ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ на тему "Предотвращение насилия в семье"

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ

на тему "Предотвращение насилия в семье"

Алевтина Апарина

председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи 16 марта 1999 года

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Сегодня Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи проводит парламентские слушания, посвященные проблеме предотвращения насилия в семье. Комитет неоднократно обращался к этой проблеме.

Вы знаете, что были подготовлены проект федерального закона "Об основах социально правовой защиты от насилия в семье" и ряд сопровождающих его законопроектов. Рабата над этими проектами была начата еще депутатами Государственной Думы прежнего созыва.

Мы благодарны всем, кто на разных этапах принимал участие в этой нелегкой и ответственной работе.

Но, к сожалению, концепция законопроектов не была поддержана теми, от кого зависит, станет ли проект законом. Поэтому, не отказываясь от самой идеи правового регулирования названной проблемы, мы были вынуждены пересмотреть свой подход к его форме.

Вероятно, мы не будем настаивать на принятии самостоятельного закона по проблеме, но более детально будем прорабатывать законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты.

Безусловно, мы помним о том, что Россия является государством, ратифицировавшим ряд конвенций по защите прав детей и женщин.

Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предусматривают защитную роль государства в тех случаях, когда существует опасность превращения семьи в источник эксплуатации или злоупотреблений.

Принятая в 1993 году ООН "Декларация об искоренении насилия в отношении женщин" обозначила главные области проявления насилия в отношении женщин и определила практические меры борьбы с "этим социальным злом".

Генеральная Ассамблея ООН от лица международного сообщества рекомендовала правительствам всех стран осудить насилие в отношении женщин и безотлагательно приступить к его искоренению всеми надлежащими средствами, в том числе путем разработки в рамках внутреннего законодательства (уголовного, гражданского, трудового, административного и др.) санкций за совершение преступлений в отношении женщин.

ООН было предложено и модельное законодательство о насилии в семье. На IV Всемирной конференции по положению женщин ООН (Пекин) отмечалось, что насилие в семье - это нарушение прав человека и, следовательно, это явление - не "частная" проблема семьи, а вопрос, требующий решения на государственном уровне.

Как видим, международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв. Важными составляющими этой системы представляются правовое обеспечение, а также общественная защита жертв насилия и деятельность социальных служб. При этом подчеркивается, что эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения. Какова же ситуация в нашей стране?

Мы вынуждены признать, что насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, сексуальное, психологическое) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся дети, женщины, престарелые.

В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, в России нет и никогда не было официальной статистики по этим вопросам. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты.

На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят свыше 3,5 млн. лиц антиобщественного поведения, в том числе более 296 тыс., отнесенных к категории семейных дебоширов, 421 тыс. хронических алкоголиков, систематически допускающих правонарушения, 73 тыс. наркоманов, около 40 тыс. психически больных граждан, чье поведение представляет угрозу для окружающих, в первую очередь для проживающих с ними под одной крышей. По данным Главного информационного центра МВД России, только в 1998 году расследовано более 164 тыс. преступлений с бытовой мотивацией.

Известно, что в период с 1994 года по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году.

Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.

Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.

Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1998 году по сравнению с 1994 годом в 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям.

В 1998 году сотрудниками органов внутренних дел было возбуждено 1,9 тыс. уголовных дел за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Более 27 тыс. материалов было направлено для решения вопроса о лишении родительских прав, что на 8,4 тыс. больше, чем в 1994 году.

Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатах и других аналогичных учреждениях (порой, не менее "закрытых", чем семья) дети полностью зависят от любого работающего в них взрослого.

Особенно незащищенными оказываются малолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. При этом дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью и о побоях возбуждаются в порядке частного обвинения. По логике закона, ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что, безусловно, абсолютно нереально.

Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье.

Зная о фактах жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.

Что касается женщин и стариков, которые становятся жертвами насилия в семье, то они, как правило, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять мер по защите своих прав.

Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем-насильником.

Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психолого-педагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низка. Многим нуждающимся такая помощь недоступна еще и по причине ее платности. Недостаточна пока сеть самих учреждений, оказывающих необходимую помощь жертвам насилия в семье.

Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм .защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав.

