"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006
Инициативы экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России"
Ржаницына Л.С.,
д.э.н., проф., ИЭ РАН
Послание Президента РФ совпало с идеями проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
В своем послании Федеральному собранию от 10 мая 2006 г. Президент РФ сформулировал программу повышения рождаемости и помощи женщинам-матерям как главное в контексте преодоления ухудшающейся демографической ситуации в России, когда ежегодно ее население сокращается на 700 тысяч человек. Ситуация с рождаемостью особенно катастрофична на фоне повышенной смертности, которая составляет 2,3. млн. человек и в 1,5 раза превышает число родившихся. По мнению Президента, "никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране". Положение в этой сфере критическое.
В связи с этим на ближайшее десятилетие предлагаются эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи.
О чем конкретно идет речь? О мерах поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и вырастить ребенка. Сегодня необходимо максимально стимулировать рождение хотя бы второго ребенка.
Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Это - низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение просто в том, сможет ли женщина его прокормить.
Известно, что уровень жизни семьи в современных условиях обеспечивается не только доходом мужчины, но и женщины. К тому же до трети женщин - одинокие матери, вдовы, разведенные, - воспитывают детей в неполных семьях, без отцов и их работа является единственным источником существования. При планировании ребенка перед женщиной практически всегда возникает дилемма: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка и продолжать свою профессиональную роль, приносящую ей самостоятельный доход, успехи в карьере, что в глазах общества приоритетнее чем материнство, которое относится к сфере исключительно личного интереса, и в этом смысле дискриминируемое.
На самом деле материнство, родительство, человеческое производство - общенациональная задача. Государству следует облегчить этот очень тяжелый выбор путем осуществления комплекса мер материальной поддержки.
В связи с этим Президент предлагает увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 700 рублей в месяц до 1,5 тысяч рублей на первого и 3 тысячи рублей на второго ребенка или в 2-4 раза. При этом женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка с обозначением верхней планки, которую определит Правительство совместно с депутатами. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тысячи рублей соответственно.
Стоит заметить, что это предложение Президента соответствует предложениям проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", которые были представлены органам власти при разработке бюджетов 2005, 2006 гг. и широко пропагандировались в информационной сети, на семинарах, в обучении государственных служащих. Эксперты проекта доказывали не только национальную потребность в подобной мере, но и настаивали на максимальном приближении уровня выплаты (пособия) к утраченному заработку. Отметим, что по данным Росстата средняя заработная плата женщины в октябре 2005 г. составила 7 тысяч рублей, предлагаемые 40% от нее означает 2,8 тысячи рублей, что нельзя признать ни достаточным уровнем замещения утраченного заработка, ни тем более, содержанием для двоих - женщина плюс ребенок. В принципе, система социального страхования означает, что работница своим трудом создала те средства, которые получает при трудовых перерывах на рождение; это - не деньги государства, а ее собственные как застрахованного лица, и ограничивать их "верхней планкой" (неким непонятным финансовым пределом) - значит просто изымать чужую собственность.
В этом отношении эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" предлагают последовать примеру европейских стран и ввести систему детских пособий как часть системы социального страхования в основном за счет работодателей, как, к примеру, во Франции, Италии или Греции, - здесь участвуют взносы совместно работодателя и работника. Будем надеяться, что к нашим предложениям прислушаются в дальнейшем, так как президентская программа рассчитана на 10 лет. И, скорее всего, потребует более существенных и масштабных мер по повышению уровня жизни и преодолению бедности семей с детьми всех возрастов, а не только стимулов к рождению.
А простое уравнивание в размерах выплат работающей и неработающей женщины контрпродуктивно, грозит усилить не трудовое поведение части населения, а иждивенческое по принципу хорошо известному для бедных слоев - "дети прокормят". Такое, к сожалению, существует, и отсюда не в последнюю очередь асоциальная рождаемость (у алкоголиков и пр.), масса безнадзорных и беспризорных детей, которым семья не может создать надлежащие условия воспитания, и государству приходится нести колоссальные расходы на содержание таких детей. По данным Росстата, в 2004 г. душевые доходы в семьях с одним ребенком отличались от семей с тремя детьми вдвое, с четырьмя и более - втрое и т.д. Подобная связь, вероятно, понимается и на высшем уровне: намечено увеличения пособий для опекунов, усыновителей, работников семейных детских домов. Предлагается в два раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тысяч рублей ежемесячно, увеличить и заработную плату приемному родителю с 1-1,5 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - в размере 8 тысяч рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребенка.
