельствует, пожалуй, о кризисном состоянии пенсионного обеспечения. И тогда неясно, почему в только что принятом трехлетнем бюджете не проектируются какие-то серьезные меры по санированию финансов Пенсионного фонда Российской Федерации, кроме банальной бюджетной поддержки дефицита. Может быть не нужны были бы столь жесткие решения, если уже сейчас согласиться с позицией специалистов об отмене ЕСН и передаче всего 20-процентного тарифа в страховую систему при бюджетном финансировании базовой пенсии за счет налогов.

В свою очередь мы считаем, что минимизации издержек на администрирование и обслуживание накоплений предполагает использование всей сложившейся действующей инфраструктуры – Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов, доказавших собственную жизнеспособность и добросовестность в отношении уже 6 млн. вкладчиков.

Следует определиться и с кругом тех, кто получает право на добровольные накопление – можно предложить подобное накопление всему населению, тогда есть шанс на включение работников с серыми доходами, а не только с легальными, а также лиц в предпенсионном возрасте и даже работающих пенсионеров. Но есть и противоположное мнение – предоставить право участия только официально работающим. В последнем варианте намечается привлечь отчисления работодателя в пользу работника. Естественно, что это возможно только при введении режима наибольшего благоприятствования в отношении налоговой нагрузки на фонд заработной платы и прибыли, когда при отчислениях не будут браться ЕСН и налоги на прибыль, а с выплат из накопленных сумм не будет взиматься подоходный налог.

Работодатель не должен платить налоги еще и потому, что он важен в организации системы: взимании отчислений и перевод их через банк по определенному законом и самим вкладчиком адресу. Надавить на предпринимателя способны профсоюзы через систему коллективных договоров и соглашений. Важно и то, что распространение права на работающих создает стимулы требовать от работодателя уплаты официальной заработной платы – извечная мечта государства снизить "серые" формы заработной платы.

Повысить уровень доверия граждан к предлагаемым механизмам и финансовую надежность системы предлагается путем введения обязательного государственного страхования добровольных пенсионных накоплений граждан за счет средств финансовых участников (негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний) по аналогии с государственной системой страхования банковских вкладов. Будет введено требование к финансовым участникам (негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям) достаточности собственных средств относительно привлеченных пенсионных накоплений граждан.

Хотя вопрос о собственности на накопления пока не решен, но идет речь о возможности получения пенсионных накоплений правопреемниками в случае смерти гражданина, участвовавшего в формировании добровольных накоплений. Конкурентоспособность предлагаемого пенсионного накопления по сравнению с банковскими вкладами, по мнению экспертов, возможно, если предоставить право досрочно забирать накопленное.

Пока обсуждается также такой вопрос: надо ли ограничивать участие работников в зависимости от уровня заработной платы – ведь люди с высокой оплатой могут, по сути, обрушить бюджет, пожелай они внести очень большие суммы. Это вполне реально – по оценкам, Минфин РФ выделяет на добровольное накопление средства, рассчитанные на пять, и даже меньшее число лет взносов.

Парламентские слушания решили развернуть обсуждение разрабатываемого законопроекта среди населения. Мы начнем его и опубликуем Концептуальные вопросы законопроекта, стимулирующего добровольные пенсионные накопления граждан путем софинансирования, разработанные к обсуждению на парламентских слушаниях.

Вопрос 1.

Установление сроков действия программы софинансирования

Варианты
Комментарии
1. Сроки установлены законодательно Недостатки:
  • Происходит дискриминация отдельных поколений, не имеющих возможности участвовать в программе.
  • При незапланированном большом круге участников возникает риск превышения расходов на финансирование программы запланированного объема.
Преимущества:
  • Целевым образом способствует решению проблемы пенсионных накоплений только тех возрастных когорт, выход на пенсию которых придется на период наибольшего дефицита пенсионной системы.
2. Сроки окончания действия программы заранее не определены (до исчерпания средств софинансирования) Недостатки:
  • Потенциальные участники программы ограничены в возможностях планирования осуществления пенсионных накоплений.
  • Сложность правовой конструкции, поскольку данный подход предполагает изначальную неопределенность наличия права на вступление в соответствующие отношения, которое зависит от наличия, либо отсутствия средств софинансирования.
Преимущества:
  • Возможно участие в программе более широкого круга лиц.
Вопрос 2.

