"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006
Обсуждаем Бюджет-2007
Ржаницына Л.С., Иванов А.Н.
Может ли введение налога на холостяков и бездетных помочь в стимулировании рождаемости в свете лозунга известного демографа "Берегите мужчин!"
Возвращаясь к налогу на бездетность (на холостяков, одиноких и малосемейных граждан) в России вспомним, что этот налог был введен в самое тяжелое время – 1941 год и отменен в начале 90-х. Несправедливость его была явной, поэтому вначале отменили его для семей с 1–2 детьми, которые его платили, затем для одиноких женщин. Остались практически холостые мужчины и бездетные пары. Могли не платить налог инвалиды по этим обстоятельствам, но мало кто рисковал принести на работу справку, чтобы травмирующий личный факт стал предметом всеобщего обсуждения.
РАССМОТРИМ СТАРЫЕ И НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДНЯТОЙ ТЕМЫ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Наша страна не столь бедна и не так нуждается в ресурсах, как в военное время. Есть Стабилизационный фонд, золотовалютные резервы, бюджетный профицит (в 2007 г. 1,5 трлн. руб., 20% бюджета). Поэтому Правительство Российской Федерации (Медведев, Кудрин, Зурабов) планирует выделить в Стабфонде специальный фонд будущих поколений и из него платить материнский капитал.
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФАКТОР. Введение любого налога – это очень дорогостоящая мера. Нужны дополнительные служащие, оборудование и т.д. Причем, именно сбор налогов с множества физических лиц стоит дороже сбора всех других налогов. Налог не технологичен, трудно определить и отследить само понятие холостяков и одиноких, особенно в нынешних условиях – гражданский брак, масса разводов, колоссальная подвижность населения и пр.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР НИЗКОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ. Заработная плата в 9 тыс. руб., 25% работников зарабатывают ниже прожиточного минимума (3,6 тыс. руб. в 2006 г. на трудоспособного). В том числе не худшие родители – учителя, медики, научные работники и т.п. Если за счет налога за бездетность формировать нужные 130 млрд. руб. на материнский капитал, то соответствующая категория работников должна платить еще один налог сверх и выше подоходного. В результате – уход в теневую занятость и неполучение бюджетом нужного объема налогов. А в теневой занятости теряются не только налоги, но и страховые платежи, из которых женщины получают ныне пособия на рождение, по уходу и пр. Таким образом, поощряя второго ребенка, мы снижаем перспективы на улучшение для остальных детей.
4. ВОЗРАСТНОЙ ФАКТОР. Основной плательщик – молодежь. Возможно, ли говорить о налогах для молодежи? (с молодых людей?). Размер стипендии, если она имеется – известен. Все они стремятся заработать еще, чтобы иметь возможность хотя бы себя прокормить, иметь неких фактор независимости от родителей. Учеба – платная, медицина – платная, отдых – заплати, а хочется еще и жилье. Кроме того, естественное желание иметь семью и детей. Именно поэтому хочется накопить, чтобы хоть как-то реализовать свои желания – успешная карьера и семья. Хочется помешать им в этом?
5. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ФАКТОР. В России половая диспропорция, в населении больше женщин. Традиционно они хотят иметь полную семью, родить в браке. Налог на бездетных с молодых женщин поощряет расширение числа матерей-одиночек, этот институт требует от государства дополнительной поддержки. Да и ребенку лучше в полноценной семье.
6. Есть просто МЕДИЦИНСКИЕ ФАКТОРЫ. Объективное состояние репродуктивного здоровья сегодня не лучшее. Согласно данным Комитета ГД РФ по охране здоровья: в стране 30 миллионов бесплодных женщин и такое же количество бесплодных мужчин. По оценке экспертов, миллионы из них хотели бы завести детей, но искусственное оплодотворение – дорого. Впору просить государство дать деньги на соответствующую медицинскую программу борьбы с бесплодием. Кстати, бесплодные люди, состоящие в браке, могли бы успешно потратить деньги вместо уплаты налогов на свое собственное лечение, если бы оно было им доступно.
7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР. Недовольство молодых, активных граждан дискриминационным налогом, утрата доверия к власти.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Если стране нужны дети, а не деньги, то необходимо изменить сам подход к решению задачи. ДАВАЙТЕ ПООЩРЯТЬ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ДЕТЕЙ. Общеизвестно, что система поощрений гораздо более эффективна, чем система штрафных санкций. Большой вопрос – БУДУТ ЛИ ДЕТИ ОТ ШТРАФНОЙ СИСТЕМЫ?
Давайте рассмотрим – А МОЖЕМ ЛИ МЫ ПООЩРИТЬ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ДЕТЕЙ?
1) С помощью расширения налоговых льгот на детей. Ввести налоговый вычет из доходов в размере прожиточного минимума на ребенка 3,2 тыс. руб. вместо 700 руб. ныне. Предоставить право на льготу лицам с доходом до 100 тыс. руб. в год (сейчас до 30 тыс.) Итого, до 1000 руб. выигрыш в семье на ребенка, люди стремятся больше заработать, растут поступления государству налогов и страховых взносов с возросшей зарплаты.
2) Ввести систему семейного налогообложения, действующую за рубежом и предусматривающую право выбрать вместо персонифицированного обложения, как сейчас (на каждого плательщика), обложение совокупного дохода семьи с учетом числа иждивенцев и выгодную тем, где их много (такую систему разработал для России Фонд "Институт социальной и гендерной политики").
3) Есть положительный опыт (Франция, Италия и др.) – детские пособия выплачиваются за счет страховых взносов с работодателя, который заинтересован в воспроизводстве рабочей силы. Есть страны, где взносы платят и работодатели, и работники (Греция, Португалия и пр.). Действует солидарная ответственность обеспеченных людей в пользу малообеспеченных детей, – более справедливо для всех и не так дискриминационно для некоторых.
ИТОГИ
1. Давайте не будем забирать у бездетных деньги для чужих детишек. Давайте им оставим эти средства для лечения бесплодия. Поверьте, отсутствие детей – не факт счастливой жизни.
2. Не будем снижать материальные шансы молодых мужчин создать семью, сейчас часто не женятся из-за невозможности содержать семью по современным стандартам.
3. "Материнский капитал" – пресловутые 250 тыс. руб. – не решение проблемы. Он связан с крупными инвестиционными затратами – образование, жилье, пенсия для женщины.
А дети требуют ежедневных текущих затрат: прожиточный минимум 3600 руб./мес. на ребенка. Работник с минимальной заработной платой в 1100 руб. не может иметь ребенка, со средней в 9 тыс. рублей – может иметь одного и еле сводить концы с концами при нынешних стандартах и стоимости жизни. Отсюда, без достойной заработной платы нельзя и говорить о двух детях.
Почему не пособие на неработающую мать, а заработная плата родителей? Потому, что только труд создает источник любых выплат, в том числе и социальных. Не будут люди трудиться, не будет источника для демографической и иной социальной политики. Поэтому важно сочетать методы экономического стимулирования трудоспособных и их социальное поощрение, если увеличивается иждивенческая нагрузка на заработанный доход с появлением ребенка. Получаем результат одновременно как для экономического развития, так и для демографического улучшения в стране.
|