"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004
Эксперты о Федеральном бюджете-2005
Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы
Основные принципы и расчеты по
взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2005 году
Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
Отличительной чертой следующего бюджетного года является вступление в силу Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и, частично, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также соответствующих поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
В результате в 2005 году произойдет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Созданы условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов. Объем и порядок формирования расходных обязательств будет полностью определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
В 2005 году при определении межбюджетных отношений учтено изменение федерального стандарта уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг, который увеличивается с 90 до 100 процентов. Это позволит сократить расходы, выделяемые организациям жилищно-коммунального хозяйства, при увеличении адресных субсидий населению, что в целом приведет к экономии бюджетных средств регионов.
В следующем году отменяются жесткие требования по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут самостоятельно решать вопросы определения размеров оплаты труда независимо от решений Федерального центра.
В 2005 году произойдут изменения, касающиеся форм и методов финансовой поддержки регионов из федерального бюджета.
Средства, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам представлены в разделе 11 "Межбюджетные трансферты".
Как и в предшествующие годы в раздел включены Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Однако содержание и структура указанных фондов в 2005 году существенно изменилась в связи с новым разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.
Подраздел 01 "Финансовая помощь бюджетам других уровней"
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации сформирован в сумме 189,9 млрд. рублей исходя из объема Фонда, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", увеличенного на уровень роста потребительских цен в 2005 году в размере 8 процентов.
Распределение средств указанного Фонда между субъектами Российской Федерации с целью повышения доходов наименее обеспеченных регионов будет произведено в соответствии с методикой, которую предусматривается утвердить постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будут предоставляться только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, без выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. При этом в 2005 году будет сохранен порядок опережающего перечисления финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации регионам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как и предшествующие годы, распределение средств Фонда будет осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.
В условиях разграничения полномочий между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления решения по конкретным направлениям, порядку и объемам финансирования расходов находятся в исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи оценка межрегиональных различий в стоимости предоставления бюджетных услуг в проекте методики распределения средств Фонда будет производиться только с использованием основных косвенных показателей, без учета отчетных данных по количеству бюджетных учреждений и численности лиц, финансируемых за счет территориальных бюджетов. Это также позволит в значительной мере упростить и повысить прозрачность механизма распределения финансовой помощи.
В 2005 году предусматривается повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. В этих целях первая часть финансовой помощи будет распределяться таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень доходов регионов с наименьшим уровнем социально-экономического развития. При этом, выравнивание будет производиться пропорционально отставанию показателя бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от заданного для данной группы регионов уровня.
Оставшаяся часть Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет распределяться для регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает установленное пороговое значение с учетом полученных средств группой наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации.
Изменение порядка распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации позволит повысить доходы наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации, сохранив при этом стимулы к повышению уровня собственных доходов, поскольку даже после применения выравнивающих механизмов, субъект Российской Федерации, имевший до получения финансовой помощи более высокий уровень доходов в расчете на одного жителя с учетом удорожающих факторов, сохранит свое преимущество.
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов в сумме 7997,7 млн.рублей образуется в целях стимулирования субъектов Российской Федерации в финансировании расходов по приоритетным расходным обязательствам субъектов РФ.
В целях поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения и стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан, обязательства по финансированию которых возложены на бюджеты субъектов Российской Федерации, в 2005 году увеличен предоставляются субъектам Российской Федерации на долевой основе.
В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов по предоставлению гражданам адресных субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг (6300,0 млн. руб.), обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (169,7 млн. рублей).
Средства Фонда будут распределяться исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и позволят регионам лучше адаптироваться к обязательствам, возложенным на них в условиях разграничения полномочий.
В 2005 году будет образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов в сумме 0,6 млрд. руб., который станет правопреемником действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.
Предусмотрено расширение количества участников-получателей средств Фонда до 8 субъектов Российской Федерации с 2005 года, а с 2006 года в их число будет включено 8 муниципальных образований.
Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.
В целях стабилизации региональных финансов в условиях изменения полномочий и налогового законодательства, в федеральном бюджете предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 30,0 млрд. рублей.
В первоочередном порядке средства будут направляться тем субъектам Российской Федерации, у которых в результате разграничения полномочий образовался недостаток финансовых средств.
При определении методики распределения средств дотаций будут учтены расходные обязательства регионов, передаваемые с федерального уровня, и, в том числе, расходы по выплате детских пособий.
Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будет утверждено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
В 2005 году на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предусмотрено 2,0 млрд. руб., что в 2,5 раза превышает уровень средств 2004 года. Указанные средства будут направлены на мероприятия, связанные с закрытием шахт - содействие созданию новых рабочих мест для высвобождаемых в процессе реструктуризации работников угольной отрасли и переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков.
В связи c разграничением расходных полномочий и централизацией средств водного налога в федеральном бюджете на 2005 год предусмотрены средства на финансирование гидротехнических сооружений , находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе на капитальный ремонт 0,67 млрд. руб. и капитальные вложения - 3,93 млрд. рублей.
В следующем году предусматривается делегировать часть федеральных полномочий субъектам Российской Федерации, поскольку в регионах имеются необходимые организационные возможности по обеспечению социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации.
Подраздел 02 "Фонды компенсаций"
В соответствии с бюджетным законодательством, средства на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций в сумме 33 108,6 млн. руб .
В 2005 году из указанного Фонда установлены следующие размеры субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации
1) на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - в сумме 26.760,0 млн. руб. и бюджетам закрытых административно-территориальных образований по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14,15,16,18,21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (статья 11) и "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (статья 2) - в сумме 26,7 млрд. руб.,
2) на реализацию Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" - 3465,8 млн. руб.,
3) на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния - 2500 млн. руб.
Средства Фонда будут распределяться в соответствии с методикой, учитывающей численность соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативные расходы на реализацию передаваемых обязательств.
Подраздел 03 "Фонд регионального развития"
В 2005 году все инвестиционные расходы, передаваемые из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации, будут объединены в Федеральном фонде регионального развития .
Федеральный фонд регионального развития сформирован с целью повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой.
Предоставление средств Фонда будет осуществляться исключительно на условиях софинансирования.
Ресурсы Федерального фонда регионального развития будут сконцентрированы на обеспечение приоритетных для Российской Федерации направлений социально-экономического развития регионов и включают средства федеральных целевых программ регионального развития, расходы, ранее финансируемые из федерального бюджета в рамках ФАИП и направляемые на строительство объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, а также субсидии на финансирование дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации. Распределение этих средств будет осуществлено в рамках общей методологии распределения финансовой помощи с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующих капитальных трансфертов.
В целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов будет усовершенствована методика распределения средств в рамках Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)".
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение средств Федерального фонда регионального развития будет осуществлено по субъектам Российской Федерации Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год". При этом определение объектов и мероприятий предусматривается осуществить решением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации будут представлены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" в третьем чтении.
Начиная с 2005 года предусмотрено изменение порядка предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возвратной основе.
Вместо бюджетных ссуд на кассовый разрыв, выделяемых на срок до 6 месяцев, будут предоставляться бюджетные кредиты в пределах 2005 года с уплатой процентов за пользование ими. Бюджетные кредиты будут выделяться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, и на осуществление расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
В 2005 году плата за пользование бюджетными кредитами устанавливается в размере ? ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, при осуществлении расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий по ставке 0 процентов.
|