"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга


Смирнов П.Г. к.э.н, ИЭ РАН

Анализ хода реформы образования в бюджетной сфере и ее последствия для положения женщин

    План

    1. Состояние образования в РФ - мониторинг гендерной составляющей анализ и перспективы (по материалам Росстата)
    2. Кадры, состав и оплата труда в образовании (гендерный аспект)
    3. Эффективность образования, оценка влияния на заработную плату мужчин и женщин
    4. Расходы консолидированного бюджета на образование: текущее содержание и инвестиции
    5. Национальный проект "Образование" - гендерная составляющая не выделяется
    6. Показатели мониторинга бюджета в области образования

1. Состояние образования в Российской Федерации - мониторинг гендерной составляющей, анализ и перспективы (по материалам Росстата)

1.1. Уровень образования населения. Мы сочли необходимым рассмотреть самые обобщенные показатели развития образования в Российской Федерации, используя наиболее полную базу данных, а именно результаты переписи населения, состоявшейся в 2002 году. Использование данных Всероссийской переписи населения 2002 г. позволяет, в частности рассмотреть текущие процессы в образовании с точки зрения среднесрочной ретроспективы и, таким образом, оценить проблемы, связанные как с получением необходимого образования, так и с состоянием кадровых и финансовых ресурсов системы образования, с учетом того факта, что роль женщин в образовании в современной России высока, как нигде в мире.

В ходе переписи в общей численности населения в возрасте 15 лет и более учтено 109,4 млн. человек, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. Рост образовательного уровня населения России произошел, главным образом, за счет лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, численность которых за этот период увеличилась на 19,7 млн. человек, или на 54%.

Впервые при переписи получены данные о числе лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру) - 369 тыс. человек. Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 15,4 млн. человек (13%) имели начальное профессиональное образование. За период с 1989 г. по 2002 г. их численность увеличилась на 0,7 млн. человек (на 5%). Увеличилось на один миллион (на 5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование, при снижении числа лиц с основным общим и начальным образованием.

Сократился удельный вес неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 году. Среди неграмотного населения 67% - это лица в возрасте 60 лет и более. Подавляющее большинство остальных неграмотных - лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками. В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещали образовательные или дошкольные учреждения. В общей численности лиц в возрасте 15 лет и более, имеющих профессиональное образование, 38,5 млн. человек (54%) составляют женщины. Удельный вес лиц, имеющих профессиональное образование, в общей численности лиц соответствующего пола в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, составляет среди женщин 66%, среди мужчин - 64%.

Следует обратить внимание, что в России женщины в целом, если говорить о занятых в экономике, имеют боле высокий образовательный статус по сравнению с мужчинами. Это при прочих равных условиях, позволяет им защищать свои позиции на рынке труда более успешно (см. Таблицу 1).

Таблица 1.
Распределение численности занятых в экономике
по уровню образования в 2003 г.
(на конец ноября; в процентах к итогу)
 
Всего

Мужчины

Женщины

Занятые в экономике - всего

100

100

100

в том числе имеют образование:  
 
 
высшее профессиональное
23,2
20,8
25,7
неполное высшее
профессиональное
2,0
2,0
2,1
среднее профессиональное
26,8
21,7
32,2
начальное профессиональное
16,6
20,2
13,0
среднее (полное) общее
23,0
25,8
20,2
основное общее
7,4
8,7
6,1
начальное общее, не имеют начального общего образования
0,8
0,9
0,8

По данным сборника Федеральной службы государственной статистики "Россия в цифрах 2004".

Среди занятых женщин специалисты с высшим образованием составляют одну четвертую от всех занятых (у мужчин - только одна пятая). Превосходство женщин наблюдается и среди специалистов со средним профессиональным образованием - здесь разрыв с мужчинами составляет более 10 процентных пунктов). И лишь начиная с уровня начального профессионального образования доля женщин становится ниже доли мужчин. Эта долгосрочная тенденция предполагает и закрепление соответствующих поведенческих стереотипов и мотивов - большинство женщин считает для себя необходимым продолжение образования за пределами полной средней школы.

1.2. Система общего образования. На начало 2004/05 учебного года в России работало 62,5 тыс. государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 16,1 млн. учащихся. В последние годы сохраняется тенденция ежегодного сокращения сети таких учреждений и численности обучающихся в них детей, что в определенной степени обусловлено демографическим спадом. По сравнению с 2000 г. при уменьшении численности населения школьного возраста на 14,4% число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений сократилось на 6%, численность обучающихся в них - на 19,6%.

За последние годы в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях снизилась наполняемость как в младших, так и в старших классах. В 2004/05 учебном году в 1-4 классах средняя наполняемость составляла 16 человек (в 2000/01 учебном году - 17 человек), в 5-9 классах - 19 человек (21), в 10-11 (12) классах - 20 человек (21). В 2004/05 учебном году в России действовало 708 негосударственных общеобразовательных учреждений (1,1% от общего числа), в которых обучалось 70,2 тыс. детей (0,4% от общей численности школьников). Следует отметить, что развитие негосударственного сектора в общем образовании носит локальный характер. Свыше 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

Работающая молодежь имеет возможность получить общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. В 2004 г. по сравнению с 2000 г. число вечерних школ сократилось на 15 единиц, численность обучающихся в них - на 17 тыс. человек (3,5% от общего числа обучавшихся). Кроме того, без отрыва от производства в 2004/05 учебном году в классах с очно-заочным обучением, учебно-консультативных пунктах для работающей молодежи, созданных при 2,8 тыс. дневных общеобразовательных учреждениях, обучалось 59,1 тыс. человек (в 2000/01 учебном году - 53,9 тыс. человек).

В 2004/05 учебном году в 10 классы принято 62% численности учащихся, окончивших основную школу для получения среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях (в 2000/01 учебном году - 67%). Расширяется сеть общеобразовательных учреждений продвинутого типа: гимназий и лицеев. В 2004/05 учебном году по сравнению с 2000/01 учебным годом число гимназий увеличилось на 14%, лицеев - на 13%, численность учащихся в них возросла соответственно - на 1,2% и на 5%. Наряду с этим число общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов сократилась за рассматриваемый период на 7,9%, численность учащихся в них - на 15,2%.

Таблица 2.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений с углубленным
изучением различных предметов (на начало учебного года, тыс. человек)1
 
1995/96
2000/01
2001/02
2002/03
2003/04
2004/05
Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов
1523
1168
1118
1216
1110
991
Гимназии
739
870
877
890
884
880
Лицеи
391
519
521
533
539
545

Доля общеобразовательных учреждений, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по отдельным предметам (общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи) в общем числе средних общеобразовательных учреждений в 2004/05 учебном году составляла 19,5% (в 2000/01 учебном году - 20,2%).

1.2.1. Здоровье детей школьного возраста. В 2003 г. было осмотрено 23,5 млн. детей и подростков-школьников в возрасте до 18 лет. Из общего числа прошедших медицинский осмотр у 23% детей и подростков были выявлены различные отклонения в состоянии здоровья, связанные с понижением остроты слуха и зрения, дефектами речи, сколиозом и нарушениями осанки (в 2000 г. этот показатель составлял 21%). По-прежнему наиболее распространенными отклонениями являются слабое зрение и нарушения осанки: в 2003 г. ими страдали соответственно 8,1% осмотренных детей и 6,7% подростков-школьников.

