"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга


О.Б.Савинская, к.с.н.,
научный сотрудник Института социологи РАН

Женщины в региональной экономике: анализ трудовых доходов, социального обеспечения, расходов бюджета

О важности социальной стороны бюджета в данном проекте сказано уже достаточно много. В ряде работ указывалось, что учет социальных характеристик любых статей бюджетных расходов, также как и специальных государственных программ, направленных на поддержку населения, - это важнейших фактор успешности реализации бюджета, его экономического и даже политического эффекта. Вместе с тем, воз и поныне остается на том же месте: оценка человеческого фактора в построении бюджета, так же как в реформировании механизма распределения бюджетных средств, остается мало популярной.

Гендерный бюджет - это один из инструментов экспертизы бюджета, в корне своем предполагающий учет человеческого фактора или вклада женщин и мужчин, основного демографического деления общества, в формирование бюджета, в наполнение его доходных статей, поддержку и стимулирование различных видов населения в решении общественно важных задач. Гендерный бюджет является социальным по своей природе.

Гендерный бюджет основан на принципах гендерного равенства, а именно равных прав и в равных возможностей женщин и мужчин. Он предполагает не только техническое выделение групп женщин и мужчин и расчет дифференцированных по полу показателей, но целостного анализа учета интересов и вкладов женщин и мужчин в социально-экономических процессах. Гендерный подход предполагает, что все сферы экономической деятельности - производственные и воспроизводственные - играют разные, но равноценные роли в развитии экономики, а более внимательный учет разных сфер экономической деятельности, в которые включены женщины и мужчины, приводит к развитию человеческого потенциала и повышению эффективности экономических процессов. Гендерный подход предполагает, что у и женщин, и у мужчин должен быть равный шанс реализовать свои интересы, возможности и потенциал в общественных отношениях, что в итоге позволил бы им самим быть экономически независимыми членами общества, а обществу - экономически более развитым и благополучным. Таким образом, гендерный бюджет - это и аналитический инструмент решения проблем бедности.

В данной статье рассматривается особенности мониторинга/оценки социальной ситуации для социальной/гендерной экспертизы регионального бюджета. Обращение к региональному бюджету неслучайно - роль регионов в реализации социальных программ для населения сильно возрастает. Это касается и программ поддержки помощи, и программ, имеющих характер социального инвестирования/социальной активизации. Оставляя в стороне разговор о скорее проигрышах, чем выигрышах такой новой расстановки сил, мы обратимся к тому, какого рода социальная информация может давать ответы на вопросы: как формировать региональный бюджет для наиболее эффективного развития экономики и как его исполнение отразится на состоянии населения - женщинах, мужчинах и детях.

Для сравнительного анализа ситуации в регионах, выбраны три региона. Первый регион - Республика Коми, представляющая северный административный округ, и отражающий ситуацию на Севере России. Второй регион - Ставропольский край, представляет юг России, небольшой аграрный регион с относительно слабой долей промышленности. И третий регион - промышленно развитая и богатая ресурсами Свердловская область, представляющая Уральский административный округ. Признавая географическую и экономическую уникальность каждого из регионов, в целом можно отметить, что все выбранные регионы являются экономически активными. По данным Минэкономразвития, выбранные регионы относятся к регионам с разным уровнем социально-экономического развития - от региона выше среднего (Свердловская область и Республика Коми), до региона ниже среднего (Ставропольский край). А рейтинг инвестиционной привлекательности регионов журнала "Эксперта" за ноябрь 2005 года дает несколько иную картину (конечно, нужно признать, что критерии оценки были совсем иные) - он помещает их в первые 50 регионов, а именно Свердловская область занимает 5 место (из 89) в списке, Ставропольский край - 26, Республика Коми - 46. Таким образом, анализ затрагивает относительно благополучные регионы, представляя "костяк", серединное ядро уровня развития российских регионов.

1. Женщины как ресурс региональной экономики

Поскольку главная статья доходов бюджета как федерального, так и регионального - это налоги, собираемые как с населения, так и с предприятий, на которых это население работает, то становится очевидным, что учет человеческого ресурса - это важнейший компонент состояния экономики и отражение ее в структуре бюджета.

Для оценки человеческого потенциала международными организациями разработаны несколько индексов - комплексных количественных оценок. Наиболее известный - ооновский индекс человеческого развития, который формируется из трех составляющих - продолжительность жизни, образование и доходы.

Основной принцип анализа, предложенный в данной статье, - оценивать ситуацию в регионе и в стране в целом, то есть на макроуровне, основываясь на практиках микроуровня, то есть на ежедневном образе жизни женщин: учитывать их занятость, учебу и повышение квалификации как мотивацию и предпосылку занятия должностных позиций, заработную плату и доходы, как результат занятости, а также те семейные обязанности, которые имеются в образе жизни среднестатистической российской женщины. В связи с этим, анализ будет носить скорее описательный характер и логически не предполагает построения сводного индекса.

Первая группа показателей - это показатели касающиеся экономической активности и занятости женщин. С точки зрения гендерного подхода - экономическая независимость женщин и создание экономических условий для этого создает наиболее эффективную экономику, и дает больше шансов для личностной реализации женщин.

Первый показатель - это уровень экономической активности населения (см. таблицу 1). Уровень экономической активности показывает, что в возрасте от 15 до 72 лет 71,5% мужчин и 61% женщин в возрасте считаются занятыми и безработными. Причем, есть заметные отличия по регионам. В сравниваемых нами трех регионах - республике Коми, Ставропольском крае и Свердловской области, видно, что в Ставропольском крае, где сельское хозяйство играет существенную роль, а работа на приусадебном участке оказывается за рамками учета занятости, уровень экономической активности населения ниже, чем в климатически более суровых регионах - Республике Коми и Свердловской области. Примечателен и тот факт, что различия в экономической активности женщин между регионами сильнее, чем между мужчинами. В зависимости от экономической и географической ситуации, женщины оказываются более мобильными по вхождению на рынок труда и выходу из формальных экономических отношений. Чуть позже мы рассмотрим поведение женщин в неформальном секторе экономики.

