"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005
Социальные аспекты реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ
Людмила Зыль
Газета "Красное знамя"
3 марта 2005 года
А бедные стали еще беднее
Две самые крупные женские общественные организации республики - Союз женщин и "Женская палата" - решили объединить свои усилия, определив главными приоритетами на этот год защиту материнства, отцовства и детства, отстаивание интересов семьи. И первым шагом в их совместной деятельности стало проведение "круглого стола" по теме "Последствия социальных реформ и их влияние на социальное самочувствие семьи и детей". Поскольку это волнует всех, мы решили не ограничиваться информацией о событии (она была опубликована 17.02), а рассказать, как обещали, подробнее, и об этих последствиях, и о тех конкретных мерах, предложенных участниками "круглого стола", которые позволили бы вывести семью из того тупика, куда завели ее наши реформаторы.
Грустная арифметика
В процессе подготовки к "круглому столу" активистки женских организаций провели выборочное анкетирование в нескольких десятках семей Сыктывкара, Ижемского, Корткеросского и Сыктывкарского районов. И выяснилось, что 92 процента опрошенных считают, что "проиграли в результате монетизации".
Давайте для убедительности возьмем типичную семью из Выльгорта, где есть мама, папа и двое детей, школьник и дошкольник. Родители работают, зарплата мизерная, семья считается малоимущей, но, тем не менее, до нынешнего года ей удавалось сводить концы с концами. За посещение детского сада платили как нуждающиеся половину стоимости - 275 рублей в месяц. За двухразовое питание в школе - 80 рублей (опять же полцены). Из этих 355 рублей 168 покрывались пособием на детей. То есть семья тратила на эти цели 187 рублей. Сейчас за детский сад родители платят 814 руб. За одноразовое питание в школе - 160 руб. Выплачиваемая компенсация - 506 руб. Простыми действиями сложения и вычитания получаем - 468 руб., которые родители выкладывают из своего кармана. А это на 281 рубль больше, чем было до монетизации льгот. Столько денег семья теряет теперь в месяц! Вот и получается, что бедные не только ничего не выиграли, но стали еще беднее.
А ведь это семья, где всего двое ребятишек. Слава богу, здоровеньких. "Семья же, где ребенок-инвалид, потеряла, по самым скромным подсчетам, порядка десяти тысяч, а "приобрела - 6600", - утверждала за "круглым столом" Г. Казимирова, воспитывающая больного ребенка.
Мам без волнения вообще невозможно было слушать. У Т. Мороковой (Сыктывкарский район) четыре кровных сына и три приемных дочки. Старшая уже совершеннолетняя, но мать не может отпустить ее из дома: "Разве проживешь на стипендию в 350 рублей?". И женщина (при такой-то семье!) работает на полторы ставки (она медсестра), берет ночные дежурства, получая самое большое пять тысяч в месяц.
- А у нас рабочий в совхозе имеет в день (если платят) 24 рубля, - рассказывала Е. Тырина из Палевиц. - Плата за садик выросла до 900 рублей. Детские пособия смехотворные. И родители забирают ребятишек из детского садика (8 из 11). Им нечем платить и за питание в школе - ученики по полдня, а то и больше, голодные… Матери экономят на самом необходимом. Лишь бы выжить… Людей умирает много, а рожают единицы.
"Думаешь на века - расти детей"
Народная мудрость гласит: "Думаешь на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века - расти детей". И, может быть, самый яркий показатель неблагополучия в государственной семейной политике - резкое снижение числа многодетных семей. Если на начало прошлого года в РК их было 6021, то на начало нынешнего - 5373. За тот же период времени выросло в республике число семей с детьми (со 107 тысяч до 114), а вот число ребятишек в них сократилось (с 206,7 тыс. до 205,5). Не рискуют матери рожать! И причины очевидны - нет уверенности в завтрашнем дне.
Чтобы семья могла позволить себе второго, третьего ребенка, есть три главные условия - работа, достойная зарплата, нормальное жилье. Зарплата у бюджетников - слезы. Работа тоже под ногами не валяется. Приводя данные социального паспорта РК, начальник отдела Агентства РК по социальному развитию Г. Киселева отметила, что число безработных увеличилось за год с 3,5 до 9 тысяч. Ну а "квартирный вопрос" ни в каких комментариях не нуждается. Прибавьте к этому состояние ежедневных тревог: где, как, на что учить и лечить детей, чес заплатить за кварплату и т.д., и станет ясно, что бешенный рост рождаемости нам не грозит. Дай Бог, чтобы нынешнее поколение воспроизводило себя хотя бы в пропорции один к одному.
Казалось бы, если государство заинтересовано в преодолении демографического кризиса, социальные реформы и должны служить этим целям. А получается, что они только усугубляют его. Отменены государственные гарантии доступности качественного питания беременных женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет. А знаете, как "законотворцы" пытаются решить демографическую проблему? Если раньше было 13 причин, по которым прерывалась беременность в сроках больше 12 недель, то сейчас осталось… четыре. Чего добились? Роста материнской смертности. Об этом говорила за "круглым столом" начальник отдела Министерства здравоохранения и социального развития РК Т. Лыюрова. Больше того, по ее словам, аборты собираются сделать платными, во всяком случае, проект такой вынашивается. И не надо быть ясновидящим, чтобы не понимать, чем это аукнется.