При этом, надеюсь, ни у кого из присутствующих в этом зале не вызывает сомнения, что правовое обеспечение обсуждаемой проблемы является лишь одним (далеко не единственным) звеном в длинной цепи самых различных мер, необходимых для ликвидации такого позорного явления, как семейное насилие.

Из материалов, представленных Генпрокуратурой России, в частности, следует, что неисполнение в полной мере различными структурами органов исполнительной власти и должностных лиц возложенных на них обязанностей по защите прав и законных интересов детей приводит ко всем известной ситуации - "у семи нянек дитя без глазу". Вероятно, проблема была бы менее острой, если бы все органы, учреждения, должностные лица, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов женщин, детей, других членов семьи, граждан, работали добросовестно и слаженно.

В последние годы в России были сделаны определенные шаги в законодательном решении проблемы предотвращения насилия в семье и помощи его жертвам.

В Семейном кодексе, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от насилия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект "родительской власти".

Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Родители, наносящие ущерб правам и интересам ребенка, за свои противоправные действия несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Жестокое обращение со своим ребенком, применение к нему физического или психического насилия, покушение на его половую неприкосновенность, так же как и совершение родителями преступления против жизни и здоровья ребенка (побои, истязания, неоказание помощи больному ребенку, оставление его в опасности и другое), являются безусловными основаниями для лишения родителей родительских прав.

При этом в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка в семье закон допускает досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей. Такое отобрание осуществляется органами опеки и попечительства, на которые по российскому законодательству возложены функции по защите прав и интересов детей.

Семейный кодекс впервые установил, что при нарушении своих прав ребенок вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, любое учреждение социального обслуживания семьи и детей (пока в России только 2079 таких учреждений), а по достижении 14 лет - также в суд. Конечно, в жизни дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. Учитывая эту ситуацию, Закон обязывает всех, кто окружает ребенка в повседневной жизни, незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в орган опеки и попечительства. Получение такого сигнала является основанием для проведения проверки и принятия конкретных мер по защите и восстановлению нарушенных прав ребенка.

На защиту ребенка от различных форм насилия направлены и нормы нового Уголовного кодекса. Им установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми.

К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Впервые в российском законодательстве установлена уголовная ответственность за торговлю детьми.

Специальная глава УК устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Основной целью Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка", разработанного в нашем Комитете, является создание правовых и социально-экономических условии для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.

Что касается женщин, других совершеннолетних членов семьи, подвергающихся жестокому обращению, то они, в отличие от детей, обладают всей полнотой прав и обязанностей. Их правовой статус существенно отличается от правового статуса несовершеннолетних. В силу этого способы правовой защиты подвергающихся насилию взрослых членов семьи в основном те же, что и способы защиты нарушенных прав других граждан.

В новом Уголовном кодексе ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан (а значит - и женщин) независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.

Кодекс установил ответственность за вовлечение в занятие проституцией не только несовершеннолетних, но и лиц старше 18 лет, если такие действия были совершены путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана.

Из краткого анализа законодательства становится ясно, что оно направлено в основном на предотвращение неблагоприятных для ребенка, женщины, другого члена семьи последствий в случаях, когда вред им уже нанесен, а также на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия. Вопросы выявления и социальной профилактики насилия в отношении подвергающихся насилию членов семьи пока еще не получили необходимого законодательного решения. Во многом на решение этих проблем направлены принятые Госдумой в первом чтении проекты федеральных законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также предложенные вашему вниманию проекты, разработанные Комитетом (они в ваших папках).

Законопроекты предусматривают внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон РСФСР "О милиции". Предлагаемые в них нормы направлены на повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения, предотвращения насилия в семье.

Хочу заметить, что при подготовке названных проектов учитывался опыт прежних рабочих групп, анализ поправок, поступивших к ранее разработанным законопроектам, предложения участников российско-американской конференции по предотвращению насилия в семье в отношении женщин, материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, других министерств и ведомств, представителей общественности, различных специалистов в этой области.

А сейчас коротко о сути вносимых изменений и дополнений.

