"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Приглашаем к обсуждению. Материалы экспертов
Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы
Регулирование оплаты труда. Гендерный аспект
Оплата труда в Российской Федерации регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, соглашениями и договорами.
Вступивший в действие Трудовой кодекс Российской Федерации в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений признает принцип "равенства прав и возможностей", а также обеспечение "права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда".
Вместе с тем, в Трудовом кодексе Российской Федерации один из основных принципов трудового законодательства - "равная оплата за равный труд" был заменен обязанностью работодателя по обеспечению работникам равной оплаты за труд равной ценности.
Законодательство России никогда не содержало дискриминационных по полу норм по оплате труда. Однако, несмотря на действовавший ранее принцип построении систем заработной платы, и на действующую в настоящее время обязанность работодателя, на практике среднемесячная заработная плата мужчин в 1,6 раза выше, чем заработная плата женщин. Анализ статистических данных показывает, что среднемесячная заработная плата женщин составляет лишь чуть более 60% среднемесячной заработной платы мужчин.
При этом среднемесячная заработная плата женщин ниже заработной платы мужчин во всех областях экономики, хотя и колеблется по отраслям от 49% в геологии и метеорологической службе до 80% в сельском хозяйстве. Такая разница в оплате труда мужчин в женщин связана в первую очередь с тем, что мужчины имеют более высокие разряды либо занимают более высокие по сравнению с женщинами должности.
Особенно наглядно это видно на примере государственных служащих. Несмотря на то, что в структуре государственных служащих женщины по численности значительно преобладают, однако основной фонд заработной платы тратится на заработную плату мужчин. Это связано с тем, что женщины сконцентрированы на нижних ступенях административной лестницы, тогда как высшие должности занимают преимущественно мужчины. Так, если в группе младших должностей удельный вес женщин составляет 88,35%, то в группе высших должностей - лишь 11,9%. На высших и главных должностях категории "В" женщин от 43% в Федеральной архивной службе до 3% в Министерстве иностранных дел и Федеральном горном и промышленном надзоре. В 8 ведомствах женщин нет вообще (Российском авиационно-космическом агентстве, Российском агентстве по боеприпасам обычным перевооружениям; по системам управления; судостроения; надзору по ядерной и радиационной безопасности). В связи с этим, до настоящего времени заработная плата госслужащей женщины была в 3 раза ниже заработной платы госслужащего мужчины и в связи с проводимой административной реформой разница в заработной плате еще увеличится в десятки раз.
На уровне субъектов Федерации преимущество мужчин на высших должностях также велико - их 72%, тогда как на младших должностях в основном работают женщины -88%
Заработная плата мужчин и женщин различается не только по отраслям, но и в рамках одной профессии или должности. Обследования Госкомстата показывают, что и по большинству профессий заработная плата мужчин выше, чем у женщин, что видимо, связано с тем, что мужчины выполняют больший объем работ или больше заняты на сверхурочных работах и совмещением. Так, заработная плата операторов технических установок в нефеперерабатывающей промышленности составляет 79% от заработной платы мужчин; аппаратчиков нефтехимических производств 76%; у обвальщиков мяса тушек 69%; врачей -83%; у среднего медицинского персонала и маляров -88%;у штукатуров -91%; у бортпроводников - 90%; у электромонтеров - 98%. Лишь у преподавателей- женщин она несколько превышает заработную плату мужчин и составляет 102%; столько же у бойцов скота и у кочегаров производственных печей -107%.
