"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005 Гендерное измерение государственной политики
|
Всего, в % от всего населения |
Из них |
||
Мужчины, в % от всех мужчин |
Женщины, в % от всех женщин |
||
Российская Федерация | 65,3 |
70,5 |
60,7 |
Республика Коми | 66,3 |
70,8 |
62,1 |
Ставропольский край | 60,5 |
67,0 |
54,7 |
Свердловская область | 67,4 |
72,4 |
63,0 |
Таблица 2 показывает, что занятость женщин, также как и экономическая активность несколько ниже, чем у мужчин. Однако, также как и в первом случае - экономическое благополучие региона сильнее отражается на занятости женщин. Чем экономически развитей регион - тем выше процент занятых женщин.
Всего, в % от всего населения |
Из них |
||
Мужчины, в % от всех мужчин |
Женщины, в % от всех женщин |
||
Российская Федерация | 60,3 |
64,9 |
56,1 |
Республика Коми | 58,1 |
63,5 |
53,0 |
Ставропольский край | 54,7 |
61,2 |
49,0 |
Свердловская область | 62,5 |
66,7 |
58,8 |
При этом, женщины больше заняты в отраслях сферы услуг - торговле, общественном питании, оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения (21,4%) в образовании (15,6%), в здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении (12,1%), тогда как мужчины больше представлены в промышленности (29,2%), в транспорте (11,3%), строительстве (9,9%), сельском хозяйстве 9,94%) и управлении (9,1%). Таким образом, данные показывают имеющуюся на рынке труда сегрегацию дискриминации в отношении женщин - принцип равных возможностей в данном случае не выполняется. Причем, это разделение видится кардинальным - мужчины больше сосредоточены в производственных и богатых ресурсами областях, тогда как женщины - в сфере услуг и в социальной сфере, которые скорее ресурсозависимыми от промышленности и тех отраслей, в которых работают преимущественно мужчины (см. таблицу 3). Региональный анализ показывает, что данная картина - едина для всех трех рассматриваемых регионов.
Всего, |
в том числе |
В процентах к итогу |
||||
тыс. человек |
мужчины |
женщины |
всего |
мужчины |
женщины |
|
Занято в экономике – всего | 67134 |
34177 |
32958 |
100 |
100 |
100 |
Промышленность | 16087 |
9971 |
6116 |
24,0 |
29,2 |
18,6 |
Сельское хозяйство | 5169 |
3170 |
1998 |
7,7 |
9,3 |
6,1 |
Лесное хозяйство | 197 |
170 |
27 |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
Строительство | 4225 |
3370 |
854 |
6,3 |
9,9 |
2,6 |
Транспорт | 5053 |
3972 |
1081 |
7,5 |
11,6 |
3,3 |
Связь | 1045 |
388 |
657 |
1,6 |
1,1 |
2,0 |
Торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией | 11026 |
3989 |
7037 |
16,4 |
11,7 |
21,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 3091 |
1559 |
1532 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение | 5014 |
1019 |
3995 |
7,5 |
3,0 |
12,1 |
Образование | 6343 |
1186 |
5157 |
9,4 |
3,5 |
15,6 |
Культура и искусство | 1127 |
345 |
782 |
1,7 |
1,0 |
2,4 |
Наука и научное обслуживание | 865 |
470 |
394 |
1,3 |
1,4 |
1,2 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 1077 |
318 |
759 |
1,6 |
0,9 |
2,3 |
Управление | 4941 |
3095 |
1846 |
7,4 |
9,1 |
5,6 |
Однако, если обратиться к распределению женщин в социальной структуре общества, то видно, что женщины занимают неплохие позиции. Если почти две трети мужчин - это рабочие разного уровня квалификации, то женщины в большей степени представлены в среде служащих и специалистов разного уровня квалификации (см. таблицу 4).
Интерпретируя эти факты с точки зрения гендерного подхода, можно отметить, что женщины также как и мужчины достаточно успешно могут строить стратегии своего профессионального продвижения и занимать ведущие позиции. Однако, учитывая данные таблицы 3, профессиональное продвижение "отрыто" для них только в менее ресурсных (а значит и менее оплачиваемых, как будет показано ниже) отраслях.