1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации": - уточнены и расширены виды социальной помощи, оказываемые гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными (конфликтными) внутрисемейными отношениями, а также гражданам, пострадавшим от конфликтов и жестокого обращения в семье; - предусмотрено бесплатное пользование услугами социальных служб для граждан, среднедушевой доход членов семьи которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают; - в перечень типов учреждений социального обслуживания включены кризисные центры помощи женщинам, центры социальной адаптации, которые имеют важное значение для оказания необходимой помощи (консультативной, психологической, правовой и т.п.) гражданам при конфликтах в семье, а также жертвам насилия.

2. В Уголовном кодексе Российской Федерации: - в качестве дополнительного вида наказания введено лишение родительских прав, которое применяется к родителям, если преступление сопряжено со злоупотреблением родительскими правами или совершено родителем в отношении своих несовершеннолетних детей, супруга или супруги; - на условно осужденного за совершение преступления, связанного с насилием в семье, возлагается обязанность пройти курс социальной реабилитации; - ряд составов преступлений против жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан дополнен признаком, предусматривающим повышенные меры уголовной ответственности в случае, если преступление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, материальной или иной зависимости от виновного, а также если преступление совершено родителем, педагогом, иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего; в новой редакции изложена статья 156, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетним. В ней под жестоким обращением с несовершеннолетним понимается совершение в отношении него действий, носящих характер мучения или истязания, а равно систематическое унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего; введена дополнительная статья 156-прим, устанавливающая уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного, иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за детьми, обязанности по охране его жизни и здоровья, а также пренебрежение жизненно необходимыми потребностями и нуждами ребенка, в результате которых причинен вред здоровью или развитию ребенка.

3. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР: - в связи с изменениями, внесенными в ряд статей УК РФ, соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный кодекс. Их суть состоит в том, что возбуждение дел по жалобе потерпевшего об умышленном причинении легких телесных повреждений или о побоях не может быть прекращено за примирением с обвиняемым, если эти преступления были совершены в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости; - установлена обязанность прокурора возбудить уголовное дело о причинении легких телесных повреждений и о побоях, если данные деяния совершены в отношении детей их родителями или законными представителями.

4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях: - введена административная ответственность за продажу спиртных напитков лицам, не достигшим восемнадцати лет; - усилена норма статьи 163, предусматривающая административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. К административной ответственности предлагается привлекать также взрослых лиц, которые совместно с детьми употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества; вводится новая статья, предусматривающая административную ответственность за унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего, если эти действия не содержат признаков такого преступления, как жестокое обращение с детьми; - установлена административная ответственность за несообщение достоверно известных фактов жестокого обращения с детьми.

5. В Законе РСФСР "О милиции": - права органов милиции дополняются правом на задержание в жилище лица, находящегося в состоянии опьянения, если его действия представляют непосредственную угрозу личной безопасности находящихся там граждан; - расширяются основания для реализации права работников милиции на проникновение в жилище граждан, если это необходимо для предотвращения и пресечения правонарушений при конфликтах в семье. Путь законопроектов еще только начинается, поэтому мы сможем рассмотреть ваши мнения по тому, какими этим законам быть.

Надеюсь, вы выскажете также конкретные предложения в адрес Правительства Российской Федерации, различных министерств и ведомств федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, неправительственных организаций, средств массовой информации, всех тех, кто должен и может заниматься решением этой сложнейшей проблемы, от кого зависит искоренение насилия в семье. Мы постараемся учесть их при доработке проекта рекомендаций парламентских слушаний.

Благодарю за внимание.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проектам федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях",
"О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР",
"О внесении изменений и дополнений в статью 11 Закона РСФСР "О милиции"
(в части предотвращения насилия в семье)

Насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, сексуальное, психологическое) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся женщины, дети, престарелые родители.

В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье.

По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, алкоголизм, хулиганство), предшествуют длительные семейные конфликты.

По данным МВД России, в период с 1994 по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссоры и других бытовых причин, возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в 1996 году. Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.

Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.

Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям.

Лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми, предусмотренное статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации, на практике применяется крайне редко из-за сложности установления в гражданском процессе истинных причин происхождения травмы у ребенка. Лишение же родительских прав в качестве дополнительной меры наказания в отношении родителей, совершивших преступление против своих детей, в Уголовном кодексе Российской Федерации не предусмотрено.

Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатах и других аналогичных учреждениях дети полностью зависят от любого взрослого, а не только должностного лица.