Таблица 1. Уровень экономической активности населения по полу и виду поселения (февраль-ноябрь 2004 года)
(в % от всего населения и от населения данного пола)

 
Всего, в % от всего населения
Из них
Мужчины, в % от всех мужчин
Женщины, в % от всех женщин
Российская Федерация
65,3
70,5
60,7
Республика Коми
66,3
70,8
62,1
Ставропольский край
60,5
67,0
54,7
Свердловская область
67,4
72,4
63,0

Таблица 2 показывает, что занятость женщин, также как и экономическая активность несколько ниже, чем у мужчин. Однако, также как и в первом случае - экономическое благополучие региона сильнее отражается на занятости женщин. Чем экономически развитей регион - тем выше процент занятых женщин.

Таблица 2. Уровень занятости населения по полу и по регионам
(февраль-ноябрь 2004 года)

(в % от всего населения и от населения данного пола).
 
Всего, в % от всего населения
Из них
Мужчины, в % от всех мужчин
Женщины, в % от всех женщин
Российская Федерация
60,3
64,9
56,1
Республика Коми
58,1
63,5
53,0
Ставропольский край
54,7
61,2
49,0
Свердловская область
62,5
66,7
58,8

При этом, женщины больше заняты в отраслях сферы услуг - торговле, общественном питании, оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения (21,4%) в образовании (15,6%), в здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении (12,1%), тогда как мужчины больше представлены в промышленности (29,2%), в транспорте (11,3%), строительстве (9,9%), сельском хозяйстве 9,94%) и управлении (9,1%). Таким образом, данные показывают имеющуюся на рынке труда сегрегацию дискриминации в отношении женщин - принцип равных возможностей в данном случае не выполняется. Причем, это разделение видится кардинальным - мужчины больше сосредоточены в производственных и богатых ресурсами областях, тогда как женщины - в сфере услуг и в социальной сфере, которые скорее ресурсозависимыми от промышленности и тех отраслей, в которых работают преимущественно мужчины (см. таблицу 3). Региональный анализ показывает, что данная картина - едина для всех трех рассматриваемых регионов.

Таблица 3. Распределение численности занятых в экономике
по полу и отраслям в 2004 году
 
Всего,
в том числе
В процентах к итогу
тыс. человек
мужчины
женщины
всего
мужчины
женщины
Занято в экономике – всего
67134
34177
32958
100
100
100
Промышленность
16087
9971
6116
24,0
29,2
18,6
Сельское хозяйство
5169
3170
1998
7,7
9,3
6,1
Лесное хозяйство
197
170
27
0,3
0,5
0,1
Строительство
4225
3370
854
6,3
9,9
2,6
Транспорт
5053
3972
1081
7,5
11,6
3,3
Связь
1045
388
657
1,6
1,1
2,0
Торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией
11026
3989
7037
16,4
11,7
21,4
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения
3091
1559
1532
4,6
4,6
4,6
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение
5014
1019
3995
7,5
3,0
12,1
Образование
6343
1186
5157
9,4
3,5
15,6
Культура и искусство
1127
345
782
1,7
1,0
2,4
Наука и научное обслуживание
865
470
394
1,3
1,4
1,2
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
1077
318
759
1,6
0,9
2,3
Управление
4941
3095
1846
7,4
9,1
5,6

Однако, если обратиться к распределению женщин в социальной структуре общества, то видно, что женщины занимают неплохие позиции. Если почти две трети мужчин - это рабочие разного уровня квалификации, то женщины в большей степени представлены в среде служащих и специалистов разного уровня квалификации (см. таблицу 4).

Интерпретируя эти факты с точки зрения гендерного подхода, можно отметить, что женщины также как и мужчины достаточно успешно могут строить стратегии своего профессионального продвижения и занимать ведущие позиции. Однако, учитывая данные таблицы 3, профессиональное продвижение "отрыто" для них только в менее ресурсных (а значит и менее оплачиваемых, как будет показано ниже) отраслях.

Таблица 4. Распределение численности занятых в экономике
по полу и группам занятий в 2004 году
Занято в экономике
Всего
в том числе в тыс. чел.
в том числе в % от всех занятых данного пола
мужчины
женщины
мужчины
женщины
Всего
67134
34177
32958
100
100
Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций
4995
3094
1902
9,1
5,8
Специалисты высшего уровня квалификации
11782
4663
7119
13,6
21,6
Специалисты среднего уровня квалификации
11171
3289
7880
9,6
23,9
Служащие сферы обслуживания и работники сферы инд. услуг
4826
1773
3052
5,2
9,3
Квалифицированные рабочие
26459
17561
8895
51,4
27
Неквалифицированные рабочие
7611
3626
3984
10,6
12,1

Мотивированность женщин к занятию квалифицированным трудом отражает и тот факт, что образованных женщин в РФ, также как во всех трех рассматриваемых регионах - Республике коми, Ставрополье и свердловской области - больше, чем мужчин. Женщины везде значительно преобладают в группе лиц с высшим образованием, также как в группе лиц со средним профессиональных образованием. Мужчины же больше представлены в группе среднего общего и основного общего образования. Таким образом, структура распределения мужчин и женщин по уровню образования логически соответствует полученной картине социальной структуры - высокий процент женщин с высшим и средним профессиональным образованием - это основание их высокого процента среди специалистов высшего и среднего уровня квалификации. Мужчины же, обладая только начальным профессиональным и средним образованием составляют широкие ряды рабочих разного уровня квалификации. Те же из них, кто получает высшее образование, скорее достигает управленческих позиций. Эти цифры отражают также различия в стратегиях достижения статусных позиций мужчин и женщин. Женщины достигают статуса за счет получения дипломов, мужчины чаще ищут неформальные пути, не фиксируемые статистикой.

