"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ
Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы
Регулирование занятости населения.
Гендерный аспект
Занятость в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативно правовыми актами. В связи с изменениями полномочий между органами власти изменилось и законодательство регулирующее занятость и социальную поддержку безработных граждан, численность которых в соответствии с критериями Международной Организации Труда (МОТ) составляет 6,6 млн. чел. или чуть больше 10% населения.
Гендерный анализ ситуации на рынке труда показывает, что среди безработных преобладают мужчины - около 54,0%.Средний возраст безработных женщин и мужчин примерно одинаков и составляет у женщин 34,9 лет, а у мужчин – 34,8. За последние три года средний возраст безработных несколько уменьшился - у женщин на 0,8 года и составляет 34,9 лет, а у мужчин - на 0,6 года, их средний возраст 34,8 лет.
Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Мужчины преобладают во всех возрастных группах безработных, кроме группы до 20 лет, где количество мужчин и женщин одинаково.
Самая большая возрастная группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 16,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 39,1% безработных. Около 33% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Безработные женщины образованнее мужчин, высшее и среднее профессиональное образование имеют 41,7% женщин, в то время когда среди мужчин такое образование у 25,7%. Вместе с тем время поиска работы у женщин выше среднего которое составляет 8,8 месяцев, при этом среднее время поиска работы у женщин - 9,2 месяца.
Способы поиска работы у мужчин и у женщин не отличаются. И те, и другие предпочитают обращение к друзьям, родственникам, знакомым и обращение в государственную службу занятости.
Анализ причин безработицы показывает, что у женщин несколько больше группа высвобожденных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела, отсутствие опыта работы, а у мужчин - группа уволившихся по собственному желанию.
Анализ безработных по занятиям по последнему месту работы показывает, что и у мужчин и у женщин наибольшей группой безработных являются неквалифицированные рабочие и лица, не имеющие опыта. У мужчин эта группа составляет 35,6% от общей численности безработных мужчин, у женщин она чуть выше - 38,0%.
Значительные отличия имеются у квалифицированных безработных. У мужчин 23% квалифицированных рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а так же операторы, аппаратчики, машинисты установок и слесари-сборщики - 21,3%. У женщин 18,9% безработных работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, а также специалисты среднего уровня квалификации - 13,4%.
Анализ безработных по последнему месту работы по отраслям экономики наибольшее количество от общего числа безработных и у мужчин и у женщин составляет группа безработных промышленности - 25,2% у мужчин и 18,8% - у женщин. Работавших ранее в строительстве безработных мужчин в 4 раза больше безработных женщин, в транспорте и связи в 2,7 раза. В образовании, культуре и искусстве тенденции обратные - безработных женщин в 3 раза больше, чем безработных мужчин. Таким образом, отраслевая структура безработных по последнему месту работы совпадает с отраслевой структурой занятости. Безработные обоих полов хотели бы иметь работу по найму с полной рабочей неделей.
Имеющиеся гендерные отличия в безработице необходимо учитывать при разработке и принятии мероприятий по содействию занятости. Особенно важно проведение гендерного анализа законодательства, регулирующего занятость и всех изменений, которые в него вносятся.
За последние три года в законодательство, регулирующее занятость населения были внесены ряд существенных изменений. В первую очередь изменилась система финансирования мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан. Если до 2001 года все мероприятия по занятости финансировались за счет средств Государственного фонда занятости, то с января 2001 года до настоящего времени финансирование мероприятий по занятости осуществляется из федерального и региональных бюджетов.
Упразднение Государственного фонда занятости было продиктовано стремлением усилить контроль за расходованием средств и сократить налогообложение работодателей. Необходимость проведения этих мер обосновывалась тем, что при финансировании из Государственного фонда занятости 80% средств территориальных фондов занятости оставалось на месте и лишь 20% консолидировалось на федеральном уровне. В результате в благополучных регионах на активную политику тратились значительные средства в то время как в неблагополучных их не хватало даже на пособия по безработице.
Консолидация Государственного фонда занятости в федеральный бюджет имела свои положительные стороны. Так, в 2001 году впервые за последние шесть лет удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания.
По мнению некоторых экспертов, финансирование государственных органов занятости через казначейство с указанием цены услуги и численности граждан получивших ее позволяет точнее просчитывать средства, направляемые на реализацию региональных программ.
