"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005
Гендерные аспекты пенсионной реформы
Продолжаем рассматривать вопросы, имеющие серьезное социальное значение для положения мужчин и женщин - то, что мы обозначаем термином "гендерная составляющая" в бюджетном процессе Российской Федерации.
Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы
Базовая пенсия повышается, но повышение страховой откладывается
Увеличение пенсии - важнейший социальный вопрос, затрагивающий, прежде всего интересы женщин. В России женщины составляют две трети от 38 млн. пенсионеров (2004 год), уровень жизни которых явно не удовлетворяет международным стандартам.
Конвенция МОТ № 102, Европейский кодекс социального обеспечения определяют минимальный размер пенсии в размере 40% от заработной платы квалифицированного работника. Это составляет более 2700 рублей в расчете на цены и среднюю заработную плату в стране в 2004 году, в то время как средний размер назначенных пенсий - 1915 рублей. Нетрудно видеть, что пенсионные показатели в стране отстают от международных стандартов, и если судить по масштабам мер, осуществляемых Правительством в области пенсий, это различие пока не будет сокращаться.
В соответствии с указанием Президента и принятым федеральным законом, с 1 марта 2005 года размер базовой части трудовой пенсии по старости повышается до 900 рублей в месяц (до повышения - 660 рублей в месяц). Такое повышение проводится в целях поддержания материального положения граждан и с учетом проводимых в стране мероприятий по реформированию системы льгот для пенсионеров.
Предусматривается повысить базовые части трудовых пенсий всех видов (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). У граждан, имеющих право на получение двух пенсий, соответственно увеличатся обе пенсии.
В результате повышения для большинства пенсионеров их трудовая пенсия увеличится на 240 рублей в месяц, а для отдельных категорий – более значительно.
Например, если у пенсионера по старости имеется один иждивенец, то его базовая часть трудовой пенсии составит 1200 рублей в месяц, то есть прибавка составит 320 рублей. Для имеющих двух иждивенцев размер базовой части пенсии повысится до 1500 рублей в месяц, а трех и более - 1800 рублей в месяц.
Для инвалидов 1-й группы (3-я степень ограничения трудоспособности) базовая часть пенсии повысится на 480 рублей и составит с учетом повышения 1800 рублей в месяц. Для инвалидов второй группы базовая часть трудовой пенсии составит 900 рублей в месяц, для инвалидов третьей группы - 450 рублей в месяц.
В зависимости от возраста пенсионера и наличия у него иждивенцев повышение базовой части пенсии может быть еще более значительным.
Так, для пенсионеров достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами первой группы размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1800 рублей в месяц. При наличии иждивенцев размер базовой части трудовой пенсии для них устанавливается при наличии иждивенца в сумме 2100 рублей в месяц, при наличии двух иждивенцев - 2400 рублей в месяц, при наличии трех и более иждивенцев - 2700 рублей в месяц.
Проводимое повышение касается и ряда других категорий получателей пенсий.
Одновременно предусматривается, что очередная индексация базовой части трудовой пенсии, индексация страховой части трудовой пенсии и дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии будет производиться в несколько позднее, чем предусматривалось ранее – с 1 августа 2005 года.
Ранее проектировки бюджета Пенсионного фонда на 2005 год исходили из предполагаемого повышения среднемесячных размеров пенсий на 235 рублей.
На реализацию проводимого с 1 марта повышения потребуется 115 млрд. рублей дополнительных средств из бюджета Пенсионного фонда, которые должны быть в последующем возмещены Фонду из федерального бюджета.
Анализ показывает, что мартовское повышение базовой части пенсий более существенно отразиться на благосостоянии наименее обеспеченной части пенсионеров.
Сам по себе это, конечно, позитивный момент. Но, не следует забывать опасности уравнительных тенденций, которые могут ослабить ожидаемый положительный эффект проводимой пенсионной реформы в случае, если в дальнейшем будет допущено отставание темпов повышения страховой части пенсии.
В прошлом не существовало базовой части пенсии, но, периодически проводимые повышения пенсии путем установления к ней уравнительных компенсационных выплат сделали дифференциацию размеров пенсий столь незначительной, что по существу была потеряна их зависимость от трудового вклада граждан. Именно уравнительные тенденции в прошлом во многом дискредитировали существовавшую ранее пенсионную модель.
|