Разница в оплате труда также связана с отраслевой занятостью мужчин и женщин. В 2003 году, как и в предыдущие годы, наивысший уровень заработной платы наблюдался в отраслях с преимущественно мужской занятостью - в газовой - 4,05 к средней заработной плате, в топливной - 3,18, а также в цветной металлургии - 2,30.Наименьший уровень в отраслях с преимущественно женской занятостью - в легкой промышленности - 0,52 средней заработной платы, в оптовой торговле и общественном питании - 0,59, в здравоохранении -0,73; образовании- 0,63; культуре - 0,68. При этом дифференциация постоянно увеличивается, т.к. заработная плата в отраслях с преимущественно мужской рабочей силой за 10 лет продолжала по тем или иным причинам возрастать более значительными темпами, чем в среднем по промышленности. Частично это связано и с политикой государства в отношении поддержки тех или иных отраслей. Ряд лет угольная промышленность получала дотации из федерального бюджета, а легкой промышленности предоставлялось лишь финансирование на условиях возвратности и платности на расходы по сезонной закупки сырья. В результате такой политики заработная плата работников угольной промышленности (в основном мужчин) в 1,5 раза превышает, а в легкой промышленности едва достигает 50% средней по промышленности. Однако, несмотря на дотации, угольная отрасль так и не стала рентабельной, а удельный вес убыточных предприятий составил 54% от общего числа предприятий отрасли. Удельный вес убыточных предприятий в легкой промышленности равен 47% от общего числа предприятий, но за это время значительно сократился рынок сбыта их продукции даже внутри страны.
В связи с разницей в заработной плате наибольший удельный вес работников, имеющих начисленную заработную плату на уровне или ниже величины прожиточного минимума наблюдался в отраслях с преимущественно женской занятостью - в организациях культуры и искусства 70,7% всех работников, образования - 67,5%, здравоохранения и физической культуры, учреждений социального обеспечения - 65,7%, легкой промышленности - 58,8%. В топливной промышленности удельный вес работников, имеющих заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума, составил 4,9%, в электроэнергетике - 7,5%, в черной и цветной металлургии -12,3%.
Следует отметить еще одну негативную тенденцию - рост заработной платы в тех или иных отраслях деятельности всегда сопровождается вытеснением женщин из этих сфер. Например, по сравнению с 1990 годом численность работающих мужчин в банках, кредитных и страховых организациях возросла на 185 тыс. человек, в управлении - на 1063 тыс. человек, в организациях связи - 140 тыс. чел. Данные примеры подтверждают вывод о том, что не содержание профессии, трудовой функции или специальности определяет, кем занимается данная должность. Об этом свидетельствуют и данные распределения работников по полу на малых предприятиях. Так в отраслях с традиционно женской рабочей силой, таких как образование и искусство на малых предприятиях, где заработная плата жестко не регламентируется, работают преимущественно мужчины. Их удельный вес составляет соответственно 52 и 60%. В то время как, в бюджетных организациях этих отраслей удельный вес мужчин в образовании едва превышает 35%, в искусстве-30%.
Продолжается и дальнейшая дифференциация в заработной плате в отраслях между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками. Эти данные как раз и отражают разницу в оплате труда между мужчинами - руководителям и женщинами - неквалифицированными работниками в одной и той же отрасли. Самая высокая внутриотраслевая дифференциация наблюдается в наиболее успешной отрасли с преимущественно женской занятостью в банковской деятельности - 41 раз, а также в торговле и общественном питании -45 раз.
Основными государственными гарантиями в сфере оплаты труда в Российской Федерации являются минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации и тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Анализ изменений их величины и системы регулирования актуальны при гендерном анализе заработной платы, т.к. основными получателями минимальной заработной платы и самых низких окладов являются, как правило, женщины.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом является низшей границей заработной платы работников, полностью отработавших норму времени за месяц и выполнившего норму труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ и статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается федеральным законом, одновременно на всей территории РФ. В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Конкретное соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в настоящее время устанавливается ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2001 год оно было установлено на уровне 16,7%, в 2002 - 24,4%, в 2003 - 21.6%, в 2004 году- 22,0%.
Однако на практике величины соотношения, как правило, ниже предусмотренного законом о бюджете. Фактическое соотношение представлено в таблице 1. Как видно из таблицы 1 за последние 10 лет минимальный размер оплаты труда не превысил 23% от величины прожиточного минимума.