Занято в экономике |
Всего |
в том числе в тыс. чел. |
в том числе в % от всех занятых данного пола |
||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
||
Всего | 67134 |
34177 |
32958 |
100 |
100 |
Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций | 4995 |
3094 |
1902 |
9,1 |
5,8 |
Специалисты высшего уровня квалификации | 11782 |
4663 |
7119 |
13,6 |
21,6 |
Специалисты среднего уровня квалификации | 11171 |
3289 |
7880 |
9,6 |
23,9 |
Служащие сферы обслуживания и работники сферы инд. услуг | 4826 |
1773 |
3052 |
5,2 |
9,3 |
Квалифицированные рабочие | 26459 |
17561 |
8895 |
51,4 |
27 |
Неквалифицированные рабочие | 7611 |
3626 |
3984 |
10,6 |
12,1 |
Мотивированность женщин к занятию квалифицированным трудом отражает и тот факт, что образованных женщин в РФ, также как во всех трех рассматриваемых регионах - Республике коми, Ставрополье и свердловской области - больше, чем мужчин. Женщины везде значительно преобладают в группе лиц с высшим образованием, также как в группе лиц со средним профессиональных образованием. Мужчины же больше представлены в группе среднего общего и основного общего образования. Таким образом, структура распределения мужчин и женщин по уровню образования логически соответствует полученной картине социальной структуры - высокий процент женщин с высшим и средним профессиональным образованием - это основание их высокого процента среди специалистов высшего и среднего уровня квалификации. Мужчины же, обладая только начальным профессиональным и средним образованием составляют широкие ряды рабочих разного уровня квалификации. Те же из них, кто получает высшее образование, скорее достигает управленческих позиций. Эти цифры отражают также различия в стратегиях достижения статусных позиций мужчин и женщин. Женщины достигают статуса за счет получения дипломов, мужчины чаще ищут неформальные пути, не фиксируемые статистикой.
Всего | в том числе имеют образование |
|||||||
Высшее професси- ональное |
неполное высшее професси- ональное |
среднее професси- ональное |
начальное професси- ональное 1) |
среднее (полное) общее |
основное общее |
начальное общее, не имеют начального общего |
||
Занятые в экономике | 100 | 24,9 |
2,0 |
26,1 |
17,6 |
22,6 |
6,2 |
0,5 |
Мужчины | 100 | 22,5 |
1,8 |
20,7 |
21,9 |
24,9 |
7,6 |
0,6 |
Женщины | 100 | 27,4 |
2,1 |
31,7 |
13,2 |
20,3 |
4,8 |
0,5 |
1) За 1995 г. лица, имеющие начальное профессиональное образование, учитывались по соответствующему уровню общего образования.
Еще один важный показатель, характеризующий возможности женщин занимать в обществе экономически независимые позиции, - это неработающие женщины. Статистические данные фиксируют два типа неработающих женщин. Первый тип - это безработные женщины, те, которые ищут работу и готовы приступить к ней (согласно определению МОТ), второй тип - экономически неактивные женщины - те, которые не заявляли своего статуса безработных. Сравнительный анализ безработных показывает, что процент безработных женщин равен 7% и равен проценту безработных мужчин. Однако, среди экономически неактивного населения женщин значительно больше - они составляют 60% (данные ноября 2004 года). Причем, их доля значительно больше доли мужчин в возрастных группах - 25-29 лет и 30-34 лет, где женщины составляю до 72%, то есть их и численность более чем в два раза превосходит численность мужчин. Понятно, что это объясняется репродуктивными особенностями женщин - это возраст рождения детей. Однако, возврат женщин в экономику происходит медленно. К возрастным группам 40-50 лет доля женщин уменьшается и приближается в демографической пропорции, однако так ее и не достигает (см. таблицу 6).
Возрастные группы, в годах |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
До 20 | 10545 |
5241 |
5304 |
20-24 | 4471 |
1956 |
2514 |
25-29 | 1324 |
383 |
941 |
30-34 | 1031 |
322 |
709 |
35-39 | 903 |
366 |
538 |
40-44 | 1149 |
503 |
646 |
45-49 | 1245 |
560 |
685 |
50-54 | 1847 |
712 |
1136 |
55-59 | 2514 |
687 |
1827 |
60-72 | 13624 |
4823 |
8802 |
Таким образом, можно заключить, что женщины в связи с особенностями репродуктивного поведения и взятыми на себя обязанностями по воспитанию детей, оказываются чаще в статусе неработающих. Неудивительно, что именно они составляют образованную часть безработных (таблица 7).