За годы обучения в школе число детей с нарушением остроты слуха возрастает в 2 раза, зрения - более чем в 4 раза, страдающих сколиозом - в 7 раз. При этом резкое увеличение различных отклонений и нарушений состояния здоровья школьников наблюдается при переходе к предметному обучению (4-5 классы). Сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья среди подростков (15-17 лет). За период с 2000 г. по 2003 г. в этой возрастной группе наблюдался рост заболеваемости (в 1,4-1,2 раза) практически по всем классам болезней.

1.3. Система профессионального образования. Система образования Российской Федерации располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние 10 лет произошли заметные изменения в структуре профессионального образования - при снижении доли начального профессионального образования быстрыми темпами росла доля высшего образования. Так, численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995 г. увеличилась в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования - с 23% до 43%. В 2004 г. на 10000 человек населения приходилось 480 студентов (в 1995 г. - 189 человек, в 2000 г. - 327).

Наблюдается также увеличение охвата населения средним профессиональным образованием. Наметившееся в конце восьмидесятых годов сокращение приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения сменилось в 1995 г. его ежегодным увеличением. В 2004 г. прием в эти учебные заведения составлял 852 тыс. человек и был выше, чем в 1995г. на 187 тыс. человек (28%). В результате этого, если в 1995 г. на 10000 человек населения приходилось 130 студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в 2000 г. - 160, в 2004 г. - 175 студентов. Следует отметить, что в 2004 г. впервые за последние 10 лет прием в государственные и муниципальные средние и высшие учреждения профессионального образования снизился соответственно на 1,1% и 2%.

1.3.1. Начальное профессиональное образование. Показатели приема и выпуска по учреждениям начального профессионального образования снизились по сравнению с 1995 г. на 16%, а удельный вес учащихся в них в общей численности лиц, обучавшихся в учреждениях профессионального образования - с 26% до 14%. Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования за 2004 г. сократилась на 45,5 тыс. человек (на 2,8%) и составила 1604 тыс. человек, за период с 2000 г. по 2004 г. уменьшение составило 75,5 тыс. человек, или 4,5%.

Большинство учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования - юноши (63,6%), доля девушек в контингенте учащихся в 2004 г. несколько сократилась и составила 36,4% (в 2003 г. - 37%, в 2000 г. - 38,2%). Это подтверждает уже отмеченную нами тенденцию о стремлении женщин к получению более высоких степеней образования.

В структуре отраслевого распределения выпускников дневных учебных заведений больших изменений за период с 2000 г. по 2004 г., не произошло. Значительная часть выпускников дневных учебных заведений была подготовлена для работы в промышленности (26,9%), в сельском хозяйстве (18,1%), в торговле и общественном питании (14,4%), в строительстве (13,9%), на транспорте (10,9%). Наблюдается снижение выпуска квалифицированных рабочих по некоторым сельскохозяйственным профессиям, профессиям транспорта и легкой промышленности. Отмечается рост выпуска специалистов для сферы обслуживания и общественного питания. Ведется подготовка работников новых профессий, таких как коммерсант в торговле, коммерсант в промышленности, секретарь-референт, социальный работник.

1.3.2. Среднее профессиональное образование. На начало 2004/05 учебного года система образования включала 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых среднее профессиональное образование получали 2,5 млн. студентов. По сравнению с 2000/01 учебным годом число государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений увеличилось на 48 (на 1,9%), численность студентов в них - на 195 тыс. человек (на 8,4%), в основном за счет численности студентов очной формы обучения.

Негосударственные образовательные учреждения в сфере среднего профессионального образования немногочисленны и пока существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня не оказывают. На начало 2004/05 учебного года в стране насчитывалось 168 негосударственных средних специальных учебных заведений (92,3% к 2003/04 учебному году), в которых обучалось 96,0 тыс. студентов (3,7% от общей численности студентов), из них 41,2 тыс. (43%) обучались по специальностям экономики и управления (экономика и бухучет, менеджмент, финансы, банковское дело, коммерция) и 29,0 тыс. (30%) - по юридическим специальностям и издательскому делу.

На начало 2004/05 учебного года в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях обучалось 1301 тыс. женщин (52%) и 1203 тыс. мужчин (48%). Наблюдаются существенные различия в распределении женщин по отраслевой специализации средних специальных учебных заведений (см. таблицу 3).

Таблица 3.
Студенты государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений по отраслевой специализации учебных заведений
на начало 2004/05 учебного года.
 
Женщины,
тыс. человек
Мужчины,
тыс. человек
Доля женщин
среди студентов (%)
Всего
1301
1203
52
Промышленность и строительство
449
653
41
Сельское хозяйство
117
165
41
Транспорт и связь
56
149
27
Экономика и право
219
113
66
Образование
213
63
77
Здравоохранение, физкультура и спорт
209
43
83
Искусство и кинематография
38
17
69

Значительное преобладание женщин отмечается среди студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальностям здравоохранения, экономики и управления, образования, культуры и искусства, сервиса. В 2004/05 учебном году доля женщин в численности обучавшихся по этим специальностям составляла соответственно от 70% до 85%. Мужчины предпочитают получать среднее техническое образование по специальностям: технологические машины и оборудование, электротехника, автоматика и управление, разработка полезных ископаемых, энергетика, наземные транспортные средства.

Отмечается увеличение доли платного образования в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях. В 2004/05 учебном году 879,2 тыс. студентов этих учебных заведений обучались по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение (в 2000/01 учебном году - 719 тысяч). Стоимость обучения в учреждениях среднего профессионального образования ежегодно возрастает. Цена обучения за семестр в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях в 2004 г. составляла 7,3 тыс. рублей или в 1,7 раза больше, чем в 2000 году.

1.3.3. Высшее профессиональное образование. На начало 2004/05 учебного года в Российской Федерации действовало 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучалось 5,9 млн. студентов. По сравнению с 2000/01 учебным годом число ВУЗов увеличилось на 55 (на 9,1%). Задачи территориальной доступности высшего образования решаются в определенной мере за счет наращивания сети филиалов учебных заведений. В 2004/05 учебном году действовало 1823 филиала государственных и муниципальных ВУЗов, что на 145 учебных заведений (на 9%) больше, чем в 2003 году.

Начиная с 1995 г. прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7-15% ежегодно. В 2004/05 учебном году по сравнению с 2000/01 учебным годом численность студентов государственных и муниципальных ВУЗов увеличилась на 1,6 млн. человек, или на 37,2%. В государственных и муниципальных ВУЗах отмечается сокращение доли очной форм обучения при росте доли заочного обучения. В 2004/05 учебном году на очных отделениях обучалось 54% студентов против 57% в 2000/01 учебном году, на заочных - 39% (36%), на очно-заочных (вечерних) - 5% (6%) и 2% (1%) - экстернате.

Получают весьма заметное развитие негосударственные высшие образовательные учреждения. В 2004/05 учебном году в стране работало 409 негосударственных высших учебных заведения (38% от общего числа ВУЗов). Несмотря на широкую сеть негосударственных ВУЗов и их филиалов, контингент обучающихся в них почти в 6 раз меньше, чем в государственных и составляет 1024 тыс. человек (15% от общей численности студентов ВУЗов страны). Вместе с тем, темпы роста числа студентов негосударственных ВУЗов высоки. По сравнению с 2000 г. их численность увеличилась в 2,2 раза, при увеличении численности студентов негосударственных ВУЗов на 37%. Негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование. Поэтому преимущество в них отдается заочной форме обучения. Контингент студентов заочных отделений в 2004 г. составил 65% от общей численности студентов, на очных отделениях обучалось 28% студентов, очно-заочных (вечерних) - 6%, получали образование экстерном - 0,9%.