Однако изменение в финансировании привело к тому, что на программы занятости и поддержку безработных граждан в бюджете было предусмотрено средств значительно меньше, чем это было бы в фонде занятости (таблица 1). Если отчисления в фонд занятости даже сохранились бы на уровне 1% от фонда заработной платы, то при фонде заработной плате 4140 млрд. рублей в 2004 году на мероприятия по содействию занятости и поддержке безработных, а также на содержание служб занятости должно было быть предусмотрено 41,4 млрд. рублей, а не 25 млрд. рублей, как это предусмотрено в бюджете.
Таблица 1.
Расходы на мероприятия по занятости и поддержку безработных
(млрд. руб.)
|
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Фонд заработной платы (ФЗП) |
2648 |
3291 |
4140 |
5025 |
Предполагаемый фонд занятости (1% от ФЗП) |
26,48 |
32,91 |
41,4 |
50,25 |
Расходы бюджета на мероприятия по содействию занятости и поддержке безработных граждан |
18,9 |
21,3 |
25,0 |
27,86 |
Вместе с тем, реформирование не привело к переориентации в сторону активной политике занятости. Более того, в результате этих изменений политика занятости стала еще менее активной. Если в 2000 году ( до передачи в бюджет Государственного фонда занятости) на материальную поддержку безработных выделялось столько же средств, сколько предусматривалось для специальных программ занятости и обучения, то в 2004 году на выплату пособия и прочих выплат безработным гражданам выделяется в 2,6 раза больше средств, чем в 2000 году, а на мероприятия по содействию трудоустройству - в 3 раза меньше. При этом суммы на мероприятия по содействию в трудоустройстве и на профобучение безработных граждан выделяется в 7 раз меньше чем на материальную поддержку безработных граждан (таблица 2).
Таблица 2
Расходы на мероприятия по занятости и поддержку безработных
(млн. руб.)
2000 год |
2004 год |
Специальные программы занятости |
4213,9 |
Мероприятия по содействию трудоустройства |
1397,3 |
в том числе организация |
|
|
|
рабочих мест |
2712,6 |
|
|
Занятости длительно безработных |
131,4 |
Организация временного
трудоустройства безработных,
особо нуждающихся в
социальной защите |
205,2 |
занятости молодежи |
164,0 |
Организация временного
трудоустройства безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет
из числа выпускников учреждений
начального и среднего
профессионального образования,
ищущих работу впервые |
84,0 |
Поддержки предпринимательства |
182,4 |
оказание содействия
самозанятости
населения |
30,0 |
общественных работ |
595,9 |
общественные работы |
417,0 |
занятости подростков |
293,6 |
Организация временного
трудоустройства
несовершеннолетних граждан
от 14 до 18 лет |
570,0 |
трудовая реабилитация инвалидов |
134,0 |
|
|
Программа обучения безработных |
1891,0 |
Профобучение безработных |
1135,0 |
Материальная поддержка безработных |
6718,7 |
Выплата пособий по безработице
и прочих выплат безработным |
17814,9 |
Изменился и характер мероприятий. Если специальные программы занятости из Государственного фонда занятости содержали мероприятия по созданию рабочих мест, по организации занятости длительно безработных, молодежи, подростков, то к мероприятиям по содействию трудоустройства из федерального бюджета относится организация временного трудоустройства безработных нуждающихся в социальной защите, выпускников начального и среднего профессионального образования, несовершеннолетних граждан. Вместо поддержки предпринимательства в 2004 году предусмотрено оказание содействия самозанятости населения в сумме более чем в 6 раз меньшей, чем на оказание предпринимательства в 2000 году. Значительно сократилось финансирование общественных работ - за четыре года в 1,4 раза, а финансирование организации рабочих мест прекратилось полностью.
Несмотря на увеличение суммы средств, направляемой на выплату пособия и материальную помощь безработным, в этот период принимаются поправки в федеральный закон о занятости, направленные на снижение размеров пособий по безработице. В 2002 году вводится ограничение на размер пособий по безработице гражданам, которые до увольнения имели высокие размеры зарплат. Их пособие, выплачиваемое в размере 75% среднемесячного заработка за первые три месяца, 60% - за последующие четыре месяца, 45% за последние 5 месяцев, во всех случаях не могут быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъектах Российской Федерации, но не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. Поскольку заработную плату значительно превышающую величину прожиточного минимума получают в основном мужчины, то в данном случае введение ограничения максимального размера пособия коснулось именно их.
В 2003 году было принято изменение, ограничивающее размер пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию. В настоящее время для граждан, уволившихся по собственному желанию, размер пособия по безработице устанавливается в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в первом 6-ти месячном периоде и 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации во втором 6-ти месячном периоде. В этом случае были ущемлены права женщин, которые вынуждены увольняться в связи с необходимостью ухода за детьми, больными или престарелыми родителями, а также в связи с переездом мужа на новое место работы (службы).