Таблица 5. Занятые в экономике по уровню образования
на конец ноября 2004 г.
  Всего
в том числе имеют образование
Высшее
професси-
ональное
неполное
высшее
професси-
ональное
среднее
професси-
ональное
начальное професси-
ональное 1)
среднее (полное) общее
основное общее
начальное
общее,
не имеют начального
общего
Занятые в экономике 100
24,9
2,0
26,1
17,6
22,6
6,2
0,5
Мужчины 100
22,5
1,8
20,7
21,9
24,9
7,6
0,6
Женщины 100
27,4
2,1
31,7
13,2
20,3
4,8
0,5

1) За 1995 г. лица, имеющие начальное профессиональное образование, учитывались по соответствующему уровню общего образования.

Еще один важный показатель, характеризующий возможности женщин занимать в обществе экономически независимые позиции, - это неработающие женщины. Статистические данные фиксируют два типа неработающих женщин. Первый тип - это безработные женщины, те, которые ищут работу и готовы приступить к ней (согласно определению МОТ), второй тип - экономически неактивные женщины - те, которые не заявляли своего статуса безработных. Сравнительный анализ безработных показывает, что процент безработных женщин равен 7% и равен проценту безработных мужчин. Однако, среди экономически неактивного населения женщин значительно больше - они составляют 60% (данные ноября 2004 года). Причем, их доля значительно больше доли мужчин в возрастных группах - 25-29 лет и 30-34 лет, где женщины составляю до 72%, то есть их и численность более чем в два раза превосходит численность мужчин. Понятно, что это объясняется репродуктивными особенностями женщин - это возраст рождения детей. Однако, возврат женщин в экономику происходит медленно. К возрастным группам 40-50 лет доля женщин уменьшается и приближается в демографической пропорции, однако так ее и не достигает (см. таблицу 6).

Таблица 6. Экономически неактивное население по полу и возрасту
за ноябрь 2004 года (в тыс. чел.)
Возрастные группы,
в годах
Всего
Мужчины
Женщины
До 20
10545
5241
5304
20-24
4471
1956
2514
25-29
1324
383
941
30-34
1031
322
709
35-39
903
366
538
40-44
1149
503
646
45-49
1245
560
685
50-54
1847
712
1136
55-59
2514
687
1827
60-72
13624
4823
8802

Таким образом, можно заключить, что женщины в связи с особенностями репродуктивного поведения и взятыми на себя обязанностями по воспитанию детей, оказываются чаще в статусе неработающих. Неудивительно, что именно они составляют образованную часть безработных (таблица 7).

Таблица 7. Распределение численности безработных
по уровню образования в 2004 г.1)

(на конец ноября; в процентах к итогу)
 
Всего
Мужчины
Женщины
Безработные - всего
100

100

100

   в том числе имеют обpазование:
 
 
 
высшее профессиональное
10,9
10,0
11,9
неполное высшее профессиональное
2,7
2,5
2,9
сpеднее профессиональное
20,5
15,3
25,8
начальное профессиональное
18,3
22,3
14,3
сpеднее (полное) общее
33,1
32,4
33,8
основное общее
13,5
16,2
10,7
начальное общее, не имеют начального общего образования
1,1
1,4
0,7

1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.

2. Доходы женщин

Являясь профессиональной, квалифицированной и мотивированной рабочей силой в экономике России, какие доходы получают женщины в итоге? Обратимся снова к статистическим данным и прокомментируем их данными социологических опросов.

Основной показатель, фиксирующий доходы населения - это величина заработной платы. Официальная статистика показывает, что российские женщины за свой труд получают 64% от заработка мужчин. Региональный анализ показывает, что в Республике Коми такое отношение женской зарплаты к мужской составляет только 58%, в Свердловской области как по России в целом - 64%, а в аграрном Ставропольском крае, где средняя зарплата одна из самых низких по России, соотношение женской к мужской зарплате самое высокое - 69%. (См. таблицу 8). Другое выборочное обследование, охватившее занятость по всем видам деятельности (не только по основной) показало, что заработки мужчин и женщин чуть выше, но их соотношение существенно не меняется (см. таблицу 9). Более того, это обследование показывает, что женщины работают такой же полный день, что и мужчины - по количеству отработанных часов за месяц рабочее время женщин составляет более 95% от времени, отработанного мужчинами. Опросы общественного мнения дают еще менее утешительную картину - самооценка своих доходов населением показывает, что женщины зарабатывают еще меньше - всего лишь половину от оплаты труда мужчин.

Таблица 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата женщин
и мужчин, занятых в основном виде деятельности организации,
по регионам Российской Федерации в 2004 г.
 