На начало 2004/05 учебного года (см. Таблицу 4.) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях обучалось 3349 тыс. женщин (57%) и 2511 тыс. мужчин (43%), в 2000/01 учебном году - соответственно 56% и 44%. Доля женщин в составе студентов негосударственных ВУЗов выше, чем в государственных и муниципальных и составляла в 2004/05 учебном году 64% (в 2000/01 учебном году - 62%).

Таблица 4.
Студенты государственных и муниципальных высших учебных заведений по отраслевой специализации учебных заведений на начало 2004/05 учебного года
 
Женщины,
тыс. человек
Мужчины,
тыс. человек
Доля женщин
среди студентов (%)
Всего
3349
2511
57
Промышленность и строительство
902
1063
46
Сельское хозяйство
214
206
51
Транспорт и связь
108
168
39
Экономика и право
588
353
62
Образование
1346
628
68
Здравоохранение, физкультура и спорт
147
75
66
Искусство и кинематография
44
18
71

Среди обучающихся по специальностям образования, здравоохранения, искусства и кинематографии, экономики и управления женщины составляли 70-86%. Мужчины преобладают (80-92%) среди студентов, получающих высшее инженерно-техническое образование по специальностям: наземные транспортные средства, электротехника, разработка полезных ископаемых, авиационная и ракетно-комическая техника, технологические машины и оборудование, автоматика и вычислительная техника, электротехника, энергетика.

В 2004 г. по сравнению с 2003 г. прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения сократился - на 27 тыс. человек (2%). В то же время, в негосударственные ВУЗы прием увеличился на 43 тыс. человек (на 18%).

Увеличивается платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных ВУЗах в 2004/05 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалось 2858 тыс. студентов (в 2000/01 учебном году - 1469 тысяч). При общем росте численности студентов ВУЗов по сравнению с 2000 г. на 37,2%, численность обучавшихся по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат увеличилась в 1,9 раза. Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост цен на обучение в государственных и муниципальных ВУЗах, в которых в 2004 г. цена обучения за семестр составляла 13,9 тыс. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2000 году. В настоящее время стоимость обучения на платных отделениях государственных и муниципальных ВУЗов превышает стоимость обучения в негосударственных. В 2004 г. студенты государственных ВУЗов должны были заплатить за обучение на 8,6% больше, чем студенты негосударственных ВУЗов. В 2000 г., напротив, студентам негосударственных ВУЗов обучение стоило дороже, чем студентам государственных и муниципальных ВУЗов на 15,4%.

1.3.4. Послевузовское профессиональное образование. В течение последнего десятилетия отмечается увеличение масштабов охвата обучением в системе послевузовского образования. Численность обучающихся в аспирантуре увеличилась по сравнению с 1994 г. на 89 тыс. человек (в 2,7 раза), по сравнению с 2000 г. - на 24,9 тыс. человек (на 21,2%). При этом численность аспирантов ВУЗов возросла за четыре года на 22,8 тыс. человек (на 22,7%), численность аспирантов в научных учреждениях - на 2,2 тыс. человек (на 12,3%). На конец 2004 г. численность аспирантов составила 142,7 тыс. человек, из которых 68,4% обучались с отрывом от производства. В 2004 г. выпуск из аспирантуры квалифицированных специалистов увеличился по сравнению с 2000 г. на 31,3%. В области юридических наук выпуск аспирантов возрос в 2 раза, педагогических и экономических - в 1,5 раза, исторических - в 1,4 раза, биологических - на 19,1%. В структуре подготовки аспирантов по областям науки наибольшую долю занимают технические (21,7%), экономические (18,1%), медицинские (7,9%), педагогические (6,6%). Повысилась результативность подготовки аспирантов: число окончивших аспирантуру с защитой диссертации увеличилось в 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 2,8 тыс. человек (на 36,7%). Несколько снизился этот процесс в очной аспирантуре ВУЗов: численность аспирантов, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, в 2004 г. составила 31,9% (в 2000 г. - 31,1%). Наблюдался также рост числа отчисляемых из аспирантуры в процессе обучения. До окончания срока аспирантуры в 2004 г. выбыло 15,3 тыс. человек, или каждый одиннадцатый аспирант, из них 89,2% приходится на аспирантуру высших учебных заведений. Численность соискателей ученой степени кандидата наук в 2004 г. насчитывала 55,5 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 24,4%.

В докторантуре в течение последних лет наблюдается относительная стабилизация численности научных кадров, хотя прием в докторантуру в 2004 г. уменьшился. В 2004 г. выпуск докторантов составил 1,5 тыс. человек, что на 200 человек, или на 16% больше, чем в 2000 году. С защитой диссертации окончили докторантуру 0,5 тыс. человек (34,8% от выпуска). В структуре подготовки докторантов по областям науки традиционно основную долю занимают технические (24%), экономические (10,4%), педагогические (9,9%), филологические (8,1%) науки. Наблюдается рост численности докторантов, выбывших до окончания срока докторантуры (в 2000 г. - 169 человек, 2004 г. - 253 человека), большая часть приходится на вузовскую аспирантуру (в 2000 г. - 148 человек, 2004 г. - 214 человек).

1.3.5. Дополнительное профессиональное образование. В 2003/04 учебном году по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки было обучено 1469,1 тыс. человек. В последние годы наблюдается тенденция роста численности лиц, получивших дополнительное профессиональное образование. За период с 2000/01 по 2003/04 учебный год прирост составил 477,6 тыс. человек, или 48,2%. Из общей численности лиц, получивших дополнительное профессиональное образование, значительную долю занимали специалисты, обучавшиеся по направлениям "педагогика и психология" (11%), "информационно-телекоммуникационные технологии" (6%), "производственные технологии" (4%), "менеджмент" (4%), "промышленная безопасность" (4%), "бухгалтерский учет, анализ и аудит" (3%). В общей численности обученных 92,9% составили специалисты предприятий (объединений), организаций и учреждений, 5% - преподаватели образовательных учреждений профессионального образования, 1,8% - незанятые лица, обучавшиеся по направлению службы занятости, 0,2% - лица, уволенные с военной службы.

Следует отметить, что хотя надежной статистики по составу слушателей системы дополнительного профессионального образования нет, обращает на себя внимание высокая доля проходящих переподготовку по тем специальностям, где традиционно высок уровень женской занятости (педагогика, бухгалтерский учет и т.д.). Это, в свою очередь означает как стремление женщин к получению такого образования, так и востребованность соответствующим образом подготовленных кадров на российском рынке труда.

2. Кадры, состав и оплата труда в образовании (гендерный аспект)

В 2004 г. численность работников организаций в отрасли "образование" по сравнению с 2000 г. практически не изменилась и составила 5,7 млн. человек, или 11,8% от общей численности занятых в организациях всех отраслей экономики.

На начало 2004/05 учебного года по сравнению с началом 2000/01 учебного года численность педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений снизилась на 70 тыс. человек (3,4%), в том числе учителей школ - на 8%, руководящих и инженерно-педагогических работников начального профессионального образования - на 1,9%.

Вместе с тем, численность преподавателей средних специальных и высших учебных заведений увеличилась на 5,9% и на 18,3% соответственно. На фоне роста контингента студентов средних специальных и высших учебных заведений численность преподавателей в них увеличилась за этот период соответственно на 7,6 тыс. человек (на 5,8%) и на 48,4 тыс. человек (на 18,2%).

Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Многие школы испытывают значительные затруднения с укомплектованием учителями-предметниками. На 1 октября 2004 г. в 5-11 классах оставались вакантными 11 тыс. должностей (1% к общей численности учителей-предметников), в том числе 3,1 тыс. преподавателей иностранного языка.

