"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ
Орлов-Карба П.А.,
советник Федеральной службы по финансовым рынкам
Анализ бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 г.
Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации может дать анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд), утверждаемого Федеральным Собранием Российской Федерации, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственное пенсионное регулирование.
К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В бюджете содержаться также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, общий объем капитальных и текущих расходов бюджета, иные показатели, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).
Исходя из официально направленного в Государственную Думу официального проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год и принимая во внимание положение Бюджетного кодекса о гласности и прозрачности бюджетного процесса (а как известно, институт внебюджетных государственных фондов законодательство включает в зону действия данного Кодекса), попытаемся проанализировать наиболее существенные позиции пенсионных финансов на 2005 г.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом изменений, вносимых в бюджетную классификацию с 1 января 2005 года; нормами Налогового кодекса и с учетом изменения налогового законодательства согласно Федеральному закону "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
Расходная часть бюджета Фонда определена в соответствии с нормами федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими действующими законодательными актами, указами Президента Российской Федерации и международными соглашениями в области пенсионного обеспечения.
Бюджет Фонда на 2005 год сформирован по доходам в сумме 1177,38 млрд. рублей, из них 1088,47 млрд. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и по расходам в сумме 1176,13 млрд. рублей, из них 1171,32 млрд. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, с дефицитом - 82,85 млрд. рублей.
В 2005 году в целом доходы Фонда составят 6,3% к валовому внутреннему продукту (ВВП), определенному по прогнозу Минэкономразвития России против 6,4% к утвержденным доходам 2004 года. Расходы Фонда составят 6,3% к ВВП против 6,2% к утвержденным расходам 2004 года (в развитых зарубежных странах этот процент равен около 15%). Доходы Фонда в 2005 году составят 117,7% доходов Фонда, предусмотренных бюджетом Фонда на 2004 год и 114% к ожидаемому исполнению бюджета Фонда за 2004 год; расходы, соответственно, - 124,2% и 122%.
Доходы Фонда на финансирование базовых и страховых частей трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в 2005 году предусмотрены в объеме 1088,5 млрд. рублей, что составляет 121,1% по сравнению с указанными доходами Фонда, установленными бюджетом на 2004 год, и 115,5% к ожидаемому исполнению бюджета Фонда за 2004 год.
В доходы бюджета Фонда включены суммы единого социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.
Расчет поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы в объеме 5050,0 млрд. рублей и численности наемных работников в количестве 49,8 млн. человек, исходя из распределения работников по группам в зависимости от уровня заработной платы на 2005 год, уровня собираемости налогов - 96%.
Изменение налогового законодательства в части снижения базовой ставки ЕСН с 28 до 20 процентов (ставка ЕСН снижена с 14% до 6%) с одновременным изменением до 280 тыс. рублей верхней пороговой величины интервала налоговой базы, начиная с которой будет действовать регрессивная шкала налогообложения, приведет к сокращению поступлений доходов в бюджет Фонда более чем на 200 млрд. рублей.
Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняется на том же уровне - 14% (при этом средневзвешенный тариф страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии составит 12,09%). С 2005 года лица до 1967 года рождения выведены из накопительной системы, поэтому 2% страховых взносов ранее перечисляемые в накопительную составляющую будут направляться в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Бюджетом Фонда на 2005 год планируется поступление из федерального бюджета единого социального налога в сумме 266,5 млрд. рублей, что составляет 60,8% к поступлениям данного налога, предусмотренным бюджетом Фонда на 2004 год. На покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии в бюджете Фонда в 2005 году предусмотрены субвенции из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, предусмотрено в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2004 год и 133,4% к ожидаемому исполнению бюджета Фонда.
В 2005 году предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.
Наряду с поступлениями единого социального налога и субвенций на покрытие дефицита в доходную часть бюджета Фонда включены поступления из федерального бюджета: в сумме 64,99 млрд. рублей, передаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на выплату пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению и другим выплатам. В указанной сумме предусматривается погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом по текущим платежам за прошлые периоды в сумме 2,29 млрд. рублей и начатое в 2003 году погашение части задолженности федерального бюджета перед Фондом, установленной статьями 6 и 7 Федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год", подлежащей реструктуризации и погашению, в размере 500,0 млн. рублей.