Следующая тема в послании Президента касается оплаты за детский сад и ее частичной компенсации, что также может приветствоваться. Ибо печально известный ФЗ-122 (о перераспределении полномочий) в социальной сфере отменил ранее длительное время действующую льготу по плате за детские учреждения - не более 20% стоимости содержания ребенка (остальное доплачивал местный бюджет). С отменой это льготы в 2005 г. случилось ужасное - плата стала расти так, что грозит быть выше, чем заработок самой матери. На это несоответствие эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" решительно обращали внимание и настойчиво обсуждали в соответствующих формах и аудиториях: заключения на законодательство, обсуждения на Координационном совете по гендерным проблемам при Минсоцздравразвитии РФ, на Парламентских слушаниях, на интернет-сайте, публикации, семинары.
И вот, мы слышим о проблеме уже от Президента. Правда, у общественности ожидания в области поддержки дошкольного воспитания более существенные, чем предложено в Послании. В России дефицит мест в детских садах, по официальным данным очереди ожидают более чем 900 тысяч ребятишек, многие из которых встали в эту очередь буквально с младенчества. Нужны серьезные вложения в новое строительство детских образовательных учреждений и расширение уже существующих. А средства на компенсацию, которые будут выделены в соответствии с предложением Президента, рационально предоставить малообеспеченным семьям, чтобы уравнять возможности в пользовании детскими учреждениями для ребят, чьи матери получают низкие доходы.
Озвучена позиция об усилении заботы о здоровье будущих матерей и новорожденных, о снижении детской смертности и инвалидности. Это полностью корреспондирует задачам Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ) ООН, и является прямыми обязательствами РФ на улучшение в этом направлении. Тем более что Россия явно отстает от развитых стран по снижению уровня материнской и детской смертности. Так, коэффициент младенческой смертности в России в 2003 г. составил 12,4 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми, тогда как во Франции, Германии, Португалии - 4,1-4,2, Италии - 4,6, Великобритании - 5,3, Швеции - 3,1 и даже в Литве и Эстонии это - 6,8. В свою очередь, материнская смертность, по опубликованным у нас данным, в России достигала 31,9 человек на 100000 рожениц и превышал показатели промышленно развитых стран мира в 3 (США) - 10 раз (Дания).
Президент предложил увеличить стоимость введенного в 2006 г. родового сертификата на улучшение обслуживания беременной женщины в женских консультация и в роддомах с 7 до 10 тысяч рублей. Кроме того, в ближайшее время надо принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой. Дополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемого с учетом мнения пациентки, то есть самой женщины. Нужно выработать соответствующий механизм.
Все это хорошо, и, по сути, должно превратить нынешний национальный проект "Здоровье" в проект "Здоровье и демография", как и предлагалось экспертами проекта "Гендерные бюджеты в России". Вместе с тем, национальный характер проекта "Здоровье" требует обсуждения и оценки. Тем более, что программа поощрения рождаемости - у нас не первая. Были они и в прошлом, в СССР. И показали, что самым действенным средством здесь являются не пособия, а общее повышение условий жизни и особенно улучшение жилищных условий. Это понимают и ныне в ряде регионов, где для молодой семьи действуют специальные программы предоставления социального жилья, развития дешевой ипотеки. С 2006 г. средства для снижения ставок по ипотечным кредитам и увеличения общего объема этих кредитов предусмотрены в национальном проекте "Доступное жилье". В рамках национального проекта, направленного на развитие сельского хозяйства уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе. Однако, средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего пять-семь процентов от объема государственного финансирования этих отраслей.