Среднемесячная заработная плата женщин, работающих в организациях, рубль
Среднемесячная заработная плата мужчин, работающих в организациях, рубль
Российская Федерация
5692
8914,9
Республика Коми
7209,2
12440,5
Ставропольский край
3939,1
5670,5
Свердловская область
5576,4
8752,9

 

Таблица 9. Средняя начисленная заработная плата мужчин и женщин
и отработанное ими рабочее время
по субъектам Российской Федерации за октябрь 2004 годa

(по всем обследованным видам деятельности и формам собственности)
 
Средняя заработная плата за месяц, рублей
Отработано одним работником за октябрь, часов
Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, %
мужчины
женщины
мужчины
женщины
Российская Федерация
10178
6799
151.8
149
66.8
Республика Коми
14689
9560
140.5
133.1
65.1
Ставропольский край
6586
4577
154
151.7
69.5
Свердловская область
9657
6489
153.2
148.9
67.2

Причина такой "отдачи" от занимаемого положения женщин в структуре занятости, - прежде всего, как было отмечено выше - дискриминация на рынке труда - процент занятых женщин больше в тех отраслях, где зарплата ниже, чем в целом по экономике. Однако, налицо и сегрегация женского труда, или неравномерное распределение женщин в нутрии отрасли или по группам профессиональных занятий - отраслевой анализ заработных плат по данным за 2003 год показывает, что независимо от отрасли экономики, женщины зарабатывают значительно меньше мужчин. Причем, даже занимая одинаковые должности в отрасли, женщины оказываются менее оплачиваемыми (см. данные в приложении). Единственная отрасль - исключение из общей картины - это лесная промышленность. Самый сильный разрыв в оплате труда, где заметна сегрегация по уровню занятости мужчин и женщин - информационно-вычислительное обслуживание (где зарплата женщин составляет лишь 54% от мужской).

Однако, разрыв в зарплате остается значительным и в тех отраслях, где женщины доминируют, и в целом в тех отраслях оплата труда относительно низкая - это здравоохранение, образование, культура и искусство (67-77%) и оптовая и розничная торговля (62%). Таким образом, даже если анализ образования показывает, что женщины представляют собой квалифицированную и дипломированную профессиональную силу, они оказываются на низкооплачиваемых должностных позициях.

Региональный анализ заработных плат по отраслям промышленности лишь подтверждает общую тенденцию - заработки женщин остаются ниже мужских почти во всех отраслях (см. таблицу 10). Причем, сравнение региональных зарплат показывает, что заработные платы женщин, также как и заработки для всего населения в целом выше в Республике Коми - это связано с северными доплатами, также как и наличием таких ресурсо-добывающих отраслей, как нефте- и газодобыча. Однако, наиболее ярко различие в региональных зарплатах заметна в машиностроении. Женщины в машиностроительной отрасли Республики Коми зарабатывают в 2,16 раза больше женщин, работающих в машиностроении на Ставрополье, и в 1,53 раза больше чем в Свердловской. Понятно, что заработная плата - вещь относительная в географически разнородной России, отчего в регионах различается и стоимости потребительской корзины и величины прожиточного минимума - в северных условиях она выше (например, различие в прожиточном минимуме между Коми и Ставропольем составляет 1,4). А вот отношение к мужской заработной плате оказывается независимым от региональных особенностей и остается в машиностроительной отрасли все в том же диапазоне - 66% (Коми), 64% (Ставрополье), 66% (Свердловская область).

В противоположность "мужской" машиностроительной отрасли, "женская" отрасль легкой промышленности отличается во всех регионах самой низкой оплатой труда из всех видов промышленности. В Ставропольском крае особо острая ситуация - "женская" зарплата оказалась даже ниже официально установленного прожиточного минимума. Здесь средняя оплата женского труда в отрасли составила 2555 рублей, а прожиточный минимум - 2598 рублей (по состоянию на II квартал 2005 года). Относительно позитивным видится положение женщин в легкой промышленности в Свердловской области. Женская зарплата здесь вдвое выше прожиточного минимума (2823 рубля) и при этом выше "мужской", которая в свою очередь среди мужских промышленных региональных зарплат самая низкая. Еще одна женская отрасль, в которой "женские" зарплаты приближены к прожиточному минимуму - это образование. Однако, самой низкооплачиваемой отраслью экономики остается сельское хозяйство. Здесь самые низкая оплата труда как для мужчин, так и для женщин, причем разрыв в оплате небольшой.

Таблица 10. Среднемесячная начисленная заработная плата
по отраслям и по регионам в 2004 году (в рублях)
 
Российская Федерация
Республика Коми
Ставропольский край
Свердловская область
женщин
мужчин
женщин
мужчин
женщин
мужчин
женщин
мужчин
Всего
5692
8915
7209
12441
3939
5671
5576
8753
Нефтедобывающая промышленность
20413
25416
21089
24972
6636
6761
Черная металлургия
7042
10865
10232
9334
5408
5947
6883
9621
Машиностроение и металлообработка
5346
8303
8503
12818
3933
6145
5540
8409
Легкая промышленность
3631
4165
4704
6543
2555
3393
5754
4837
Пищевая промышленность
6342
8829
8946
8752
4405
5609
7467
10144
Сельское хозяйство
2693
2905
4541
4149
2246
2880
3512
3786
Транспорт
8197
11275
12824
16564
6966
8613
7139
10125
Торговля, общест-венное питание, снабжение и сбыт
5947
9713
6049
9433
4850
7699
5254
10985
Информационно-вычислительное обслуживание
8883
16473
10641
13361
4748
6967
7787
9097
Здравоохранение, и социальное обеспечение
4418
6189
5224
6131
3417
4464
4787
6093
Народное образование
3946
5174
4737
6462
2841
3799
4015
6504

Такие низкие заработки женщин и как следствие этого рассчитанные на основе бывших заработков пенсии становятся причиной следующего неутешительного факта - удельный вес женщин среди всего населения с доходами ниже прожиточного минимума - 60,3%. (см. таблицу 11). Обследование малоимущего населения также показывает, что 44% против 34% мужчин. Если учесть, что дети, ответственность за которых чаще всего лежит на женских плечах, составляют 21,6%, то женщины и дети вместе взятые составляют более 2/3 самого бедного населения как по стране, так и по регионам (см. таблицу 12).

