"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005
Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга
Бровчак С.В.,
к.э.н. доцент ГУ-ВШЭ
Пенсии женщин и мужчин в России в ходе пенсионной реформы
С 2002 г. Россия перешла на новую пенсионную систему. Она сохранила часть прежних правил, но большую часть трансформировала. Сохранился различный возраст выхода на пенсию у женщин и мужчин (55 и 60 лет), сохранилась структура бенефициаров (пожилые, инвалиды, дети-инвалиды, семьи, потерявшие кормильца), льготы по возрасту выхода на пенсию (тяжелые и вредные условия труда, учителя и медики с большим стажем, многодетные матери с детьми), подтверждены обязательства государства по ряду категорий государственных иждивенцев (социальные пенсии неработавшим, лица, пострадавшие от радиации, участники Великой Отечественной войны и пр.), принцип индексации пенсий на рост цен.
В то же время отменена категория минимальной пенсии, необходимого стажа работ для назначения пенсии (20 лет у женщин и 25 у мужчин), принцип исчисления пенсии (55% от заработка плюс надбавки за стаж в пределах 75%), ограничение по индивидуальному коэффициенту пенсионера в 1,2 от средней заработной платы по народному хозяйству.
Право на новую пенсию получает каждый работник со страховым стажем от 5 лет, исходная государственная гарантия устанавливается в форме базовой пенсии, которая выступает как ее первая составляющая. Вторая формируется как страховая, исходя из отчислений работодателя от заработка работника в Пенсионный фонд по установленным страховым тарифам, которые расходятся по двум каналам – на трудовую пенсию и на накопительную. Накопительная часть пенсии представляет собой инвестиционный доход на вложенные в экономику отчисления на будущую пенсию. Накопительная система нынче распространяется на лиц 1967 года рождения и моложе.
При выходе на пенсию все пенсионные права до реформы и накопленный капитал после реформы делятся на возраст дожития, единый для мужчин и женщин, хотя в этот период различия в пользу женщин составляют примерно 7 лет. Такой подход способствует определенному выравниванию и определяет решающую долю женщин в общем пенсионном капитале. С другой стороны, эта доля женщин снижается за счет того, что они получают и ныне (и в обозримой перспективе) более низкую заработную плату, а потому выходят и на более низкие пенсии. Не забудем, что сейчас и в предстоящие 30 лет, пока не выйдет полностью на пенсию поколение, вступившее в трудовые отношения с 2002г., пенсия будет формироваться по сути на двух основах - по старому и новому порядку, в зависимости от страта профессиональной деятельности. Это у нас принято называть переходным периодом, в течение которого будут отрабатываться элементы пенсионной системы с позиции их эффективного применения.
В настоящее время структура пенсии такова: из общего тарифа в 20% на базовую пенсию отчисляется 6%, на страховую 14%, в том числе 4% (далее будет 6%) – на накопительную. Уже сейчас видно, что доля гарантированной, базовой части в пенсии выше у женщин и ниже у мужчин. Напротив, страховая часть в пенсии выше у мужчин и ниже у женщин.
Реформа разделила всех пенсионеров на получающих пенсию по социальному страхованию (трудовая пенсия наемных работников) и социальному обеспечению (пенсия госслужащих, военных, социальных категорий - чернобыльцы, участники ВОВ, не застрахованные). По этому делению, учитывая мужской состав военнослужащих и приравненных к ним категорий, видна гендерная специфика в социальном обеспечении.
Новым явилось также установление выплат без ограничений всем работающим пенсионерам. Вопреки традиционному мнению, последняя мера оказалась полезной не только женщинам, но и мужчинам, среди которых, по данным Росстатата (2003 г.), относительно больше работающих пенсионеров (20,5%), чем среди женщин (17,5%).
С 2005 г. Пенсионный фонд осуществляет так называемую единовременную денежную выплату в связи с переводом натуральных льгот для ветеранов в денежную форму (мера, получившая название монетизации льгот). И хотя эти суммы не включаются в пенсию, тем не менее, пенсионеры – подавляющий контингент их получателей. При этом государство разделило льготников на две категории: федеральные, которые финансируются из федерального бюджета, и региональные, выплаты которым производят бюджеты субъектов. В числе федеральных льготников - участники войны, инвалиды, дети-инвалиды, чернобыльцы, блокадники Ленинграда и т.п., в числе региональных - ветераны трудового фронта, ветераны труда. Объем средств единовременной денежной федеральной выплаты выше примерно в 5-10 раз по категориям получающих. Исходя из разных финансовых возможностей федерального бюджета и бюджета территорий и указанного распределения ответственности по уровням власти за категории получателей, более высокий уровень обеспечения получили пенсионеры - федеральные льготники, среди которых доля мужчин выше, чем среди региональных пенсионеров - женщин-ветеранов.