На начало 2004/05 учебного года среди преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений женщины составляли 78,5%, мужчины -21,5%.

В Российской Федерации, как и в целом в мировой экономике, доля женщин снижается с повышением уровня образовательного учреждения и должностного положения педагогических работников.

Практически во всех странах мира большинство педагогов учреждений доначального образования - женщины. Не исключение представляет и Россия, где их доля составляет около 99%. По данным сайта http://stat.edu.ru, такие же значения этого показателя свойственны Австрии, Бельгии и Италии. Немногим меньше доля женщин среди преподавателей дошкольных учреждений Германии (97%), США (95%) и Китая (94%). А, например, во Франции и Канаде среди воспитателей довольно часто можно встретить и мужчин (78 и 68% женщин, соответственно).

По данным ОЭСР, Россия занимает первое место в мире по другому показателю, характеризующему преподавательский состав средних школ, - по доли женщин среди учителей. Особенно велик отрыв от всех остальных стран по начальному образованию, где женщины составляют 99% всех учителей. Что касается преподавателей основной и полной средней школы, то здесь женщин около 80%. Для сравнения, в среднем в мире доля женщин среди преподавателей начальной школы составляет 75%, а основной и полной - не более 60%.

Среди преподавателей системы среднего профессионального образования нашей страны очень велика доля женщин, которые составляют 72%, что обеспечивает России первое место среди всех стран. В среднем в мире среди преподавателей ступени 5В этот показатель равен 43%. Например, в Испании женщины составляют 50% преподавателей, США - 49%, Германии - 47%, Австрии - 43%, Италии - 31%. Такая высокая доля женщин в штате, прежде всего, объясняется низкой оплатой труда, не привлекающей мужчин работать в этой сфере.

Сильно отлично от уровня других стран российское значение показателя, характеризующего преподавательский состав вузов. По данным ОЭСР, наша страна стоит на первом месте по доли женщин среди преподавателей высших учебных заведений, которая составляет 53% (а среди ректоров ВУЗов - 8%. По сравнению с 2000/01 учебным годом доля преподавателей ВУЗов - женщин увеличилась на 3 процентных пункта, ректоров ВУЗов - женщин - на 2 процентных пункта). Для сравнения, в США этот показатель равен 38%, Франции - 33%, Италии - 30%, Германии - 27%, Австрии - 26%. К российскому значению близки только Аргентина (46%) и Малайзия (44%). Причина того, что мужчины с меньшим желанием идут преподавать в вузах, состоит в недостаточной оплате труда и относительно низкой престижности педагогической деятельности в нашей стране.

Таблица 5.
Преподаватели государственных и муниципальных образовательных учреждений по видам учреждений на начало 2004/05 учебного года
 
Женщины,
тыс. чел.
Мужчины,
тыс. чел.
Доля женщин
(%)
Всего
1571
429
79
Учителя дневных общеобразовательных учреждений
1203
192
86
Преподаватели учебных заведений начального профессионального образования
99
55
64
Преподаватели средних специальных учебных заведений
104
33
73
Преподаватели высших учебных заведений
165
149
53

Состав педагогических работников образовательных учреждений характеризуется высокой долей лиц, имеющих высшее образование. Так, на 1 октября 2004 г. среди педагогов городских общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в старших классах, высшее образование имели 95% учителей, сельских общеобразовательных учреждений - 88%, среди преподавателей средних специальных учебных заведений - 93%.

В учреждениях среднего и высшего профессионального образования возрастает численность преподавателей, имеющих ученую степень. В 2004 г. в средних специальных учебных заведениях преподавали 2,3 тыс. докторов и кандидатов наук, или 1,7% от общей численности штатных преподавателей. По сравнению с 2000 г. доля таких преподавателей увеличилась на 0,2 процентного пункта. Численность штатных преподавателей государственных и муниципальных ВУЗов, имеющих ученую степень, в 2004 г. составляла 184,4 тыс. человек, что на 31 тыс. человек (на 20%) больше, чем в 2000 году. Каждый второй преподаватель ВУЗов имел ученую степень доктора или кандидата наук. Уровень научной квалификации преподавателей негосударственных ВУЗов не уступает их уровню в государственных ВУЗах. В 2004 г. из 50,7 тыс. преподавателей коммерческих ВУЗов 6,7 тыс. (13%) имели ученую степень доктора наук, 22,9 тыс. (45%) - кандидата наук.

Наблюдается устойчивая тенденция старения кадров общеобразовательных учреждений всех типов и видов. Каждый седьмой учитель общеобразовательных школ - пенсионного возраста. За последние 5 лет несколько изменилась структура возрастного состава преподавательского корпуса учреждений среднего и высшего профессионального образования. Увеличился удельный вес молодых (до 30 лет) преподавателей: в средних специальных учебных заведениях - на 2,3 процентного пункта, в высших учебных заведениях - на 2,8 процентного пункта. В то же время возросла доля преподавателей в возрасте свыше 65 лет соответственно - на 2,4 и на 3,4 процентного пункта.

Заработная плата. В 2004 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в образовании составила 4207,6 рубля и возросла по сравнению с 2000 г. в 3,4 раза (в целом по экономике и промышленности рост составил соответственно в 3,0 и 2,9 раза). В сентябре 2005 года заработная плата в образовании составила 5644 рубля. Рост реальной среднемесячной заработной платы в образовании (рассчитанный с учетом индекса потребительских цен) в 2004 г. к уровню 2000 г. составил 192% (в целом по экономике - 171%).

По данным выборочного обследования о распределении работников по размерам заработной платы, доля работников образования, имевших начисленную заработную плату в апреле 2004 г. на уровне минимальной (600 рублей) и ниже по сравнению с апрелем 2003 г. (450 рублей) не изменилась и составила 1,7% (в промышленности в 2004 г. - 0,9%). Только 5,9% работников образования имели в апреле 2004 г. заработную плату свыше 9 тыс. рублей (в промышленности - 28,1%).

В 2004 г. несколько сократился разрыв между уровнем оплаты труда работников образования и уровнем оплаты труда в промышленности и в среднем по экономике. Если в 2000 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования составлял 56% от среднероссийского уровня и 45% - от уровня заработной платы работников промышленности, то в 2004 г. - соответственно - 62% и 53%. Среднечасовая начисленная заработная плата работников образования в 2004 г. составила 28,6 рубля - 60% от среднероссийского уровня и 47% - от уровня часовых заработков работников промышленности.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования существенно различается по типам образовательных учреждений. Размер заработной платы работников дневных общеобразовательных учреждений (где работает почти половина численности занятых в отрасли) составил 59% от уровня заработной платы работников ВУЗов и 77% от уровня заработной платы работников средних специальных учебных заведений (в 2000 г. - 64% и 77% соответственно). Уровень начисленной заработной платы работников образования значительно дифференцирован по формам собственности образовательных учреждений. Самые высокие размеры заработной платы у работников образовательных учреждений иностранной и совместной российской и иностранной собственности, в 2004 г. уровень заработной платы работников этих учреждений был в 2,7 раза выше уровня заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений, в которых трудится более 60% работников организаций этой отрасли (в 2000 г. - в 2,4 раза).

В 2004 г. среднемесячная заработная плата женщин, работающих в образовании, была ниже уровня заработной платы мужчин на 24%, по сравнению с 2000 г. этот разрыв увеличился на 4 процентных пункта. Таким образом, преобладание женской рабочей силы на более низких уровнях системы образования оказывают существенное дискриминационное влияние на разрыв в заработной плате мужчин и женщин. С другой стороны , нельзя не отметить и тот факт, что низкая заработная плата в образовании вызывает обратный дискриминационный эффект по отношению к мужчинам. То есть их желание работать в соответствии с желанием и полученной специальностью (например, в школе) вступает в противоречие с крайне низким уровнем оплаты труда.