Принципиально считая главным в преодолении депопуляции общий подъем доходов и рост уверенности в жизни, эксперты, вместе с тем, согласны с особой оценкой роли жилья для увеличения рождаемости (статья жилищная поддержка молодых семей включена в состав предложений и в разработанную методологию гендерного бюджета 2005-2006 гг.). Поддерживается идея социальной ипотеки для менее имущих, особенно медиков учителей и других, работающих на государство людей с низкой заработной платой, где большинство составляют именно женщины. В этом же направлении будет реализовываться новация, предложенная президентом, - система "материнского капитала", согласно которой при рождении второго ребенка женщина получает 250 тысяч рублей, которые она может вложить в покупку жилья после того, как ее ребенку исполниться три года. Министр здравоохранения и социального развития М.Ю.Зурабов рассчитал, что это позволяет купить 18 кв. м. Нам представляется жилищный фактор в программе повышения рождаемости очень позитивным, тогда как другие аспекты модели "материнского капитала" (образование детей и пенсионные накопления матери) кажутся менее обоснованными. Образование и без "материнского капитала" должно быть доступным для каждого юноши и девушки, а вложения молодой женщины (дети рождаются все же не в пожилом возрасте) в Пенсионный фонд - весьма сомнительны. Вместе с тем, идея материнского капитала кажется нам привлекательной идеологически, с позиции расширения доступа женщин к государственным ресурсам и повышения престижа материнства. Если обещанные деньги не будут виртуальными, и Стабилизационный фонд, образованный из супервысоких нефтяных цен, начнет распределяться в пользу будущих поколений и тех, от кого зависит их жизнь, то по подсчетам (исходя из числа рождений вторых и следующих детей) женщины и дети получат дополнительно сумму порядка 200 млрд. рублей в год. Такой расход сформирует весомую бюджетную статью.
Это значительно больше, чем средства на увеличение материнских и родительских пособий, которые пока подсчитаны как расход в 30-35 млрд. рублей. Данная сумма не велика. Для оценки укажем, что крошечные ежемесячные детские пособия на детей (печально знаменитые бюджетные выплаты 70 руб. в месяц на ребенка из бедной семьи с доходом ниже прожиточного минимума, хотя теперь ряд регионов их увеличили) стоили порядка 26 млрд. рублей. Поэтому, если вопросы помощи материнству будут ограничены только вновь рожденными, как сейчас предлагается, а будут распространены на большинство детей всех возрастов, среди которых существенная доля бедных, то эти суммы должны быть в разы больше, и иметь ввиду не только фонды социального страхования, но гораздо больше - бюджеты всех уровней, включая федеральный. Пока подобная программа не совместима с постоянно озвучиваемой Министерством финансов задачей экономии бюджетных расходов как самого важного фактора инфляции в стране. А инфляция, судя по высказываниям высших должностных лиц, для государственной политики страшнее вымирания населения России (есть резерв многомиллионной миграции в страну).
Предстоит нелегкий выбор, требующий тонких управленческих технологий с оценкой отдаленных и комплексных социально-экономических последствий для страны и для граждан. И среди них, полагаем, рационально и эффективно использовать признанную на мировом уровне социальную технологию гендерного бюджетирования и имеющиеся инициативные разработки российских специалистов в этой области.
Отсюда, учитывая, что средства, необходимые для начала намеченных мероприятий по поддержке материнства и детства, должны быть предусмотрены уже в бюджете 2007 года, эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" намерены представить свои заключения и предложения к нему.
И есть уже первое принципиальное гендерно ориентированное замечание в будущее заключение в части намеченной программы подъема рождаемости - совсем забыли о том, что родителей двое. И надо бы распространить материнские льготы на отцов, воспитывающих детей без матери, продумать еще ряд мероприятий по поощрению мужчин в родительской роли. К примеру, несправедливо, когда оба супругам воспитали 5 и более детей или, если отец не ушел из семьи с ребенком-инвалидом, а продолжает заботиться о нем, предоставлять пенсионные льготы исключительно матери и т.п. Подобное уравнивание в правах денег государству практически не стоит, но свидетельствует об общественном признании национальной значимости института отцовства в России, о чем, к сожалению забыли. Может быть такое признание, наряду с тезисом Послания о снижении дорожных травм, бытовых отравлений, алкоголизма будут вкладом в решение еще одной демографической проблемы - снижение мужской сверхсмертности, о которой так много говорят, но пока мало делают.
|