Всего |
Мужчины |
Женщины |
|
Безработные - всего | 100
|
100
|
100
|
в том числе имеют обpазование: | |||
высшее профессиональное | 10,9 |
10,0 |
11,9 |
неполное высшее профессиональное | 2,7 |
2,5 |
2,9 |
сpеднее профессиональное | 20,5 |
15,3 |
25,8 |
начальное профессиональное | 18,3 |
22,3 |
14,3 |
сpеднее (полное) общее | 33,1 |
32,4 |
33,8 |
основное общее | 13,5 |
16,2 |
10,7 |
начальное общее, не имеют начального общего образования | 1,1 |
1,4 |
0,7 |
1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.
Являясь профессиональной, квалифицированной и мотивированной рабочей силой в экономике России, какие доходы получают женщины в итоге? Обратимся снова к статистическим данным и прокомментируем их данными социологических опросов.
Основной показатель, фиксирующий доходы населения - это величина заработной платы. Официальная статистика показывает, что российские женщины за свой труд получают 64% от заработка мужчин. Региональный анализ показывает, что в Республике Коми такое отношение женской зарплаты к мужской составляет только 58%, в Свердловской области как по России в целом - 64%, а в аграрном Ставропольском крае, где средняя зарплата одна из самых низких по России, соотношение женской к мужской зарплате самое высокое - 69%. (См. таблицу 8). Другое выборочное обследование, охватившее занятость по всем видам деятельности (не только по основной) показало, что заработки мужчин и женщин чуть выше, но их соотношение существенно не меняется (см. таблицу 9). Более того, это обследование показывает, что женщины работают такой же полный день, что и мужчины - по количеству отработанных часов за месяц рабочее время женщин составляет более 95% от времени, отработанного мужчинами. Опросы общественного мнения дают еще менее утешительную картину - самооценка своих доходов населением показывает, что женщины зарабатывают еще меньше - всего лишь половину от оплаты труда мужчин.
Среднемесячная заработная плата женщин, работающих в организациях, рубль |
Среднемесячная заработная плата мужчин, работающих в организациях, рубль |
|
Российская Федерация | 5692 |
8914,9 |
Республика Коми | 7209,2 |
12440,5 |
Ставропольский край | 3939,1 |
5670,5 |
Свердловская область | 5576,4 |
8752,9 |
Средняя заработная плата за месяц, рублей |
Отработано одним работником за октябрь, часов |
Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, % |
|||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
||
Российская Федерация | 10178 |
6799 |
151.8 |
149 |
66.8 |
Республика Коми | 14689 |
9560 |
140.5 |
133.1 |
65.1 |
Ставропольский край | 6586 |
4577 |
154 |
151.7 |
69.5 |
Свердловская область | 9657 |
6489 |
153.2 |
148.9 |
67.2 |
Причина такой "отдачи" от занимаемого положения женщин в структуре занятости, - прежде всего, как было отмечено выше - дискриминация на рынке труда - процент занятых женщин больше в тех отраслях, где зарплата ниже, чем в целом по экономике. Однако, налицо и сегрегация женского труда, или неравномерное распределение женщин в нутрии отрасли или по группам профессиональных занятий - отраслевой анализ заработных плат по данным за 2003 год показывает, что независимо от отрасли экономики, женщины зарабатывают значительно меньше мужчин. Причем, даже занимая одинаковые должности в отрасли, женщины оказываются менее оплачиваемыми (см. данные в приложении). Единственная отрасль - исключение из общей картины - это лесная промышленность. Самый сильный разрыв в оплате труда, где заметна сегрегация по уровню занятости мужчин и женщин - информационно-вычислительное обслуживание (где зарплата женщин составляет лишь 54% от мужской).
Однако, разрыв в зарплате остается значительным и в тех отраслях, где женщины доминируют, и в целом в тех отраслях оплата труда относительно низкая - это здравоохранение, образование, культура и искусство (67-77%) и оптовая и розничная торговля (62%). Таким образом, даже если анализ образования показывает, что женщины представляют собой квалифицированную и дипломированную профессиональную силу, они оказываются на низкооплачиваемых должностных позициях.
