"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ
Ольшанская О.В.
Главный специалист
Аппарата ФНПР
Гендерный анализ соотношения в оплате труда по полу
Вопрос равной оплаты за равный труд по полу - один из центральных в гендерной политике во всем мире. Не зависимо от состояния экономики, развития общественных отношений практически везде женщины зарабатывают меньше мужчин.
Соотношение заработков женщин и мужчин по странам мира*
Страна |
Год |
Женщины
в % к мужчинам |
Франция |
2001 |
83,95 |
Канада |
2000 |
70,1 |
Финляндия |
2000 |
76,11 |
Норвегия |
2001 |
85,88 |
Ирландия |
2000 |
79,11 |
Чехия |
2000 |
73,28 |
Польша |
2000 |
79,96 |
Словакия |
2000 |
75,01 |
Словения |
2000 |
88,82 |
Литва |
2001 |
85,21 |
Румыния |
2001 |
81,61 |
Белоруссия |
2000 |
80,97 |
Киргизия |
2001 |
63,01 |
(Источник: Unece’s Gender Statistics)
По данным Росстата в 2003 году в России заработная плата женщин составляла 64,5% от заработной платы мужчин. Как видно их приведенных статистикой ООН данных (к сожалению, перечень стран ограничен), Россия значительно отстает от большинства не только развитых стран, но и многих наших ближайших соседей, имеющих общую история: Чехия, Польша, Словения, Румыния, Литва. Это свидетельствует о неприходящем значении проблемы соотношения в оплате труда по полу в общей системе политики равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Получение женщиной самостоятельного дохода обеспечивает ей экономическую независимость, без которой невозможно желаемое равенство.
Эти различия по России в основном не изменились в течение последних лет, поскольку действуют объективные факторы их формирующие. В их числе исторические, экономические, политические, культурные.
Как известно, в России цена женской рабочей силы (издержки работодателя на наем женщины-работницы) традиционно всегда была ниже, чем мужчины. Прежде всего, это было связано с положением женщины как второго работника: в традиционной российской семье кормильцем считался мужчина. И даже современный общественный менталитет в России не освободился от этой позиции, хотя ситуация изменилась и доход семьи обеспечивается сегодня обоими членами семьи.
Экономическим фактором дифференциации оплаты труда по полу является отраслевая структура экономики с высоким удельным весом добывающих отраслей и низкой долей обрабатывающей. В добывающих отраслях тяжесть труда априорно определяет зону мужских рабочих мест, которые выше оплачиваются. Для России этот вопрос особенно актуален, поскольку в рыночных условиях экономически успешными являются нефть, уголь, газ, металлургия, строительство, транспорт (см. приложение №1,2).
К существенным факторам различий в исследуемой проблеме можно отнести политику государства на рынке труда. Как известно государство утверждает минимальный размер заработной платы, выступающий как минимальная цена труда и определяющей весь спектр общего уровня оплаты в экономике.
Минимальная цена труда должна обеспечить хотя бы простое воспроизводство рабочей силы. В качестве измерителя затрат на простое воспроизводство жизни работника принят норматив бюджета прожиточного минимума (ПМ). Он составляет в 2004 году 2588 рублей на трудоспособного человека ( II квартал) или по отношению к минимальной заработной плате в 600 рублей 4,3:1 и ниже средней заплаты более чем в 10 раз. Если учесть что по приведенным данным женщины зарабатывают 64,5% от мужчин, то их положение еще хуже.
К сожалению, нет официальных данных о государственном прожиточном минимуме женщин, хотя официальной методикой расчета ПМ предусмотрен дифференцированный подход: отдельно по трудоспособным мужчинам и женщинам. Но из-за отсутствия реального гендерного подхода в сфере управления ПМ по полу не рассчитывается и мы вынуждены использовать его в среднем.
По нашим расчетам за 2003 год, за который статистика опубликовала соотношение по полу, можем произвести сравнение минимальной заработной платы и прожиточного минимума по отношению к средней заработной плате женщин и мужчин.
Обеспеченность минимального проживания
за счет
заработной платы
мужчин и женщин в 2003 году (рублей в месяц)
|
Мужчины |
Женщин |
Заработная плата |
7194,3 |
4639,6 |
Прожиточный минимум трудоспособного |
2304 |
2304* |
Минимальная заработная плата |
487,5 |
487,5** |
Соотношение заработной платы с ПМ (раз) |
3,12 |
2,01 |
Соотношение заработной платы с МРОТ (раз) |
14,76 |
9,52 |
*- Росстат не рассчитывает ПМ в среднем по РФ отдельно по мужчинам и женщинам, однако в регионах такая статистика ведется.
**- средняя по году (с 1 мая 2002 г - 450 руб., с 1 октября 2003 года - 600 руб.)
Предусмотренное в бюджете на 2005 год повышение минимальной заработной платы на 20% не улучшит ситуацию, поскольку средняя заработная плата в экономике, включая высокооплачиваемых работников, будет расти примерно такими же темпами. К тому же по закону должна быть пересмотрена минимальная потребительская корзина (по данным Минэкономики) на 9%, что опять таки ухудшит относительное положение женщин по заработной плате по сравнению с мужчинами.