Остаток средств резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2005года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:
- 58,22 млрд. рублей - денежные средства;
- 38,92 млрд. рублей размещено в ценных бумагах, из них:
- 37,66 млрд. рублей - в облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (в валюте Российской Федерации);
- 1,26 млрд. рублей - в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2001 года.
В доходной части бюджета Фонда на 2005 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.
Кроме того, из федерального бюджета в связи с празднованием в 2005 году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне на осуществление единовременной денежной выплаты в бюджете Фонда предусмотрены средства в сумме - 1,58 млрд. рублей. В 2005 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.
Расходы бюджета Фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, в 2005 году определены в сумме 1 171,3 млрд. рублей, что составляет 125,1% по сравнению с указанными расходами Фонда, установленными бюджетом на 2004 год, и 123,9% к ожидаемому исполнению бюджета (на пенсионное обеспечение, без ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан - 1 023,9 млрд. рублей и соответственно 113,6% и 114,2%).
В целом расходы на выплату и доставку трудовых пенсий в 2005 году составят 959,12 млрд. рублей, что составляет 113,9% к соответствующим расходам бюджета Фонда на 2004 год. Общие расходы на выплату и доставку базовой части трудовой пенсии, финансируемой за счет сумм единого социального налога и средств федерального бюджета, предусмотрены в сумме 341,17 млрд. рублей. Текущий дефицит средств на выплату базовой части пенсии, возникший в связи со снижением ставок ЕСН, составляет 74,7 млрд. рублей. Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии определены с учетом дополнительных затрат по увеличению (индексации) размера базовой части трудовой пенсии с учетом уровня инфляции в пределах 107,5-108,5%, исходя из прогноза Минэкономразвития России.
Проектом федерального бюджета предусмотрен предельный объем субвенций бюджету Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций в объеме 64,99 млрд. рублей.
По данным на 1 августа 2004 года величина задолженности федерального бюджета перед бюджетом Фонда по возмещению расходов на выплату пенсий и пособий, должна составить на начало 2005 года 16, 22 млрд. рублей. С учетом планируемого в течение года возмещения объеме задолженности федерального бюджета перед Фондом на 1 января 2006 года составит 13,4 млрд. рублей. При ежегодно (начиная с 2003 года) планируемом объеме возмещения 500 млн. рублей погашение указанной задолженности может продлиться десятки лет. В этой связи считали бы целесообразным Правительству Российской Федерации разработать порядок реструктуризации задолженности федерального бюджета перед Фондом предусмотрев в нем погашение ее в более короткие сроки.
В составе исходных параметров, прежде всего, численность тех, кому будет выплачиваться пенсия. Обычно все показатели по пенсионерам определяются на конкретную дату, что позволяет определить динамику их изменения: роста или снижения. Соответственно, показатель численности пенсионеров в целом составляет 38,4 млн. человек с увеличением к концу года на 0,3 процента. Среднегодовая численность пенсионеров на 2005 год - 38,45 млн. человек. Интересно, что этот прирост более чем в два раза меньше, чем имел место за истекший год (300 тыс.) и меньше чем в 2003 г. (150 тыс.). Причем рост в 2004 г. объяснялся известной закономерностью старения населения, когда число пожилых постоянно возрастает.
Второй вопрос после оценки численности получателей (бенифициаров) - намечаемый размер пенсии. На 1 января 2005 г. средняя пенсия по всему кругу получателей ожидается в размере 2033,45 руб. По бюджету 2005 г. планируется увеличить ее на 11,2%, в результате чего она на 1 января 2006 г. будет составлять 2261,08 руб., или в среднегодовом исчислении - 1902 руб.