Региональный анализ заработных плат по отраслям промышленности лишь подтверждает общую тенденцию - заработки женщин остаются ниже мужских почти во всех отраслях (см. таблицу 10). Причем, сравнение региональных зарплат показывает, что заработные платы женщин, также как и заработки для всего населения в целом выше в Республике Коми - это связано с северными доплатами, также как и наличием таких ресурсо-добывающих отраслей, как нефте- и газодобыча. Однако, наиболее ярко различие в региональных зарплатах заметна в машиностроении. Женщины в машиностроительной отрасли Республики Коми зарабатывают в 2,16 раза больше женщин, работающих в машиностроении на Ставрополье, и в 1,53 раза больше чем в Свердловской. Понятно, что заработная плата - вещь относительная в географически разнородной России, отчего в регионах различается и стоимости потребительской корзины и величины прожиточного минимума - в северных условиях она выше (например, различие в прожиточном минимуме между Коми и Ставропольем составляет 1,4). А вот отношение к мужской заработной плате оказывается независимым от региональных особенностей и остается в машиностроительной отрасли все в том же диапазоне - 66% (Коми), 64% (Ставрополье), 66% (Свердловская область).
В противоположность "мужской" машиностроительной отрасли, "женская" отрасль легкой промышленности отличается во всех регионах самой низкой оплатой труда из всех видов промышленности. В Ставропольском крае особо острая ситуация - "женская" зарплата оказалась даже ниже официально установленного прожиточного минимума. Здесь средняя оплата женского труда в отрасли составила 2555 рублей, а прожиточный минимум - 2598 рублей (по состоянию на II квартал 2005 года). Относительно позитивным видится положение женщин в легкой промышленности в Свердловской области. Женская зарплата здесь вдвое выше прожиточного минимума (2823 рубля) и при этом выше "мужской", которая в свою очередь среди мужских промышленных региональных зарплат самая низкая. Еще одна женская отрасль, в которой "женские" зарплаты приближены к прожиточному минимуму - это образование. Однако, самой низкооплачиваемой отраслью экономики остается сельское хозяйство. Здесь самые низкая оплата труда как для мужчин, так и для женщин, причем разрыв в оплате небольшой.
Российская Федерация |
Республика Коми |
Ставропольский край |
Свердловская область |
|||||
женщин |
мужчин |
женщин |
мужчин |
женщин |
мужчин |
женщин |
мужчин |
|
Всего | 5692 |
8915 |
7209 |
12441 |
3939 |
5671 |
5576 |
8753 |
Нефтедобывающая промышленность | 20413 |
25416 |
21089 |
24972 |
6636 |
6761 |
||
Черная металлургия | 7042 |
10865 |
10232 |
9334 |
5408 |
5947 |
6883 |
9621 |
Машиностроение и металлообработка | 5346 |
8303 |
8503 |
12818 |
3933 |
6145 |
5540 |
8409 |
Легкая промышленность | 3631 |
4165 |
4704 |
6543 |
2555 |
3393 |
5754 |
4837 |
Пищевая промышленность | 6342 |
8829 |
8946 |
8752 |
4405 |
5609 |
7467 |
10144 |
Сельское хозяйство | 2693 |
2905 |
4541 |
4149 |
2246 |
2880 |
3512 |
3786 |
Транспорт | 8197 |
11275 |
12824 |
16564 |
6966 |
8613 |
7139 |
10125 |
Торговля, общест-венное питание, снабжение и сбыт | 5947 |
9713 |
6049 |
9433 |
4850 |
7699 |
5254 |
10985 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 8883 |
16473 |
10641 |
13361 |
4748 |
6967 |
7787 |
9097 |
Здравоохранение, и социальное обеспечение | 4418 |
6189 |
5224 |
6131 |
3417 |
4464 |
4787 |
6093 |
Народное образование | 3946 |
5174 |
4737 |
6462 |
2841 |
3799 |
4015 |
6504 |
Такие низкие заработки женщин и как следствие этого рассчитанные на основе бывших заработков пенсии становятся причиной следующего неутешительного факта - удельный вес женщин среди всего населения с доходами ниже прожиточного минимума - 60,3%. (см. таблицу 11). Обследование малоимущего населения также показывает, что 44% против 34% мужчин. Если учесть, что дети, ответственность за которых чаще всего лежит на женских плечах, составляют 21,6%, то женщины и дети вместе взятые составляют более 2/3 самого бедного населения как по стране, так и по регионам (см. таблицу 12).
