"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005
Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга
Понаморенко Е.В., д.э.н., проф. (РАГС)
Богатырева Т.Г., д.культ.н., проф. (РАГС)
Островская Л.А. (РАГС)
Роль обязательного социального страхования в России
в социальной защите женщин
По действующему законодательству в РФ, материнство включено в число страховых случаев для наемных работников, заключивших легальный трудовой договор с работодателем (а, следовательно, автоматически, и договор государственного обязательного страхования), и он должен вносить установленные отчисления в Фонд социального страхования (единый социальный налог). Последний является источником социальных выплат и услуг, объективно отражающих специфику двойной роли работающей женщины, профессиональной и материнской, а потому являющихся частью системы гендерного бюджета.
Исторически начало страховой защиты работающих граждан на производстве в России было положено в 1903 году, позднее в 1912 году III Государственная Дума приняла 4 страховых закона:
- О страховании на случай болезни;
- О страховании рабочих от несчастных случаев;
- Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих;
- Об учреждении Совета по делам страхования рабочих.
Еще большевики понимали, что социальное страхование является важнейшим механизмом социальной защиты и достижения социального согласия.
В 1917 году решением II Всероссийского Съезда Совета народных комиссаров был создан специальный государственный орган - Народный комиссариат труда, призванный осуществлять государственную политику в области охраны труда и социального страхования. Как видим, вначале материнство не входило в число страховых случаев. Это отражало тот факт, что женщина только начала включаться в сферу наемного труда, и пока не было еще у нее сформированной профессиональной защиты.
Но уже в Положении о социальном обеспечении трудящихся, принятом Декретом СНК от 1918 года, предусматривалось:
оказание всех видов врачебной и лекарственной помощи при болезни и родовспоможении; предоставление компенсационных выплат при временной нетрудоспособности в связи с заболеванием.
В настоящее время основополагающим документом в системе государственного социального страхования является Федеральный закон от 16.07.1999 № 65-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами в системе обязательного социального страхования осуществляются следующие выплаты для всех застрахованных граждан, в том числе для женщин:
- пособие по временной нетрудоспособности, (размер пособия определяется в зависимости от непрерывного трудового стажа, исчисляется исходя из средней заработной платы за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая, максимальный размер в расчете на месяц устанавливается ежегодно законодательными актами, так в 2002-2004 годах - 11700 рублей, в 2005 году 12480 рублей, в 2006 году - предполагается 15000 рублей. С 2005 года пособие в связи с заболеванием или травмой (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) застрахованного оплачивается за счет средств обязательного социального страхования с 3 дня);
- пособие по беременности и родам (пособие выплачивается работающим женщинам в размере средней заработной платы, исчисленной за 12 предшествующих месяцев за период 114 (календарных) дней. Максимальное ограничение аналогично выплатам пособия по временной нетрудоспособности);
- единовременное пособие при рождении ребенка (уплачивается за счет средств обязательного социального страхования всем женщинам при рождении ребенка, размер пособия устанавливается законодательными актами в абсолютной величине. В 2005 году - 6,0 тыс. рублей, в 2006 году предполагается увеличение до 8,0 тыс. рублей);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пособие выплачивается работающим женщинам, размер пособия устанавливается законодательными актами в абсолютной величине. В 2005 году - 500 рублей, в 2006 году предполагается увеличение до 700 рублей);
- пособие по усыновлению ребенка (условия и порядок выплаты пособия и его исчисление аналогично пособию по беременности и родам);
- оплата четырех дополнительных выходных в месяц по уходу за детьми инвалидами (в размере среднедневной заработной платы);
- санаторно-курортное лечение и др.
Выплаты указанных пособий, а главное пособия по временной нетрудоспособности в социальной защите женщин, занятых в производстве крайне важны. Женщина постепенно вытесняется с активного и востребованного рынка труда.
В соответствии со статистическими данными удельный вес женщин, занятых в экономики снижается, одновременно, особенно в последние годы, снижается удельный вес застрахованных женщин в общей численности застрахованных работников. Так если в 1997 году этот показатель составлял 51,8%, в 2003 год - 50,25%, то в 2004 - 49,7%. С учетом складывающейся динамики в 2006 году удельный вес застрахованных женщин составит менее 49 процентов в общей численности работающих граждан.
Это обусловлено рядом факторов, как экономических (конкуренция с мужчинами на рынке труда), так и социальных (увеличивается число женщин, предпочитающих не работать, а находиться на иждивении у мужа).
