"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2007
Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН
Трагедия в Новокузнецке и проблемы пенсионной реформы, ранее поставленные экспертами проекта "Гендерные бюджеты в России"
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона 17 декабря 2001 года №173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, в случае их смерти до назначения им накопительной части трудовой пенсии по старости должны быть выплачены их родственникам или лицам, указанным застрахованными в своих заявлениях.
Эти положения Федерального закона были приняты на основе законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в июне 2001 года, вступили в силу с 1 января 2002 года, но до настоящего времени остаются не реализованными.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона 24 июля 2002 года №111–ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом предусмотрено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии их обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
До настоящего времени указанный Порядок Правительством Российской Федерации не установлен, органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказывают гражданам, обращающимся за такими выплатами, ссылаясь на его отсутствие. В связи с недостаточной разъяснительной работой многие правопреемники не знают о своих правах и не обращаются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для их реализации.
В условиях бедности значительной части населения нашей страны, когда размер федерального пособия на погребение на протяжении уже целого ряда лет составляет всего 1 тыс. рублей, а пенсионные накопления, подлежащие выплате правопреемникам, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей, граждане, оказавшиеся в тяжелейшей жизненной ситуации (родители, супруги, дети умерших или погибших застрахованных) на протяжении ряда лет не могут реализовать свои права.
Численность таких граждан постоянно растет. Их число недавно пополнили вдовы, родители и дети 108 шахтеров шахты "Ульяновская", траур по которым объявлен в Кемеровской области 22–24 марта текущего года. Их вдовы и дети должны получить уже имеющиеся отчисления погибших мужей.
В этой связи недавняя инициатива Министра Минздравсоцразвития России, члена Правительства Российской Федерации М.Ю. Зурабова, предполагающая исключение из индивидуальных лицевых счетов застрахованных сведений об их пенсионных накоплениях, не свидетельствует о намерении обеспечить реализацию указанных выше положений законодательства, а возможно и прямо преследует целью отказать гражданам в их законодательно закрепленном праве завещать средства своих пенсионных накоплений, а их правопреемникам – получать эти средства. Полагаем, что даже если придется отказаться от накопительной пенсионной системы из-за отсутствия соответствующих экономических условий (только гарантированные, т.е. государственные формы вложений и пр.) и дефицитности источника трудовых пенсий при нынешнем ЕСН, то нельзя забывать об уже сделанных за 2002–2006 гг. накоплениях работников и попросту списать их как несуществующие. Это невозможно, исходя из отношений собственности, защищаемых Конституцией РФ.
В этой связи укажем на ограниченности объективной информации о ходе проведения пенсионной реформы, когда достоянием общественности становиться только те сведения, которые получены, обобщены и интерпретированы одним исполнительным органом, ответственным за проведение реформы. Дело в том, что в России пока нет прозрачной системы показателей, измеряющих эффект принятых мер в области пенсий, их влияние на положение отдельных социальных групп населения и т.п. Все ограничивается усредненной отчетностью, и таким образом трудно объективно оценить подлинные масштабы ситуации, сложившейся в связи с проведением тех или иных пенсионных изменений по широкому кругу качественных аспектов системы. В частности, и в связи с продолжающимся не обеспечением выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованных лиц, умерших в 2002–2006 гг. и в истекшем периоде 2007 года.
Это является прямым следствием более общих проблем проводимой пенсионной реформы, к числу которых можно отнести отсутствие продуманной и последовательной программы реформы, расплывчатость либо полная неопределенность объективных критериев оценки выполняемых этапов работ, отсутствие ответственности исполнителей реформы за четкое выполнение ее конкретных этапов, оторванность проводимой реформы от граждан, права которых не всегда соблюдаются, а зачастую просто игнорируются. Не забудем, что среди пенсионеров большинство в две трети, как известно, составляют женщины. В этом смысле пенсионный вопрос в России – женский вопрос.
|