16-30 лет |
31-54 года (для женщин) 31-59 лет (для мужчин) |
55 и более лет (для женщин) и 60 лет и более (для мужчин) |
|
Женщины | 22,1 |
23,2 |
15,0 |
Мужчины | 19,7 |
19,6 |
13,5 |
16-30 лет |
31-54 года (для женщин) 31-59 лет (для мужчин |
55 и более лет (для женщин) и 60 лет и более (для мужчин) |
|
Женщины | 12,8 |
21,2 |
10,40 |
Мужчины | 11,6 |
18,2 |
4,2 |
Таким образом, проведенный анализ показывает, что ресурс образованной и квалифицированной женской рабочей силы как человеческий потенциал экономики России и регионов остается нереализованным полностью. Продвижение женщин на более высокие должности и, соответственно, повышение их заработков - это важнейших ресурс развития экономики и как результат этого - увеличение статей доходов бюджета России и регионов. Но что же мешает менять существующую картину? Чаще всего говорят о стереотипах поведения и мышления, но не менее важным является оптимизаций временных и психологических затрат на решение семейных и прочих домохозяйственных задач, которые чаще всего возлагаются на плечи женщин. Поскольку государственный вклад в решение таких проблем описывается в статьях расходов бюджета и реализуется через специальные программы, мы будем утверждать, что расходная часть бюджета - это залог будущих доходов.
Следствием низких зарплат женщин стали и низкие пенсионные выплаты. По России в целом, пенсия женщины составляет 91% от пенсии мужчины (см. таблицу 13). По регионам цифры отражают ту же картину. В Республике Коми пенсии чуть выше, чем по России в целом вследствие северных добавок, но также выше и процентное отношение женской пенсии к мужской - 95%. Размер пенсии в Свердловской области очень близок к средней пенсии по России, хотя разрыв между женскими и мужскими пенсиями также как и Коми выше - 94%. А вот в Ставропольском крае женские пенсии особенно низки: их средний размер составляет 1772,4 рублей, при этом и отношение к мужской пенсии самое низкое - только 83 %. И несмотря на низкий процент занятых пенсионерок в этом регионе (13,2% от всех пенсионеров Ставропольского края, данные за 2003 год), их занятость, скорее всего, осталась за границами сбора основных официальных данных. Планируемая перепись сельского населения и его различных видов занятости, в том числе и занятости на приусадебном участке даст, надеемся, другие данные.
Средний размер назначенных пенсий, рублей в мес. |
Отношение среднего размера назначенных пенсий женщин к размеру мужчин, % |
||
Женщины |
Мужчины |
||
Все население РФ | 1962.1 |
2154.9 |
91 |
Республика Коми | 2502.0 |
2635.0 |
95 |
Ставропольский край | 1772.4 |
2136.9 |
83 |
Свердловская область | 2024.1 |
2147.5 |
94 |
Следует отметить, что занятых женщин-пенсионерок как в целом по России (17,5%) так и по регионам, в том числе по выбранным сравниваемым регионам, чуть ниже процента занятых мужчин (20%). Однако, если учитывать неформальную занятость и ведение домохозяйств, то возможно цифры бы были совершенно иные. Для женщин пенсионного возраста бюджет времени на работу в домашнем хозяйстве остается значительно выше мужского - женщины-пенсионерки тратят на домашние дела в два раза больше времени.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть такую важную и традиционную1 для России функцию пенсионерок, это выполнение социальной роли бабушки - воспитание и забота о внуках. Во многих случаях, как это будет показано ниже, они становятся единственным субъектом, позволяющим как-то удержать экономическую ситуацию в семье с маленькими детьми. Между тем, экономическая роль воспитания подрастающего поколения становится предметом отдельного внимания современных экономистов и выделяется в отдельную сферу - экономику заботы.
Принимая всерьез работу женщин - мам и бабушек - на дому и приравнивая их вклад в развитие последующего поколения к вкладу детских садов, в правительстве необходимо поставить вопрос о специальной программе по выделению пособий или социальных выплат тем, кто непосредственно ухаживает за ребенком вплоть до школьного возраста. Если существуют программы поддержки детских образовательных учреждений, то имеет смысл делать оценивать и оплачивать работу физических лиц. Однако, пока детские пособия остаются символическими и не соответствующими реальному прожиточному минимуму ребенка, открытие программ по поддержке домашнего воспитания, видимо, - удел далеких перспектив.
