Мгновеники
(мои комментарии на Фейсбуке)

Юнна Мориц
 

ФАБРИКАНТЫ "ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ"

В начале девяностых был у меня в гостях молодой историк из очень западной Европы, который несколько лет до этого стажировался в России, говорил на русском, французском, немецком и, естественно, на английском. В то время он работал профессором в элитарном университете, получил миллион долларов, годичный академический отпуск и научное задание: собрать письменные воспоминания о репрессиях в СССР, о сталинских в том числе, но не только о них. У него была методичка с "наводящими вопросами", людям заранее диктовали, что именно должны они вспомнить и какие воспоминания должны они записать со слов бабушек, дедушек, которые к тому времени покинули этот свет. Собиратели воспоминаний часто сами были авторами этих текстов и получали гонорар за такую творческую работу "на благо демократизации гражданского общества России". Я спросила у этого симпатичного, артистичного, абсолютно не русофобского профессора: "Вы понимаете, что воспоминания, сочинённые по такой методичке, это – фабрикация текстов, которые не являются историческими документами, но будут пущены в ход, в оборот под видом исторических документов? Книга Евгении Гинзбург "Крутой маршрут" – исторический документ, "Колымские рассказы" Шаламова – исторический документ, книги Эль Визеля, Юрия Домбровского, Сергея Голицына, Георгия Жжёнова, "Знак Ост" Виталия Сёмина – исторические документы, но это создано талантом и личным трагическим, историческим опытом, а не по методичке с "наводящими вопросами". Профессор ответил: "Понимаю, конечно, я всё понимаю, но это теперь – международный метод сбора доказательств, что вся история России – кровавая диктатура, как в гитлеровской Германии".

Сегодня читаю в "Коммерсанте", что Музей истории ГУЛАГа призвал россиян присоединиться к проекту "Мой ГУЛАГ" и записать на видео, даже на сотовый телефон, воспоминания о сталинских репрессиях. "Чтобы облегчить работу, мы создали методичку, в которой рассказали подробно, как вести интервью, чтобы оно стало основой для документальных фильмов, для работы исследователей. Мы консультировались с фондом Спилберга, который записывает воспоминания людей, переживших Холокост. Методичка доступна на сайте проекта", – говорит директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. В планах Музея – создание документальных фильмов из воспоминаний по этой методичке и показ этих документальных фильмов в кинотеатрах.

Мне добавить нечего к такой методичке, по которой фабрикуются исторические документы о действительных трагедиях и жестоких репрессиях. Но документы по методичке "как вести интервью" – не действительны, точно также, как документы, собранные профессором, который ответил: "Конечно, я всё понимаю"…

Комментарии на Фейсбуке

 

 
 
 
 
Проза
 
 
 
Биография
Поэзия
Стихи для детей
Вернисаж
Проза
Рецензии и интервью
Библиография
На титульную страницуНаписать письмо
   
Рейтинг@Mail.ru