"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Социальные аспекты реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ


Кравченко Е.В.,
эксперт Государственной Думы

Правительство экономит на медицинском бюджете -
врачи общей практики заменят гинекологов, акушеров, педиатров

Использование технологии гендерного бюджетирования предполагает проведение соответствующей экспертизы изменений, происходящих в отраслях и сферах, регулируемых бюджетом. Среди них несомненно здравоохранение, финансируемое за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. С 2005 года здесь началось реформирование, социальные последствия которого для женщин, мужчин и детей необходимо оценить. Первая мера реформы - введение в системе первичной медицинской помощи должности врача общей практики, который ныне должен заменить врачей, специализирующихся в разных областях медицины - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 января 2005 года.

Врач общей практики или семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи в муниципальных амбулаториях и участковых больницах членам семьи независимо от их пола и возраста. или врачи-терапевты участковые и врачи-педиатры участковые, прошедшие профессиональную переподготовку. На врача общей практики (семейного врача) возлагаются в том числе функции по профилактике, диагностике и лечению наиболее распространенных заболеваний детского возраста, наблюдению беременных и родильниц (при нормально протекающей беременности и послеродовом периоде), профилактике абортов, проведению противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактике и др.

Понятно, что такой врач в настоящее время не готовится действующими медицинскими институтами. Поэтому имеется ввиду прохождение медиками соответствующего обучения в течение порядка полугода, дополнительного к его прежней специальности по образованию. На это местным бюджетам необходимо израсходовать определенные средства, которые, вероятно, будут проблемой в бюджетодефицитных регионах и поселениях.

Есть и другие финансовые проблемы. Судя по опыту перехода к системе врача общей практики в Латвии, он становится фондодержателем средств на оказание медицинской помощи пациенту в целом - от первичного посещения до последующего лечения с курсом на выздоровление. Вполне может сформироваться у такого врача - фондодержателя определенная осторожность в расходовании средств, за которые он отвечает, и тогда не исключено нежелание направлять больного к узким специалистам, что может вести к недолечиванию и хронизации заболевания. Но зато финансовые показатели обеспечиваются. Да и произойдет обязательное сокращение численности докторов в гендерно чувствительных областях- гинекологии, родовспоможении, педиатрии, раз бюджет будет их хуже оплачивать, чем врачей общей практики.

Зачем это делается? Исключительно из соображений бюджетной экономии расходов на бесплатную медицину, которые власти кажутся чрезмерными, хотя составляют сумму порядка 3000 руб. в год на одного россиянина. Член международной ассоциации врачей общей практики, главный семейный врач Минздравсоцразвития А.Г. Реза рассуждает на эту тему так (радиопередача "Профессия врач" 23 апреля 2004 г.). Сейчас государство расходует примерно 600 руб. в год на амбулаторный прием человека. Если считать, что на обслуживаемом участке 1500 чел, то это составляет 45 тыс. руб. в месяц. Поэтому можно заплатить двум врачам общей практики по 25 тыс. руб., что сегодня делают в столичном коммерческом медицинском учреждении. И они обслужат эти 1500 чел. А как это физически? А так, если мама пришла на прием с гинекологией, а с ней ребенок с больным ухом, то этот специалист уверил, что он вымоет руки и посмотрит ребенка другим инструментом, чем маму.

Вообще ныне много говорится о чрезмерных расходах государства на нашу медицину. В доказательство приводится сопоставление обеспеченности врачами в России по сравнению с другими странами. Но, во-первых, это сопоставление некорректно, у нас статистикой учитываются все лица с высшим медицинским образованием, включая занятых в администрации, лабораториях, работники физкультуры, спорта, библиотекари и статистики в медицинских учреждениях; во-вторых, нередко путается наличие врача как физического лица со штатной единицей, а последних значительно больше; в-третьих, продолжительность работы российского врача нередко меньше, чем во многих странах (так, в США ставится вопрос о недопущении работы врача более 80 часов в неделю, у нас она порядка 36 часов), его рабочее место технически оборудовано совсем не так, как в развитых странах (компьютеры и пр.), да и на врача возлагается масса несвойственных ему функций - в частности, выписку лекарств многим категориям льготников. Наконец, численность врачей относительно численности населения зависит от структуры обслуживаемой территории - в России гигантские расстояния между населенными пунктами, и большинство не может поехать на машине к врачу, если лаборатория расположена в неком отдаленном центре, как, к примеру, в сельской Англии, это вопрос территориальной доступности медицины. Да и общие показатели расходов на медицину у нас ниже, чем минимум, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения - 5% от ВВП, а у нас в последние годы 2,9 - 3,5 %.