В связи с этим, одной из самых актуальных проблем в сфере оплаты труда остается существенное приближение основной государственной гарантии - минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума. В Государственной Думе был принят в двух чтениях проект федерального закона " О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", в соответствии с которым предполагалось, что минимальный размер оплаты труда достигнет уровня прожиточного минимума трудоспособного человека к 2007 году.
Однако из-за сильного сопротивления Правительства Российской Федерации он не принят в окончательном третьем чтении и по нему второй год проводятся переговоры и консультации с представителями Правительства.
Таблица 1.
Соотношение минимального размера оплаты труда
и прожиточного минимума
Год |
Минимальный размер оплаты труда (руб.) (среднегодовой) |
Соотношение среднегодового минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума (%) |
1994 |
17560 |
20,3 |
1995 |
42500 |
16,1 |
1996 |
72740 |
19,7 |
1997 |
83490 |
20,3 |
1998 |
83,49 |
16,9 |
1999 |
83,49 |
8,3 |
2000 |
107,75 |
8,98 |
2001 |
250,0 |
18,2 |
2002 |
450 |
22,9 |
2003 |
487,5 |
21,6 |
2004 |
600 |
22,0 |
В соответствии с поправкам в закон "О минимальном размере оплаты труда", принятыми в конце 2003 года, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут за счет средств собственных бюджетов принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы.
До принятия этих поправок, субъекты устанавливали более высокий по сравнению с установленным федеральным законом минимальный размер заработной платы в территориальных соглашениях. Например, трехсторонним соглашением между Правительством города Москвы объединениями работодателей и объединениями работников установлен минимальный размер заработной платы с 1 января 2004 года в сумме 2000 рублей в месяц и с 1 сентября 2004 года - 2500 рублей в месяц.
В некоторых субъектах законами устанавливают коэффициенты к величине прожиточного минимума для определения в коллективных договорах минимального размера оплаты труда. Так, законом Волгоградской области с 2002 года установлен коэффициент к величине прожиточного минимума 1,2. Это означает, что при заключении коллективных договоров и соглашений в организациях, расположенных на территории области минимальный размер оплаты не может быть ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
Увеличению межотраслевой разницы в оплате труда способствуют и заключаемые тарифные соглашения между объединениями работников и работодателей. Анализ отраслевых соглашений показывает, что в отраслях с преимущественно мужской занятостью, минимальный размер оплаты труда установлен на уровне прожиточного минимума или приближается к нему, в то время как в "женский отраслях" он не достигает и 50%.
Сферой непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование труда работников бюджетных организаций.
Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой.
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, устанавливается федеральным законом.
Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (таб.2). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Проект федерального закона о величине тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации вносится одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5.
Таблица 2.
Дата введения |
Минимальный размер
оплаты труда
(руб.) |
Тарифная ставка первого разряда
Единой тарифной сетки по оплате
труда работников организаций
бюджетной сферы |
1 января 1996 г. |
83,49 |
63,25 |
1 января 1997 г. |
83,49 |
|
1 января 1999 г. |
|
110 |
1 января 2000 г. |
132 |
|
1 января 2001 г. |
200 |
132 |
1 июля 2001 г. |
300 |
|
1 декабря 2001 г. |
|
450 |
1 мая 2002 г. |
450 |
|
1 октября 2003 г. |
600 |
600 |
Особенностью отраслей бюджетной сферы является то, что основная доля затрат по финансированию ее организаций и учреждений приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, (таб. 3).
