"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005
Гендерные аспекты пенсионной реформы
Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы
Экономическая политика должна быть
тесно увязана с политикой социальной
(О социальной поддержке высвобождаемых работников
реструктурируемых предприятий
угольной отрасли
в Республике Коми)
Реализация конституционных положений о социальном государстве и равенстве граждан в Российской Федерации нашло свое отражение в ряде федеральных законов, в указах Президента и в постановлениях Правительства России, а так же в решениях, принимаемых на региональном уровне. Однако, проводимые в России социально-экономические преобразования сопровождаются целым комплексом проблем, в центре которых проблемы социальной защиты населения.
Темпы проводимых преобразований в достаточной мере не согласованы с адаптационным возможностям населения, что резко обострило и без того сложные проблемы безработицы, вытеснения наименее социально защищенных категорий граждан с рынка труда и усугубило дискриминацию прав в социально-трудовой сфере. Одни сектора экономики начали испытывать недостаток кадров, в других секторах предложение рабочей силы стало избыточным.
Между тем, с самого начала проводимых преобразований было понятно, что воздействие системной трансформации на различные звенья экономики будет неодинаковым и что потребуется масштабное перераспределение трудовых ресурсов и перестройка всей структуры занятости. Целевые программы, призванные содействовать социальной защите и адаптации населения к новым условиям с началом реформ только начали разрабатываться. В результате перераспределение трудовых ресурсов из стагнирующих секторов экономики в растущие происходит медленно и сопровождается значительными социальными проблемами и издержками.
В ходе проводимых преобразований повысился не только общий масштаб, но также и степень региональной дифференциации социально-экономических проблем. Наиболее четко эти проблемы проявились в ходе проведения реструктуризации организаций угольной отрасли в северных регионах страны.
Обеспечение адаптации населения этих регионов к новым экономическим условиям - чрезвычайно сложная и дорогостоящая задача. И только на первый взгляд может показаться, что главное внимание при ее решении должно уделяться решению проблеме трудоустройства и социальной адаптации работников угольной отрасли. Проблемы, возникающие в шахтерских городах гораздо шире и разрастаются до масштабов социальных проблем целых регионов страны.
В течение ряда лет такой сложнейшей проблемой продолжает оставаться проблема реструктуризации предприятий в Печорском угольном бассейне и связанная с ней необходимость переселения в центральные и южные районы страны избыточного населения шахтерских городов. В этом регионе с целью оптимизации производства закрываются шахты, формируются планы переселения семей шахтеров, под эти планы выделяются значительные средства из федерального и местных бюджетов, средства международных займов, однако заметных качественных изменений в решении этих проблем не происходит.
Показателен пример угледобывающих регионов Республики Коми и ее шахтерских городов Инта и Воркута. Тяжелая ситуация в этом регионе обусловлена спадом производства в угольной отрасли, сложным финансовым положением в Республики, вызванным сокращением налогооблагаемой базы, низким уровнем конкурентоспособности и изношенностью основных фондов многих предприятий наряду с дефицитом инвестиций.
По данным переписи 2002 года происходящие на протяжении ряда лет демографические изменения в Республике Коми характеризуются высокими темпами сокращения населения региона. Население Республике сократилось по сравнению с 1989 годом на 18,5%. Главным образом это связано с оттоком населения из северных и северо-восточных регионов Республики. Численность занятых в угольной отрасли Коми сократилась до 22 тысяч человек, тогда как в 2000 году в ней работало 35 тысяч, а в 1988 году - 76 тысяч человек. Население городов Инта, Воркута, Печера сократилось на треть и сокращение населения продолжается.
В этих городах, как и во всех северных регионах, за годы реформ доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась существенно больше, чем в целом по стране. Например, в Инте с ее 44-х тысячным населением на учете в органах социальной защиты населения состоит 14,1 тыс. пенсионеров.
После ликвидации шахт многие шахтерские семьи остаются без работы и лишенные перспектив трудоустройства вынуждены ждать своей очереди на переселение.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного органами государственной статистики в 2004 году, уровень занятости в Республике – один из самых низких в Северо-Западном округе и составляет 64,3% у мужчин и 54,1% у женщин. Уровень женской безработицы в Республике превышает мужскую (соответственно 11,7% и 11,1%).