Прежде всего, еще раз обратимся к структуре занятости и рассмотрим семейное положение женщин. Как видно из таблицы 14, среди занятых мужчин доминирующее большинство - это женатые мужчины, среди занятых женщин же процент состоящих в браке ниже, тогда как незамужних и разведенных - значительно больше чем мужчин. Таким образом, фактор семейности оказывается значимым для мужчин и женщин. Поскольку женщины уделяют домашней работе в три раза больше времени, чем мужчины, то для мужчин фактор брака становится фактором высвобождения ресурсов для занятости, а для женщин - фактором уменьшения временных ресурсов на занятость. Таким образом, рассматривая социальное обеспечение населения в целом, необходимо понимать, что эти услуги получает не непосредственный получатель, но и сопровождающее его лицо - женщина, и качество предоставляемых услуг становится фактором занятости и должностного положения женщин.
Занято в экономике – |
Всего |
в том числе (в процентах) |
|||
состоят в браке |
холосты, не замужем |
вдовцы, вдовы |
разведены |
||
Всего 2004 | 100 |
68,1 |
16,9 |
3,9 |
11,1 |
Мужчины | 100 |
72,4 |
19,7 |
1,2 |
6,7 |
Женщины | 100 |
63,8 |
14,0 |
6,6 |
15,6 |
Первый тип государственных, а именно муниципальных услуг - это предоставление детям дошкольного образования и начального школьного образования. Само непосредственное оказание такой образовательной услуги несет и еще одно важное значение - оно высвобождает женщин и дате им возможность трудоустроиться. Однако, как показывают цифры, эта "услуга" доступна не всем. Если с 1989 года по 2003 год численность рождений снизилась на 30%, то численность детей, находящихся в детских садах снизилась вдвое - если в 8433 тысячи мальчиков и девочек, то в 2004 году - 4423 тысячи. (см. таблицу 15). К этому факту можно также добавить то, что последние годы в детских садах появились группы неполного дня, когда ребенка может находиться только в первой половине дня.
1991
|
1995
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Всего: | 8433.0 |
5583.6 |
4379.1 |
4224.9 |
4263.0 |
4246.3 |
4263.0 |
4267.3 |
4422.6 |
девочки | 3941.8 |
2618.8 |
2074.4 |
1995.5 |
2013.0 |
2003.9 |
2003.9 |
2013.1 |
2090.1 |
мальчики | 4491.1 |
2964.8 |
2304.7 |
2229.4 |
2250.1 |
2242.4 |
2259.1 |
2254.2 |
2332.5 |
Таблица 16 показывает, что только 2/3 детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады, соответственно 1/3 находится дома и остается на попечении матерей. То есть 1/3 молодых мам потенциально оказывается в ситуации вынужденной нетрудоспособности. Конечно, на помощь им могут приходить другие члены семьи и, прежде всего, пенсионного возраста бабушки, однако, это не всегда оказывается надежным способом - усилия одного человека не всегда могут заменить систему образовательного учреждения.
Возрастные группы | Девочки (в % ко всем девочкам данного возраста) |
Мальчики (в % ко всем мальчикам данного возраста) |
||
Обучающиеся в дошкольных и общеобразо- вательных учреждениях |
Не обучающиеся в дошкольных и общеобразова- тельных учреждениях |
Обучающиеся в дошкольных и общеобразо- вательных учреждениях |
Не обучающиеся в дошкольных и общеобразова- тельных учреждениях |
|
3 |
62 |
35 |
61 |
35 |
4 |
67 |
30 |
66 |
31 |
5 |
68 |
29 |
68 |
29 |
6 |
80 |
17 |
80 |
17 |
7 |
97 |
2 |
97 |
2 |
8 |
98 |
1 |
98 |
1 |
9 |
99 |
98 |
1 |
Региональный анализ посещаемости детских дошкольных и общеобразовательных учреждений (таблица 17) показывает, что обеспеченность детскими садами в регионах неоднозначная. Более всего обеспечены детскими садами молодые семьи Республики Коми - 82,7% трехлетних детей имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Хуже всех обстоят дела в Ставропольском крае - детские садики посещают 59% детей. В пять лет по всем трем регионам ситуация чуть улучшается, но все процент детей, не посещающих детские сады, высок, а вместе с этим остается высоким процент неработающих женщин. Следует также отметить, что не все дети оказываются в школе - общеобразовательном учреждении в 7 лет, например в Ставрополье 2,5% семилеток остаются за стенами школы.
Наиболее остро проблема детских садов и обучении в младших классах школы стоит в сельской местности. В Ставрополье даже половина трехлетних детей не ходит в детские учреждения - в половине случаев дети остаются на попечении родителей (чаще мам). Если учесть, что заработные платы в сельском хозяйстве здесь ниже прожиточного минимума, рассчитанного только на одного человека, то картина оказывается совсем неутешительная. Ненамного лучше обстоят дела в сельской области Свердловской области - здесь посещают детские сады только 53% детей. Более низкий процент (96-97%) и посещений школы первоклассниками.