До 2003 года, как отражение вышеизложенного, снижалось, хоть и не незначительно, число случаев временной нетрудоспособности женщин в общем числе случаев временной нетрудоспособности с 59,3% в 1997 году до 58,7% в 2004 году.
Однако в 2005году Федеральным законом от 29,12,2004 № 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" введена норма оплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой (кроме временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) за счет средств социального страхования с третьего дня заболевания, первые дни указанной временной нетрудоспособности оплачивает работодатель за собственные средства.
При этом оплаты больничных листов по уходу за больными детьми, при карантине, при прерывании беременности и других определенных случаях осуществляется, как и раньше, с первого дня наступления страхового случая за счет средств обязательного социального страхования.
В связи с тем, что в большей степени эти виды временной нетрудоспособности имеют женское лицо, сохранение указанной нормы защитило женщину от зависимости от работодателя (по оплате первых двух дней нетрудоспособности) и еще более неравного положения на рынке труда.
Одновременно, сохранение оплаты пособий по временной нетрудоспособности по указанным страховым случаям оказало влияние на изменение динамики женской временной нетрудоспособности.
Так число случаев временной нетрудоспособности женщин, в общем числе случаев временной нетрудоспособности, в 2005 году оценивается в 61,7 процентов (прогнозируется рост на 3 процентных пункта), а в 2006 году - 62,3 процента.1
Число оплаченных дней по временной нетрудоспособности в женском аспекте имеет такую же динамику: в 1997 году - 62,0%, в 2004 году 57,7%, оценочно в 2005 году - 60,6 процентов, и в 2006 году планируется - 61,3 процента.
При этом, удельный вес расходов на выплату пособий женщинам в общих расходах по выплате пособий по временной нетрудоспособности на протяжении 1997 - 2003 годах не снижался и составил оценочно 52 процента. В 2004 году, удельный вес указанных расходов увеличился до 55 процентов, за счет роста заработной платы в бюджетной сфере, где в основном заняты женщины.
С 2005 года с учетом нововведений (оплата с 3 дня пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием) ожидается рост удельного веса расходов на выплату пособий женщинам в общих расходах по выплате пособий по временной нетрудоспособности, так к 2006 году он может возрасти до 57 процентов.
Динамика 1997-2004 годов, (снижение числа оплаченных дней при сохранении и даже росте в 2004 году удельного веса расходов) дает возможность предположить рост средней заработной платы женщин, соответственно и размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, с постепенным его приближением к среднему (с учетом более высокой заработной платы мужчин они в большей степени попадают под ограничение по максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности).
Так, если расчетно в 1997 году среднедневной размер женского пособия по временной нетрудоспособности составлял около 84% от среднедневного пособия по временной нетрудоспособности в целом, то в 2004 году это соотношение достигло 94,9 процентов. Но если сравнить непосредственно по полу, то разница в размере пособия между женщинами и мужчинами будет больше, чем по средней и составит 11%. Но можно спросить, почему 11%, тогда как разница в зарплате 35%. Это объясняется порядком исчисления, который внешне гендерно нейтрален, но по сути больше ущемляет мужчин с их более высокими заработками: ограничение его размеров (11,7 тыс. руб. в 2003-2004 гг., 12 тыс. руб. - в 2005 г) больше сказывается на них, что способствует определенному выравниванию положения полов в системе страхового распределения.
Но страховая система пока не выстроена окончательно и вопрос о выплате пособий по временной нетрудоспособности является пока полностью законодательно неотрегулированным, здесь приходится пользоваться старыми советскими актами, в том числе и ВЦСПС. Нужный проект закона, который называется "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" принят в первом чтении в 2001 г. - и дальше тишина. Не имея закона, правительство, чтобы не преодолевать сопротивление депутатов Комитета по труду и социальной политики Госдумы, в котором сильно профсоюзное лобби, возражающее против уничтожения страховых прав работников, в том числе и с семейными обязанностями (но женские организации себя здесь никак не проявляют) правительство придумало обходной путь- все ущемления прав застрахованных, мужчин и женщин, осуществляет через финансовый документ, каковым является бюджет Фонда соцстраха. Однако в Конституции РФ есть норма о невозможности ухудшения положения и снижения прав граждан. Тем более через акты финансового законодательства. Если бы НЖО обратились бы в Конституционный суд по данному поводу, то, конечно, выиграли и восстановили права беременной женщины- работницы в прежнем объеме. Было бы замечательно, если бы в рамках нашего проекта "Гендерные бюджеты в России" его участник - Женская палата Республики Коми или кто-то другой попытались бы это сделать, ибо одна из целей его - активизация женских организаций в отстаивании социальных прав.