До начала реформ государство дотировало развитие угольной отрасли и проводило политику активного привлечения в нее новых трудовых ресурсов. Семьи шахтеров имели относительно высокий достаток и при желании могли обеспечить свое переселение в южные и центральные регионы страны. Тяжелый труд шахтеров и суровые условия Севера компенсировались не только высокими заработками, но и целым рядом социальных гарантий, включая право на более ранний выход на пенсию, исчислявшуюся в льготном порядке.
В 90-х годах большая часть денежных накоплений населения обесценилась, а возможности создать новые у большинства семей не появилось, как не появилось и возможности получить реальную компенсацию обесценившихся вкладов в государственном Сберегательном банке.
Более высокий в прошлом уровень пенсий шахтеров стал мало чем отличаться от пенсий работников других отраслей вследствие лавинообразных инфляционных процессов и проведенных уравнительных компенсаций.
Лишившись своих сбережений, многие семьи шахтеров вынуждены ожидать решения государством вопроса о своем переселении. Однако, существующая программа переселения предусмотрена на 6 - 7 летнюю перспективу. Очередь на переселение из северных регионов страны ожидает более 800 тысяч человек, большинство из которых пенсионеры и люди в предпенсионном возрасте.
Невозможность решения проблемы переселения в сжатые сроки обостряет вопрос обеспечения жильем молодых семей, увеличивает нагрузку на региональные и местные бюджеты, негативно сказывается на возможностях экономического развития регионов.
По прогнозным расчётам из Республики Коми, в которой проживает немногим более одного миллиона человек, надо переселить около 150 тысяч жителей, в основном из шахтёрских городов Воркута и Инта. Необходимые расходы на проведение этих мероприятий оцениваются в 13-15 млрд. рублей. В то же время имеющихся возможностей для выделения таких средств недостаточно, что не позволяет говорить о скором решении столь масштабной проблемы. В прошлом году затраты на переселение составили в республике 653 млн. рублей, из которых 328 млн. руб. пришлось на господдержку угольной отрасли, 129 млн. рублей - на реализацию федерального закона о переселении жителей районов Крайнего Севера.
Воркута и Инта стали городами с высоким уровнем безработицы. Закрытие шахт приводит к увольнению шахтеров и работников смежных предприятиях, сокращаются налоговые поступления в республиканский бюджет, в свою очередь это приводит к сокращениям в сфере обслуживания. После снижения поступлений налогов в бюджет угледобывающие регионы оказываются в крайне сложном финансовом положении, резко обостряются проблемы функционирования инфраструктуры городов. В настоящее время удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда во всем жилом фонде Республики Коми превысил 6% (в Северо-Западном округе – 3,3%).
Проблема шахтерских городов еще более обострилась в связи с задержками выплаты заработной платы. Просроченная задолженность по заработной плате в организациях Инты на 1 января 2005 года - 205,6 млн. рублей или две трети всей задолженности по Республике. Заработная плата в срок в городе не выплачена 7,2 тыс. человек в среднем более чем за три месяца работы. Основные долги по заработной плате сосредоточены в ОАО "Интинская угольная компания".
Заработная плата не выплачивается не просто за труд (что само по себе – грубейшее нарушение), а за тяжелейший труд в условиях, связанных с риском для здоровья и жизни. Так, за прошлый 2004 год в ОАО "Интинская угольная компания" было зарегистрировано 97 несчастных случаев, в том числе 9 с тяжелым исходом и 5 смертельных. Вследствие профзаболеваний и травм инвалидами были признаны 20 человек.
В 2004 году из 2492 работников этой компании, которые должны были пройти медосмотр, его прошли только 892, из них 115 - женщины. Более 800 работников нуждаются в оздоровительных мероприятиях, но пройти такие мероприятия за счет компании удалось только 37 работникам.
Кризисная ситуация на рынке труда, недостаточность бюджетных средств для реализации полномасштабных программ переселения и обеспечения социальных потребностей жителей накаляют социально-политическую обстановку. В качестве акции протеста работники шахт уже не раз были вынуждены прибегать к таким крайним формам протеста как забастовки, голодовки и невыход после смены из шахт.
В этой связи показательно обращение шахтеров "К Мировому сообществу", принятое профсоюзным комитетом шахты "Интинская" в мае прошлого года.
