"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга


Информационный материал к обсуждению на заседании
Координационного совета по гендерным проблемам
при Минздравсоцразвитии РФ
(19.10.2005)

Новости здравоохранения в бюджете 2006 года:
улучшения для женщин и детей

Бюджет 2006 г. должен исходить из политики обеспечения доступности и улучшение качества медицинской помощи прямо обозначенной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. Решение этой задачи требует выделения особенностей организации медицины для мужчин, женщин и детей гендерного подхода к организации, управления и финансирования здравоохранения. Это вызвано физиологическими особенностями женского и мужского организма. Есть болезни, присущие только мужчинам, или только женщинам. В современных медицинских энциклопедиях, как правило, принято указывать распространенность тех или иных заболеваний у мужчин и у женщин, особенности их течения в зависимости от пола.

Так, например, простатит бывает только у мужчин, а эндометриоз только у женщин. Производство человека- беременность вынашивание, роды, уход за новорожденным, понятно,- женская проблема.

Как известно, существует целая сеть специализированных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям. Это родильные дома, женские консультации, перинатальные центры, акушерско-гинекологические кабинеты, детские больницы, детские санатории и. др.

Однако, когда мы пытаемся проанализировать объем и качество медицинских услуг и расходов на них федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетов местных образований на охрану здоровья мужчин, женщин, детей мы сталкиваемся с трудностями. Прежде всего, это - скудная статистическая информация по пользователям услуг, отсутствие стандартов и нормативов расходов на охрану здоровья населения в зависимости от пола и возраста.

Как действует система здравоохранения на практике? Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). На ее основе органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) и составляют в среднем 3378 рублей, в том числе 1613 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования и 1765 рублей за счет средств соответствующих бюджетов, включающих финансирование скорой медицинской помощи, высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказания медицинской помощи при заболеваниях (передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период), содержания медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования и пр. К сожалению, по полу и возрасту указанные подушевые нормативы не дифференцированы.

Сложившейся и проектируемый на 2006 г уровень норматива показывает, что основной проблемой "Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" является необеспеченность требуемых объемов помощи с имеющимися финансовыми ресурсами с вытекающими последствиями для населения.

Кроме бюджета, медицину обеспечивают страховые взносы работодателей на работников и субъектов Российской Федерации на неработающих граждан (в том числе детей) в страховые фонды - федеральный и территориальный ОМС. Взносы за неработающих вносят бюджеты, но покрывают они не более 40% консолидированного бюджета ОМС при том, что основную часть населения Российской Федерации (порядка 80 млн. чел. 143 млн.) составляют как раз неработающие (дети, пожилые, инвалиды, не занятые оплачиваемым трудом женщины, безработные), недостаточно социально защищенные слои граждан в сложных трансформационных условиях современной России. Без регулярных взносов бюджетов за них невозможно поддержание нормального состояния медицинских учреждений.

Ныне подчеркнем очень важное. Хотя подушевые нормативы медицинской помощи на будущий год не свидетельствуют о серьезных сдвигах в ней, но все же внесенные ныне в Думу проекты федеральных законов "О федеральном бюджете на 2006 год" и "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" имеют ввиду улучшение финансирования здравоохранения. В проекте федерального бюджета расходы на раздел "Здравоохранение и спорт" предусмотрены в сумме 145,6 млрд. рублей, или с ростом к уровню 2005 года на 65,7 процентов, а консолидированного бюджета, учитывающего потребление регионов - на 37%. На 2006 год предусмотрено увеличение ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд ОМС с 0,8 до 1,1 процента или на 16,6 млрд. рублей.

Подчеркнем, что в отличие от программы бюджетных гарантий, в страховании расходы на медицинские услуги предусмотрены по половозрастным группам. Так, субсидии из федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) составят 3, 2 млрд. рублей, средства федерального бюджета на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров - 10 млрд. рублей, а также выделяются средства на охрану материнства и детства (360 млн. руб.).

В бюджете Фонда предусмотрены "новеллы", важные для женщин. В 2006 году планируется из средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования направить финансовые средства на осуществление делегируемых Фонду социального страхования Российской Федерации функций по оплате проведения диспансеризации работающих граждан, оказания им первичной медицинской помощи, а также на введение специальных государственных сертификатов, предназначенных для финансирования учреждений родовспоможения, в которых будут обслуживаться работающие беременные женщины по принципу: "деньги следуют за пациентом". В соответствии с идей сертифицирования, той женской консультации, куда обратиться женщина, в случае сохранения беременности и наблюдения в ней до срока 28-недельной беременности будет перечислено из Фонда социального страхования Российской Федерации 2 тыс. рублей, а учреждению родовспоможения после успешных родов - 5 тыс. рублей. Всего на указанные цели планируется выделить 7,5 млрд. рублей.