Таблица 6.
Средняя заработная плата мужчин и женщин в образовании в 2004 - 2006гг. (данные Росстата, проектировки МЭРТ, расчеты авторов)
  2004 2005 2006
Среднемесячная заработная плата
в образовании, всего
4208 5318 6414
Мужчины 5174 6541 7953
Женщины 3946 4971 5965

Данные таблицы 6 показывают, что при крайне низком общем уровне заработной платы в образовании оплата труда женщин все больше отстает от мужской и к 2006 году достигнет 2000 тыс. рублей в месяц.

3. Эффективность образования, оценка влияния на заработную плату мужчин и женщин

Как бы не было ценно образование само по себе, все-таки его главная задача - адаптация человека в обществе, что проявляется, в первую очередь, через включенность индивида в экономику, а значит и получение оплаты за свой труд. В этой связи вызывает особенный интерес изучение данных по заработной плате мужчин и женщин в зависимости от их образовательного уровня. Эффект увеличения доходов при повышения уровня образования известен давно, однако нам кажется необходимым получение информации по современной экономической ситуации в России. Крайне важным является и тот факт, что мы смогли использовать статистику США по аналогичной проблематике для проведения сравнительного анализа. В данном случае американские данные вовсе не являются неким идеалом, к которому следует стремиться, но выступают своеобразным критерием сравнительной оценки.2

Таблица 7.
Зависимости заработной платы от образования и возраста для России.
Среднемесячная заработная плата россиян
с различным образованием и возрастом, 2003 год, руб.

(по данным RLMS, 12 раунд)
Пол и возраст Все
в том числе по уровням образования
Основное
среднее
и ниже
Полное
среднее
ПТУ с
полным
средним
Среднее
специальное
Высшее
Мужчины 5708
3941
5133
5193
6229
7661
18 - 24 лет 5047
4771
4598
4618
5620
5826
25 - 34 лет 6026
4482
5532
5725
6744
7450
35 - 44 лет 6232
4128
5268
5029
6772
9406
45 - 54 лет 5701
3113
5082
5364
5946
7833
55 лет и ст. 4287
2519
4238
3112
4432
5747
Женщины 3830
2456
3158
3182
3661
5225
18 - 24 лет 3347
2660
3042
2811
3198
4837
25 - 34 лет 3810
3112
3596
2775
3292
5427
35 - 44 лет 4009
2648
2966
3658
3750
5454
45 - 54 лет 4150
2236
3295
3414
4028
5827
55 лет и ст. 3113
1589
2689
3150
3457
3588

Для подробного рассмотрения всех аспектов данной проблемы был проведен анализ зависимости заработной платы от возраста отдельно для мужчин и женщин (см. График 1). В результате выяснилось, что, во-первых, зарплата мужчин всегда выше зарплаты женщин, на всех этапах их трудового пути. Во-вторых, рост зарплаты у мужчин продолжается только до возрастного интервала 35-44 года, а затем следует падение, в то время как у женщин этот рост продолжается и в возрасте 45-54 года с последующим снижением. В-третьих, разница в возрастной зарплате у мужчин в 2 раза больше у женщин (около 2 тыс. рублей в месяц у первых и около 1 тыс. рублей у вторых).

График 1.

Исследование зависимости заработной платы от уровня образования (см. График 2) позволило сделать следующие выводы. Во-первых, каждый следующий уровень образования обеспечивает увеличение зарплаты, как у мужчин, так и у женщин. Характер кривой, описывающий это явление, практически одинаков для обоих полов. Во-вторых, образование на уровне начального профессионального (ПТУ) не дает существенной прибавки к заработной плате по сравнению с полным средним (60 рублей в месяц у мужчин и 24 рубля в месяц у женщин). В-третьих, дифференциация в оплате труда мужчин и женщин столь велика, что только уровень высшего образования позволяет женщинам поднять свои заработки выше некоторых образовательных групп мужчин (причем мужчины, имеющие за плечами образование на уровне средней школы или ПТУ, получали лишь на 50-100 рублей в месяц меньше, чем женщины, окончившие ВУЗ.

График 2.

Рассмотрим образовательные и возрастные связи подробнее. У мужчин (График 3), как уже отмечалось, наивысшие заработки зафиксированы в возрастной когорте 35-44 года. Но оказывается, что только высшее образование обеспечивает этот рост (для среднего специального образования прибавка по сравнению с предыдущим возрастным интервалом составляет всего 26 рублей в месяц). Более низкие уровни образования обеспечивают увеличение заработной платы лишь до возрастного интервала 25-34 года, а общее среднее образование означает падение заработка на протяжении всей трудовой жизни.

График 3.

У российских женщин несколько другая ситуация (График 4). Из-за того, что рост заработков у них в целом продолжается дольше, чем у мужчин, смещаются соответственно пиковые возрастные интервалы с наибольшей зарплатой. Так, при наличии высшего и среднего специального образования женщины могут рассчитывать на рост оплаты труда до 45-54 лет, начальное профессиональное образование даст наибольшую зарплату в 35-44 года, полное и основное среднее образование - в 25-34 года.

График 4.

На графиках 5 и 6 представлены те же данные, изменен лишь вид подачи информации. Например, из графика 5 следует, что при любом уровне образования у мужчин самой низкооплачиваемой категорией всегда оказывается самая возрастная группа (55 лет и старше). У женщин (График 6) самые пожилые работницы (по российскому законодательству они вообще уже имеют право на пенсию)могут получать более высокую зарплату по сравнению с самыми молодыми (18-24 года и 25-34 года) при условии наличия у них начального или среднего профессионального образования.

График 5.

График 6.

Следует также отметить, что возрастная дифференциация в оплате труда при различных уровнях образования не всегда имеет схожий характер у мужчин и женщин. Из-за больших заработков у мужчин и больший абсолютный размер вариации, а вот относительные цифры иногда близки у мужчин и женщин, а иногда отличаются (см. Таблицу 8).

Таблица 8.
Дифференциация заработной платы между максимальной и минимальной суммой в различных возрастных когортах в зависимости от уровня образования среди мужчин и женщин (Россия, в %)
 
Основное
среднее
и ниже
Полное
среднее
ПТУ с
полным
средним
Среднее
специальное
Высшее
Мужчины
189
130
184
153
164
Женщины
196
134
131
126
162

Обращает на себя внимание, что при трех уровнях образования (основное и полное среднее, а также высшее) относительная дифференциация между максимальной и минимальной заработной платой у мужчин и женщин практически совпадают, а вот при начальном и среднем профессиональном - значительно отличаются, у женщин возрастная дифференциация меньше, чем у мужчин. Для прояснения этого вопроса необходимы дальнейшие исследования.

Экономическая эффективность высшего профессионального образования.

С помощью проведенного нами опроса студентов московских вузов было выявлено, что наиболее часто основной причиной поступления в высшее учебное заведение выступает ожидаемое по окончании института повышение роста доходов в будущем. Причем 28% опрошенных студентов назвали именно эту цель получения высшего образования в качестве основной не только на этапе поступления в вуз, но и на этапе его окончания, т.е. на последнем курсе обучения.