Таблица 11. Удельный вес численности женщин и мужчин
с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2003 году

(в % от численности населения соответствующей группы)
 
16-30 лет
31-54 года (для женщин)
31-59 лет (для мужчин)
55 и более лет (для женщин)
и 60 лет и более (для мужчин)
Женщины
22,1
23,2
15,0
Мужчины
19,7
19,6
13,5

 

Таблица 12. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по возрастным группам и полу в 2003 году
(от всего обследованного малоимущего населения)
 
16-30 лет
31-54 года (для женщин)
31-59 лет (для мужчин
55 и более лет (для женщин)
и 60 лет и более (для мужчин)
Женщины
12,8
21,2
10,40
Мужчины
11,6
18,2
4,2

Таким образом, проведенный анализ показывает, что ресурс образованной и квалифицированной женской рабочей силы как человеческий потенциал экономики России и регионов остается нереализованным полностью. Продвижение женщин на более высокие должности и, соответственно, повышение их заработков - это важнейших ресурс развития экономики и как результат этого - увеличение статей доходов бюджета России и регионов. Но что же мешает менять существующую картину? Чаще всего говорят о стереотипах поведения и мышления, но не менее важным является оптимизаций временных и психологических затрат на решение семейных и прочих домохозяйственных задач, которые чаще всего возлагаются на плечи женщин. Поскольку государственный вклад в решение таких проблем описывается в статьях расходов бюджета и реализуется через специальные программы, мы будем утверждать, что расходная часть бюджета - это залог будущих доходов.

3. Бюджетные расходы: соцобеспечение женщин и их семей

Пенсионное обеспечение женщин

Следствием низких зарплат женщин стали и низкие пенсионные выплаты. По России в целом, пенсия женщины составляет 91% от пенсии мужчины (см. таблицу 13). По регионам цифры отражают ту же картину. В Республике Коми пенсии чуть выше, чем по России в целом вследствие северных добавок, но также выше и процентное отношение женской пенсии к мужской - 95%. Размер пенсии в Свердловской области очень близок к средней пенсии по России, хотя разрыв между женскими и мужскими пенсиями также как и Коми выше - 94%. А вот в Ставропольском крае женские пенсии особенно низки: их средний размер составляет 1772,4 рублей, при этом и отношение к мужской пенсии самое низкое - только 83 %. И несмотря на низкий процент занятых пенсионерок в этом регионе (13,2% от всех пенсионеров Ставропольского края, данные за 2003 год), их занятость, скорее всего, осталась за границами сбора основных официальных данных. Планируемая перепись сельского населения и его различных видов занятости, в том числе и занятости на приусадебном участке даст, надеемся, другие данные.

Таблица 13. Средний размер назначенных месячных пенсий в 2004 году
 
Средний размер назначенных
пенсий, рублей в мес.
Отношение среднего размера
назначенных пенсий женщин
к размеру мужчин, %
Женщины
Мужчины
Все население РФ
1962.1
2154.9
91
Республика Коми
2502.0
2635.0
95
Ставропольский край
1772.4
2136.9
83
Свердловская область
2024.1
2147.5
94

Следует отметить, что занятых женщин-пенсионерок как в целом по России (17,5%) так и по регионам, в том числе по выбранным сравниваемым регионам, чуть ниже процента занятых мужчин (20%). Однако, если учитывать неформальную занятость и ведение домохозяйств, то возможно цифры бы были совершенно иные. Для женщин пенсионного возраста бюджет времени на работу в домашнем хозяйстве остается значительно выше мужского - женщины-пенсионерки тратят на домашние дела в два раза больше времени.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть такую важную и традиционную1 для России функцию пенсионерок, это выполнение социальной роли бабушки - воспитание и забота о внуках. Во многих случаях, как это будет показано ниже, они становятся единственным субъектом, позволяющим как-то удержать экономическую ситуацию в семье с маленькими детьми. Между тем, экономическая роль воспитания подрастающего поколения становится предметом отдельного внимания современных экономистов и выделяется в отдельную сферу - экономику заботы.

Принимая всерьез работу женщин - мам и бабушек - на дому и приравнивая их вклад в развитие последующего поколения к вкладу детских садов, в правительстве необходимо поставить вопрос о специальной программе по выделению пособий или социальных выплат тем, кто непосредственно ухаживает за ребенком вплоть до школьного возраста. Если существуют программы поддержки детских образовательных учреждений, то имеет смысл делать оценивать и оплачивать работу физических лиц. Однако, пока детские пособия остаются символическими и не соответствующими реальному прожиточному минимуму ребенка, открытие программ по поддержке домашнего воспитания, видимо, - удел далеких перспектив.

Особенности успешного трудоустройства женщин: детские сады и школы

Прежде всего, еще раз обратимся к структуре занятости и рассмотрим семейное положение женщин. Как видно из таблицы 14, среди занятых мужчин доминирующее большинство - это женатые мужчины, среди занятых женщин же процент состоящих в браке ниже, тогда как незамужних и разведенных - значительно больше чем мужчин. Таким образом, фактор семейности оказывается значимым для мужчин и женщин. Поскольку женщины уделяют домашней работе в три раза больше времени, чем мужчины, то для мужчин фактор брака становится фактором высвобождения ресурсов для занятости, а для женщин - фактором уменьшения временных ресурсов на занятость. Таким образом, рассматривая социальное обеспечение населения в целом, необходимо понимать, что эти услуги получает не непосредственный получатель, но и сопровождающее его лицо - женщина, и качество предоставляемых услуг становится фактором занятости и должностного положения женщин.