Однако, несмотря на установление в новом Уголовном кодексе уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, вопросы квалификации действий родителей, учителей, воспитателей и других лиц, допускающих такое обращение с детьми, противоречиво решаются в следственной и судебной практике ввиду нечеткости формулировки статьи 156 УК РФ. Особенно незащищенными оказываются малолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. Более того, дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) и о побоях (статья 116 УК РФ) возбуждаются в порядке частного обвинения (статья 27 УПК РСФСР). По логике закона ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что абсолютно нереально.

Многим трагедиям способствует также отсутствие должного контроля, крайне небрежное, недобросовестное отношение родителей, работников детских учреждений к охране жизни и здоровья детей. Такая беспечность приводит к серьезным заболеваниям детей, различным травмам, к попыткам самоубийства и самоубийству детей. Родители и другие лица, доведшие детей до такого состояния, никакой ответственности не несут. В крайнем случае, родителей лишают родительских прав, что для деморализованных родителей не является наказанием.

Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье. Немалая часть воспитателей и родителей относится к этому явлению как к вполне допустимому, оправдывая применение антипедагогических мер воздействия спецификой воспитанников или особенностями ребенка.

Факты жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях зачастую скрываются. Зная о таких фактах, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.

Многие женщины и старики, которые стали жертвами насилия в семье, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять меры по защите своих прав.

Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем-насильником.

Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психолого-педагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низка. Нет достаточного количества специализированных социальных учреждений, оказывающих необходимую социальную помощь жертвам насилия в семье. Многим гражданам такая помощь вообще недоступна из-за ее платности.

Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав.

На повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения и направлены подготовленные проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон РСФСР "О милиции".

1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":
- уточнены и расширены виды социальной помощи, оказываемые гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными (конфликтными) внутрисемейными отношениями, а также гражданам, пострадавшим от конфликтов и жестокого обращения в семье (соответствующие изменения и дополнения внесены в статьи 1, 3, 9, 11, 121, 13, 14);

- предусмотрено бесплатное пользование услугами социальных служб для граждан, среднедушевой доход членов семьи которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают (статья 16);
- в перечень типов учреждений социального обслуживания включены кризисные центры помощи женщинам, центры социальной адаптации, которые имеют важное значение для оказания необходимой помощи (консультативной, психологической, правовой и т.п.) гражданам при конфликтах в семье, а также жертвам насилия (статья 17).

2. В Уголовном кодексе Российской Федерации:
- в качестве дополнительного вида наказания введено лишение родительских прав, которое применяется к родителям, если преступление сопряжено со злоупотреблением родительскими правами или совершено родителем в отношении своих несовершеннолетних детей, супруга (супруги) (статьи 44, 45, 481); - предусмотрено возложить на условно осужденного за совершение преступления, сопряженного с насилием в семье, пройти курс социальной реабилитации (статья 73);

- ряд составов преступлений против жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан дополнен квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенные меры уголовной ответственности, если преступление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, материальной или иной зависимости от виновного, а также родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (статьи 105, 110, 111, 112, 115, 116, 135, 230 и 240);
- в новой редакции изложена статья 156, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетним.
В ней четко определена объективная сторона данного состава преступления. Под жестоким обращением с несовершеннолетним понимается совершение в отношении него действий, носящих характер мучения или истязания, а равно систематическое унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего;
- введена дополнительная статья 1561, устанавливающая уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими) либо педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за детьми, обязанности по охране его жизни и здоровья, а равно пренебрежение жизненно необходимыми потребностями и нуждами ребенка, причинившие вред его здоровью или развитию.

3. В Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР:
- в связи с изменениями, внесенными в статьи 115 и 116 УК РФ, вносятся соответствующие изменения в статьи 27, 109, 126 УПК РСФСР. Их суть состоит в том, что возбуждение дел по жалобе потерпевшего об умышленном причинении легких телесных повреждений (статья 115 УК РФ) или о побоях (статья 116 УК РФ) не могут быть прекращены за примирением с обвиняемым, если эти преступления были совершены в отношении лица, заведомо находящегося для виновного в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости;
- установлена обязанность прокурора возбудить уголовное дело о причинении легких телесных повреждений и о побоях, если данные деяния совершены в отношении детей их родителями или законными представителями.