Таблица 3.
|
Численность работников, занятых в отрасли (млн. чел.) |
Численность работников, финансируемых из федерального бюджета(млн. чел.) |
Удельный вес работников, финансируемых из федерального бюджета (%) |
Здравоохранение |
4,0 |
0,3 |
7,5 |
Образование |
5,8 |
1,3 |
22,4 |
Культура и искусство |
0,57 |
0,053 |
9,3 |
Наука |
0,5 |
0,25 |
50 |
Поэтому при принятии на федеральном уровне решения о повышении минимального размера тарифной ставки предусматривается поддержка бюджетов регионов на эти цели. Так, в связи с резким повышением тарифных ставок в декабре 2001 года в 3,5 раза, в федеральном бюджете был создан Фонд софинансирования социальных расходов. Средства Фонда направлялись в бюджеты субъектов исключительно для повышения заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
На частичное возмещение расходов в связи с повышением с 1 октября 2003 года тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС в четвертом квартале 2003 года были предусмотрены дотации бюджетам субъектов РФ в сумме 10000 млн. рублей. Таким образом, объем расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, возрастет с 362,3 млрд. рублей по утвержденному бюджету 2003 года до 435,1 млрд. рублей в 2004 году. Однако, для обеспечения повышения заработной платы в полном объеме бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам потребуется дополнительно изыскать в 2004 году 90,2 млрд. рублей. Доля оплаты труда с начислениями в расходах региональных бюджетов в 2004 году составит 27%.
После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
В связи с этим, важным этапом гендерной экспертизы является экспертиза бюджетов субъектов Российской Федерации, т.к. именно при формировании проектов областных бюджетов на соответствующий финансовый год решается вопрос о выделении дополнительных средств на повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы.
Большинство субъектов Российской Федерации своими нормативными актами увеличивает тарифные ставки в тех же размерах, что и федеральный закон. Однако ряд регионов для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, применяются увеличенные тарифные ставки по сравнению с установленными на федеральном уровне. Наиболее распространенным решением является установление различных видов надбавок к тарифным ставкам ЕТС и иных видов дополнительной финансовой поддержки отдельным категориям работников организаций бюджетной сферы, устанавливаемых законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Так, постановлением кабинета министров республики Татарстан работникам бюджетной сферы установлены дополнительные компенсационные выплаты в зависимости от разряда от 415 для первого разряда и 234 рублей - для восемнадцатого. Таким образом, в Республике размер тарифной сетки первого разряда превышает 1000 рублей (1015).Но в связи с тем, что наибольшие доплаты установлены для низших разрядов, фактический межразядный коэффициент составляет лишь 2,9 раза, а не 4,5, как это предусмотрено федеральным законом.
Такое решение проблемы заработной платы работников бюджетной сферы, скорее всего, объясняется недостаточностью средств в республиканском бюджете на равномерное повышение заработной платы работников всех категорий бюджетной сферы. Однако его нельзя считать удачным, так как сокращение различий в размерах заработной платы приводит к уменьшению мотивации в работе в бюджетных организациях именно наиболее квалифицированных категорий работников и их оттоку в коммерческие организации. Это в конечном итоге негативно сказывается на всех категориях населения субъекта, т.к. граждане с низкими доходами для получения медицинских, образовательных и иных услуг организаций бюджетной сферы вынуждены обращаться в бюджетные организации с низкоквалифицированным персоналом, а среднедоходные и высокодоходные группы населения для получения квалифицированных услуг вынуждены увеличивать личные расходы, обращаясь в коммерческие организации.
Некоторые субъекты (Тверская область, Ненецкий автономный округ) устанавливают коэффициенты к тарифным ставкам по всем разрядам ЕТС. Доплаты по всей тарифной сетке установлены в размере 50% в Московской области.