Круг участников

Варианты
Комментарии
1. Все население Недостатки:
  • При фиксированном общем объеме расходов на осуществление программы – меньший срок действия программы вследствие большого количества участников и меньший объем накоплений.
  • Необходимо обеспечить открытие индивидуального лицевого счета (присвоение СНИЛС) на каждого участвующего. Возникают серьезные издержки по администрированию уплаты и перечисления взноса (установление ответственности банков за перечисление средств незанятых физических лиц, сверка сумм, в случае технических ошибок в указании реквизитов и т.д.)
  • Формирование технически сложной системы взаимодействия отделений ПФР, банков и федерального казначейства для учета средств на специальной части ИЛС.
Преимущества:
  • Создание стимулов для добровольных накоплений всех граждан.
2. Все работающие, включая работающих пенсионеров Недостатки:
  • Необходимо обеспечить открытие индивидуальных лицевых счетов для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию (военные, судьи, сотрудники МВД, прокурорские работники и др.). Следует при этом отметить, что вследствие особенностей назначения размера пенсий этих категорий граждан – коэффициент замещения их пенсий в среднем выше. Из программы исключаются неработающие граждане.
Преимущества:
  • Существенно упрощается система администрирования и учета взносов, так как плательщиком становится работодатель.
  • Стимулируется формальная занятость населения.
3. Все работающие, подлежащие ОПС Недостатки:
  • Из программы исключаются неработающие граждане, а также граждане, имеющие право на особые виды государственных пенсий.
Преимущества:
  • Поскольку лицевые счета уже открыты, необходимо открыть только специальную часть этих лицевых счетов.
  • Дополнительных издержек на администрирование уплаты и учета не возникает
Вопрос 3.

Условие участия в программ

Варианты
Комментарии
1. По умолчанию – все не являются участниками. Подается заявление на участие. Недостатки:
  • Меньшее количество граждан участвуют в формировании своих пенсионных накоплений, что, однако, приводит к большему уровню накоплений и, следовательно, к большей величине индивидуального коэффициента замещения у участников.
Преимущества:
  • Наличие заявления свидетельствует об осознанном согласии гражданина на отчисление части его заработной платы в виде страховых взносов.
2. По умолчанию – все являются участниками. Подается заявление на прекращение участия. Недостаток:
  • Участие большего количества граждан при фиксированном уровне финансирования программы в целом приводит к меньшему уровню накоплений и, следовательно, к меньшей величине индивидуального коэффициента замещения.
Преимущества:
  • Существуют действующие в законодательстве аналоги участия в государственной программе по умолчанию: программа ДЛО, инвестирование средств "молчунов" государственной управляющей компанией.
  • Значительно увеличивается количество участников программы, что приводит к формированию пенсионных накоплений у большего числа граждан.
Вопрос 4.

Куда подается заявление о вступлении или выходе из программы

Варианты
Комментарии
1. Только работодателю Недостатки:
  • В случае участия работающих лиц, у которых нет индивидуальных лицевых счетов, требуется установить обязанность работодателю представлять в отделения ПФР заявления об открытии лицевых счетов и ответственность за непредставление таких заявлений.
  • Становится невозможным участие неработающих граждан.
Преимущества:
  • В случае участия лиц, у которых есть ИЛС, процедура вступления в программу предельна проста.
2. Только в отделения ПФР Недостатки:
  • Для работающих граждан начало отчисления добровольных взносов становится возможным только после получения от отделения ПФР сведений об открытии ИЛС (присвоения СНИЛС) и, в случае с работающими гражданами – передачи этих сведений работодателю.
  • Необходимость расширения штата, помещений и приобретение оборудования ПФР.
  • Увеличение затрат времени для работающих – участников программы и возможное снижение участия.
Преимущества:
  • Становится возможным участие любого круга граждан.
Вопрос 5.

Лицо, ответственное за перечисление взносов (исчисление, удержание и уплата)

Варианты
Комментарии
1. Работодатель Недостатки:
  • Становится невозможным участие неработающих граждан.
Преимущества:
  • Данный вариант приближен к существующей схеме уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Порядок уже установлен и требуется только его дополнение в части уплаты добровольных пенсионных взносов.
2. Физическое лицо Недостатки:
  • Необходимо установить требования к периодичности взноса, другие необходимые элементы перечисления взносов.
  • ПФР в настоящее время не принимает платежи от физических лиц без их регистрации в качестве плательщиков. Даже физические лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за третьих лиц обязаны зарегистрироваться. Таким образом, данное решение требует затрат на совершенствования процедур в ПФР.
  • В случае предоставления права на вычет из базы по подоходному налогу, это право может быть реализовано только путем подачи декларации по тогам года.
Преимущества:
  • Становится возможным участие любого круга граждан.
  • Гражданам предоставляется возможность осуществлять добровольные взносы из доходов, помимо заработной платы, а также личных сбережений
Вопрос 6.

Определение суммы взноса

Варианты
Комментарии
1. Фиксированная сумма в рублях по заявлению гражданина. Недостатки:
  • В случае изменения размера заработной платы (дохода от которого исчисляется взнос) доля добровольного взноса в ней будет изменяться. А в исключительных случаях – размера заработной платы (дохода) может не хватать.
Преимущества:
  • Существенно упрощается администрирование платежа.
2. Фиксированная доля от заработной платы (дохода) Недостатки:
  • Требуется определение базы, с которой он уплачивается.
Преимущества:
  • Располагаемая доля заработной платы остается неизменной.
Вопрос 7.