Таблица 14. Распределение численности занятых в экономике
по семейному положению в 2004 году
Занято
в экономике –
Всего
в том числе (в процентах)
состоят
в браке
холосты,
не замужем
вдовцы,
вдовы
разведены
Всего 2004
100
68,1
16,9
3,9
11,1
Мужчины
100
72,4
19,7
1,2
6,7
Женщины
100
63,8
14,0
6,6
15,6

Первый тип государственных, а именно муниципальных услуг - это предоставление детям дошкольного образования и начального школьного образования. Само непосредственное оказание такой образовательной услуги несет и еще одно важное значение - оно высвобождает женщин и дате им возможность трудоустроиться. Однако, как показывают цифры, эта "услуга" доступна не всем. Если с 1989 года по 2003 год численность рождений снизилась на 30%, то численность детей, находящихся в детских садах снизилась вдвое - если в 8433 тысячи мальчиков и девочек, то в 2004 году - 4423 тысячи. (см. таблицу 15). К этому факту можно также добавить то, что последние годы в детских садах появились группы неполного дня, когда ребенка может находиться только в первой половине дня.

Таблица 15. Численность девочек и мальчиков, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях в 1991-2004 г.
 
1991

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Всего:

8433.0
5583.6
4379.1
4224.9
4263.0
4246.3
4263.0
4267.3
4422.6
девочки
3941.8
2618.8
2074.4
1995.5
2013.0
2003.9
2003.9
2013.1
2090.1
мальчики
4491.1
2964.8
2304.7
2229.4
2250.1
2242.4
2259.1
2254.2
2332.5

Таблица 16 показывает, что только 2/3 детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады, соответственно 1/3 находится дома и остается на попечении матерей. То есть 1/3 молодых мам потенциально оказывается в ситуации вынужденной нетрудоспособности. Конечно, на помощь им могут приходить другие члены семьи и, прежде всего, пенсионного возраста бабушки, однако, это не всегда оказывается надежным способом - усилия одного человека не всегда могут заменить систему образовательного учреждения.

Таблица 16. Дети в возрасте 3-9 лет по обучению в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в 2003 г.
Возрастные группы
Девочки (в % ко всем
девочкам данного возраста)
Мальчики (в % ко всем
мальчикам данного возраста)
Обучающиеся
в дошкольных
и общеобразо-
вательных учреждениях
Не обучающиеся
в дошкольных и общеобразова-
тельных учреждениях
Обучающиеся
в дошкольных
и общеобразо-
вательных учреждениях
Не обучающиеся
в дошкольных и общеобразова-
тельных учреждениях
3
62
35
61
35
4
67
30
66
31
5
68
29
68
29
6
80
17
80
17
7
97
2
97
2
8
98
1
98
1
9
99
 
98
1

Региональный анализ посещаемости детских дошкольных и общеобразовательных учреждений (таблица 17) показывает, что обеспеченность детскими садами в регионах неоднозначная. Более всего обеспечены детскими садами молодые семьи Республики Коми - 82,7% трехлетних детей имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Хуже всех обстоят дела в Ставропольском крае - детские садики посещают 59% детей. В пять лет по всем трем регионам ситуация чуть улучшается, но все процент детей, не посещающих детские сады, высок, а вместе с этим остается высоким процент неработающих женщин. Следует также отметить, что не все дети оказываются в школе - общеобразовательном учреждении в 7 лет, например в Ставрополье 2,5% семилеток остаются за стенами школы.

Наиболее остро проблема детских садов и обучении в младших классах школы стоит в сельской местности. В Ставрополье даже половина трехлетних детей не ходит в детские учреждения - в половине случаев дети остаются на попечении родителей (чаще мам). Если учесть, что заработные платы в сельском хозяйстве здесь ниже прожиточного минимума, рассчитанного только на одного человека, то картина оказывается совсем неутешительная. Ненамного лучше обстоят дела в сельской области Свердловской области - здесь посещают детские сады только 53% детей. Более низкий процент (96-97%) и посещений школы первоклассниками.

На этом фоне республика Коми значительно лучше обеспечена детскими садами. Сельская местность обеспечена садами на 75,6%, что лучше, чем ситуация в городах Свердловской области и Ставропольского края.

Таблица 17. Дети в возрасте 3-9 лет по обучению в дошкольных и общеобразовательных учреждениях по регионам и типу поселения в 2004 г.
(на 1000 детей соответствующего возраста)
 
Республика Коми
Ставропольский край
Свердловская область
обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
не обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
не обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
не обучаю-
щиеся в
дошкольных
и общеобра-
зовательных
учреждениях
Все население
Дети в возрасте
3-9 лет
917
74
812
173
859
118
в том числе
в возрасте, лет:
 
3
827
160
587
386
698
260
5
863
127
658
321
753
211
7
983
11
966
26
976
16
9
992
3
984
8
990
3
Городское население
Дети в возрасте
3-9 лет
929
61
873
112
874
102
в том числе
в возрасте, лет:
 
3
851
134
703
271
726
231
5
889
99
786
193
783
180
7
981
11
976
17
978
13
9
990
4
989
5
991
2
Сельское население
Дети в возрасте
3-9 лет
886
110
753
231
768
214
в том числе
в возрасте, лет:
 
3
756
236
471
500
528
440
5
778
217
535
443
565
404
7
987
11
955
35
967
29
9
994
3
980
10
988
6

Обучение детей в младших классах общеобразовательной школы опять таки связан с проблемами трудоустройства их мам - женщин. И хотя данные статистики показывают (таблицы 16-17), что с семилетнего возраста 97% детей обучается в школах, и к девятилетнему возрасту обучение становится почти всеобщим - обучается 99% девочек и 98% мальчиков, - решение проблемы трудоустройства их мам остается открытым. Информация о наличии продленного дня и посещаемости учениками продленки остается не учитываемой госстатистикой, хотя, с нашей точки зрения, - это показатель высвобождения ресурса труда регионального и общефедерального масштаба.