В связи с более высоким по сравнению со средним уровнем стоимости жизни в ряде регионов установлены доплаты к тарифной сетке. Например, в Ямало-Ненецком округе установлена "компенсационная выплата на повышение прожиточного минимум" в размере 2000 рублей в месяц независимо от разряда. В Самарской области установлены надбавки с 1 по 9 разряды. В Санкт-Петербурге установлены дифференцировано в зависимости от разряда в следующих размерах:
Разряд |
Доплата с 01.01.2004 г. |
Доплата с 01.07.2004 г. |
Доплата с 01.11.2004 г. |
1 |
1200 |
1800 |
2550 |
2 |
1250 |
1870 |
2650 |
3 |
1300 |
1940 |
2750 |
4 |
1340 |
2010 |
2850 |
5 |
1450 |
2180 |
3090 |
5 |
1560 |
2340 |
3310 |
7 |
1670 |
2500 |
3550 |
8 |
1770 |
2660 |
3770 |
9 |
1940 |
2910 |
4130 |
10 |
2110 |
3170 |
4490 |
11 |
2280 |
3420 |
4840 |
12 |
2450 |
3670 |
5200 |
13 |
2640 |
3960 |
5610 |
14 |
2830 |
4250 |
6020 |
15 |
3020 |
4540 |
6420 |
16 |
3250 |
4880 |
6910 |
17 |
3480 |
5220 |
7390 |
18 |
3710 |
5560 |
7880 |
В ряде субъектов РФ устанавливаются доплаты только на отдельные виды профессии, для отдельных категорий работников бюджетной сферы или для отдельных организаций.
В Вологодской области установлены доплата педагогическим работникам дифференцировано в зависимости от вида учебного заведения, уровня образования и разряда педагога. Педагогическим работникам со среднепрофессиональным образованием установлены надбавки в сумме: 7 разряд - 360 руб., 8 разряд - 250 руб., 9 разряд - 130 руб. Педагогическим работникам с высшим образованием 8 разряда - 390 рублей, 9 разряда- 270 рублей,10 разряда - 140 рублей Педагогическим работникам в лицеях, гимназиях, мастерам народных промыслов установлена надбавка 17% к тарифной ставке. Кроме того, врачам 11 разряда установлена доплата 130 рублей.
В Москве для учителей начальных классов 7 и 8 разрядов учреждений образования города Москвы введены доплаты в сумме 430 и 160 рублей в месяц.
Однако в настоящее время предполагаются значительные изменения в системе регулирования оплаты труда. В соответствии с принятым законом о разграничении полномочий между органами власти за федеральным уровнем остается регулирование оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. В связи с этим, Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона, предусматривающий исключение из системы основных государственных гарантий по оплате труда работников величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации.
Признается утратившей силу и статья 133 ТК РФ, определяющая порядок установления минимального размера оплаты труда, основной принцип построения системы оплаты труда, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый на всей территории РФ федеральным законом не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.
Значительные изменения вносятся и в систему регулирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) заменяется "единой" тарифной сеткой по оплате труда работников "федеральных государственных учреждений". Таким образом, изменяются категории, и уменьшается численность работников, оплата труда которых регулируется государством.
При этом изменяется и сама система регулирования размера тарифной ставки первого оклада. Вместо федерального закона предполагается тарифную ставку первого разряда устанавливать постановлением Правительства Российской Федерации без согласования с объединениями профсоюзов и работодателей. В связи с тем, что такие тарифные ставки носят рекомендательный характер, заработная плата работникам образования, здравоохранения и культуры будет устанавливаться самими субъектами в зависимости от возможностей бюджетов. Кроме того, предусматривается, что субъекты будут устанавливать размеры оплаты труда исключительно за счет собственных средств без дотирования на эти цели средств федерального бюджета. Это приведет к тому, что за одну и ту же работу работники будут получать заработную плату, отличающуюся в разы. Не ясно, как в предлагаемой схеме будет осуществляться общепризнанный в международном праве принцип равной оплаты за труд равной ценности у работников одной профессии и квалификации в федеральных государственных учреждениях и в организациях, финансируемых из средств субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Таким образом, предполагаемые изменения коснутся в первую очередь женщин, работающий в организациях бюджетной сферы и оплачиваемых по Единой тарифной сетке, а также женщин, работающих в других отраслях на низших разрядах. Принятие предлагаемых изменений, несомненно, ухудшит финансовое положение женщин и увеличит и без того значительный разрыв в заработной плате мужчин и женщин.
|