Проведенный анализ пенсий в современных условиях показал полигендерность различий в пенсионном обеспечении по полу. Эта полигендерность связана с различным эффектом одних и тех же применяемых норм и правил. Эти нормы и правила внешне максимально нейтральны по полу, но фактически имеют существенно отличные последствия, что обычно для темы гендерной экспертизы и гендерного бюджета. Попробуем их определить в структурном виде:
Гендерные отличия в пользовании пенсионной системой
Женщины
1. Подавляющая часть 66% численности пенсионеров в связи с более высокой продолжительностью жизни
2. Более продолжительная жизнь на пенсии, поэтому более высокая окупаемость их отчислений на пенсию.
3. Более низкие размеры пенсий, чем у мужчин, хотя несущественно (в 2004 г. он - 9%), по фактору отставания в заработках, но по той же причине - более высокий коэффициент замещения пенсией заработной платы, что означает меньшее падение уровня жизни при оставлении работы
4. Можно говорить о феминизации пенсионной бедности (среди живущих ниже прожиточного минимума 10% женщин старше 55 лет и 4% мужчин старше 60 лет). Однако, этот тезис не проверен исследователями с учетом доходов работающих пенсионерок, которые составляют большинство среди работающих пенсионеров обоего пола.
5. Государственные гарантии базовой пенсии, пенсии потерявшим кормильца, социальной пенсии для женщин чувствительнее, поэтому всякие трансформации в государственных финансах (сокращение единого социального налога, направляемого в бюджет) сказываются на них в первую очередь, отсюда - повышенная зависимость от государства и бюджета.
6. Большая доля одиноких пенсионеров, а для семейных - повышенная роль в "экономике заботы" относительно других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, больных и т.п.
7. Не самые лучшие перспективы в накопительной части пенсий и в получении дополнительного инвестиционного дохода, который ограничивается опять-таки исходным отставанием в отчислениях за счет собственного дохода, но возможность получить накопления супруга в связи с повышенной смертностью мужчин.
__________________________________________________________________
В итоге, главное для улучшения положения женщин в пенсионной сфере - преимущественный рост оплаты труда, переход на принцип равной оплаты за равный труд на фоне общего повышения цены труда, в том числе в государственном секторе занятости, смягчения профессиональной сегрегации и улучшения продвижения по службе.
__________________________________________________________________
Мужчины
1. Сверхсмертность в трудоспособном возрасте, сроки выхода на пенсию приводят к тому, что их меньшинство в численности пенсионеров и в пенсионном капитале.
2. Порядок формирования пенсии, который продолжает применяться в переходный период с его отсечением высоких заработных плат, которые получают мужчины, по сути, означают их реальную дискриминацию в области пенсионного обеспечения, когда у их заработка коэффициент замещения пенсии ниже, чем у женщин (в 2004 г. соответственно 24% и 34%).
3. У мужчин есть сферы высоких пенсий по государственному социальному обеспечению, прежде всего военные пенсии, которые не включаются обычно в общий гендерный расклад пенсий по полу.
4. Значительная часть мужчин выходят на пенсию раньше общего срока (по условиям труда, военнослужащие, северяне и т.п.), что позволяет им продолжать работать, получая пенсию, - доля мужчин больше у работающих пенсионерах.
5. Здесь больше доля страховой пенсии (больший страховой стаж, выше оплата труда, больше страховые отчисления), поэтому влияние сокращения страховых взносов у них выше, чем единого социального налога, в связи с последним сокращением страхового тарифа, таким образом, пострадали больше мужчины.
6. Для мужских пенсий перспективнее накопительная система опять-таки по фактору более высокой оплаты труда и стажа, но у них и больший риск не получить инвестиционный доход в связи с ранней смертностью.
