|
ФАНТАЗЁРСКИЕ ВРУНИШКИ
Вообразите, что изо дня в день, лет семнадцать подряд, вы живёте под таким командирским надзором, под таким колпаком:
– Туда не ходи! Здесь не стой! Вымой руки, почисть зубы, доешь кашу, иди спать, иди гулять, не ходи по лужам, застегни воротник, спой песенку тёте, нарисуй дяде автобус, поцелуй маму, не дружи с Люсей, дружи с Васей, полощи горло, зашнуруй ботинки, ты мало читаешь, научись сморкаться, ты ведёшь себя отвратительно, ты ведёшь себя замечательно, ты грубишь бабушке, ты уже не грубишь бабушке, посмотри – на кого ты похож, сними эту шапку немедленно, подбери нижнюю губу, не стой животом вперёд, не лезь в разговоры взрослых, ты сегодня мне очень не нравишься, ты сегодня мне очень нравишься, не играй на моих нервах, не ври на каждом шагу, – и так далее в том же духе...
От такой жизни человек взрослый вмиг озверел бы и дал дёру без оглядки, а ребёнок продолжает играть и развиваться, уходя в себя и выходя из себя.
Уходя в себя, он становится тихим, никому не мешает, и все в полном восторге от его прекрасного поведения. Выходя из себя, он становится скакательно-кувыркательным, шумным буяном, неистощимым проказником, всем мешает, и все начинают дружно разоблачать его ужасное поведение.
Почему-то принято думать, что ребёнок, ушедший в себя, – более умный и "содержательный", больше читает, крепче думает и глубже чувствует, а также является более творческой личностью. На мой взгляд, это – сущая ерунда.
Но страшно вспомнить, какие слова в свой адрес слышат врущие дети!.. Ко мне часто приводят детей, сочиняющих и рисующих. И к твоему изумлению, дорогая читательница, дорогой читатель и вся почтенная взрослая публика, наиболее талантливы дети, врущие на каждом шагу, врущие просто так, безо всякой пользы и умысла. Врут они вдохновенно – как песню поют!..
Врут – с точки зрения обыденной, бытовой, очевидной правды. А с точки зрения такой вот как раз правды, любое художественное произведение высокого полёта есть бездна непрестанного вранья.
Кто видел своими глазами то Лукоморье, тот дуб зелёный, златую цепь на дубе том и кота учёного на той цепи?.. Кто видел кота, говорящего сказки и заводящего песни?.. Кто видел те орехи, где "ядра – чистый изумруд"?.. Кто видел страшные веки Вия и чорта с писаной торбой?.. Кто докажет в каком суде, что Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет?..
Поэтому, дорогая читательница, дорогой читатель и вся почтенная взрослая публика, прежде чем своему ребёнку на каждом шагу говорить: "Ты врёшь! Зачем ты опять врёшь? Ты же вырос в семье, где все говорят только правду и ничего, кроме правды!", – прикусите свой язычок и загляните в словарь В.Даля, где даны всевозможные значения слова "фантазия", а это – весьма многозначное слово, его суть и содержание простираются и объемлют огромное пространство – от "творческой силы художника" до "несбыточного бреда" и "разгула необузданной думки"!..
Этот несбыточный бред и разгул необузданной думки, чистый вымысел, а в быту – враньё, наблюдаются сплошь да рядом в сокровищах мировой литературы, живописи, кино, балета и даже музыки, представляя во всей красе творческую силу художника – ч и с т у ю п р а в д у.
Поэтому, когда ваш ребёнок врёт, не разоблачайте его, не припирайте к стенке стыда и отчаяния, не унижайте своим образцово-показательным правдолюбием, а расспросите его с живым интересом и как можно подробнее о той лапше, которую он вешает вам на уши. Расспросите без подковырок, без никаких издёвок, и не уличайте его ни в чём.
Во-первых, вы узнаете множество сказочных, дивных вещей, поскольку ребёнок будет выдумывать на ходу и на лету новые и свежие подробности, превращая посредством игры своего чудесного воображения простое враньё в непростую фантазию. Это и будет наградой за вашу доверчивость и за ваш неподдельно искренний интерес.
Во-вторых, вы станете для своего ребёнка наилучшим собеседником, слушателем и зрителем, получите море удовольствия, целиком отдавая ему своё драгоценное внимание и получая взамен ровно столько же и более того. Такие мгновения игры, по особым правилам взаимного неразоблачения, сами по себе очень сближают и делают отношения более доверительными и откровенными, даже создают свой особый язык п р а в д ы секретов и тайн.
В-третьих, отбросив свою автоматическую готовность уличать ребёнка во лжи, вы получите взамен чистую радость от фонтанов его фантазий, сюжетов и действующих лиц, и научитесь вновь по-детски удивляться, прощать, хранить свои и чужие тайны. Заодно и ваша фантазия оживёт, как поцелованная спящая царевна в хрустальном гробу, (опять же – кто видел тот гроб хрустальный и тот поцелуй?!...) и освежит мозги, задавленные "правдой жизни".
И сладостно улыбайтесь тому, что лет через десять-тридцать ваш ребёнок скажет своей возлюбленной или возлюбленному: "Мои предки – такие наивные люди!.. Я в детстве им страшно врал на каждом шагу, а они во всё это верили."
Ни одному ребёнку на свете я не сказала ни разу: "Ты врёшь."
Полагаю, что разоблаченье безобидного детского вранья – скверное и неправедное дело. Из разоблачённых детей получаются потом самые лживые взрослые, прохвосты, мошенники и прохиндеи, овладевшие искусством автоматической изворотливости по мере того, как их разоблачали. На ошибках учатся, но далеко не всегда чему-то благородному.
А кто даёт ребёнку себя обмануть и умело участвует в этой игре воображения, зачастую в себе и в нём развивает неслабую творческую фантазию, которая из моря вранья достаёт кораллы и жемчуг чистейшей правды. Тайна сия велика есть, и она не вполне постижима, как тайна Вселенной и происхождения жизни на Земле.
Тонкие люди, воспитывая детей, сами тоже талантливо у них воспитываются. А детское враньё, если знать и чувствовать – каким образом, вполне превратимо в творческую особенность, в дар, называемый игрой фантазии, развитого творческого воображения. Без этой игры не бывает "творческой силы художника".
Вы готовы ради такого дела отказаться от удовольствия разоблачать, стыдить, выводить на чистую воду и резать правду матку, когда ребёнок вам пудрит мозги на голубом глазу?..
22.06.2002.
| | |