По оценке значительного числа специалистов, переход на врача общей практики целесообразно только в сельской местности. При намеченной реорганизации он должен стать основой сельского здравоохранения и возглавлять команду первичной медицинской помощи на селе. Его роль будет состоять в руководстве многопрофильной командой, которая должна включать в себя персонал фельдшерско-акушерской пунктов (ФАП), находящихся в зоне ответственности общей врачебной практики (фельдшеров, акушерок, медсестер), социальных работников. На врача общей практики также возлагается функция ведения мониторинга за состоянием здоровья населения на его участке и прохождением пациента по этапам медицинской помощи.

В ряде областей (Тверская, Калужская, Московская и др.) проходят эксперименты по внедрению общей врачебной практики. И как свидетельствуют данные, в ряде случаев он способствует оптимизации использования ресурсов, укреплению процесса реструктуризации и дифференциации коечного фонда. Это позволяет перераспределять объемы финансирования на внебольничную помощь с нынешних 20-30% до 40-50% всех расходов на здравоохранение при общем снижении и устранении не вполне оправданных случаев госпитализации. Правда, надо сказать, что, как известно, пилотные проекты проходят при улучшенном финансировании, и в результате оценить объективный эффект, как медицинский, так и экономический в обычных стандартных условиях достаточно трудно.

 

К сожалению, уже имеются факты необоснованного и непродуманного внедрения врача общей практики, замены им педиатрической службы, что ведет к снижению качества медицинской помощи, оказываемой детям, вызывает недовольство населения. Детям приходится сидеть в длинных очередях на прием к врачу вместе с взрослыми пациентами, болеющими различными заболеваниями, в том числе социально опасными. Вот, что пишет в Думу гражданин Палюх Л.И. из Московской области: "У нас всю жизнь в поликлинике был педиатр. Его назвали терапевтом общего пользования, и в очередь к нему сидят и старики, и молодые, и детишки. Среди взрослых есть и туберкулезники, и сифилитики, и это в одной очереди, и в одном кабинете. Я обратился к главврачу с предложением, чтобы детишки принимались педиатром в одно время, а взрослые - в другое и совсем в другом кабинете. Он ответил, что выполняет указание вышестоящего органа".

В связи с этой проблемой депутаты Комитета Государственной Думы по охране здоровья направили обращение в Минздравсоцразвития России с предложением ускорить разработку и принятие порядка оказания первичной медико-санитарной помощи детям.


Отсюда, нам бы хотелось задать вопрос, который практически интересует многих:

"Как Вы относитесь к замене педиатров врачом общей практики?"

Просьба сообщить свое мнение в любой форме - по Интернету на электронный адрес gender@owl.ru, письмом своему депутату, выступлением в СМИ и пр. Ваше мнение очень важно, поскольку окончательное решение о перестройке системы первичной врачебной помощи населению согласно законодательству о распределении полномочий по уровням власти должно приниматься непосредственно на местах, где голос граждан и гражданок должен быть услышан.

Ваши сообщения будут переданы в Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Если удастся активизировать мнения граждан и деятельность общественных организаций, в том числе женских, по оценке проводимых Правительством социально-экономических и финансовых мер и предложить депутатам направления необходимых социальных улучшений, то можно в основном считать выполненным задачу нашего проекта - "Гендерные бюджеты в России".


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100