4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях:
- введена административная ответственность за продажу спиртных напитков лицам, не достигшим восемнадцати лет (статья 1471);
- усилена статья 163, предусматривающая административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. К административной ответственности предлагается привлекать также взрослых лиц, которые совместно с детьми употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества;
- вводится новая статья 1644, предусматривающая административную ответственность за унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего, если эти действия не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ (жестокое обращение с детьми);
- установлена административная ответственность за несообщение достоверно известных фактов жестокого обращения с детьми (статья 1645).

5. В Законе РСФСР "О милиции":
- права органов милиции (статья 11, абзац 11) дополняются правом на задержание в жилище лица, находящегося в состоянии опьянения, если его действия представляют непосредственную угрозу личной безопасности находящихся там граждан;
- расширяются основания для реализации права работников милиции на проникновение в жилище граждан, если это необходимо для предотвращения и пресечения правонарушений при конфликтах в семье (статья 11, абзац 18).

Предлагаемые дополнения и изменения не потребуют привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, а также внесения изменений, дополнений или отмены нормативных правовых актов.

 

16 марта 1999 года Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы провел парламентские слушания на тему "О предотвращении насилия в семье". Для участия в обсуждении этого наболевшего вопроса были приглашены депутаты, представители женских неправительственных организаций, юристы, журналисты, ученые. В их числе - известный российский общественный деятель, профессор социологии, доктор философских наук, академик Международной академии информатизации, президент Международной ассоциации "Женщины и развитие", член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ Галина Силласте. Ее выступление вызвало большой интерес у участников дискуссии. Приводим его для наших читателей.

Закон похоронили, насилие в семье живет.

Присутствуя на парламентских слушаниях, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, ровно четыре года назад, в марте 1995 года, начала свою деятельность рабочая группа по разработке инновационного законопроекта "О предотвращении насилия в семье". Руководить группой мне было поручено тогдашним председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Галиной Ивановной Климантовой. С другой стороны, состояние дел в этой области на сегодняшний день совсем не такое, как хотелось бы. В связи с этим вспоминаются слова великого Иммануила Канта, который сказал: "Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох".

Но - все по порядку. Цель, поставленная перед нашей рабочей группой, была предельно ясна: разработать документ, которого никогда ранее не было в законодательной российской практике.

Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить за самоотверженный труд своих коллег по рабочей группе: Г.В. Антонова-Романовского, Е.И. Цымбал, Н.Н. Приходько, Т. Сафонову, О.Н. Губанина, Ю.Н. Королева, а также депутатов V Государственной Думы Г.И. Климантову, М.А. Гайдаш, М.И. Скрипицыну, Н.В. Кривельскую, Э.А. Памфилову.

Возглавив рабочую группу, я даже не представляла, за какое чудовищно трудное дело взялась. За два года нашей работы, когда Комитет по делам женщин, семьи и молодежи существовал в рамках V Государственной Думы, было составлено 28 версий законопроекта. Готовя его к первому чтению, мы собрали мнения свыше ста различных организаций: государственных, общественных, местных органов власти субъектов Российской Федерации, а также многих практиков и ученых. Проект получил высокую оценку. Но вынести его на первое чтение не удалось. Началась подготовка к выборам в нынешнюю Думу, и законотворческая деятельность резко замедлила темпы.

С приходом в Думу нового состава вновь избранный Комитет по делам женщин, семьи и молодежи вернулся к законотворческой деятельности. Когда разрабатывалась 32-я версия законопроекта, поняв безысходность ситуации, я подала в отставку.

С момента рождения идеи до новых парламентских слушаний прошло четыре года. Отпала ли за это время необходимость в законе о насилии в семье? Отвечу однозначно: он стал еще нужнее. Сегодня такой закон необходим российской семье, возможно, во много раз больше, чем в 1995 году. Объясню, почему.