Трудовая пенсия к концу 2005 г. составит 2250 рублей и в целом увеличится на 233 рубля или на 11,5%. Среднегодовой размер трудовой пенсии оценивается в размере 2149 руб. при прогнозируемой Минэкономразвития России в 2005 году величине прожиточного минимума пенсионера 2040 руб. Соотношение среднегодового размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, рассчитанному по действующей потребительской корзине, в 2005 году составит 105,4%, а к прожиточному минимуму пенсионера по скорректированной в 2005 году потребительской корзине - 87,7%.
Следует отметить, что рост размера трудовой пенсии в 2005 году замедлится и абсолютно и относительно. Если в 2004 года размер трудовой пенсии увеличился на 269 рублей, то в 2005 году на 233 рубля. Текущие доходы Пенсионного фонда не позволяют обеспечить более существенное повышение размеров трудовых пенсий.
При этом базовая часть пенсии у пенсионеров труда повышается достаточно скромно - менее, чем на 8,9% или на 64,75 руб., что меньше чем в 2004 г. (11% или 69 руб.). Таким образом, предусмотрено увеличение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2005 г. с 660 рублей до 695 рублей в месяц, что соответствует индексации на расчетный индекс роста инфляции - 5,3%, и с 1 августа 2005 г. - до 719 рублей (на 3,5%), и в конце бюджетного периода она будет составлять всего 791,81 руб.
Сравните. По Конвенции МОТ № 102 и Европейскому социальному кодексу, минимальная норма пенсионного обеспечения (в нашей ситуации – базовая часть трудовой пенсии) должна составлять 40% (на пенсионера и его иждивенца) от заработной платы квалифицированного работника. Если по расчетам Минэкономразвития России, последняя должна составить 6, 5 тыс. руб., то размер базовой части трудовой пенсии должен составлять 2, 6 тыс. руб. на двоих или хотя бы 1200 на себя. Кроме того, не надо забывать о продекларированном стремлении увеличения базовой части до уровня прожиточного минимума пенсионера. Нетрудно рассчитать, что на всю численность пенсионеров надо 220 млрд. руб. для достижения норматива МОТ.
Надо осознать, что истратить требуемую сумму все равно придется как цену ратификации Европейской социальной хартии. От общего бюджета пенсионных средств она равняется одной годовой прибавки во взносах, что вполне можно добыть за счет повышения коэффициента сборов, взыскания недоимок, мобилизации платежей в неформально секторе и пр. Но парадокс в том, что достижение базовой пенсии на уровне прожиточного минимума дискредитирует минимальную заработную плату, которая пока "застряла" на пороге в четверть от прожиточного минимума (соответственно, 600 руб. против 2700 руб.), хотя по Трудовому кодексу должна быть ему равна. Получается, что за труд с отрывом от дома, да еще с оплатой проезда, да еще и с налогообложением, отношениями подчинения и т.д. работающий гражданин будет получать много меньше, чем неработающий.
Отсюда, пока перспектив на серьезное повышение базовой пенсии немного. А что главная часть трудовой пенсии - страховая? Общий объем средств на выплату, доставку, индексацию и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 617,95 млрд. рублей, в том числе на индексацию - 36,0 млрд. рублей, при планируемом поступлении страховых взносов в сумме 558,44 млрд. рублей. Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и другие расходы.
Покрытие текущего дефицита в целях обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по распределительной составляющей бюджета по состоянию на 1 января 2005 года (97,14 млрд. рублей).
В связи с этим Фонд планирует осуществить продажу всех активов, в которые были размещены временно свободные средства бюджета Фонда. В результате остаток средств на конец 2005 года составит 14,28 млрд. рублей при установленном нормативе средств на выплату пенсий в январе 2006 года в сумме 48,5 млрд. рублей. В складывающейся ситуации вызывает обеспокоенность финансовая устойчивость пенсионной системы не только в течение 2005 года, но и в 2006 году. В этой связи необходимо в федеральном бюджете предусмотреть передачу Фонду средств федерального бюджета в объемах, обеспечивающих переходящий остаток средств на конец 2005 года, на уровне не ниже норматива оборотных средств.