Вместе с тем радует, что в условиях курса на экономию социальных расходов, тем не менее, не был ухудшен порядок оплаты по уходу за больным ребенком.
В общем числе оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности, доля по уходу за больными детьми составляет: в 1997 году 12,8% в общем числе, и 18,9% в числе дней временной нетрудоспособности женщин. До 2001 года указанное соотношение практически не менялось. Однако, начиная с 2001 года удельный вес числа оплачиваемых дней по данному направлению возрастает и составит соответственно в 2004 году 15,8% и 25,4 процента. Это связано с ростом рождаемости начиная с 1999-2000 годов с отставанием на полтора года (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет).
Несмотря на то, что с 2005 года рождаемость падает, в 2005 -2006 годах сохраняется динамика роста удельного веса числа оплачиваемых дней по уходу за больными детьми. К влиянию роста рождаемости в предшествовавшие годы добавляется влияние изменения в условиях и порядке оплаты пособий по временной нетрудоспособности. Начиная с 2005 года более выгодным стало брать больничный лист по уходу за больным ребенком, чем по себе.
С учетом изложенного, в 2005 году эти показатели ожидаются соответственно 19,3% и 29,4 процента. В 2006 году предполагается еще больший рост доли по уходу за больными детьми в общем числе оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности, и в числе дней временной нетрудоспособности женщин, а именно соответственно 21% и 31,6 процента.
Указанное соотношение далее не будет расти, а даже с 2009-2010 года пойдет на спад, при условии сохранения действующих норм оплаты пособий по временной нетрудоспособности. Это связано не столько с экономическими причинами, сколько с демографическими. С 2005 года ожидается динамика снижения количества женщин, входящих в репродуктивный возраст.
Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату указанных пособий составляют соответственно в 1997 году в общих расходах по временной нетрудоспособности 9,2% (в женской заболеваемости - 15,6%), в 2004 году - 12,5% (в женской заболеваемости - 20,5%).
В 2006 году ожидается максимальный удельный вес: 15,04% в общей расходах на выплату пособий по временной нетрудоспособности и более 23,5 процентов в женской заболеваемости.
Наиболее важным и в тоже время уязвимым моментом для женщины является период беременности и родов. В соответствии с действующим законодательством пособие по беременности и родам выплачивается работающим женщинам в размере средней заработной платы, исчисленной за 12 предшествующих месяцев за период 114 (календарных) дней. При этом, женщинам, проработавшим в предшествовавшие 12 месяцев менее 3 месяцев расчет пособия производится исходя из минимального размера оплаты труда.
Данная норма была введена в 2004 году для пресечения злоупотреблений по расходованию средств обязательного социального страхования, когда работника оформляют на работу или устанавливают высокую заработную плату непосредственно перед уходом в отпуск по беременности и родам.
Однако, в этой ситуации оказались ущемленными застрахованные женщины, уходящие в декрет после отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, и молодые женщины, закончившие накануне (средние и высшие) учебные заведения и только начинающие свою трудовую деятельность.
Как ранее отмечалось, в связи, с ростом рождаемости, начиная с 2000 года, наблюдался рост числа оплачиваемых дней по беременности и родам, так в 1999 году - 60,7 млн. дней, в 2000 году - 62,9 млн. дней. В 2003 году было самое высокое число оплаченных дней по беременности и родам за последние годы, а именно 76,7 млн. дней. В 2004 году этом показатель составил 74,1 млн. дней, в последующие годы ожидается еще большее снижение, прогнозно в 2006 году -71,0 млн. дней.
Анализ формирования расходов на выплату пособий по беременности и родам за ряд лет, показал, что средняя заработная плата беременных женщин крайне не высока. Так, среднедневной размер пособия по беременности и родам, который рассчитывается исходя из средней заработной платы без учета стажа, составляет 74% от среднедневного пособия по временной нетрудоспособности, в целом и 83-84 процентов от среднедневного пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого женщинам.