Еще один социально важный аспект - территориальная дифференциация в пользовании. В нашей стране сложились существенные различия в доступности и качестве медицинской помощи, предоставляемой в различных регионах (различия в подушевых расходах на финансирование здравоохранения в отдельных регионах составляют 12-15 раз), а также городскому и сельскому населению. Как известно, социально-экономические условия жизни сельского населения уступают городским. Среди сельских жителей наиболее остро стоит проблема бедности. Здесь выше, чем в городе доля семей с несколькими детьми, выше доля женщин, не имеющих работы. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в мае 2005 года составила 3244 рубля или 41% от общероссийского уровня.

Качество медицинской помощи, предоставляемой сельским жителям, в том числе женщинам и детям, остается также невысоким. Маломощные стационары, которые преобладают в сельском здравоохранении, недостаточно оснащены лечебно-диагностической аппаратурой. Это затрудняет внедрение новых медицинских технологий. В результате примерно треть больных лечится по устаревшим технологиям. Из-за отдаленности и отсутствия транспорта, высоких тарифов на проезд медицинские услуги недоступны сельскому населению.

Между тем главное звено здравоохранения - местное. К полномочиям органов местного самоуправления в настоящее время отнесена организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Но на выполнение этих полномочий на муниципальном уровне, как правило, не хватает финансовых средств (см. табл.).

Различия в распределении учреждений здравоохранения
и их финансирования по уровням управления
 
Федеральный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Амбулаторно-поликлинические учреждения, % от общего числа
1,5
17,3
81,2
Больничные учреждения, % от общего числа
2,6
19,8
77,6
Бюджетные расходы на здравоохранение, %
18,2
52,1
29,7

Для иллюстрации - состояние медицинской помощи детям в первичном звене здравоохранения. Численность детей в возрасте 18 лет в Российской Федерации составляет 30,1 млн. чел. Участковый педиатр наблюдает на участке до 800 детей и подростков. Всего в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь детям и подросткам, работает 22201 участковый врач-педиатр. Укомплектованность врачами-педиатрами первичного звена здравоохранения (в городе и на селе) составляет 77% (в городе - до 80%, на селе - до 50%).

Национальный президентский проект "Здоровье", озвученный 5 сентября текущего года, резко меняет политику в сфере здравоохранения, в том числе в сельском здравоохранении. Впервые на таком высоком уровне были признаны проблемы оказания первичной медико-санитарной помощи населения, обозначены пути их решения, выделены реальные финансовые средства на решение этих проблем. Как известно, инициативы Президента прежде всего направлены на повышение заработной платы участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики, работающих с ними медицинских сестер (на эти цели выделено 12,8 млрд. руб.). Увеличиваются инвестиции в здравоохранение. Стандартным набором диагностического оборудования планируется оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник, более трети из которых находится на селе (на оснащение оборудованием выделяется 14,3 млрд. руб.). В числе приоритетов развития первичной медицинской помощи выделены также оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями (3,6 млрд. руб.), иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также иммунизации гриппа (4,2 млрд. рублей), дополнительная программа диспансеризации работающего населения (2,0 млрд. руб.), обследование новорожденных на генетические болезни (0,4 млрд. руб.) и др. Муниципальной системе здравоохранению гарантируется финансовая поддержка центра.

Практика покажет, насколько эффективно в условиях административной реформы будет реализовываться озвученная и обсчитанная по деньгам программа. Сложившаяся ситуация в здравоохранения по истине кризисная, и хотелось бы действительных улучшений в этой столь жизненно важной для людей сфере.

Решение поставленных Президентом Российской Федерации задач требует проведения большой работы - изменения ряда законодательных норм и сложившихся механизмов финансирования сельских муниципальных образований, а также мер социальной защиты работников здравоохранения, методов и форм обслуживания сельского населения. Правительство Российской Федерации должно разработать и принять в связи с новыми инициативами целый пакет новых нормативно-правовых актов. В процессе рассмотрения и принятия законопроекта "О федеральном бюджете на 2006 год" уточняются и корректируются расходы на реализацию национальной программы "Здоровье".

Так, например, при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" во втором чтении депутатами Государственной Думы принято решение о расширении перечня должностей работников здравоохранения, которым в соответствии с национальным проектом "Здоровье" с 1 января 2006 года будет увеличена заработная плата. Повышение оплаты труда будет распространяться также на врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов. На эти цели дополнительно будет направлено из федерального бюджета 4,7 млрд. рублей.

Предложения

Для реализации указанного мероприятия необходимо определить порядок осуществления денежных выплат участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, работающим с ними медицинским сестрам и фельдшерам и др., а также сформировать реестр перечисленных медицинских работников.

Для проведения дополнительной диспансеризации работающего населения (планируется в 2006 году охватить диспансеризацией 8,2 млн. человек, из которых 3,8 млн. – сельского) необходимо разработать механизм, организовать систему мониторинга и анализа итогов диспансеризации.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100