Новый порядок финансирования внес значительную неопределенность и в статус государственной службы занятости. Оплата работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза. Если при финансировании из средств Фонда занятости их заработок был сопоставим с заработками госслужащих, то с 2001 года оплата их труда стала устанавливаться по единой тарифной сетке, а поощрительные выплаты были отменены.
Таким образом, женщины лишились высокооплачиваемых престижных рабочих мест, и, в связи с этим, около 1,5 тыс. наиболее высококвалифицированных специалистов были вынуждены добровольно покинуть службу занятости.
Наиболее существенные изменения в законодательстве о занятости предусмотрены вступающим в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с указанным законом осуществление мероприятий государственной политики занятости отнесены к полномочиям федеральных органов власти. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан становятся расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета. В связи с этим из закона о занятости исключены статьи, регламентирующие функции и полномочия субъектов и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения занятости населения. Таким образом, осуществление государственной политики в области содействия занятости становится полномочиями федеральных государственных органов государственной власти. Федеральные государственные органы власти будут разрабатывать программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости и обеспечивать их финансирование.
Однако опыт последних лет показал, что при финансировании из федерального бюджета мероприятия активной политики занятости значительно сокращаются. При этом к мерам активной политики занятости в законопроекте относятся такие мероприятия как организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содействие самозанятости. А такие мероприятия активной политики, как организация рабочих мест (хотя бы для лиц, испытывающих трудности в поиске работы) даже не перечислена в мерах активной политики занятости.
Неясно также как при проведении политики занятости только федеральными органами будут учитываться региональные особенности рынка труда и что делать регионам в случае, если из федерального бюджета будет выделено недостаточно средств.
С 2005 года отменяется положение, в соответствии с которым финансирование общественных работ могло производится за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов в рамках целевых программ. Финансирование общественных работ организуемых службами занятости в целях обеспечения временной занятости населения будет осуществлять за счет средств работодателей. В связи с этим организация общественных работ становится еще более проблематичной, поскольку это особый вид трудовой деятельности незанятых граждан, в целях обеспечения временной занятости и снижения социальной напряженности в обществе, а не получение прибыли.
В 2005 году политика в области занятости не изменяется. По-прежнему основная масса (около 58%) средств направляется на социальную поддержку безработных граждан. В проекте федерального бюджета на 2005 год на это направление выделяется на 12,1% средств больше, чем в 2004 году. В то время как на мероприятия по организации общественных работ, организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, на организацию содействия самозанятости средства увеличиваются лишь на 8% по сравнению с 2004 годом.
Учитывая, что финансирование материальной поддержки будет осуществляться из федерального бюджета, вместо ранее установленных законом размеров пособий определяемых от величины прожиточного минимума субъекта РФ, введен минимальный и максимальный размер пособия по безработице, ежегодно определяемые Правительством Российской Федерации с учетом районных коэффициентов. Таким образом, прямые нормы закона заменены постановлениями Правительства Российской Федерации. Все это указывает на то, что, как и в настоящее время из федерального бюджета предполагается производить в основном выплату пособий по безработице.
Постановлением Правительства Российская Федерация от 4 ноября 2004 года № 591 на 2005 год установлены минимальный размер пособия в сумме 720 рублей и максимальный - 2880 рублей. Таким образом, минимальный размер пособия по безработице равен минимальному размеру оплаты труда или 22,4% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, а максимальный размер равен 97% прожиточного минимума или 57,3% средней заработной платы. В настоящее время максимальный размер пособия равен 75% средней заработной платы и не может быть ниже 30% величины прожиточного минимума.
Это свидетельствует о том, что пособие по безработице окончательно лишилось признаков страховых выплат, оно перестало быть платежем, замещающим заработную плату. При этом его величина уже не связана и с величиной прожиточного минимума.
Все эти изменения в первую очередь негативно отразятся на материальном положении мужчин, работавших в районах Крайнего Севера и потерявших работу (это, прежде всего, работники сырьевых отраслей), а также женщин, работавших в банковской сфере. Заработная плата указанных категорий значительно выше среднего, а, следовательно, и пособие по безработице должно быть значительно выше (в 2- 2,5 раза) максимально установленного на 2005 год размера.
Вместе с тем, изменения в законодательстве о занятости приведут к ухудшению положения женщин. Так из перечня категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы исключены граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь. А в численности этой категории более 95% женщины.
|