В бюджете Фонда предусмотрены расходы на дополнительное увеличение с 1 апреля 2005 года страховой части трудовой пенсии на 4,8%. Индексацию страховой части трудовой пенсии предусмотрено осуществить с 1 августа 2005 г. - на 6% исходя из прогнозного уровня роста цен за I полугодие 2005 года. Кроме того, на основании страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, бюджетом Фонда предусмотрены расходы на перерасчет страховой части трудовой пенсии с 1 июля 2005 года. Таким образом, страховая часть трудовой пенсии в 2005 г. возрастет несколько больше, чем базовая - на 13%, но все равно скудно - в среднем на 168,19 руб. в месяц. Причем в прошлом, 2004 году указанный рост был даже выше - 18%, а в 2003 г. - 22%.
Составители бюджета могут объяснить все тем, что и рост базовой и страховой части пенсий точно соответствуют оценке двух регулирующих макроэкономических показателей, которые в законодательстве определяют возможные границы повышения: по увеличению индекса цен (10%) и досчета по увеличению страховых взносов от роста фонда заработной платы (по данным Минэкономразвития России на 20%).
Формально так. Но на самом деле, определяя механизм повышения пенсий, законодатель исходил из чисто количественных, финансовых ограничений, но не из сущностной задачи радикального улучшения положения пенсионеров.
Чтобы решительнее двигаться в этом направлении, целесообразно в законодательстве, кроме понятия индексации на инфляцию, ввести еще и понятие актуализации (осовременивания) пенсий. Актуализация должна производиться в течение года по отдельным группам пенсионеров, прежде всего низкообеспеченных, независимо от индекса цен по срокам, предусмотренным утвержденным Федеральным Собранием бюджетом Пенсионного фонда. К примеру:
а) актуализация базовой пенсии путем приближения ее к прожиточному минимуму пенсионера;
б) актуализация пенсий для работников Крайнего Севера (можно путем увеличения бывшего индивидуального коэффициента пенсионера или другим способом);
в) актуализация пенсий для работников бюджетной сферы, заработки которых не позволяют им иметь приличную пенсию - можно приравнять медиков и учителей муниципальных учреждений по исчислению пенсий к государственным служащим и т.д и т.п.
Но какой бы порядок увеличения пенсий мы ни приняли бы, ясно, что для этого нужны дополнительные средства в Фонде. У нас же, напротив, источники повышения пенсий сокращаются. Основа такого сокращения - политика снижения единого социального налога (ЕСН), который в нынешнем виде непосилен для предпринимателя, который составляет 28%, а с учетом отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 35,6% к фонду заработной платы, тогда как обложение прибыли значительно ниже - 24%. Но с учетом регрессивной шкалы и упрощенного порядка налогообложения для малого бизнеса уже сейчас, фактическая, так называемая "эффективная" ставка взноса, уменьшена до 23%. Именно поэтому в 2004 г. Пенсионный фонд еле - еле свел концы с концами, добавив к текущей сумме платежей часть имеющегося у него резерва, который был сокращен вполовину - на 43,6 млрд. руб. В связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательной пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" ставка ЕСН сократилась до 26% (из них 20% на нужды пенсионного обеспечения). Таким образом, в соответствии с проектом бюджета ПФР текущий дефицит по распределительной составляющей будет - 82,9 млрд. руб. (0,5% к объему ВВП). Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда будет осуществляться за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2005 года, а также средств федерального бюджета. При этом перечисления от других бюджетов бюджетной системы сокращается на 11%.
Учитывая, что заработная плата в очередной раз будет повышена на 25% , то пенсия отстанет от нее в очередной раз. А ведь как раз преодоление низкого коэффициента замещения пенсией заработной платы и является крайне больной российской проблемой, решение которой было по сути обещано реформой для вновь выходящих на пенсию работников. Однако снижение налоговой нагрузки не должно сопровождаться снижением уровня пенсионного обеспечения. В этой связи необходимо в федеральном бюджете дополнительно предусмотреть средства на индексацию пенсий с тем, чтобы сохранить размер абсолютного увеличения размера пенсий на уровне не ниже 2004 года.