Вместе с тем, хорошо было бы, чтобы оценка численности детских образовательных учреждений сопровождалась измерениями бюджетов времени. Например, вместе с наличием программ продленного дня в школах хорошо было бы иметь также данные о длительности этого продленного дня, так же как информацию о том, все ли группы в детских дошкольных учреждениях работают по полному рабочему дню. В данном случае, возможно было бы обратиться к данным выборочных социологических исследований, но как выяснилось, такого рода исследования в последние годы не проводились.

Помощь семьям и детям

Оценивая, кто приходит в различные учреждения социального обслуживания, можно отметить общую тенденцию в 2/3 случаях - это женщины. В данном случае, еще раз подтверждается факт того, что женщины занимают более уязвимые позиции в семье (если речь идет о насилии в семье) или же оказываются более ответственными за решение семейных проблем (если речь идет о психологической помощи как членам семьи, так и детям (см. таблицу 18). Однако, кроме этой информации и информации о численности обратившихся в эти же организации детей, российская статистика не имеет. Это говорит о том, что детальный анализ социального обслуживания не является приоритетным. Кроме нехватки информации на федеральном уровне, нет учета подобной информации по регионам. Тем не менее, на местном уровне вся эта информация собирается, и хотелось бы надеяться, что в будущем внимание к данным о социальном обслуживании будет более пристальным.

Таблица 18. Число лиц, обратившихся в учреждения социального
обслуживания семьи и детей, в 2004 году

(по данным Минздравсоцразвития России)
  Женщины Мужчины
Распределение
по полу , %
женщины мужчины
Всего обратившихся        
тыс. человек -
6774,9
3598,3
65
35
процентов
100,0
100,0
 
 
в том числе:
 
 
 
 
Центр социальной помощи семье и детям
41,5
44,6
64
36
Центр психолого-педагогической помощи населению
2,7
2,5
67
33
Центр экстренной психологической помощи по телефону
0,7
0,8
65
35
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
6,1
7,5
61
39
Социальный приют для детей
0,5
1,0
49
51
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
0,04
0,08
51
49
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями
1,8
3,1
53
47
Центр социального обслуживания населения
18,7
16,0
69
31
Комплексный центр социального обслуживания населения
21,8
19,8
68
32
Кризисный центр для мужчин
0,02
0,07
34
66
Кризисный центр для женщин
0,7
0,5
70
30
Другие учреждения социального обслуживания
семьи и детей
5,3
4,2
70
30

 

Рекомендации для формирования гендерно-чувствительного бюджета

Проведенный нами анализ экономического положения женщины в регионе позволяет сделать следующие рекомендации для повышения гендерной чувствительности бюджета.

  1. Повышение минимальной оплаты труда. Этот показатель до сих пор остается значительно ниже показателя прожиточного минимума. Однако, именно становится решающим для борьбы с бедностью и прежде всего, для повышения уровне жизни женщин. Как показал анализ статистических данных именно они, вследствие дискриминации сегрегации на рынке труда оказываются на самых малооплачиваемых рабочих местах, ярким примером чего является ситуация в легкой промышленности.

  2. Отдельного внимания требует повышение фонда заработной платы бюджетных отраслей - здравоохранения, образования и науки, культуры и искусства, науки. Поскольку 2/3 работников бюджетных отраслей женщины - это изменение носит гендерный характер.

  3. Повышение пенсий до прожиточного минимума. Это изменение также носит гендерный характер, поскольку 60% пенсионеров и потому что вследствие меньших заработных плат и меньшего стажа работы женщины получают более низкие пенсии. Повышение пенсий можно сделать за счет повышения расходов субъекта федерации на базовые пенсии, также как создание отраслевых пенсионных фондов.

  4. Известно, что женщины, имея хорошее образование, тем не менее, нуждаются в том, чтобы оно было адаптировано к требованиям рынка. Необходимы региональные программы по повышение квалификации для женщин по переучиванию и получению смежных, но более востребованных профессий, и т.д. Особенно это касается женщин, прерывавших стаж работы в связи с семейными обстоятельствами и рождением и воспитанием детей.

  5. Создание специальных программ для поддержки детских садов или увеличение основных муниципальных и региональных расходов. Известно, что 122 и 131 закон позволяют с 2006 года приватизацию детских садов и переход их на коммерческую основу, вследствие чего оплата за детский сад может значительно вырасти. Уже сейчас в некоторых регионах России такая "услуга" стоит более 2000 рублей в месяц. Учитывая средние заработки россиянок, такая "услуга" станет доступной не многим. В связи с этим. Регионам необходимо усилить работу по повышению доступности детских садов, путем выделения специальных субвенций муниципалитетам.

Заключение

Женщины - важнейший ресурс экономического развития регионов, и этот ресурс оказывается недооцененным и используется лишь частично. Они представляют квалифицированную и образованную рабочую силу, при этом заняты в тех отраслях экономики, где ресурсная обеспеченность относительно небольшая или минимальная. При этом, даже находясь в отраслях промышленности, они занимают менее оплачиваемые должности, даже если эти должности требуют от них высокой квалификации. Особо хотелось бы отметить, что даже в тех отраслях, где процент женщин доминирующий например, в образовании, картина должностных позиций женщин и соответственно их доходов остается почти той же, что и для добывающих, "богатых" отраслей - женская зарплата продолжает оставаться в размере 2/3 от мужской.