На этом фоне республика Коми значительно лучше обеспечена детскими садами. Сельская местность обеспечена садами на 75,6%, что лучше, чем ситуация в городах Свердловской области и Ставропольского края.
Республика Коми |
Ставропольский край |
Свердловская область |
||||
обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
не обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
не обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
не обучаю- щиеся в дошкольных и общеобра- зовательных учреждениях |
|
Все население | ||||||
Дети в возрасте 3-9 лет |
917 |
74 |
812 |
173 |
859 |
118 |
в том числе в возрасте, лет: |
||||||
3 |
827 |
160 |
587 |
386 |
698 |
260 |
5 |
863 |
127 |
658 |
321 |
753 |
211 |
7 |
983 |
11 |
966 |
26 |
976 |
16 |
9 |
992 |
3 |
984 |
8 |
990 |
3 |
Городское население | ||||||
Дети в возрасте 3-9 лет |
929 |
61 |
873 |
112 |
874 |
102 |
в том числе в возрасте, лет: |
||||||
3 |
851 |
134 |
703 |
271 |
726 |
231 |
5 |
889 |
99 |
786 |
193 |
783 |
180 |
7 |
981 |
11 |
976 |
17 |
978 |
13 |
9 |
990 |
4 |
989 |
5 |
991 |
2 |
Сельское население | ||||||
Дети в возрасте 3-9 лет |
886 |
110 |
753 |
231 |
768 |
214 |
в том числе в возрасте, лет: |
||||||
3 |
756 |
236 |
471 |
500 |
528 |
440 |
5 |
778 |
217 |
535 |
443 |
565 |
404 |
7 |
987 |
11 |
955 |
35 |
967 |
29 |
9 |
994 |
3 |
980 |
10 |
988 |
6 |
Обучение детей в младших классах общеобразовательной школы опять таки связан с проблемами трудоустройства их мам - женщин. И хотя данные статистики показывают (таблицы 16-17), что с семилетнего возраста 97% детей обучается в школах, и к девятилетнему возрасту обучение становится почти всеобщим - обучается 99% девочек и 98% мальчиков, - решение проблемы трудоустройства их мам остается открытым. Информация о наличии продленного дня и посещаемости учениками продленки остается не учитываемой госстатистикой, хотя, с нашей точки зрения, - это показатель высвобождения ресурса труда регионального и общефедерального масштаба.
Вместе с тем, хорошо было бы, чтобы оценка численности детских образовательных учреждений сопровождалась измерениями бюджетов времени. Например, вместе с наличием программ продленного дня в школах хорошо было бы иметь также данные о длительности этого продленного дня, так же как информацию о том, все ли группы в детских дошкольных учреждениях работают по полному рабочему дню. В данном случае, возможно было бы обратиться к данным выборочных социологических исследований, но как выяснилось, такого рода исследования в последние годы не проводились.
Оценивая, кто приходит в различные учреждения социального обслуживания, можно отметить общую тенденцию в 2/3 случаях - это женщины. В данном случае, еще раз подтверждается факт того, что женщины занимают более уязвимые позиции в семье (если речь идет о насилии в семье) или же оказываются более ответственными за решение семейных проблем (если речь идет о психологической помощи как членам семьи, так и детям (см. таблицу 18). Однако, кроме этой информации и информации о численности обратившихся в эти же организации детей, российская статистика не имеет. Это говорит о том, что детальный анализ социального обслуживания не является приоритетным. Кроме нехватки информации на федеральном уровне, нет учета подобной информации по регионам. Тем не менее, на местном уровне вся эта информация собирается, и хотелось бы надеяться, что в будущем внимание к данным о социальном обслуживании будет более пристальным.
