Мгновеники
(мои комментарии на Фейсбуке)

Юнна Мориц
 

"ТЯТЯ, ТЯТЯ, НАШИ СЕТИ ПРИТАЩИЛИ"… ПЕДАГОГА!

Зашла на телеканал "Культура" посмотреть передачу "Фивы. Сердце Египта", но опоздала и попала на передачу "Правила жизни", где два джентльмена, полагая, что именно они истина в последней инстанции, размышляли о поэзии, о преподавании литературы в школе, о прививке хорошего вкуса, о том, что литература, поэзия – это эстетический предмет. Гостем передачи был педагог Леонид Клейн, который держал листочек с перепечаткой стихотворения Асадова и обхохатывал это стихотворение, где влюблённый человек ждёт звонка от возлюбленного, страдает бессонницей, не может утешиться даже чтением книг, и не дай господь никому – такую мучительную влюблённость.

Я никогда прежде не читала эти стихи, они – далеко не лучшее из лирики Асадова. Но меня поразило взаимное восхищение двух джентльменов, которые с пафосом самовлюблённых знатоков выдёргивали отдельные строки и образы, выдавая за истину в последней инстанции своё невежество. У Асадова – люстра звёздного неба, они в ужасе: как такое возможно? Люстра бывает в комнате, а звёздное небо – где? У Асадова – любовь приходит (или является, не помню) на порог: почему на порог? в дом она приходит, а не на порог! У Асадова в одной строке, рядом – мечтать, любить и верить, – какой ужас, разве можно так загружать строку словами, требующими отдельного, высокого осмысления?

И весь этот концерт пустозвонства претендовал на прививку хорошего вкуса в школе, в учебниках по русской литературе, для которой такие разборки теперь диктуют "правила жизни", – какие правила, какой жизни?

      "Что в имени тебе моём?
      Оно умрёт, как шум печальный
      Волны, плеснувшей в берег дальный,
      Как звук ночной в лесу глухом."
                                    А.Пушкин

С точки зрения этих "правил жизни" и этой "прививки хорошего вкуса", здесь всё – хуже, чем у Асадова. Имя умрёт, как шум, – значит оно много шума наделало? Как шум волны, плеснувшей в берег, как звук ночной в лесу? Откуда берег взялся в лесу? И что это за звук ночной, чей он, кто именно его издаёт, – шумное имя?

В общем, "тятя, тятя, наши сети притащили"… педагога!

 

Следует знать, что Асадов в ранней молодости ослеп на фронте, и с точки зрения его абсолютной глазной слепоты – именно его образы, потоки его внутреннего зрения представляют особый интерес, как драгоценные источники знания за гранью человеческих возможностей, и это – отдельная тема русской поэтики.

28.01.2016.

 

 
 
 
 
Проза
 
 
 
Биография
Поэзия
Стихи для детей
Вернисаж
Проза
Рецензии и интервью
Библиография
На титульную страницуНаписать письмо
   
Рейтинг@Mail.ru