При этом рискуем предположить, что преодолеть нарастающий разрыв между заработной платой и пенсией будет невозможно только на базе инвестиционного дохода от накопительных взносов. Судя по ситуации 2003-2004 гг., доход получаемый от их инвестирования ниже, чем рост цен, а гарантии на их индексацию в таких случаях в нашем законодательстве не предусмотрена.
В связи с тем, что накопительная составляющая формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 г., в доходную часть не включены средства пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от управляющих компаний (УК) для последующей передачи в другие УК, в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), выплат в соответствии с пенсионным законодательством, доходы от реализации ценных бумаг, в которые временно размещены средства пенсионных накоплений, т.к. они учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало планируемого периода.
В расходную часть бюджета не включены суммы средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК и суммы средств пенсионных накоплений отчетного периода, передаваемые на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, т.к. они учтены в объемах средств пенсионных накоплений на конец отчетного периода.
Доходы бюджета Фонда в 2005 году, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовой пенсии, определены в сумме 88,91 млрд. рублей. Страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в 2005 году поступит в сумме 80,17 млрд. рублей, что составляет 104,9% к объему поступлений страховых взносов, утвержденному на 2004 год и 113,3% к ожидаемым поступлениям 2004 года.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым лица старше 1967 года рождения не участвуют в накопительной системе, в 2005 году поступления на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий снизятся на 34 млрд. рублей против действующего законодательства. В доходы по накопительной составляющей включены доходы, полученные в 2005 году от временного размещения средств пенсионных накоплений - в сумме 7,04 млрд. рублей; средства пенсионных накоплений, полученные от НПФ для передачи в УК в соответствии с заявлениями застрахованных лиц - в сумме 196,4 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2005 года средства пенсионных накоплений составят 163,65 млрд. рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 88,38 млрд. рублей, средства пенсионных накоплений 2004 года - 75,26 млрд. рублей, из них чистый финансовый результат, полученный от временного размещения страховых взносов, поступивших в Фонд в 2002 году - в сумме 13,49 млрд. рублей.
Наиболее интересной статьей дохода бюджета являются средства пенсионных накоплений, поступающие в ПФР из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) для последующей передачи в УК в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, учтены в сумме 0,2 млрд. рублей. Дело в том, что выбор застрахованными негосударственных пенсионных фондов, и, соответственно, передача средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ будет осуществляться только в 2005 г. Учитывая настоящий факт обратный перевод средств пенсионных накоплений при условии заявления застрахованного о переходе из НПФ в ПФР возможен лишь в 2006 г.
Расходная часть бюджета Фонда по средствам пенсионных накоплений определена в сумме 4,81 млрд. рублей. Общий объем средств для передачи негосударственным пенсионным фондам оценивается в 3,3 млрд. рублей, или около 2% от общей суммы средств, передаваемой в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2005 году составят 0,75 млрд. рублей.
Средства пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2006 года оценивается в размере 247,75 млрд. рублей, в том числе: средства пенсионных накоплений, переданные управляющим компаниям, - 162,85 млрд. рублей; средства пенсионных накоплений 2005 года, направляемые на временное размещение в разрешенные виды активов - 76,12 млрд. рублей; остаток средств пенсионных накоплений 2005 года, не переданных на временное размещение - 8, 77 млрд. рублей. Проектом бюджета Фонда на 2005 год предусмотрено финансирование расходов на оказание социальной помощи в сумме 11,5 млрд. руб. Указанные расходы предусмотрено осуществлять за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года. Впервые за ряд лет в 2005 году не предусмотрено финансирование работ по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.