__________________________________________________________________
В итоге – главный фактор улучшения пенсий у мужчин - переход от ограничений прежней системы к новому порядку пенсионного страхования с опорой на собственные силы на фоне снижения сверхсмертности и увеличения продолжительности жизни.
__________________________________________________________________
Ниже приводится иллюстрация к проблеме гендерной дискриминации в области трудовых пенсий.
Табл. 1. Положение женщин в системе трудовых пенсий
Годы |
Зарплата женщин - руб. в месяц |
Пенсия женщин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин |
Зарплата мужчин - руб. в месяц |
Пенсия мужчин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин |
1998 |
885 |
388 |
44 |
1258 |
431 |
34 |
2001 |
2656 |
1100 |
41 |
4203 |
1225 |
29 |
2004 |
5692 |
1962 |
34 |
8915 |
2155 |
24 |
Как видим, доля женщин в пенсионной системе постоянно повышается в основном по количественному фактору - растет их доля в населении, ибо мужская смертность выше, хотя и женская в последнее время "подрастает". При этом увеличение числа пенсионеров происходит не столько по старости, сколько по инвалидности.
Есть проблема недостаточной дифференциации пенсий в зависимости от заработной платы, как у женщин, так и у мужчин, в особенности. Это свидетельствует о том, что в России пока нет действительного пенсионного страхования, которое должно возмещать утраченный заработок при выходе на пенсию у застрахованного. К тому же этот коэффициент падает у обоих полов и, судя по правительственным планам на предстоящее трехлетие, будет снижаться и далее. Не очень положительно, если страна хочет ратифицировать Европейскую социальную хартию, где минимальный коэффициент замещения составляет 40%.
Табл. 2. Коэффициент замещения пенсией заработной платы по полу
Годы |
Зарплата женщин - руб. в месяц |
Пенсия женщин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин |
Зарплата мужчин - руб. в месяц |
Пенсия мужчин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин |
1998 |
885 |
388 |
44 |
1258 |
431 |
34 |
2001 |
2656 |
1100 |
41 |
4203 |
1225 |
29 |
2004 |
5692 |
1962 |
34 |
8915 |
2155 |
24 |
Следует отметить еще один аспект пенсионного обеспечения регионально-гендерный. Россия – страна с огромной и разнообразной территорией. Разница в средней заработной плате по регионам достигает 10-12 раз. Пенсия практически одинакова, где бы ни жил пенсионер: в южном или центральном регионе, где цены пониже и потребительская корзина полегче, или в Сибири, где цены выше и потребности сложнее по климатическому фактору и по профессиональному (больше добывающей промышленности, тяжелее труд, выше потребности в калорийном питании, больше надо одежды, больше коммунальных услуг, энергоснабжения и пр.).
Табл. 3. Регионально-половые различия в заработках и пенсиях
(2004 г., руб. в месяц)
Федеральные округа |
Зарплата женщин |
Зарплата мужчин |
Соотношение по полу -% |
Пенсии женщин |
Пенсии мужчин |
Соотношение по полу % |
Центральный |
6616 |
9800 |
68 |
1975 |
2152 |
92 |
Северо-Западный |
6668 |
10481 |
64 |
2226 |
2334 |
95 |
Южный |
3947 |
5932 |
67 |
1750 |
2033 |
86 |
Приволжский |
4295 |
6671 |
64 |
1853 |
2074 |
89 |
Уральский |
7031 |
12857 |
55 |
2076 |
2217 |
94 |
Сибирский |
5419 |
8440 |
64 |
1958 |
2157 |
91 |
Дальневосточный |
7769 |
11762 |
66 |
2333 |
2468 |
95 |
Как видим, дифференциация в заработной плате по округам в 2 раза, по пенсиям - только 20-30%. По максимуму, если взять самый высокооплачиваемый - Ханты-Мансийский национальный округ - главный газодобывающий анклав, где получают максимальную для российских регионов заработную плату 15 тыс. руб. женщины и 24 тыс. руб. - мужчины (2004 г.), все равно пенсии у тех и других чуть выше 3 тыс. руб. (3019 у женщин и 3058 у мужчин).
Следовательно, в сфере пенсий есть задача общего кардинального повышения пенсий и вывод их на достойный человека уровень, независимо от пола, и есть гендерноориентированная ее часть - более справедливая пенсия у мужчин с учетом их трудового вклада в тяжелых и вредных отраслях экономики.