Женщины | Мужчины | Распределение по полу , % |
||
женщины | мужчины | |||
Всего обратившихся | ||||
тыс. человек - | 6774,9 |
3598,3 |
65 |
35 |
процентов | 100,0 |
100,0 |
||
в том числе: |
||||
Центр социальной помощи семье и детям | 41,5 |
44,6 |
64 |
36 |
Центр психолого-педагогической помощи населению | 2,7 |
2,5 |
67 |
33 |
Центр экстренной психологической помощи по телефону | 0,7 |
0,8 |
65 |
35 |
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних | 6,1 |
7,5 |
61 |
39 |
Социальный приют для детей | 0,5 |
1,0 |
49 |
51 |
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей | 0,04 |
0,08 |
51 |
49 |
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями |
1,8 |
3,1 |
53 |
47 |
Центр социального обслуживания населения | 18,7 |
16,0 |
69 |
31 |
Комплексный центр социального обслуживания населения | 21,8 |
19,8 |
68 |
32 |
Кризисный центр для мужчин | 0,02 |
0,07 |
34 |
66 |
Кризисный центр для женщин | 0,7 |
0,5 |
70 |
30 |
Другие учреждения социального обслуживания семьи и детей |
5,3 |
4,2 |
70 |
30 |
Проведенный нами анализ экономического положения женщины в регионе позволяет сделать следующие рекомендации для повышения гендерной чувствительности бюджета.
Женщины - важнейший ресурс экономического развития регионов, и этот ресурс оказывается недооцененным и используется лишь частично. Они представляют квалифицированную и образованную рабочую силу, при этом заняты в тех отраслях экономики, где ресурсная обеспеченность относительно небольшая или минимальная. При этом, даже находясь в отраслях промышленности, они занимают менее оплачиваемые должности, даже если эти должности требуют от них высокой квалификации. Особо хотелось бы отметить, что даже в тех отраслях, где процент женщин доминирующий например, в образовании, картина должностных позиций женщин и соответственно их доходов остается почти той же, что и для добывающих, "богатых" отраслей - женская зарплата продолжает оставаться в размере 2/3 от мужской.
Они являются главными, и в большинстве случаев единственными, проводниками социального обеспечения членов своих семей (детей и престарелых) и доводят, и очеловечивают, абстрактные бюджетные статьи по поддержке малоимущих. Неся на себе повышенную нагрузку по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и ухода за престарелыми, для эффективной занятости женщин особую роль играет то, насколько отлажено работают муниципальные учреждения образования и социального обеспечения, какие специальные программы для женщин, так же как и для всех зависимы членов их семей работают в регионе.
Индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный для регионов России, показал, что наиболее благоприятная ситуация в Республике Коми, она заняла 12 место. Свердловская область заняла 33 место, а Ставропольская - 55. Наш региональный анализ показывает примерно такую же ситуацию по уровню благополучия и экономического положения женщин. Заработки, пенсии и социальная инфраструктура в Республике Коми несколько выше, чем в двух других описанных областях. Однако, относительные показатели (отношение женской заработной платы к мужской, уровень занятости, процент занятых женщин в зависимости от семейного положения и пр.) обнажают очень схожие процессы гендерного неравенства в экономике. И решение этих проблем - прекрасный инструмент для модернизации экономики в целом.
Данная оценка оказалась невозможной вследствие недоступности данных. Для оценки региональных бюджетов необходимо отдельное исследование.
Показатели занятости женщин
Показатели уровня жизни женщин и доходов
Показатели инвестирования в женскую занятость и экономическую независимость
Регионы РФ | Экономический потенциал - ВРП на душу (с учетом покупательной способности) в 2004 году - тыс. руб. |
Бюджетная обеспеченность |
Социальные расходы |
Расходы гендерного бюджета |
Соотношения гендерного бюджета по регионам (в %%) |
Республика Коми | 101,8 |
20421 |
14638 |
7319 |
151 |
Свердловская область | 88,05 |
12488 |
9041 |
4068 |
84 |
Ставропольский край | 58,02 |
9268 |
6309 |
2650 |
55 |
Москва | 194,8 |
42906 |
26980 |
10522 |
210 |
Российская Федерация | 116,5 |
18036 |
12102 |
4840 |
100 |
Из проведенных расчетов и сопоставлений, при всей их условности, следует, прямая зависимость обеспеченность гендерно ориентированными расходами бюджета региональных социальных потребностей. Расчеты проведены, исходя из средней по территории доли распределения расходов по полу, поскольку в нашем проекте дифференцированную методику на примере отдельного региона должны были выполнить эксперты из Коми, но к моменту составления настоящего доклада (сентябрь-ноябрь 2005 г.) этого не было сделано. Считаем необходимым провести подобные региональные расчеты в будущем на основе мониторинга гендерных показателей, влияющих на бюджет, в некоторых других пилотных регионах с тем, чтобы повысить корректность полученных выводов.