Рис. 1. Цели, которыми руководствуются студенты при поступлении в высшие учебные заведения

Экономической эффективностью получения образования принято называть увеличение доходов индивида при повышении его образовательного уровня с учетом понесенных им затрат на обучение. Теоретическое обоснование и основы расчетов экономической эффективности образования были сформулированы еще в 60-е годы разработчиками т.н. теории человеческого капитала. Согласно этой теории, расчеты отдачи затрат на получение различных уровней образования, например, высшего, осуществляется путем сопоставления пожизненных заработков лица, имеющего высшее образование, с пожизненными заработками лица, имеющего среднее образование. Разность заработков является результатом сделанных вложений в высшее образование. Из полученной разницы вычитается стоимость приобретения высшего образования. Получившееся значение представляет собой приведенную величину чистого дохода от высшего образования, полученную за весь трудоспособный период жизни человека. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:

    N
    [( (Et - Ct)] / (1 + r)t = 0 ,
    t=n
    где t - возраст человека;
    Et - прирост заработной платы человека после получения высшего образования
    в возрасте t;
    Ct - издержки получения высшего образования человека в возрасте t;
    n - возраст, в котором индивидуум начал учиться в высшем учебном заведении (колледже);
    N - возраст, в котором человек прекращает свою трудовую деятельность, уходя на пенсию (65 лет);
    r - норма прибыли на высшее образование.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

    r = (Дв - Дс) / Со,
    где Дв - пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
    Дс - пожизненные заработки лиц со средним образованием;
    Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование3.

Показатель внутренней нормы отдачи показывает степень окупаемости инвестиций в человека, по аналогии того, как норма прибыли выражает степень рентабельности вложений в физический капитал.

В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой не подвергается сомнению экономическая эффективность получения образования. Только в американской статистике регулярно публикуются данные по доходам и образованию населения, на основе которых можно рассчитать нормы отдачи. По другим странам, в том числе и по России, их возможно рассчитать только по выборочным исследованиям, что снижает точность исследований.

Различают экономический эффект от получения образования как личный (рост доходов индивида с повышением его уровня образования), так и общественный (экономический рост страны или регионов, рост общей производительности труда с ростом образовательного уровня населения).

В рамках данного исследования мы провели собственные расчеты отдачи от высшего образования в России и за рубежом, используя упрощенную формулу:

    r = (Дв - Дс) / Св0,
    где Дв - пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
    Дс - пожизненные заработки лиц со средним образованием;
    Св - сумма затрат на высшее образование;
    С0 - сумма затрат на среднее (среднее специальное) образование.

Или

    r = (Дв год - Дс год) * N / (Св год - С0 год ) * n,
    где Дв год и Дс год - годовые заработки лиц с высшим и средним образованием;
    Св год и С0 год - годовые затраты на высшее и среднее образование;
    N - число лет трудоспособной жизни после окончания вуза (примем равным 35 годам);
    n - число лет обучения в вузе (примем равным 5 годам).

Нами были рассчитаны нормы отдачи от высшего образования как относительно среднего образования, так и относительно среднего специального образования. Расчеты были сделаны для США и России, для чего была использована статистика OECD, официальная американская статистика, данные голландской статистики, а также данные опросов, проведенных Институтом экономики РАН.

На рис. 2 и 3 наглядно продемонстрированы исходные данные для расчета норм отдачи: как затраты на высшее образование на 1 студента, так и уровни средней заработной платы для населения с различным образованием сильно разнятся для США и России.

Рис. 2. Годовые расходы на высшее образование на одного студента в США и России, 1998-99 гг.

Рис. 3. Средняя годовая заработная плата работников с общим средним, средним специальным и высшим образованием в США и России в 2001 г.

В результате расчетов были получены следующие результаты.

В 1998-99 гг. в США норма отдачи от высшего образования относительно среднего специального для мужчин составила от 6,90 (по данным статистики OECD о затратах на обучение на одного студента) до 7,59 (по голландским данным о затратах на обучение на одного студента) Тот же показатель для женщин составил от 4,23 до 4,66.

Норма отдачи от высшего образования относительно общего среднего для мужчин составила от 8,84 до 9,72, а для женщин - от 5,99 до 6,60.

В 1999 г. в России норма отдачи от высшего образования относительно среднего специального составила 2,15, а относительно общего среднего - 2,92.

Следует обратить внимание на то, что полученные нами данные о нормах отдачи от высшего образования в США приблизительно совпадают с оценками, которые можно встретить в литературе, а результаты расчетов для России оказываются значительно меньшими по сравнению с заявленными отдельными экспертами.

России оказываются значительно меньшими по сравнению с заявленными отдельными экспертами.

Рис. 4. Нормы отдачи от высшего образования относительно общего среднего и среднего специального в США и России, 2001 г.

Оценить эффективность отдачи высшего образования можно и по-другому. Необходимо сравнить уровень заработной платы непосредственно со стоимостью обучения в вузе. Если воспользоваться данными статистики за 2004 год, то картина выглядит следующим образом. Стоимость платного обучения - 14 тыс. рублей за семестр, то есть 140 тыс. рублей за весь курс. Заработная плата мужчин в нефтедобыче - 25,4 тыс. рублей. Заработная плата женщин в образовании - 3,9 тыс. рублей. Таким образом, юноша, поступивший в институт по специальности "Нефтедобыча" сможет оплатить свое образование уже через 5 с половиной месяцев, а девушка, начавшая обучение в пединституте - только через 3 года. Такой колоссальный разрыв еще больше подчеркивает не только несправедливость в оплате мужского и женского труда, но и неадекватность межотраслевых различий в оплате труда.

4. Расходы консолидированного бюджета на образование:
текущее содержание и инвестиции

4.1. Расходы консолидированного бюджета на образование - в 2004 г. составили 593,2 млрд. рублей, или 3,5% валового внутреннего продукта, что на 0,6 процентного пункта больше, чем в 2000 году. В 2004 г. основная доля расходов на образование приходилась на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 79,5% (в 2000 г. - 82,3%). Финансирование дошкольного и общего образования почти полностью (на 99,6% и 99,5% соответственно) производилось из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на начальное профессиональное образование от общей суммы расходов на этот вид образования составили 31,6%, на среднее профессиональное - 48,1%, высшее профессиональное - 6,7%.

Анализ исполнения консолидированного бюджета за 9 месяцев 2005 года по разделу "образование" (см. таблицы 9 и 10) показал, что наибольшие расходы государство несет на общее образование - 46%, на высшее и дошкольное образование - примерно15%, на начальное и среднее профессиональное образование - -около 5%. Статья "другие расходы в области образования" составила 10,7%, остальные разделы составили небольшую часть расходов - в сумме около 3%.

Как и в 2004 году финансирование различных видов образования обеспечивалось в разных пропорциях федеральным и региональными бюджетами. При этом наблюдается тенденция ощутимого сокращения вклада федерального бюджета в финансирование начального профессионального (сокращение составило 60 процентных пунктов по сравнению с 2004 годом) и среднего профессионального (на 6 процентных пунктов).

Обращает на себя внимание и тот факт, что в целом консолидированные бюджеты регионов более равномерно финансировали различные виды образования, чем федеральный бюджет. Особенное беспокойство вызывает отставание с финансированием федеральным бюджетом таких разделов, как "Среднее профессиональное образование" - за 9 месяцев профинансировано 54% годового плана) и "Другие вопросы в области образования" - 34% плана.

4.2. Ввод объектов образования в 2004 г. по сравнению с 2003 г. сократился по образовательным учреждениям всех уровней, кроме средних специальных учебных заведений (увеличение на 89,2%). В истекшем 2004 году в 24 субъектах Российской Федерации не сдано в строй ни одного общеобразовательного учреждения. Имеются отставания в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы по объектам образования. В соответствии с этой программой на 2004 г. было предусмотрено выделение государственных инвестиций на возведение 397 строек образования.