Учитывая ситуацию с доходами бюджета Фонда, текущим дефицитом по средствам на финансирование страховой части трудовой пенсии, считаем нецелесообразным отвлекать средства на финансирование дополнительной медицинской помощи, в том числе на обеспечение лекарственными средствами пенсионеров и инвалидов. Кроме того, в рамках средств, выделяемых в связи с заменой натуральных льгот на ежемесячную денежную выплату, предусмотрен набор социальных услуг "социальный пакет", включающий обеспечение инвалидов и других категорий граждан необходимыми лекарственными средствами. До внесения изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансирование Пенсионным фондом Российской Федерации дополнительной медицинской помощи должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим в федеральном бюджете на 2005 год необходимо предусмотреть передачу Фонду средств в размере 10 млрд. рублей.
Одной из основных проблем рассматриваемого бюджета является проблема гендерного неравенства, т.е. доступ к бюджетным ресурсам получателями пенсии по полу.
Анализ существующей ситуации показывает, что хотя большинство получателей пенсии женщины (63%), различия в размере пенсии явно в пользу мужчин. И если в конце 90-х наметилась тенденция к сглаживанию данных различий, то с начала пенсионной реформы разрыв опять возрос. Можно проследить динамику отношения размера пенсионных выплат женщинам к "мужским" пенсиям на диаграмме.
Рассматривая различные части трудовой пенсии необходимо отметить, что размер базовой части трудовой пенсии является фиксированным, поэтому это единственная часть трудовой пенсии, где присутствует гендерное равенство, однако здесь проявляются проблемы иного характера – низкий уровень базовой части трудовой пенсии. Величина же страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от уровня заработной платы застрахованных. Соответственно размеры страховой и накопительной частей трудовой пенсии у женщин будет почти на 30% ниже.
Таким образом, в связи с введением обязательного пенсионного страхования, и, особенно, его накопительного компонента вопрос дифференциации размера пенсии по полу встанет в будущем еще более остро.
Что же делать, как все же сохранить и расширить источники повышения пенсий, крайне необходимого, исходя из провозглашенного Президентом приоритета в политике государства - борьба с бедностью?
Один из рычагов в этом отношении на перспективу было введение накопительного компонента трудовой пенсии. Но для существенного увеличения трудовой пенсии за счет накопительной составляющей необходимо инвестирование средств пенсионных накоплений с доходом, значительно превышающим инфляцию и рост цен.
Другим, может быть индексация самой шкалы регрессии по его уплате на рост масштабов заработной платы, чтобы чисто механически не сокращались абсолютные объемы поступлений. А то скоро, по мере роста номинальных размеров заработной платы большинство предприятий будет платить не основную, а сниженную ставку.
Но наиболее радикальный способ - отмена политики сокращения ЕСН. А для облегчения положения предпринимателя, снижения для него налоговой нагрузки нужно было бы ввести порядок, принятый в Западной Европе, которая много лет успешно применяет социальное страхование повыше нашего, и имеет очень хорошее социальное обеспечение пожилых.
В наиболее развитых странах Европы (Франция, Италия, Бельгия и пр.), а также в странах, к уровню развития которых Россия стремится приблизиться (Португалия, Греция и пр.), наши соседи с переходной экономикой (Польша, Венгрия и пр.) страховые взносы на пенсию и другие обусловленные законом случаи страхового риска, платят солидарно и работодатели и работники: 50 на 50 или 70 на 30 и т.п. Таким образом, 20% нынешних ЕНС следовало бы разделить между ними - предположим, 10% работодатель и 10% работник, если на эту величину ему одномоментно по законодательству на эту величину повысят заработную плату. В результате подобного перераспределения изменится характер ответственности за получаемые социальные выплаты (по старости, болезни, на рождение), возникнет интерес у самого застрахованного. Как раз это пытается сейчас стимулировать пенсионная реформа, на наш взгляд, пока не очень удачно.
И, наконец, необходимо наведение порядка в расходах самого Фонда. Анализ проекта бюджета 2005 г. показал, что Фонд действует недостаточно экономно. Руководство Фонда в последнее время радостно идет навстречу всякому разбазариванию средств на осуществление не предусмотренной Уставом и целями Фонда деятельность.
|