В обращении шахтеры просили оказать помощь и содействие в решении проблем возникших из-за нарушений их конституционных прав. Среди отмеченных в Обращении проблем - отсутствие индексации минимальных тарифных ставок и окладов. По этой причине, как отмечается в Обращении, 189 работников шахты, в основном женщины, имеют начисления по заработной плате ниже прожиточного минимума. Из-за низких размеров заработной платы около 600 шахтеров, включая высококвалифицированных работников, стоят в очереди на получение субсидий в городской администрации. Не выплачиваются задолженности по заработной плате, единовременным пособиям, не перечисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что ущемляет пенсионные права шахтеров.
Протесты шахтеров вызывает установленный порядок их переселения.
Такой порядок зачастую касается только тех, кто официально зарегистрирован в качестве безработного. В реальности прожить с таким статусом на Севере и дождаться своей очереди на переселение практически невозможно. Попытки же найти хоть какой-то заработок для своего выживания может повлечь потерю статуса безработного и как следствие - исключение из списков на переселение.
Существует необходимость в оказании помощи не только работникам ликвидируемых организаций, но и ранее уволенным работникам. При планируемом же закрытии шахт и разработке мероприятий по реструктуризации в расчет зачастую принимается только численность работников, увольняемых в рамках текущих мероприятий.
В январе 2005 года в обращении, принятом Советом города Инта, депутаты Совета обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой не допустить ущемления прав граждан в связи с принятием в декабре прошлого года Правительством России Постановления № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования".
Одним из пунктов этого Постановления предусматривается предоставление жилья переселяемым работникам, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигших пенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Ранее предусматривалось предоставление жилья для переселения тем, кто проработал не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и 10 лет в угольной промышленности, причем не только на подземных работах. К примеру, во втором полугодии 2004 года в городе были выделены 42 жилищные субсидии высвобожденным работникам шахты "Западная-бис" и выделялись они независимо от того, работали ли их получатели на поверхности или под землей.
Принятие нового Постановления нанесло сильный удар по ожиданиям бывших работников предприятий угольной промышленности и членов их семей. В связи с такими изменениями, например, в Инте из 685 человек на шахте "Западная-бис" могут лишиться права на переселение 475 человек, на "Капитальной" из списка в 640 человек могут оказаться вычеркнутыми 423.
С членами семей – это около 3 тысяч человек. Многие из них не имеют достаточных средств для своего существования из-за отсутствия возможности трудоустройства в своем регионе, а теперь, вдобавок, утрачивают ранее гарантированное право на переселение.
Такое положение заставило представителей территориального комитета Росуглепрофа обратиться к руководству городской администрации и Совету депутатов Инты с просьбой поддержать работников ликвидируемых угольных предприятий города. Были подготовлены обращения во все структуры власти, включая Президента и председателя Правительства Российской Федерации. Аналогичные обращения в адрес властей Республики Коми и в адрес Уполномоченного по правам человека России было направлено Уполномоченным по правам человека в Республике Л. Вокуевым.
По мнению профсоюзов необходимо сохранить ранее действовавший порядок для тех работников, которые ранее были уволены в связи с реструктуризацией предприятий угольной отрасли. Необходима скорейшая реализация инвестиционные проекты в угольной промышленности, программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков.
Одновременно профсоюзными организациями шахтеров настойчиво ставится вопрос о необходимости повышения размеры пенсий (до 75% заработка шахтеров), поскольку формируемая в настоящее время новая модель пенсионной системы пока должным образом не учла отраслевой специфики труда и суровых условий Севера. К примеру, в Инте на конец прошлого года средний размер назначенных пенсий был равен 3,1 тыс. рублям в месяц, а среднемесячная заработная плата в январе-ноябре 2004 года - 8,4 тыс. рублей.
Определенные надежды возлагаются на готовящийся к принятию федеральный закон о профессиональных пенсионных системах, но его принятие пока затягивается и вряд ли способно решить все накопившиеся проблемы.
Новые страховые принципы проводимой пенсионной реформы не позволяют волевым порядком повысить пенсии северян. Вместе с тем, к определенным успехам в этой области можно отнести принятие законодательных решений пересчитать ранее установленные размеры пенсий для пенсионеров, выехавших из северных регионов, с применением районных коэффициентов независимо от места их жительства. В результате повышение пенсий в стране получили 540 тысяч пенсионеров - в среднем на 430 рублей.