Решение указанных проблем имеет в виду часть общих мер, а часть различных механизмов. В том числе постоянную гендерную оценку происходящего, которая возможна на базе чисто математического мониторинга, ныне весьма затруднительного из-за узкого круга учета статистикой Пенсионного фонда необходимых показателей по мужчинам и женщинам.
Предлагается ввести в отчетность данные о численности и размерах пенсий по полу не только в среднем по всем пенсионерам, но и по их категориям.
Список показателей гендерного мониторинга пенсий и других денежных выплат пенсионерам
Первый раздел " Показатели контингента по видам выплат и полу получателя"
- Пенсионеры по старости - мужчины и женщины, численность, пенсии.
- Пенсионеры по инвалидности - мужчины и женщины, численность, пенсии, всего и по группам инвалидности.
- Пенсионеры за потерю кормильца - мужчины и женщины, семьи с детьми и без детей
- Работающие пенсионеры - мужчины и женщины, численность, пенсии.
- Распределение пенсионеров по прежней профессии, с выделением бюджетных отраслей - женщины, мужчины.
- Распределение по трудовому и страховому стажу - женщины, мужчины.
- Социальные пенсионеры - мужчины, женщины, численность, пенсии, занятость по отраслям, с выделением бюджетных отраслей, женщины, мужчины
- Пенсионеры, получающие профессиональные пенсии – женщины, мужчины, численность, размеры пенсий.
- Многодетные матери, раньше выходящие на пенсию, численность, размер пенсии.
- Распределение численности пенсионеров по размерам пенсии - женщины, мужчины.
- Пенсионеры, получающие единовременную денежную выплату по монетизации льгот, женщины, мужчины, численность, размер выплаты, в том числе федеральные льготники, региональные льготники.
Раздел второй " Финансовые показатели расходов на пенсии и другие выплаты пенсионерам"
- Бюджет Пенсионного фонда по категориям пенсионеров и по полу.
- Расходы, проходящие через Пенсионный фонд на единовременную выплату федеральным льготникам, в том числе по полу.
- Расходы на доплаты пенсионерам из бюджетов субъектов Федерации, в том числе по полу.
- Единовременные денежные выплаты региональным льготникам, в том числе по полу.
- Расходы из региональных и местных бюджетов на социальное обслуживание пенсионеров по полу.
- Расходы из региональных и местных бюджетов на социальную помощь бедным пенсионерам, в том числе на жилищные субсидии и пособия по бедности по полу, помощь на детей-инвалидов.
События 2005 г. для пенсионного реформирования оказались катастрофическими. Дело в том, что государство сократило источник формирования трудовых пенсий, снизив выплачиваемый работодателями тариф с 28% к фонду заработной платы до 20% по мотивам снижения налогов с предпринимателей в целях стимулирования их экономической деятельности. Результатом такого действия явился дефицит Пенсионного фонда, который пришлось дотировать из бюджета. Расчеты на будущее показывают, что если не произойдут определенные изменения в условиях начисления пенсий, этот дефицит будет нарастать и достигнет к 2010 г. 500 млрд. руб., и к 2015 г.800 млрд. руб.
В связи с этим неизбежны изменения в действующих условиях пенсионного страхования, среди которых:
- повышение пенсионного возраста;
- введение нормативного стажа для назначения пенсии в полном объеме (по сути, опять учет стажа работы, но по страховым выплатам);
- увеличение стоимости страхового года, в том числе возмещения нестраховых периодов (деторождение у женщин, армия у мужчин);
- увеличение стимулов к участию в пенсионных взносах самих работников, либо в виде их дополнительного обложения, либо на фоне включения в заработную плату (цену труда) приходящегося на индивида взноса;
- рационализация выплат работающим пенсионерам с учетом грядущих демографических трансформаций, включая сокращение численности учащихся - детей и молодежи, а с ним и сокращение работающих пенсионеров, прежде всего учителей и преподавателей, также врачей на базе реформы здравоохранения, это предусматривающей;
- расширение круга плательщиков пенсионных взносов за счет субъектов самозанятости, микробизнеса, неформальной занятости, возможно, путем перехода от социальной пенсии к пособию по бедности для нуждающихся из бюджета социальной защиты на местах и др.
Нетрудно заметить, что первым объектом трансформаций в поисках улучшения финансового положения Пенсионного фонда окажутся женщины.
|