"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006
Обсуждаем Бюджет-2007
Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН,
Ольшанская О.В., главный специалист Аппарата ФНПР
Депутаты предлагают повысить МРОТ без дополнительных расходов
В процессе рассмотрения проекта бюджета 2007 четыре депутата Государственной Думы Российской Федерации внесли предложение повысить минимальную заработную плату (МРОТ) в России до 2000 руб. в месяц против 1100 руб. действующих с мая 2006 г. и 1400 руб., предлагаемых Правительством Российской Федерации на 2007 год. Учитывая, что это очень значимые персоны: председатель Государственной Думы, руководители комитетов Государственной Думы (по труду и социальной политике, по образованию и науке, по охране здоровья) – законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" вероятнее всего будет принят.
Следует сказать, что ранее в Государственной Думе Российской Федерации была озвучена еще одна депутатская инициатива в отношении роста МРОТ: в течение 2007 г. ввести его в размере 2500 руб., а затем – в 2008 г. – 3200 руб. в месяц.
Подобная активность объясняется многими факторами. Во-первых, приближением выборов в Государственную Думу Российской Федерации, когда депутаты должны отчитываться о выполненных обещаниях, среди которых – борьба с бедностью, необходимость соблюдать норму Трудового кодекса Российской Федерации о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума (в 2006 г. минимум трудоспособного 3,6 тыс. руб. – в 3 раза выше МРОТ). Во-вторых, имеет значение сложившееся в зоне СНГ значительное отставание в этом вопросе (в России этот показатель в сентябре 2006 г.– 41,5 долл. США, в Казахстане в январе 2006 г. – 69,1, Белоруссии – 72,8, Украине – 69,3). В-третьих, побудительным мотивом, несомненно, выступает задача, поставленная Президентом Российской Федерации в области ликвидации нищенского положения интеллигенции – учителей, медиков, музейных работников и прочих профессий, оплачиваемых из бюджета. В-четвертых, полагаем, что определенную роль в нынешней инициативе может играть проведение в ноябре 2006 года съезда Федерации Независимых Профсоюзов России, где с руководства будет спрос по этой проблеме, а как хотелось бы хорошо отчитаться о достижениях и т.п.
В свою очередь добавим еще один важнейший аспект – повышение минимума зарплаты важно для соблюдения общепризнанного принципа равной оплаты труда за равный труд мужчин и женщин, а следовательно, и для достижения их социального равенства (в октябре 2005 г. женщины получали на 39% меньше). К сожалению, большинство низкооплачиваемых работников в России, большинство занятых в бюджетных отраслях с их отставанием по заработной плате (на треть меньше, чем в целом по экономике) – женщины. Ситуация в нашей стране, когда дискриминация по полу сопровождается и профессиональной сегрегацией сферы государственных услуг противоречит международной практике.
Соотношение заработной платы в образовании
с заработной платой в целом по экономике в различных странах
страны |
год |
соотношение в % |
Россия |
2004 |
63 |
Мексика |
2004 |
142 |
Китай (образование, культура, искусство) |
2003 |
103 |
Дания |
2003 |
91 |
Франция |
2002 |
107 |
Венгрия |
2004 |
110 |
Швеция |
2004 |
86 |
Израиль |
2003 |
81 |
Латвия |
2004 |
99 |
Литва |
2004 |
96 |
Эстония |
2004 |
89 |
Белоруссия |
2004 |
86 |
Украина |
2004 |
79 |
При всем позитиве происходящей активности законодателей в обозначенном направлении экспертная оценка представленного проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и в другие законодательные акты", отмечает неоднозначность его последствий.
Первое. Вызывает сомнение то, что принятие проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Такой вывод основан на проектируемом включении в величину МРОТ всех видов доплат и надбавок к заработной плате, доля которых в среднем варьируется от 40 до 120 процентов к тарифам (окладам). Но что тогда есть само повышение, если на него не нужны деньги.
По данным Росстата (апрель 2006 года) среднемесячную начисленную заработную плату от 1400 рублей (минимум, заложенный в бюджете 2007 года) до 2000 рублей (заложенные в законопроект) получают 4,3% всех работников занятых в экономике или более 2 миллионов человек. В первую очередь этот вопрос непосредственно касается работников бюджетной сферы, доля получающих от 1400 до 2000 рублей в общей численности соответствующего вида деятельности составляет: в образовании – 9%, в здравоохранении и социальном обеспечении – 6,8%, в культуре – 7,9% . Несомненно, что новый минимум потребует дополнительных средств, однако у работников этой сферы нет повышающих оклады выплат, которые могли бы быть зачтены, по предложению авторов законопроекта, как источник осуществляемого повышения. А изыскать средства за счет уменьшения надбавок у других работников практически нельзя, законопроект это запрещает. Отсутствие в федеральном бюджете 2007 года необходимых средств способно ухудшить и без того сложную ситуацию на местах с выплатами бюджетников.
Причем все нуждающиеся, естественно, оказываются в финансово бедных регионах, которые в результате практически не смогут ввести этот минимум за свой счет. Выход возможен только один – сокращение численности в социально-культурных отраслях, что означает ухудшение лечения, образования, надзора за детьми, обслуживания престарелых и в итоге – увеличение безработных и бедных, прежде всего женщин, составляющих, как известно, большинство в перечисленных сферах услуг. Не очень заманчиво, если вспомнить о матерях одиночках, о разведенных женщинах, не получающих алименты и пр.