Они являются главными, и в большинстве случаев единственными, проводниками социального обеспечения членов своих семей (детей и престарелых) и доводят, и очеловечивают, абстрактные бюджетные статьи по поддержке малоимущих. Неся на себе повышенную нагрузку по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и ухода за престарелыми, для эффективной занятости женщин особую роль играет то, насколько отлажено работают муниципальные учреждения образования и социального обеспечения, какие специальные программы для женщин, так же как и для всех зависимы членов их семей работают в регионе.

Индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный для регионов России, показал, что наиболее благоприятная ситуация в Республике Коми, она заняла 12 место. Свердловская область заняла 33 место, а Ставропольская - 55. Наш региональный анализ показывает примерно такую же ситуацию по уровню благополучия и экономического положения женщин. Заработки, пенсии и социальная инфраструктура в Республике Коми несколько выше, чем в двух других описанных областях. Однако, относительные показатели (отношение женской заработной платы к мужской, уровень занятости, процент занятых женщин в зависимости от семейного положения и пр.) обнажают очень схожие процессы гендерного неравенства в экономике. И решение этих проблем - прекрасный инструмент для модернизации экономики в целом.

Гендерно-чувствительные статьи в региональных бюджетах 2006 года

Данная оценка оказалась невозможной вследствие недоступности данных. Для оценки региональных бюджетов необходимо отдельное исследование.

Показатели мониторинга для гендерного анализа бюджета по теме
"Женщины в региональной экономике"

Показатели занятости женщин

  • Численность занятых (чел.), и в % ко всему населению
  • Численность занятых женщин по отраслям, по профессиональным группам, по видам деятельности, по должностному статусу, по семейному положению и по количеству детей, и в % к мужчинам
  • Численность экономически активных женщин, и в % ко всему населению
  • Численность зарегистрированных безработных (чел.), в т. ч. женщин (%)
  • Численность экономически неактивных женщин, и в % ко всему экономически неактивному населению
  • Численность женщин-предпринимательниц, учредителей коммерческих организаций, ПБОЮЛ и др.
  • Средняя продолжительность рабочей недели женщин
  • Имеющиеся программы по повышению квалификации женщин и их финансовое обеспечение
  • Имеющиеся программы по микро кредитованию женского бизнеса ( в том числе и малого бизнеса пенсионерок) и их финансовая обеспеченность

Показатели уровня жизни женщин и доходов

  • Средняя заработная плата в бюджетных отраслях, и в % к средней заработной плате в экономике
  • Рост ставок бюджетников (образование, здравоохранение, культура) - % к предыдущему периоду
  • Средняя заработная плата по экономике (руб. в месяц)
  • Средняя пенсия (руб. в месяц)
  • Прожиточный минимум (руб. в месяц) на:
    • душу населения
    • трудоспособного
    • ребенка
    • пенсионера
  • Доля населения ниже черты бедности -%
  • Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума

Показатели инвестирования в женскую занятость и экономическую независимость

  • Количество роддомов и койкомест по региону
  • Количество гинекологов и ЖК на 1000 женщин
  • Обеспеченность детскими образовательными учреждения в % ко всем возрастным группам для детей с 3 до 9 лет по региону
  • Обеспеченность поликлиниками и количество педиатров на 1000 детей по регионам (для городского и сельского населения)
  • Обеспеченность детскими больницами
  • Имеющиеся программы и их финансовое обеспечение по повышению квалификации и по переобучению женщин после отпуска по уходу за ребенком
  • Количество посещений детского участкового врача
  • Размер пособия на рождение ребенка и количество женщин/др. членов семей, получающих такое пособие, в % от всех рожденных детей в году
  • Размер единовременного пособия и количество женщин/мужчин оформивших и получивших такое пособие о всех рожденных детей в году
  • Увеличение пособий и единовременных выплат, получаемых женщинами (в руб.), в том числе из бюджета и из фондов социального страхования
  • Увеличение льгот по налогам с учетом детей (руб. в месяц, численность получателей)
Оценка регионального гендерного бюджета
(расчеты по данным кассового исполнения консолидированного
бюджета регионов на 1 сентября 2005 г.) -
рублей на одного жителя
Регионы РФ
Экономический потенциал -
ВРП на душу
(с учетом
покупательной способности)
в 2004 году
- тыс. руб.
Бюджетная обеспеченность
Социальные расходы
Расходы гендерного бюджета
Соотношения гендерного
бюджета
по регионам
(в %%)
Республика Коми
101,8
20421
14638
7319
151
Свердловская область
88,05
12488
9041
4068
84
Ставропольский край
58,02
9268
6309
2650
55
Москва
194,8
42906
26980
10522
210
Российская Федерация
116,5
18036
12102
4840
100

Из проведенных расчетов и сопоставлений, при всей их условности, следует, прямая зависимость обеспеченность гендерно ориентированными расходами бюджета региональных социальных потребностей. Расчеты проведены, исходя из средней по территории доли распределения расходов по полу, поскольку в нашем проекте дифференцированную методику на примере отдельного региона должны были выполнить эксперты из Коми, но к моменту составления настоящего доклада (сентябрь-ноябрь 2005 г.) этого не было сделано. Считаем необходимым провести подобные региональные расчеты в будущем на основе мониторинга гендерных показателей, влияющих на бюджет, в некоторых других пилотных регионах с тем, чтобы повысить корректность полученных выводов.

 


1 Семенова В.В. Семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия XX век: биография людей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996.

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100