Во-первых, увеличилось число жертв насилия, положение российской семьи за последние годы не только не улучшилось, а напротив, ухудшилось. Главная социальная причина роста насилия в российской семье, ее ожесточенности - бедность и нищета. Именно бедность сегодня - главный детонатор насилия в семье, буквально взрывающий ее изнутри. По официальной статистике бедных в России свыше 30 миллионов, а по социологическим данным - свыше 60-80% всего населения. Россия по уровню жизни в 1998 году сравнялась с Анголой и Коста-Рикой. Особенно страдают от бедности многодетные семьи. По данным социологов, из общего числа семей с тремя детьми 70% являются бедными, а с четырьмя и более детьми - свыше 90%. Для подавляющего большинства россиян рождение ребенка стало еще одним шагом к нищете, шагом по лестнице бедности.

Как социолог вынуждена констатировать, что российская семья конца ХХ столетия - самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не "распуская рук".

Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, неспособные защищать себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Согласно только официальным данным каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время, возросло число самосудов-расправ женщин и стариков с семейными тиранами. В общем, семья стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений.

Во-вторых, сейчас, как никогда ранее, необходим закон для защиты семьи как единого общественного организма в целом, зависимых ее членов - в особенности. Ведь в России в семьях проживает до 80% населения. А зависимыми членами являются дети и старики, живущие в семье, а также женщины, которые, став безработными, часто попадают в полную материальную зависимость от работающего мужа (особенно, если это к тому же "новый русский") в том случае, когда он полностью лишает ее доступа к "семейным финансам".

В-третьих, одна из причин кроется в принципиальном отличии российской семьи от западной. Оно состоит в том, что в нашей семье много поколений. А это значит, что под одной крышей (точнее, на одной "жилплощади") проживают дети, родители, внуки, а то и правнуки. И поэтому сама идея разделить закон на своеобразные законы-"грядки" для защиты детей, пенсионеров, родителей - жертв насилия со стороны детей и наоборот , на мой взгляд, не только ошибочна, но и вредна. Такие "раздельные законы" или тем более отдельные, частные поправки к существующему законодательству (что 16 марта и предложил парламентский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи) отрицают традиции российской семьи, ее историю, специфику, реальное положение.

В-четвертых, отсутствие в России закона о предотвращении насилия в семье вступает в противоречие со всем международным опытом ООН и ее Комитетов, IV Всемирной конференции по вопросам положения женщин (1995 г., Пекин). Женские неправительственные организации неоднократно указывали на необходимость законодательных мер предупреждения и борьбы с насилием, наказания его виновников, а также - профилактики насилия в семье и в обществе.

Число стран, имеющих специальные законы по вопросам насилия в отношении женщин, расширяется. Речь везде идет о самостоятельных, полновесных законах, а не о бесконечных поправках и поправочках к ранее принятым законам. А именно такой вариант сегодня навязывает общественности парламентский Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи, обязанный более чем кто-либо другой защитить семью от насилия.

Возникает главный вопрос, а что представляет собой многострадальный, но все-таки подготовленный к обсуждению в Государственной Думе федеральный Закон "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье"?

Я утверждаю: законопроект представляет собой прогрессивный правовой документ, отвечающий как требованиям нашей российской действительности, так и международному опыту. На самом деле, в законопроекте разработана продуманная система реально-правовой защиты от насилия. Это закон не репрессивный, а социально-защитный. В нем определены виды защиты, и среди них - социальное вмешательство в дела семьи на основе судебного решения. Разработаны социально-реабилитационные мероприятия, проводимые в отношении виновника насилия в семье. Впервые в российском законодательстве определены условия предоставления временного приюта жертвам насилия в семьях, установлен порядок их направления и обслуживания в стационарных специализированных учреждениях. Вводится административная ответственность за физическое, психическое или сексуальное насилие в отношении зависимого члена семьи. Не буду рассказывать о законопроекте подробнее. Но скажу только, что этот новаторский и прогрессивный по своему содержанию документ фактически в ходе парламентских слушаний и не обсуждался. Его молча бесповоротно отвергли. Что же предложили взамен?

Только внести поправки в действующие Законы: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; в "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"; в "Закон о милиции".