При этом необходимо отметить, что с 2004 года - принятия нормы исчисления размера пособия по беременности и родам исходя из минимального размера труда женщинам, проработавшим в предшествовавшие 12 месяцев менее 3 месяцев, показатель соотношения среднего размера пособия по беременности и родам к среднему размеру женского пособия по временной нетрудоспособности снизился на 3 процентных пункта и составил 80 процентов.
В соответствии с государственной демографической политикой в 2006 году планируется реализовать ряд мер, которые должны позитивно отразиться на рождаемости, и если не повысить уровень рождаемости, то хотя бы приостановить его падение, связанное со снижением числа женщин в репродуктивном возрасте (период 7-10 лет).
К указанным мерам относятся:
Повышение единовременного размера пособия при рождении ребенка с 6 тыс. рублей до 8 тыс. рублей, ежемесячного размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 500 рублей до 700 рублей.
Однако предлагаемый на 2006 год размер единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 8,0 тыс. рублей недостаточен. Оценочно расходы на приобретении минимального набора для новорожденного по самым низким ценам (следовательно, не лучшего качества) составляют в 2005 году около 12 тыс. рублей (кроватка - 3,8 тыс. руб., коляска - 5,5 тыс. руб., ванночка - 500 рублей, одеяло теплое - 500 рублей, одеяло байковое - 300 рублей, комплект белья (пододеяльник и простынь) 2 шт. - 640 руб., пеленки теплые и легкие (по 5 штук) -400 рублей, распашонки, ползунки, чепчики, бутылочки, пустышки и др. - 1,0 тыс. рублей).
С исключением из Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" пункта 2 статьи 1, которым устанавливалось требование постепенного приближения размера указанного пособия к величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, исчезло нормативное право пересматривать указанные размеры пособия ежегодно для своевременного обеспечения их покупательной способностью.
Исходя из изложенного совершено ясной становится динамика показателей по выплате пособий при рождении ребенка и пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
Так, число выплаченных пособий при рождении ребенка практически повторяет динамику выплаты пособий по беременности и родам, т.е. устойчивая тенденция снижения рождаемости начиная с 2000 года.. Максимальное число выплат указанных пособий отмечается в 2004 году.
Так если в 1997 году число выплат составляло 1,174 млн. выплат, в 2000 году 1,09 млн. выплат, то в 2004 году 1,36 млн. выплат. Начиная с 2005 года ожидается постепенное снижение рождаемости, и в 2006 году данный показатель составит оценочно менее 1,3 млн. выплат.
Расхождение по времени пиков выплат пособий по беременности и родам (2003 год) и пособий при рождении обусловлен следующей причиной. Пособия по беременности и родам за счет средств социального страхования выплачивается только работающим женщинам, в то время как пособие при рождении выплачивается всем родившим женщинам. При этом, в общем числе выплат пособий при рождении наблюдается динамика увеличения выплат неработающим женщинам. Так если в 2000 году удельный вес выплат неработающим женщинам составлял 25,9%, то в 2004 году - 29,6%. Максимальное число выплат пособий работающим женщинам было в 2004 году.
Динамика пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет аналогична выплатам прочих пособий по материнству, так в 1997 году 11,64 млн. выплат, в 2000 году - 9,08 млн. выплат в 2004 - 11,12 млн. выплат. Далее прогнозируется снижение.
С учетом объективной причины снижения числа женщин в детородном возрасте, переломить ситуацию снижения рождаемости можно только стимулированием рождения второго, третьего и т. д. ребенка, при этом не выплатой денежного пособия (это будет стимулировать к рождению неблагополучные слои населения). Здесь можно было бы использовать опыт стран, практикующих обязательное страховое пособие на детей (Франция, Италия, Бельгия и пр.):
Страховые пособия на детей в странах Западной Европы
Страны |
Страховые системы |
Тарифы - % |
Бельгия |
В пределах общего страхового тарифа |
37,94 |
Греция |
Тариф на семейные пособия |
2,0 |
Италия |
Социальные страховые взносы на детей |
2,48 |
Португалия |
В переделах общего страхового тарифа |
34,25 |
Франция |
Социальные страховые взносы на детей |
5,4 |
Минтруд, Российский фонд социальных реформ "Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт". Приложение, стр. 3-8.Изд. Просвещение, 2003
Кроме того, все слышнее требование женских организаций об отмене ограничений по выплате пособий по беременности и родам. В 2005 г. оно составляло 12,6 тыс. руб. в месяц, в 2006 г. - 15 тыс. руб., что означает прямую дискриминацию высокооплачиваемых женщин, которым и без того трудно прервать свою профессиональную карьеру, ради которой они откладывали рождение детей. Тем более, если речь идет о достаточно значительной части таких женщин, проживающих одиноко и самостоятельно зарабатывающих. Снижение или утрата ими заработка на практике означает тупиковую ситуацию, которую стоит преодолеть именно сейчас, когда кончился период относительного демографического благополучия в стране, связанного с увеличением вступления женщин в фертильный возраст.