Таблица 9.
Показатели расходной части исполнения консолидированного бюджета РФ
по разделу "образование" за 9 месяцев 2005 года (тыс. руб.)
Наименование показателя
Исполнено
с начала 2005 года:
консолидированный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
утверждено законом
на 2005 год
исполнено
с начала 2005 года
утверждено законом
на 2005 год
исполнено
с начала
2005 года
ОБРАЗОВАНИЕ
464 452 647
155 337 962
89 563 920
590 435 777
374 888 727
Дошкольное образование
67 477 552
3 812 334
1 107 493
105 064 250
66 370 059
Общее образование
214 317 439
1 611 764
1 125 325
339 034 873
213 192 114
Начальное профессиональное образование
22 547 826
4 167 501
2 787 585
33 180 443
19 760 241
Среднее профессиональное образование
24 672 522
19 664 953
10 755 068
23 097 216
13 917 454
Переподготовка и повышение квалификации
3 385 341
2 271 544
1 420 880
3 430 402
1 964 461
Высшее профессиональное образование
71 680 640
108 811 902
67 705 408
5 621 241
3 975 232
Молодежная политика и оздоровление детей
10 076 444
1 818 070
61 148
13 157 054
10 015 296
Прикладные научные исследования в области образования
728 228
1 761 717
689 532
141 315
38 696
Другие вопросы в области образования
49 566 655
11 418 177
3 911 481
67 708 983
45 655 174

 

Таблица 10.
Анализ исполнения консолидированного бюджета РФ
по разделу "образование" за 9 месяцев 2005 г.
Наименование показателя
Доля расходов
на каждый вид образования
по факту исполнения консолиди-рованного
бюджета
за 9 мес.
2005 г.,
% ко всем
расходам
Доля
расходов
федераль-
ного бюджета
в консолиди-рованном
бюджете
по плану
на 2005 г.
Доля
фактических расходов
федераль-
ного
бюджета
в консолиди-рованном
бюджете
за 9 мес.
2005 г.,
%
Исполнение федераль-
ного бюджета
с начала
2005 г.
%
Исполнение консолиди-рованных
регио-
нальных бюджетов
с начала
2005 г.
%
ОБРАЗОВАНИЕ
100
20,8
19,3
57,7
63,5
Дошкольное образование
14,5
3,5
1,6
29,1
63,2
Общее образование
46,1
0,5
0,5
69,8
62,9
Начальное профессиональное образование
4,9
11,2
12,4
66,9
59,6
Среднее профессиональное образование
5,3
46,0
43,6
54,7
60,3
Переподготовка и повышение квалификации
0,7
39,8
42,0
62,6
57,3
Высшее профессиональное образование
15,4
95,1
94,5
62,2
70,7
Молодежная политика и оздоровление детей
2,2
12,1
0,6
3,4
76,1
Прикладные научные исследования в области образования
0,2
92,6
94,7
39,1
27,4
Другие вопросы в области образования
10,7
14,4
7,9
34,3
67,4

Из 184 строек, предусмотренных к вводу в 2004 г., сданы в эксплуатацию 69, в том числе 56 - на полную мощность и 13 - частично. На каждой 5-ой стройке, предусмотренной инвестиционной программой, строительство объектов образования не велось. Техническая готовность более половины строящихся объектов на 1 января 2005 г. составила менее 50%. На 1 января 2005 г. полностью профинансированы 353 стройки. В счет годового лимита профинансировано 2,5 млрд. рублей (85,2%) государственных инвестиций. По Федеральной целевой программе "Развитие образования (2000-2005гг.)" профинансировано 1,4 млрд.рублей (90,8%), по Федеральной целевой программе "Дети России" - 361,2 млн. рублей (85,4%).

4.3. Учебно-материальная база общеобразовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. В 2003/04 учебном году работало 22,7 тыс. общеобразовательных учреждений (37%), которым требовался капитальный ремонт, в них обучалось 7,1 млн. учащихся (42%). Здания 2,5 тыс. (4%) общеобразовательных учреждений признаны аварийными, в них обучалось 0,7 млн. детей - 4%. Лишь половина общеобразовательных учреждений имели все виды благоустройства. Сокращение инвестиций в строительство, несвоевременный капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений является одним из факторов, препятствующих ликвидации сменности работы школ. Численность учащихся, занимающихся во вторую и третью смену, остается все еще значительной. В 2004/05 учебном году каждая четвертая школа работала в две-три смены, в которых обучались 2,5 млн. учащихся, или 16% от их общего числа (в 2000/01 учебном году - 21%).

4.4. Анализ сравнительных расходов по отдельным видам образования.

4.4.1. Дошкольное образование

Относительный уровень расходов на дошкольное образование детей в возрасте 3 года и старше в России составляет 0,6% к ВВП, что превышает показатели по другим странам (в среднем около 0,4%). Кроме того, в России превышают общемировой уровень расходы на дошкольное образование на одного учащегося в возрасте 3 года и старше относительно ВВП на душу населения. В нашей стране этот показатель составляет 22,4% при среднемировом значении 15,2%. Вообще говоря, на уровне дошкольного образования относительные показатели финансирования на одного учащегося в целом уменьшаются от более богатых к более бедным странам. Но российские значения этих показателей оказываются выше даже средних данных по самым богатым странам (18,2%). Для примера, расходы на образование в расчете на одного учащегося по отношению к ВВП на душу населения в США и Германии составляют 20%, Франции - 17%, а Японии - 13% (по данным Центра мониторинга и статистики образования ГНИИ ИТТ "Информика").

Однако, несмотря на такую благоприятную статистику, развитие образовательных учреждений данного уровня тормозится из-за нехватки денег. Следует учитывать, что приведенные выше показатели финансирования образовательных учреждений являются относительными и не показывают реальные размеры отчислений на развитие сферы образования. Если же учесть невысокую величину российского ВВП, которая используется для расчетов этих индикаторов, то станет ясно, что объемы средств, выделяемые на финансирование образовательной отрасли, являются недостаточными для ее нормального функционирования. Отсюда невозможность приведения в порядок материально-технической базы детских садов, их полноценного обеспечения необходимым оборудованием, поддержания зданий в рабочем состоянии. Обеспечение качественного учебно-воспитательного процесса требует выделение денег на приобретение необходимых современных средств обучения, которых также не хватает.

4.4.2. Общее среднее образование

В России расходы на одного учащегося составляют всего 9,3% от подушевого ВВП, что намного ниже, чем в подавляющем большинстве стран. Подобный низкий относительный уровень расходов на данном уровне образования зарегистрирован только в Индонезии, а в среднем в мире на одного учащегося приходится 23,1% ВВП на душу населения.

Отчасти возможно компенсировать недостаток государственного финансирования общеобразовательных учреждений путем расширения сети частных школ. Пока в России доля обучающихся в негосударственных учебных заведениях очень невелика. В частных начальных школах обучается только 0,4% всех российских школьников соответствующего возраста, а в основных и полных средних школах - 0,3%.

4.4.3. Среднее профессиональное образование

За рубежом распространена практика финансирования негосударственных колледжей государством. Более того, в Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Нидерландах, Словакии, Финляндии, Чехии и других странах свыше 50% бюджета всех негосударственных учреждений данного уровня образования финансируется государством.

Обычно при международных сопоставлениях оцениваются объемы финансирования образования. В данном случае применяется показатель, представляющий собой отношение расходов на образование в расчете на одного студента ступени 5В к размеру ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, в России в 2000 году величина этого показателя составляла 13%, а в среднем в мире почти в 3 раза больше (36%)! Для сравнения, в Японии и Австралии данный показатель равнялся 31%, Франции - 37%, Израиле - 40%, а Швейцарии - 47%.