Искренне скажу: я решительная противница подмены федерального самостоятельного закона отдельными поправками (пусть даже многочисленными) в действующие законодательные акты. Да и о каких поправках, собственно, идет речь? О некоторых частных мерах по защите детей от жестокого обращения с ними в семье, на улице, в дошкольном учреждении. Предлагается, например, лишать родителей родительских прав , если они ими злоупотребляют. Уточняются и расширяются виды социальной помощи, оказываемой гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными семейными отношениями. Предлагается ввести административную ответственность взрослых граждан, которые совместно с детьми потребляют спиртные напитки или одурманивающие средства. Милиции предоставляется право задерживать лицо, находящееся в состоянии опьянения, в своем доме, если его действия угрожают личной безопасности проживающих вместе людей.

Не буду спорить, сами по себе это полезные поправки. Но они не смогут изменить ситуацию. Это полумеры, не способные ни пресечь насилие, ни его предотвратить. Говорят: "Зато обществу не потребуется дополнительных средств из федерального бюджета!" Это верно. Поправки денег не требуют. Но закона они не заменят.

И здесь возникает логический вопрос, кто они - главные противники законопроекта о предотвращении насилия в семье? Это именно те организации, которые, казалось бы, в таком законе должны быть особенно заинтересованы: Генеральная прокуратура и Верховный Суд РФ. Их позиция, на мой взгляд, объясняется просто: чиновники не хотят новой ответственности. Но дело не только в позиции нашей отечественной Фемиды. В самой Думе многие депутаты, в том числе и женщины, стоят на патриархальных позициях: "Не следует вмешиваться в дела семьи. Она во всем разберется сами". Беда также в том, что значительная часть российского общественного мнения разделяет такую консервативную точку зрения.

В борьбе против законопроекта широко использовалась и "тяжелая артиллерия" - "аргументы финансового порядка". Изощренные чиновники посчитали, что расходы по реализации нового закона составят фантастическую сумму, так как необходимо, якобы, построить 2940 территориальных центров социальной помощи семье и детям, 3790 приютов для детей и подростков и 1500 кризисных центров помощи женщинам - жертвам насилия в семье. Помилуйте! Здесь же все перепутано, перемешано. Да все эти "стройки" в таком количестве не нужны! В лучшем случае задача должна решаться в течение десятилетий. Даже при наших ограниченных материальных возможностях новый законопроект можно реализовать, тем более, что этим будут заниматься субъекты РФ, а им виднее, что и когда они в состоянии сделать, что и в каком количестве построить.

Приходится констатировать, что Государственная Дума, российское общество, видимо, все еще не готовы, "не созрели" для принятия полноценного закона о защите семьи от насилия. И нам всем предлагается малоутешительный компромисс: поправки в действующие законы. Я могу понять мотивы такого компромисса: лучше хоть какое-то подобие правовой защиты, чем совсем ничего.

Истина такова, что самый главный двигатель прогресса во всей работе по защите членов семьи, особенно женщин, от насилия - это не государство, не парламент и не политические лидеры, а женские неправительственные организации. Именно они многие годы последовательно выступают за принятие закона об основах социально-правовой защиты семьи. При этом женские организации учитывают, что, только по официальным данным, на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 3,5 миллионов лиц антиобщественного поведения. Среди них более 296 тысяч отнесены к категории семейных дебоширов, 420 тысяч - больные хроническим алкоголизмом, 74 тысячи - наркоманы, около 40 тысяч - психически нездоровые люди. Все они представляют собой реальную угрозу для безопасности членов семьи, проживающих под одной крышей. Так, по данным Главного информационного центра МВД РФ, в 1998 году расследовано 164 тысячи преступлений с бытовой мотивацией.

А российская власть по-прежнему мер никаких не принимает! И печальная история работы над законопроектом повторяется. Ко времени завершения деятельности V Государственной Думы рабочая группа подготовила 26 версий законопроекта "О предотвращении насилия в семье". Но первое чтение так и не состоялось. Прошло четыре с лишним года. В VI Думе появилось еще 25 версий. Проект получил новое название "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье". И опять на первое чтение документ не вынесен. Грустные приходят мысли. Как это часто бывает, чем больше совершенствуют и обсуждают законопроекты в ходе общественных дискуссий и экспертиз, тем отчетливее напрашивается вывод о том, что необходимо вернуться к начальным разработкам. Они, как правило, оказываются более конструктивными, чем пятьдесят последующих версий.