Практически не улучшается положение с заработной платой в бюджетных отраслях, где заняты в основном женщины. В настоящее время бюджетники отстают по оплате труда от промышленности на 46% (март 2004 года) и это главный вопрос в нарушении принципа равной оплаты за равный труд в современной России. Федеральный закон №122 о перераспределении полномочий, передав ответственность за повышение заработной платы в образовании, здравоохранении и культуре на уровень регионов, снизил шансы приблизить заработки женщин к необходимому уровню. Ранее законодательно считалось, что, к примеру, заработная плата учителей должна составлять не менее 80% от промышленности, т.е. в расчете на 2005 год при самом благоприятном варианте (у всех регионов будет достаточно денег для повышения на 20%) то указанная разница в оплате труда сократится примерно на 2-3 пункта.
Рассматривая проблему оплаты труда по полу, стоит, кроме того, учесть особенность России как большой страны, расположенной на территории с разным уровнем развития производительных сил, условиями жизни, составом населения, и пр., что сказывается на гендерном соотношение в заработной плате. Северные и восточные территории используют больше мужского труда с большей оплатой, а в центральной и южной части страны (с благоприятными условиями жизни) - больше численность женского населения и, следовательно, больше доля работающих женщин, меньше платят.
Региональные примеры |
Средняя заработная плата в рублях (всего) |
Мужчин |
Женщин |
северный регион -
Коми Республика |
10130,9 |
6048,4 |
центральный регион -
Владимирская область |
4962,2 |
3444,9 |
Соотношение северного региона к центральному (принятому за 100%) |
204,16% |
175,58% |
Сложившиеся межрегиональные и межотраслевые различия в оплате женского труда сопровождаются стойкой, внутриотраслевой сегрегацией по профессиям и должностям, которые у нас традиционно выступают как мужские и женские. Это сочетается с отставанием женщин по квалификации. В советской литературе, когда этот вопрос изучался, указывалось, что женщины в промышленности отстают на два квалификационных разряда. И в настоящее время обследования показывают преимущественное сосредоточение женщин, занятых в производстве и в оказании услуг, на относительно простых, рутинных, массовых работах. Соответственно складывается и гендерная дифференциация в заработной плате. Такое положение, по сути, приводит к так называемой профессиональной сегрегации женского труда. К тому же, эта сегрегация сопровождается и должностной по известной схеме "мужчина - начальник, женщина - исполнитель".
Позицию профессиональной сегрегации на современном этапе в России нам удалось проанализировать по данным нового обследования Росстата по заработной плате в зависимости от уровня квалификации, проведенного в октябре 2003 года. Подобного обследования в новой России еще не было. Прежняя профессиональная перепись была еще в СССР в 1985 году.
Полученная информация существенно расширяет состав действующей гендерной статистики, ибо представлены показатели по полу, в разрезе основных групп профессий: специалисты высшего и среднего уровня, работники по учету и информации, работники сферы обслуживания, квалифицированные и неквалифицированные рабочие по видам производственной деятельности и сферы услуг (без профессий в социально-культурных отраслях).
В полученных материалах отмечаются различия в уровнях заработной платы по полу по укрупненным профессиональным группам. В целом по всем исследованным группам занятий заработная плата женщин была ниже заработной платы мужчин, подтвердив известные общие характеристики в этом вопросе. При этом наибольшее отставание отмечалась в группе специалистов среднего уровня квалификации - 32%, наименьшее - в группе специалистов высшего уровня квалификации - на 22%. Что касается неквалифицированных рабочих то, различия варьируются по регионам от 4-8% в Коми и Самаре, до 43% в Москве.
Особенность обследования - его выборочный характер, учтены предприятия и организации 8 областей, как известно в России 89 регионов, поэтому требуется специальная методика для обобщения по стране в целом. Однако и региональные данные представляют для гендерного анализа большой интерес. Принимая во внимание, что проект "Гендерные бюджеты в России" осуществляется в Республике Коми, мы попытались провести наш анализ по этой пилотной территории, которая к счастью представлена в учете.
Соотношение в заработной плате мужчин и женщин по укрупненным группам занятий в октябре 2003 года в Республике Коми
Укрупненные профессиональные группы |
Заработная плата женщин (рублей) |
Заработная плата мужчин (рублей) |
Соотношение в заработной плате мужчин и женщин
(в %) |
Специалисты высшего уровня квалификации |
12202 |
16500 |
73,95 |
Специалисты среднего уровня квалификации |
9497 |
16382 |
57,97 |
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием |
5601 |
14529 |
38,55 |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности |
4728 |
10036 |
47,11 |
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр |
6982 |
11231 |
62,17 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин |
8911 |
11388 |
78,25 |
Неквалифицированные рабочие |
4669 |
4836 |
96,54 |
Это отставание закладывается уже в самих исходных условиях найма на рынке труда. По обследованным профессиональным группам работников, как правило, оклады (тарифные ставки) у женщин ниже, чем у мужчин одной и той же профессиональной группы. Отношение размера выплат по окладам (тарифным ставкам, сдельным расценкам) женщин к аналогичным выплатам у мужчин колеблется от 58% в группе неквалифицированных рабочих до 82% у специалистов высшего уровня квалификации.