Принципы установления пределов вычета из базы НДФЛ

Варианты
Комментарии
1. В размере фактически уплаченных добровольных взносов без ограничений Недостатки:
  • Может привести к существенному выпадению налоговых доходов субфедеральных бюджетов.
  • Является регрессивной мерой, так как стимулирует за счет средств субфедеральных бюджетов участие граждан, имеющих возможность осуществлять существенные по размеру накопления.
Преимущества:
  • Стимулирует формирование значительных по размеру пенсионных накоплений.
2. В размере, не превышающем установленный максимум Недостатки:
  • Требует проверки правильности осуществления вычета.
Преимущества:
  • Ограничивает потери бюджета.
Вопрос 8.

Ответственность за уплату взносов, правильность его расчета и своевременность платежа

Следует отметить, что установление налоговой ответственности за неуплату взносов невозможно, вследствие того, что взносы не относятся ни к налогам, ни к сборам в соответствии с налоговым законодательством. Налоговые санкции возникнут в связи с неправильным применением вычетов в связи с уплатой взноса (то есть, если размер взноса были завышен).
Варианты
Комментарии
1. Ответственность отсутствует Недостатки:
  • Неуплата взноса со стороны работодателей может носить массовый характер и цели программы не будут достигнуты.
  • Защищенность работников, желающих участвовать в программе, будет крайне слабой.
Преимущества:
  • Работодатели не подвергаются дополнительному риску наложения санкций за неверный расчет.
2. Ответственность в рамках пенсионного законодательства (за подачу неверных сведений о количестве участников программы из числа работников или неподачу сведений – по аналогии с действующими санкциями, за уплату неверной суммы – штраф в размере доли от суммы взноса). Недостатки:
  • Администрирование будет осуществлять ПФР по аналогии с действующим законодательством.
Преимущества:
  • Устанавливается ответственность, позволяющая защитить интересы работника, участвующего в программе.
  • Отсутствует риск несоразмерных санкций за нарушения порядка расчета взносов
Вопрос 9.

Инвестирование средст

Варианты
Комментарии
1. Особый порядок Недостатки:
  • Требуется обособление средств на всем протяжении процесса инвестирования.
  • Отсутствует кумулятивный эффект от инвестирования средств пенсионных накоплений, осуществленных в рамках ОПС и в рамках данной программы.
  • Необходимо организовать параллельную систему управления, учета и инвестирования средств, поступающих в рамках программы.
Преимущества:
  • Возможно организовать систему прямого перечисления средств организациям, осуществляющей процесс инвестирования (УК) и/или осуществляющим учет, инвестирование и формирование пенсионных выплат (НПФ).
2. В соответствии с действующим порядком Недостатки:
  • Существующие недостатки системы, включая: длительный срок перевода средств в УК или НПФ, сложные процедуры учета и выверки средств на СЧ ИЛС и др.
Преимущества:
  • Низкие издержки на начало осуществления программы.

Считаем, что наше публикация – шаг к преодолению сложившегося в последнее время аппаратно-бюрократического способа принятия решений. Привлечение людей к обсуждению повысит эффективность будущей системы.

Мы провели гендерную ее экспертизу и полагаем, что она в основном улучшит пенсии для мужчин. У них более высокие заработные платы, из которых можно безболезненно сделать отчисления по тысячи рублей в месяц на добровольное пенсионное накопление. По нашим расчетам (2005 г.), среди получающих более 20 тысяч рублей три четверти составляют мужчины, тогда как женщины такую же долю составляют в заработках менее прожиточного минимума – до 3,5 тысяч рублей. В итоге, мужчины способны получить более высокий коэффициент замещения заработной платы, чем сейчас, который значительно отстает, как видно из приводимых ниже данных.

Табл. 2. Коэффициент замещения пенсией заработной платы по полу
Годы
Зарплата женщин – руб. в месяц
Пенсия женщин – руб. в месяц
Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин
Зарплата мужчин – руб. в месяц
Пенсия мужчин – руб. в месяц
Коэффициент замещения пенсией зарплаты
мужчин

1998

885
388
44
1258
431
34

2001

2656
1100
41
4203
1225
29

2004

5692
1962
34
8915
2155
24

2005

7153
2473
35
11778
2671
23

Мы рады за мужчин, у которых появился шанс увеличить за счет своих трудов пенсию. Но что делать с низкой пенсией женщин? Только одно – должен быть кардинально, в разы повышен уровень зарплаты в отраслях с преимущественно женским трудом – в школах, детских садах, больницах библиотеках. Государство должно помочь выйти из кризиса и создать условия для зарабатывания в отечественной легкой промышленности, в приборостроении, химии, поощрять развитие сельского хозяйства, где самая низкая заработная плата и где больше всего работает женщин. Надо покончить с позорной минимальной заработной платой, в основном получаемой женщинами, ее должно хватать на содержание свое и ребенка. Предоставить возможность женщинам трудоустроится в легальном секторе с хорошей заработной платой, а не загонять их трудиться в неформальном секторе занятости (торговле, сетевом маркетинге и т.п.), где нередко отсутствуют отчисления на пенсионное страхование. Это все означает необходимость включения в государственное управление женского интереса, гендерного подхода к программированию и регулированию экономики. Иначе – эффект от любой из мер будет снижен.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100