4.4.4. Высшее образование.

Увеличивается платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных вузах в 2004/05 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалось 2858 тыс. студентов (в 2000/01 учебном году - 1469 тысяч). При общем росте численности студентов вузов по сравнению с 2000 г. на 37,2%, численность обучавшихся по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат увеличилась в 1,9 раза. Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост цен на обучение в государственных и муниципальных вузах, в которых в 2004 г. цена обучения за семестр составляла 13,9 тыс. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2000 году. В настоящее время стоимость обучения на платных отделениях государственных и муниципальных вузов превышает стоимость обучения в негосударственных. В 2004 г. студенты государственных вузов должны были заплатить за обучение на 8,6% больше, чем студенты негосударственных вузов. В 2000 г., напротив, студентам негосударственных вузов обучение стоило дороже, чем студентам государственных и муниципальных вузов на 15,4%.

Расходы государства в расчете на одного студента, обучающегося в вузе бесплатно, в 2005 году составили 38 тыс. рублей в год, что выше, чем средняя цена платного образования, как в государственных , так и в коммерческих вузах.

5. Национальный проект "Образование" - гендерная составляющая не выделяется; показатели мониторинга бюджета

5.1. Формирование сети национальных университетов.

Проектом предусматривается создание двух "университетских центров мирового уровня" на 60 000 человек и двух бизнес-школ на 2000 человек. Учитывая тот факт, что в России большинство студентов - женщины, создание университетов - скорее гендерно-нейтральный проект. Тем не менее, надо изучить основные специализации университетов. Возможно, что будет перекос в сторону "мужских" специальностей, таких как инженерия, IT - технологии и т.д. Создание бизнес-школ - явно "мужской" проект, ориентировании на обучение преимущественно мужчин. Возможно, именно здесь следует предусмотреть квотирование по полу.

5.2. Инвестиции в качество российского образования.

В целом данный проект - поскольку учителя в основном женщины, может сыграть определенную роль в стимулировании труда и улучшении материального положения женщин, особенно через подпроекты классного руководства и поддержку лучших учителей. Но основные статьи финансирования предназначены для "стимулирования инновационных программ, что означает:

  • много денег выделяется вузам и научным учреждениям - разработчикам таких программ;
  • "инновация" - гендерно-чувствительное слово, необходимо отслеживать гендерную составляющую проекта, чтобы не получилось, что каждый учитель-мужчина является "инноватором".

5.3. Информатизация образования.

С одной стороны - доступность учителям, в основном женщинам, передовых знаний методик, приемов обучения, содержания учебных курсов. С другой - основной персонал, который обеспечивает эту информатизацию - мужчины.

5.4. Развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Исключительно гендерно-ориентированный проект, направленный на облегчение адаптации мужчин к послеармейской жизни.

6. Показатели мониторинга гендерного бюджета в области образования

1. Расходы консолидированного бюджета по строке Образование:

  • По закону о бюджете
  • Фактическое исполнение
Расходы по видам образовательных учреждений:
  • Дошкольные
    • По закону о бюджете
    • Фактическое исполнение
  • Первичное профессиональное
    • По закону о бюджете
    • Фактическое исполнение
  • Среднее профессиональное
    • По закону о бюджете
    • Фактическое исполнение
  • Высшее профессиональное
    • По закону о бюджете
    • Фактическое исполнение
  • Дополнительное
    • По закону о бюджете
    • Фактическое исполнение

2. Численность учащихся и пользователей по видам учреждений:

  • всего,
  • женщины, мужчины

3. Подушевые нормативы по видам учреждений:

  • в среднем,
  • женщины, мужчины

4. Обеспеченность местами по видам учреждений на 1000 чел. - в среднем

  • город,
  • село

Очередь в детские дошкольные учреждения

5. Доля бюджетных мест по видам учреждений

6. Субвенции бюджета на детские дошкольные учреждения

7. Цены на образовательные услуги различных форм образования

  • стоимость обучения (содержания) на одного пользователя:
    • в государственном секторе
    • в коммерческом

8. Доля расходов на образование в доходах семей

  • малообеспеченные семьи,
  • неполные, с одним родителем, одиноких матерей
  • многодетные
  • расходы семей на образование по полу

9. Формы и размеры государственной поддержки населения в сфере образования

  • бесплатные места (женщины, мужчины)
  • скидки и льготы в дошкольных учреждениях, в том числе для малообеспеченных, одиноких матерей, многодетных семей
  • стипендии (женщины, мужчины)
  • кредиты

10. Расходы на обучение для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, в сельских малокомплектных школах

11. Расходы на повышение квалификации

  • за счет бюджета (работодателя)
  • женщины с детьми (в том числе после отпуска по уходу за ребенком)

12. Кадровый состав в образовании по полу

  • в целом по отрасли
  • женщины, мужчины
  • по должностям и профессиям
  • женщины, мужчины

13. Заработная плата в образовании по видам учреждений и профессиям и должностям

  • минимальная ставка
  • квалификационные коэффициенты по профессиям
  • средняя заработная плата по полу (женщины, мужчины)
  • сопоставление заработной платы в образовании с оплатой в других отраслях экономики
  • расходы бюджета повышение заработной платы в образовании

14. Экономическая окупаемость затрат на образование для женщин и мужчин (по трудовым доходам в сферах с преимущественно женской мужской занятостью),

  • распределение работников по полу, получаемой заработной плате и уровню образования.

 


1 Здесь и в последующих таблицах приведены данные только государственным и муниципальным образовательным учреждениям. Объем статданных по негосударственным образовательным учреждениям значительно меньше, что не позволяет объединять информацию по всем типам образования.

2 Для данных по России мы использовали результаты 12 раунда обследования RLMS (Russian Longitudal Monitoring Survey), которое было проведено осенью 2003 года. Из общего числа опрошенных были выделены работающие граждане, причем только те, кто проработал за предшествующий месяц свыше 120 часов и получил заработную плату в полном объеме. Число таких респондентов составило свыше 3 тыс. человек.
Для построения графиков зависимостей заработной платы американцев от образования и возраста нами были использованы данные Статистического бюро США, ежегодно публикуемые в сборниках "Statistical Abstract of the United States". В таблице "No.695. Average Earnings of Year-Round, Full-Time Workers by Educational Attainment:2001. [In dollars. For people 18 years old and over as of March 2002]" представлены обобщенные данные для разных ступеней американского образования. Нами были отобраны только основные ступени, а именно те, которые сопоставимы с уровнями российской образовательной системы:
* "менее 9 классов школы" (в России - основное общее образование и ниже);
* "выпускник школы" (в России - выпускник полной общеобразовательной школы);
* "степень ассистента" (в России - среднее профессиональное образование);
* "степень бакалавра и выше" (в России - высшее профессиональное образование и ученые степени).
Однако в России одним из достаточно значимых уровней образования является начальное профессиональное образование, которое, помимо прочего, предусматривает подготовку работников в профессионально-технических училищах (ПТУ). Необходимость учета этой особой категории работников при анализе дифференциации оплаты труда по образовательным уровням потребовало ее включения в данное исследование. В итоге, для России нами были отобраны пять ступеней образования, а для США - только четыре.
Что касается градации работников по возрасту, то для американцев нами были выбраны шесть возрастных интервалов, а для России - только пять. Это было сделано в связи с тем, что в США законодательно предусмотрен более поздний, нежели в России, выход на пенсию - с 65 лет, поэтому последний интервал для России - "55 лет и ст.", а для США - "65 лет и ст.". Полученные данные сведены в Таблицы 1 (для России) и 3 (для США).

3 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999, с. 248.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100