"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Эксперты о социальной реформе
проф. Ржаницына Л.С.,
советник аппарата Госдумы Кравченко Е.В
Парламентские слушания в Государственной Думе
"О ходе подготовки в регионах к реализации федерального закона о перераспределении полномочий в социальной сфере"
11 ноября 2004 г.
Закон ФЗ No 122 от 22.08.2004 г. имеет в виду колоссальный масштаб мер, которые по сути означают социальную реформу и касаются всего населения России и всех его групп (работающих и безработных, пенсионеров и иждивенцев, бюджетников, государственных служащих, военнослужащих, больных и здоровых, студентов и учащихся ПТУ, женщин и мужчин, детей и молодежь, жителей города и села, в центральных регионах и северных и пр.). Отсюда крайне необходимым является постановка вопроса об оценке фактически происходящих изменений, их соответствия или несоответствия идеям реформы, в выявления степени готовности органов управления, в первую очередь региональных, к событиям 2005 года.
На парламентских слушаниях отмечалось, что заканчивается создание Федерального регистра лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию и социальный пакет льгот за счет федерального бюджета: участники ВОВ, инвалиды, дети–инвалиды и т.п. По отчету Пенсионного фонда в этом Регистре учтено уже 12 млн. чел, а к концу года ожидается 15 млн. чел. Продолжается учет жителей регионов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, бывших военнослужащих, ранее проходивших по собственным системам. Принято решение Пенсионным фондом, что если кто-то будет пропущен из имеющих право на компенсацию, то вопрос о нем будет решен в течение 10-12 дней.
Готовится к новым условиям Фонд социального страхования , который призван обеспечить путевками в санатории льготников . Судя по собранным заявкам, предстоит в будущем году предоставить 1 млн. санаторных путевок за счет страховых средств по социальному пакту. Определено более 1170 санаториев, которые будут предоставлять свои услуги льготникам, имеющим соответствующие направления от врачей на лечение. Определены также средства на проезд к санаторию, хотя 94% опрошенных хотят пользоваться санкуром в собственном регионе. Одна из задач в 2005 году - в связи с 60-летием Победы в ВОВ максимально обеспечить организованным отдыхом максимально участников и инвалидов войны.
Сложнее ситуация с бесплатными лекарствами. Здесь будет новая система, когда объявляется возможность всем желающим фармацевтическим кампаниям участвовать в конкурсе на поставку лекарств, Министерство здравоохранения и социального развития определит только уровень цен и размер реализационной, торговой надбавки по регионам с учетом издержек по доставке, чтобы уменьшить число посредников в лекарственном товарообороте. Лекарства имеется в виду закупать как у отечественных, так и у иностранных фирм, но при всей внешней простоте этой программы она представляется участникам слушаний наименее отлаженной. Начнем с того, что неясно как сомкнется в каждой местности распределение поставки различных видов лекарств с составом потребителей из-за отсутствия персонифицированного учета граждан по их болезням. А что будет с лекарственным обеспечением тех больных, которые не получили статус инвалидности? К тому же, до сих пор регионы не получили средств из федерального бюджета на лекарственное обеспечение федеральных льготников, что формирует риск обострения заболеваемости с января 2005 г., когда лекарство может не оказаться в аптеке.
Радикальность предстоящих изменений в социальных правах населения в короткие сроки привели к неподготовленности регионов, которым теперь придется отвечать практически за все происходящее с населением. Более 150 законов меняется и еще больше отменяется, что привело к неподготовленности регионального законодательства, без которого будет блокированы все практические действия в области льгот, компенсаций и услуг. По данным Счетной Палаты, буквально единицы законодательных собраний субъектов приступили к этой работе, а подавляющее большинство - нет.
Соответственно самое сложное положение с местными льготниками, чьи права определяется местной властью. Среди них ветераны труда и труженики тыла, малообеспеченные пенсионеры по старости, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и пр. Их положение в бюджетодефицитных регионах, а таковых в России подавляющее большинство, вызывает тревогу
Чтобы смягчить ситуацию перехода государственные страховые фонды обучили своих сотрудников, выпускают сборники ответов на вопросы, организовали горячие линии, телефонные и селекторные. Правительство постоянно заслушивает вопросы о готовности органов управления, Госдума, видимо, будет часто собираться на слушания по данному вопросу.
Перед депутатами стоит задача выяснить неизбежные по жизни диспропорции в столь грандиозной социальной перестройке. Объект ее - человек с социальными проблемами и потому более незащищен, более чувствителен к таким изменениям, и поэтому нельзя пустить все на самотек. Нужно срочное вмешательство в события ради исправления.
Понимая ответственность перед народом в связи с реформой, депутаты написали в законе ФЗ No 122 от 22.08.2004 г. (п.153) положение о сохранении, как минимум, сложившихся норм оплаты, льгот и услуг. Тем не менее, они не решили, как отследить выполнение этого требования. Федеральные структуры в принципе будут знать только те обобщенные цифры, которая даст статистика, к тому же после года - полутора самих событий, что резко уменьшит возможности для их анализа.
Поэтому, сейчас, как никогда усиливается потребность в создании системы отслеживания событий, реакция на жалобы людей, поиск необходимых решений, то, что обычно называется системой мониторинга.
Как мы полагаем, в этом вопросе государственная статистика не может помочь из-за принятого порядка сбора и обработки данных и утвержденной их узкой номенклатуры, недифференцированного характера показателей, объемности зоны учета, надо искать другие решения.
В прошлом году Всемирный Банк проводил пилотный проект в ряде административных районов трех регионов (Нижегородская и Московская области, Коми) по формированию административной статистики на местном уровне в дополнение к официальной статотчестности. Подобная система информация имеет место быть за рубежом, в частности в Европе. Местное самоуправление в их толковании - самостоятельно, у него свои функции, институты, в том числе и особая, свойственная их деятельности статистика.
Административная статистика органов социальной защиты на местах имеет в виду:
- сбор информации при опросе конкретного человека или семьи на получение пособия или услуги в социальном обслуживания населения при подаче им заявления в соответствующий местный функциональный орган (как правило, соцзащиты, но и занятости, жилищно-коммунального управления и пр.);
- фиксация результатов рассмотрения заявления- принятия заявления или отказа;
- отслеживание информации о процедуре рассмотрения заявления, к примеру, сроки, количество, ошибки и пр.;
- передача на более высокий уровень власти (в субъект, в Федерацию) той части сведений, которые интересуют высший уровень не для общего анализа для понимания конкретно выделенной ситуации.
Получается информативно, быстро, и высшие органы управления могут понять, что надо делать для улучшений.
Учитывая то, что Государственная Дума имеет намерения отслеживать выполнение ФЗ No122 от 22.08.2004, просим всех заинтересованных в реальном улучшении в результате проводимой социальной реформы сообщать нам, экспертам проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", о ситуации в Вашем регионе:
- как организован переход от натуральных льгот к денежным компенсациям,
- готовы ли территории к предоставлению инвалидам бесплатных лекарств,
- как решается вопрос с предоставлением детских пособий;
- об обеспечении бесплатных проездом (пенсионерам, детям-инвалидам, родителям, имеющим 3 и более детей),
- и любые другие конкретные факты реализации этого Закона на местах.
Если мы получим Ваши сообщения относительно хода реформы и ее проблем, то сможем донести эту информацию до депутатов для принятия необходимых решений.
Отправляйте сообщения по электронной почте gender@owl.ru
|