Денежные пособие конечно, важно, не все. Необходимо создание достойных условий проживания, получения образования и работы. Стимулирование работодателя, берущего на работу женщин, имеющих детей. Создание сети доступных детских учреждений (ясли, детские сады, школы и др.)
Не в последнем ряду стимулирования рождаемости является обеспечение высококачественного медицинского обслуживания женщин в период беременности и родов. Как первый этап, проектом федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006 год", определено, что Фонд социального страхования Российской Федерации за счет средств перечисляемых из бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляет оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов (в том числе государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в период беременности, - в сумме 2 тыс. рублей, а указанным учреждениям, оказывающим помощь в период родов, - в сумме 5,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги), на основании установленных документов.
Указанная норма призвана стимулировать учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, к более внимательному профессиональному и квалифицированному отношению к ним. Для этого необходимо определить критерии оценки оказываемых медицинских услуг беременным женщинам (количество консультаций, осмотров, проведенных процедур и т.д.). Подобной позиции не было в структуре расходов гендерного бюджета.
Поскольку вводимая мера есть новость для России, и полагаем, не только для нее, остановимся более подробно на порядке выдачи и оплаты родовых (родильных) сертификатов. Он может быть организован по следующей схеме.
Бланки родовых сертификатов, являясь документами строгой отчетности, в установленном порядке, направляются в учреждения здравоохранения, осуществляющие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации).
Родовой сертификат в указанном учреждении и выдается женщине в 28 недель беременности. Бланк родового сертификата состоит из четырех отрывных частей. Одна остается для отчета в учреждении здравоохранения, выдавшего указанный документ, вторая часть (с номинальной стоимостью 2 тыс. рублей) направляется этим учреждением в Фонд социального страхования для оплаты за оказанные услуги. Одновременно представляется перечень медицинских услуг, оказанных беременной женщине.
Две другие части родового сертификата выдаются на руки женщине. Одна из них остается у женщины после родов, вторую - она сдает при поступлении в роддом, который сама выбрала.
Учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинскую помощь в период родов, представляет свою часть родового сертификата в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Данные по родовым сертификатам, полученные от учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи в период беременности и родов вводятся в единую учетную систему. После проверки, и только в случае благополучного разрешения беременности (рождение живого ребенка и сохранение жизни матери) Фондом выплачиваются предусмотренные средства.
Предлагаемый порядок дает возможность женщине самой выбрать медицинское учреждение, в котором она хотела бы наблюдаться, и роддом где она планирует рожать. Указанные учреждения заинтересованы в том, чтобы к ним обратилось больше беременных женщин, что будет их стимулировать к оказанию более качественных услуг.
Появление подобного именно учета, по нашему мнению, - первый шаг к персонифицированному учету страховых средств на выплату пособий и услуг на каждого работающего, что, безусловно, усиливает связь поступлений и гарантированности обязательств.
Это будет прогресс в финансовой организации Фонда социального страхования (ФСС). К сожалению, правительство систематически сокращает единый социальный налог - источник Фонда, вводит его в дефицитность, а потому ограничивает расширение средств на поддержку материнства и детства, способствующую равенству возможностей женщины как социального субъекта. Кстати, этот финансовый институт является наиболее дифференцированной по полу организацией и наиболее прозрачной частью гендерного бюджета, поскольку здесь выделяются материнские пособия и расходы на детей.