По Конституции мы все имеем одинаковые права на охрану здоровья. Но медицинские услуги в массе своей становятся недоступными тем, у кого кошелек тощий. Бесплатная медицина вытесняется платной. Причем очень активно. И что самое обидное - педиатрия тоже. Да к тому же в республике, особенно на селе, катастрофически не хватает участковых педиатров (по России их 11 на тысячу человек, в РК - девять). А причины опять же социального плана - низкая зарплата, жилье, вернее его отсутствие. Да с какой стороны ни посмотри, здоровье и матери, и ее ребенка напрямую связано с тем, что сегодня государство реально гарантирует семье.
Булочка-то… противозаконная
В следующем году заканчивается программа "Дети Республики Коми". Она предполагала вполне приличные средства для профилактики семейного неблагополучия. И что? В 2003 году на эти цели от предусмотренных средств было выделено 19 процентов, в прошлом - ни копейки, и на этот год в бюджете тоже средства не заложены. Экономим и экономим на детях. Ведь уму непостижимо, что для очень многих школьников недоступны в перерывах между занятиями даже булочка и стакан чая.
- Мы вносили несколько предложений в Правительство РК, в частности государственно-правовое управление, о компенсационных выплатах на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях, но наши предложения без всяких объяснений были отклонены, - говорила первый заместитель министра образования и высшей школы РК Н. Отрутинская. - Предлагали и дополнения тогда еще к проекту Закона РК "О государственных гарантиях семьям, имеющим детей", предусматривающие эти компенсации на питание школьников, и снова не нашли отклика…
А итог? Каждое муниципальное образование устанавливает свои расценки постановлениями глав - от четырех до десяти рублей. Где-то пытаются накормить всех, где-то - только из социально незащищенных семей. И во всех случаях это… противозаконно. Ибо все вопросы поддержки любой категории граждан закон N 122 исключил из полномочий МО.
- Детей очень жалко, и мы стараемся изыскать средства на питание школьников. Но ведь бюджеты МО были сформированы уже с учетом ФЗ N 122. И любой проверяющий, контролирующий орган в любое время может предъявить претензии за "отвлечение средств на неположенное", - констатировала зам. главы администрации Сыктывкара Л. Афанасьева.
"Надо знать, чего не надо делать"
Не помню точно, кто, но очень к месту, процитировал за "круглым столом" Л. Толстого: "Прежде чем что-то начинать делать, надо знать, чего не надо делать". Следовать бы совету классика, не принесли бы столько неприятностей социальные реформы. Вот убрали из закона N 122 ссылку на то, что комиссии по делам несовершеннолетних создаются при администрациях МО. И тут же с нынешнего года некоторые из них либо вовсе работать перестали (Инта), либо прекратили административную практику (Сыктывкар, Эжвинский район).
- И сразу в январе произошел рост преступлений несовершеннолетних: в Инге на 60 процентов, в Эжве - в 5,5 раза, - проинформировала участников "круглого стола" Л. Черноскутова, начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры РК. - Безнаказанность родителей и самих подростков ведет к рецидиву…
Сегодня прокуратура РК принимает меры, чтобы появились законные основания для работы КДН не только в МО, но и на республиканском уровне как координирующего и объединяющего их деятельность органа.
Сложнее изменить ситуацию с оплатой за детские сады. Постановления о том, что родительская плата не должна превышать 20 процентов от стоимости содержания малышей, больше не существует. А никакого заменяющего документа, который бы регламентировал плату, нет. Министерство образования РК высказало свои предложения. Дельные. Но вот услышат ли их?
Интересы семьи, материнства, детства перестали быть приоритетными в государственной политике. Сегодня в республике нет цельной программы, реализация которой обеспечивала бы охрану интересов семьи, заботу о ней. "Концепция семейной политики РК", имеющая статус закона и принятая прежним составом депутатов Госсовета республики, исчерпала срок действия. Ни анализа, ни продолжения работы не последовало. Но ведь должна же быть хоть какая-то последовательность да и преемственность в деятельности органов представительной и исполнительной власти! И теперь вся надежда на план действий по реализации государственной семейной политики, который был разработан прежним Министерством РК по социальным вопросам, прошел согласование на всех уровнях, получил даже одобрение Минфина. Но тут началась административная реформа, и опять стало не до планов "семейного" характера. Сейчас сделана очередная попытка (уже новым Министерством) вынести этот документ на рассмотрение правительства РК. Между прочим, его реализация рассчитана на 2005-2006 гг., а время-то идет…
Вместо послесловия
Когда обсуждается, причем профессионально, с привлечением экспертов, сразу весь комплекс вопросов - социальная защита, доступность медицинского обслуживания, система образования в условиях проводимых в стране социальных реформ, последствия их, безрадостные, угнетающие, предстают особенно зримо. И, разрабатывая решение "круглого стола", его участники (представители министерств и ведомств, специалисты муниципалитетов, активисты женского движения) были единодушны во мнении: нужен национальный механизм, четко направленный на улучшение самочувствия семьи. К проекту решения все добавлялись и добавлялись предложения органам власти РФ и республики. Но при этом организаторы "круглого стола" - Союз женщин РК и "Женская палата" - приняли на себя много обязательств, в том числе и контроль за ходом социальных реформ.
"Не корректировка семейной политики нужна, - отметила руководитель "Женской палаты О. Савастьянова, - а создание эффективной системы поддержки семьи, материнства и детства. Если, конечно, думать "На века"…
|