Следовало бы одновременно с рассмотрением законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации в третьем чтении бюджета 2007 года определить соответствующие финансовые обязательства Федерации перед регионами, ибо МРОТ по распределению полномочий властей – федеральная ответственность и отсутствие ассигнований приведет к появлению вновь нефинансируемого национального мандата, от которого центр избавился в приснопамятном ФЗ–122, что означает для бюджетной политики движение не вперед, а по кругу.
Второе. Законопроект предусматривает включить в минимальную заработную плату все виды доплат и надбавок, компенсационные и стимулирующие выплаты к заработной плате. Ранее в нее они не включались (статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации). В результате, новая редакция понятия минимальной оплаты труда приведет, по нашему мнению, к разрушению в России общепризнанных принципов организации заработной платы: тариф – отдельно, доплаты – сверх тарифа.
Как известно в организации заработной платы базовым элементом является – тариф (оклад). К нему применяются все остальные надбавки, доплаты, коэффициенты и т.д. Если работник трудится на работах с тяжелыми условиями труда, надбавка за условия труда начисляется отдельно и т.д. Когда тариф увеличивается, то увеличиваются и доплаты. В новой формулировке мы утрачиваем базовое понятие тарифа в исходной категории минимальной заработной платы и зависимую от него роль выплат сверх тарифа. Отсюда невозможно четкое построение всей остальной системы оплаты труда.
Со сменой понятия неизвестно как будут регулироваться различия в оплате труда. Если минимум 2000 рублей, а тарифные коэффициенты к низшей ставке пропорционально не пересматриваются, то соотношение неквалифицированного и квалифицированного труда из 4,5 превращается в 2,5.
При этом остается неясным то, как и к чему устанавливать надбавки и коэффициенты для работников различной квалификации и профессий – предусмотрено их сохранение. Практически это означает, что данную операцию надо производить к установленному с первого мая 2006 года минимуму 1100 рублей. Таким образом, фактически появляются две минимальные заработные платы в трудовых отношениях: одна для низко квалифицированного труда, другая для остальных групп профессий.
К тому же нельзя не сказать о социальном разочаровании для многих при новом порядке повышения минимума в форме доплаты. Ранее, когда объявлялся новый минимум, то рост тарифов в той или иной мере происходил у большинства работников, особенно в бюджетных отраслях. У многих повышались и надбавки от него зависящие. В новом варианте только часть работников получает некоторое увеличение, а основная масса – нет.
Третье. Доплаты до минимума являются дестимулирующим фактором для многих работников, занятых на простых работах, которые в настоящее время дефицитны. Масса женщин, выполняющих малоквалифицированную работу, имеют совмещение по своей профессии, в частности, санитарки, медсестры в здравоохранении. Приходится даже применять метод альтернативной службы, чтобы заполнить подобные вакансии. При новом порядке установления МРОТ зачем, к примеру, санитарке или медсестре иметь дополнительное совмещение, работать на 1,5 ставки, проще получить доплату за работу в пределах нормы времени. Еще пример, когда нивелируется право на повышенную оплату труда за работу в особых условиях в бюджетном здравоохранении: помощники воспитателей, работающих с умственно отсталыми детьми, с поражением ЦНС, туберкулезной интенсикацией, слепыми и т.п. получают на 15% больше, чем помощники воспитателей обычных детских садов. С введением доплаты до 2000 рублей всем, кто получает меньше, положение уравнивается и первых и вторых, что, по сути, отменяет доплату за особые условия труда по сравнению с нормальными работами. То же относится к дифференциации заработков для низкооплачиваемым работников по видам занятости в ночное время, сверхурочные часы, в выходные и праздничные дни и т.п.
Вывод. Повышение минимальной заработной платы необходимо – это актуальнейший социальный вопрос в России в борьбе с экономической бедностью, особенно феминной бедностью – низкими заработками работающих женщин, определяющих для массы семей – учителей, медиков и прочих бюджетников нищенский уровень жизни интеллигенции, о чем напрямую говорилось в президентском послании 2005 года. Пока МРОТ вдвое ниже прожиточного минимума, то правильнее было бы повышать его как базовую ставку для оплаты всех указанных категорий.
В срочном порядке это можно сделать и путем введения доплат, как предлагается в рецензируемом законопроекте на 2007 год. Но это должна быть сугубо разовая, временная мера на фоне применения новых эффективных форм и систем оплаты. Они должны, обеспечивая достойное вознаграждение всем тем, кто ныне работает на государство, на будущее страны (в образовании, здравоохранении, культуре, науке), тем не менее, сохранить принципиальные основы организации заработной платы как стимула к труду. Ибо вопросы эффективности работы у нас далеко не решены. Высокая оплата нужна, но результат ее на практике формируется в дифференцированной оценке трудовых усилий каждого.
Поэтому предлагается при принятии законопроекта еще раз продумать его последствия для трудовой активности, не менять определения, установившиеся в Трудовом кодексе Российской Федерации, имея ввиду временный характер предлагаемой меры и необходимость продолжения процесса, и не включать компенсирующие и стимулирующие доплаты и надбавки в определении права на доплату до вводимого минимума в 2000 рублей.
|