Анализ бюджета ФСС по расходам на материнские пособия
(гендерный бюджет)
Динамика пособий, зависящих от рождаемости |
|
1997 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 (ожидаемое) |
2006 (планируемый) |
ФОТ |
617 |
1367 |
3291 |
3973 |
4935 |
5917 |
Темп роста |
|
1,39 |
1,24 |
1,21 |
1,24 |
1,2 |
Пособия по беременности и родам |
Число оплаченных дней (млн. дн.) |
71,86 |
62,9 |
76,7 |
74,1 |
73,8 |
71,0 |
Темп роста |
|
1,04 |
1,04 |
0,97 |
1,00 |
0,96 |
Среднедневной размер пособия (руб.) |
24,76 |
56,6 |
139,34 |
162,59 |
191,86 |
223,52 |
Темп роста |
|
1,47 |
1,21 |
1,17 |
1,18 |
1,17 |
Пособия по уходу за ребенком до полутора лет |
Число выплаченных пособий (млн. вып.) |
11,64 |
9,08 |
10,9 |
11,12 |
11,12 |
11,0 |
Темп роста |
|
0,91 |
1,10 |
1,02 |
1 |
0,99 |
Размер пособия (руб.) |
166,98 |
166,98 |
500 |
500 |
500 |
700 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Число выплаченных пособий (млн. вып.) |
1,174 |
1,09 |
1,34 |
1,36 |
1,33 |
1,3 |
Темп роста |
|
0,99 |
1,05 |
1,01 |
0,98 |
0,98 |
Размер пособия (руб.) |
1252,35 |
1252,35 |
4500 |
4500 |
6000 |
8000 |
Число выплаченных пособий (тыс. вып.) |
324,3 |
321 |
435,4 |
444,11 |
453 |
433,5 |
Темп роста |
|
1,06 |
1,08 |
1,02 |
1,02 |
0,96 |
Размер пособия (руб.) |
83,49 |
83,49 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Следует отметить, что по оценке ожидаемого выполнения бюджета ФСС, сформировалась экономия бюджета, в том числе из-за ограничения работающим женщинам в числе всех работников выплат пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, отсутствия индексации на рост цен и заработной платы фиксированных пособий, хотя страховые пособия (в частности, по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 лет, когда теряется заработок, который страхование и должно возместить). В результате законодатели приняли решение уменьшить ставку ЕСН в Фонд соцстраха с 3,2 до 2,8% фонда заработной платы застрахованных, и передать эти деньги на страховую медицину, имея в виду увеличить средства на медицинскую профилактику занятых, что маловато, но симптоматично. Хотелось бы надеется в связи с этим, на возрождение профилактических осмотров на предприятиях с преимущественным использованием женского труда.
Дело в том, что общая динамика снижения показателей числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности (ограничение периода выплаты) у женщин, пособий при рождении и по уходу за детьми до полутора лет, происходит рост смертности среди женщин в трудоспособном возрасте (от 20 до 59 лет). Так если в 1998 году коэффициент смертности на 1000 человек среди женщин трудоспособного возраста составлял 3,44, то в 2004 году -4,5. Тенденция - редко отмечаемая на фоне гиперсмертности мужчин в России, но, тем не менее, знаменательная.
Исходя из проведенного анализа "женских" проблем в социальном страховании, предлагается осуществлять систематический мониторинг по показателям ФСС, которые есть в отчетности и планировании бюджета Фонда с позиций гендерного подхода и технологии составления гендерного бюджета.
В числе показателей мониторинга -
- расходы на материнские пособия по их видам (получатели и размеры),
- соотношения средних размеров пособий по временной нетрудоспособности, получаемых мужчинами и женщинами,
- определение доли каждого из полов в общей сумме расходов бюджета по установленным законом страховым программам,
- фиксация тенденций по рождаемости, заболеваемости(в том числе профессиональной) и смертности(в том числе профессиональной) у работников- женщин и мужчин,
- расходы и эффективность профилактической медицины на предприятиях (профосмотры, профилактории, санаторно-курортная и иная реабилитация) работников, женщин и мужчин,
- расходы на детское оздоровление (загородные лагеря, санаторно-курортное обслуживание детей, детские спортивные школы)
- санаторно-курортное обслуживание федеральных льготников - инвалидов, участников войны и других льготных категорий пенсионеров за счет средств федерального бюджета на социальный пакет услуг, финансируемых через Фонд социального страхования РФ.
Приложения
- Динамика показателей оплаченных пособий при рождении ребенка в разрезе работающих и неработающих женщин
- Аналитическая таблица по выплате пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми в гендерном аспекте
1 В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается Федеральный закон "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" сохраняющий данную норму по оплате пособий по временной нетрудоспособности на 2006 год.
|