Как видно из приведенного материала у нас нет информации по самому острому аспекту различий в отраслях, где женщины составляют большинство - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура. Между тем в проекте "Гендерные бюджеты в России" именно эти отрасли финансируются из бюджета, а, следовательно, представляют предмет обсуждения по этой теме.
Если иметь в виду развитие гендерного анализа в России, то необходимо лоббировать продолжение обследования заработной платы по профессиям по бюджетным отраслям. Полученные несколько лет назад данные, хотя и устарели, тем не менее, свидетельствуют, что проблемы гендерных различий есть и в них, в том числе по профессиям учителей и врачей, несмотря на их преимущественно женский кадровый состав. Скорее всего, мы сталкиваемся здесь со специфическим видом дискриминации - по должностному признаку. Однако, действующая статистика не наблюдает заработную плату по полу в иерархии должностей. Это задача на будущее и всем заинтересованным организациям и специалистам необходимо содействовать ее решению.
Приложение № 1
Среднесписочная численность работающих женщин и мужчин, работающих в крупных и средних организациях по Республике Коми и Российской Федерации
Отрасли |
Численность женщин, чел |
Численность мужчин, чел. |
РФ |
Республика Коми |
РФ |
Республика Коми |
Всего |
21012930 |
178709 |
18187069 |
167487 |
Промышленность |
4157215 |
26494 |
5982510 |
60741 |
Сельское хозяйство |
1293363 |
5193 |
1937190 |
6746 |
Лесное хозяйство |
48551 |
528 |
167663 |
1686 |
Транспорт |
891971 |
10453 |
1869184 |
24152 |
в том числе железнодорожный транспорт |
407076 |
5320 |
738720 |
8025 |
Автомобильное хозяйство |
167202 |
1987 |
476402 |
6136 |
Трубопроводный транспорт |
36029 |
1172 |
131851 |
3935 |
Связь |
494399 |
4631 |
289661 |
2933 |
Строительство |
436539 |
4244 |
1257243 |
14123 |
в том числе строительно-монтажные работы |
321430 |
3364 |
1099343 |
11683 |
Торговля и общественное питание |
1016125 |
8830 |
397967 |
2291 |
Геология и разведка недр |
56935 |
1219 |
89162 |
2566 |
ЖКХ |
1123989 |
12090 |
1276002 |
14764 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
3445409 |
32250 |
678285 |
4760 |
Народное образование |
4514289 |
44651 |
1085089 |
7582 |
Культура и искусство |
781603 |
6870 |
277440 |
1740 |
Наука и научное обслуживание |
48167 |
1316 |
489209 |
1001 |
Управление |
1219668 |
11468 |
1460753 |
15495 |
Приложение № 2
Среднемесячная заработная плата мужчин и женщин - работников основного вида деятельности организации по отраслям экономики за 2003 год
Отрасли |
Среднемесячная заработная плата
мужчин, рублей |
Среднемесячная
заработная плата
женщин, рублей. |
РФ |
Республика Коми |
РФ |
Республика Коми |
Всего |
7194,3 |
10130,9 |
4639,6 |
6048,4 |
Промышленность |
8397,6 |
11619 |
5267,1 |
8613,7 |
Сельское хозяйство |
2219,8 |
3160,8 |
2082,5 |
3415,2 |
Лесное хозяйство |
3260,9 |
5207,6 |
3315,8 |
5629,8 |
Транспорт, всего |
8935,4 |
13119,6 |
6606,1 |
9612,6 |
в том числе железнодорожный транспорт |
9034,6 |
12109,3 |
70,67 |
8828,0 |
Автомобильное хозяйство |
6097,2 |
8078,0 |
3987,2 |
5885,6 |
Трубопроводный транспорт |
16882,2 |
23215,5 |
15117,0 |
22227,3 |
Связь |
9972,2 |
10212,8 |
5984,4 |
6667,2 |
Строительство, всего |
8987,7 |
11442,0 |
7375,7 |
9274,7 |
в том числе строительно-монтажные работы |
8337,9 |
10640,3 |
6300,8 |
8083,4 |
Торговля и общественное питание |
7967,6 |
5500,3 |
4922,1 |
4631,6 |
Геология и разведка недр |
12789,8 |
14029,9 |
6492,5 |
7449,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5333,2 |
5420,6 |
4214,5 |
4658,3 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
4889,5 |
5243,8 |
3478,5 |
4364,5 |
Народное образование |
4117,7 |
4877,2 |
3165,8 |
4053,7 |
Культура и искусство |
4607,1 |
3697,9 |
3094,5 |
3494,3 |
Наука и научное обслуживание |
8738,6 |
10396,7 |
5789,1 |
6961,4 |
Управление |
7476,6 |
10613,3 |
6963,4 |
8845 |
|