К действенным мерам социальной поддержки можно так же отнести выделение государством существенных средств на дополнительное пенсионное обеспечение работников угольной отрасли. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год" предусматривается направление 550 млн. рублей на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) для уволенных и увольняемых работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
Но, все же главным для координального решения социально-экономических проблем остается задача развития производства. За прошлый 2004 год Интинская угольная компания добыла 3,5 млн. т. угля - больше, чем в предыдущем году на 3,7%. План на 2005 год - 3,6 млн. т. За счет оптимизации производственного процесса угольщикам Инты удалось нарастить добычу даже с учетом начавшейся ликвидации нерентабельных предприятий.
По итогам 2004 года, объемы инвестиций в основной капитал в Инте возросли в 2,8 раза (по Республике - на 9%). Всего в экономику направлено 1,1 млрд. рублей инвестиций, из которых преобладающий объем приходился на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов угольной и нефтяной отраслей. Однако, на развитие объектов социального комплекса инвестиций было направлено в 1,8 раза меньше, чем в 2003 году.
Социально-экономические отношения в каждом регионе - это сложный механизм, работу которого необходимо налаживать не допуская разрыва между темпами экономического и социального развития. Современные технологии могут создавать и применять только высокообразованные, здоровые, хорошо профессионально подготовленные люди. Поэтому экономическая политика должна быть тесно увязана с политикой социальной. Людям нужна не эффективная экономика сама по себе, а такая экономика, которая последовательно делает их жизнь и жизнь их семей лучше.
Использованы материалы www.komiinform.ru, www.intacity.ru
Приложение
Справочная информация
Государственное регулирование отношения, возникающих при реструктуризацией угольной промышленности осуществляется на основе Федерального закона от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
В соответствии с этим Федеральным законом предусмотрено, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации оказывают государственную финансовую поддержку организациям по добыче угля независимо от их форм собственности.
Предусмотрено, что такая поддержка направлена на:
- воспроизводство производственных мощностей по добыче угля, их расширение, техническое перевооружение и реконструкцию;
- социальную защиту работников организаций по добыче угля;
- обеспечение в отдельных случаях функционирования нерентабельных организаций по добыче угля;
- приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями;
- проведение мероприятий по реализации государственной политики в области безопасного ведения работ по добыче угля.
Государственная финансовая поддержка организаций по добыче угля, может осуществляться и в иных формах, в том числе в виде предоставления налоговых льгот, льготных кредитов, а также посредством регулирования тарифов на транспортировку угля, ставок таможенных пошлин на ввоз на территорию Российской Федерации необходимых оборудования и приборов.
Действующее законодательство предусматривает меры по социальной защите работников, высвобождаемых при ликвидации организаций по добыче и переработке угля.
Так, например, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций угольной промышленности и имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет, сверх установленных законодательством Российской Федерации льгот и компенсаций за счет средств ликвидируемых организаций предусматривается ряд мер социальной поддержки, к числу которых, в частности, относится предоставление работникам, имеющим право выхода на пенсию, единовременного пособия в размере пятнадцати процентов среднего заработка за каждый год работы в организациях угольной отрасли. Работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается материальная помощь для самостоятельного поиска нового рабочего места в размере четырехкратного среднего заработка.
В соответствии с пенсионным законодательством мужчинам пенсия назначается по достижении 50, женщинам - 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. При занятости на указанных работах не менее половины названного срока и наличии полного страхового стажа пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (соответственно 60 и 55 лет) на один год за каждый полный год такой работы.
Право на данную пенсию определяется в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях.
Согласно нового пенсионного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2002 года, страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в том числе и в период работы работников в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. По сравнению с ранее действовавшими нормами это несколько ограничило круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно.
Сохранено право на досрочное назначение пенсии за работу в суровых климатических условиях. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия может быть назначена по достижении 50-летнего возраста, если они имеют не менее 20 лет страхового стажа и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 17 календарных лет - в местностях, к этим районам приравненных.
Гражданам, проработавшим в указанных районах и местностях менее указанного выше срока, пенсия назначается досрочно, если период их работы в районах Крайнего Севера составляет не менее 7 лет 6 месяцев. Однако таким лицам пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Правила устанавливают возможность суммировать работы с различными особыми условиями труда. При этом работа, дающая большие пенсионные льготы, учитывается наряду с работой с менее тяжелыми условиями труда.
Лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) пенсия назначается независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий (проходчикам, забойщикам, горнорабочим очистного забоя, машинистам горных выемочных машин) - если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Для работников, высвобождаемым при ликвидации организаций оказывается государственная поддержка в целях создания новых рабочих мест, льготного кредитования и страхования их деятельности.
Законодательно устанавливается, что высвобождаемые работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче и переработке угля или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.
В федеральном бюджете в 2005 году предусмотрено выделение 150 млн. руб. для учреждений, обеспечивающие предоставление услуг, связанных с реструктуризацией угольной отрасли.
Законодательно установлено право Правительства провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее десяти лет и достигшим пенсионного возраста, указанным выше Федеральным законом предусмотрено предоставление жилья по новому месту жительства.
В целях реализации планов реструктуризации угольной отрасли Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 было утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. В части мероприятий по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности и членов их семей предусматривались необходимые меры, включая выплату выходного и единовременных пособий, погашение задолженности по заработной плате, оплату переезда к новому месту жительства работников (включая членов их семей) уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В состав мероприятий, предусмотренных Постановлением № 1523 в 2002 году были дополнительно включены меры по дополнительному пенсионному обеспечению уволенных и увольняемых работников ликвидируемых организаций. Такое обеспечение было предусмотрено для работников, имеющих право выхода на пенсию и стаж работы не менее 10 лет на шахтах и разрезах, в угледобывающих компаниях, подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях (Постановление Правительства РФ от 05 июня 2002 года N 385).
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено, что в 2005 году Правительство Российской Федерации направляет 550 млн. рублей на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) для уволенных и увольняемых работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
С 1 января 2005 года положения Постановления Правительства № 1523 утратили силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", в котором утвержден обновленный перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
К числу предусматриваемых мероприятий в частности относятся:
- социальная поддержка работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций, выплата увольняемым работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, выходных пособий, а также среднего заработка в период трудоустройства;
- оплата по фактическим затратам расходов по переезду к новому месту жительства в другую местность работников (членов их семей), уволенных при ликвидации организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- погашение задолженности по заработной плате (с соответствующими начислениями во внебюджетные фонды), перед работниками, увольняемыми в связи с ликвидацией организаций;
- выплата работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организаций, имеющим на день увольнения стаж работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременных пособий в размере 15 процентов среднего заработка за каждый год работы в этих организациях;
- дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) уволенных и увольняемых работников ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделений военизированных аварийно-спасательных частей и шахтостроительных организаций, имеющих стаж работы не менее 10 лет в этих организациях и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предоставление бесплатного угля для бытовых нужд для отдельных категорий граждан;
- покрытие непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности.
Предусматривается реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков включая снос ветхого жилищного фонда, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, реконструкцию и замену пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков.
Предусматриваются мероприятия по созданию новых рабочих мест.
Для обеспечения решения одной из самых острых на сегодняшний день проблем – проблеме обеспечения переселяемых семей жильем по новому месту жительства предусматривается предоставление жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.
Согласно Постановления Правительства от 22 июня 2004 года N 306 в целях содействия переселению граждан Российской Федерации из районов Крайнего Севера в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, одобренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 года N 577, Правительство приняло решение:
1. Установить, что право на получение жилищных сертификатов предоставляется гражданам Российской Федерации, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, зарегистрированным и постоянно проживающим на дату вступления в силу этого Постановления в г.г. Воркуте и Норильске, а также в Сусуманском районе Магаданской области и относящимся к следующим категориям:
а) семьи, имеющие детей-инвалидов;
б) пенсионеры, получающие пенсию, назначенную по любому основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации;
в) граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в поселках Мяунджа и Кадыкчан (Сусуманский район Магаданской области).
В случае недостатка средств, предусмотренных для оказания содействия в рамках этого пилотного проекта, первоочередное право на получение содействия переселению предоставляется гражданам, имеющим больший стаж работы в районах Крайнего Севера.
Выпуск и погашение жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам производятся в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. N 336 "Об утверждении Положения о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера".
Жилищные субсидии предоставляются указанным гражданам в случае, если они не получили государственную поддержку за счет средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера, и при условии сдачи жилья, занимаемого ими на дату вступления в силу указанного Постановления, увольнения с работы и снятия со всех видов социального учета и обеспечения, включая очередь на улучшение жилищных условий.
Меры социальной поддержки работников угольной промышленности предусматриваются в региональных программах, в заключаемых коллективных договорах.
|