Пора остановиться, набраться решимости и вынести в парламенте законопроект на первое чтение. Я убеждена, что в Думе достаточно прогрессивно мыслящих депутатов, которые поддержат закон о предотвращении насилия в семье. Обсуждать надо те поправки, которые будут предложены в ходе парламентской дискуссии.

А пока женским организациям надо убеждать общественное мнение в необходимости закона о борьбе с насилием в семье. Для этого требуется время. Обратившись к опыту зарубежных коллег, я узнала, что, например, в штате Миннесота прежде чем удалось принять закон о защите женщин от насилия в семье, потребовалось более семи лет пропагандистских усилий. Видимо, и нам придется набраться терпения в процессе подготовки будущего законопроекта и в формировании общественного мнения в его поддержку. Я не оговорилась: нужно терпение в работе над будущим законопроектом. Я убеждена, что России необходим закон о защите семьи от угрозы насилия. Думаю, и местные органы власти могли бы проявить законодательную инициативу и принять соответствующие решения на уровне субъектов Федерации по принципу: "На центр надейся, да сам не плошай!" Возможно, новая Государственная Дума примет соответствующий закон в начале третьего тысячелетия.

А пока признаем, что прогрессивная российская общественность не смогла осуществить защиту безопасности семьи от насилия в уходящем тысячелетии. Похороны законопроекта состоялись на парламентских слушаниях. Но перефразировав старое французское выражение, скажем: Закон похоронен. Да здравствует закон!". Уверена, что семья будет защищена законодательными мерами от насилия.

Закончу свои размышления словами великого норвежца Нансена: "ТРУДНО - ЭТО ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕМЕДЛЕННО, НЕВОЗМОЖНОЕ ТРЕБУЕТ НЕСКОЛЬКО БОЛЬШЕГО ВРЕМЕНИ".

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Ольга Самарина

зам. руководителя Департамента по делам семьи, женщин, детей Министерства труда и социального развития РФ

Прежде всего, позвольте выразить благодарность организаторам парламентских слушаний, комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи за возможность обсуждения такой сложной и неоднозначной проблемы, какой является проблема предотвращения насилия в семье.

Причины возникновения семейного насилия различны. Это и трудности адаптации личности к социально-экономическим преобразованиям, происходящим в последние годы, и асоциальное поведение, связанное с алкоголизмом и наркоманией, и простая распущенность.

Сегодня, обсуждая проблему предотвращения насилия в семье, мы не должны забывать, что это проблема государственная. Приняв международные правозащитные соглашения, Россия взяла на себя обязательства по защите граждан от насилия, совершаемого как официальными, так и частными лицами и организациями. По Международному пакту о гражданских и политических правах наше государство должно обеспечить право на жизнь и безопасность для всех лиц, находящихся на его территории, не различая их по каким-либо признакам, в том числе по признаку пола или возраста.

Признание Правительством Российской Федерации наличия проблемы насилия, в том числе и семейного, подтверждается тем, что эта проблема обозначена в качестве одной из пяти приоритетных, вызывающих особое беспокойство, в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и тем, что она конкретизирована в Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Однако вся сложность разрешения этой проблемы состоит в том, что семейное насилие - скрытое явление, в значительной степени носящее латентный характер.

К сожалению, официальная российская статистика не дает возможности объективно оценить масштабность данного явления. Как правило, жертвы не хотят сообщать, что они подверглись насилию. Зачастую их останавливают страх, чувство стыда или чувство преданности семье. Жертвы семейного насилия не всегда обращаются в правоохранительные органы даже тогда, когда насилие носит физический характер. А в случае систематического психологического насилия у жертвы даже не возникает мысли о возможности привлечения к предупреждению конфликта представителей власти. Есть здесь и вина правоохранительных органов, не всегда должным образом реагирующих на обращения граждан по поводу семейного насилия. В результате оно фиксируется только тогда, когда совершается преступление, то есть тогда, когда надо работать с последствиями данного явления.

Для предотвращения насилия надо вести работу не тогда, когда сам факт насилия состоялся, а значительно раньше.

Однако, к сожалению, как в массовом сознании, так и в официальных документах утвердилась упрощенная точка зрения, согласно которой насилие в семье сводится только к физическому насилию. Но это далеко не так.

Кроме физического воздействия в семье нередко отмечаются и другие формы насилия над личностью: сексуальное, насилие в виде принуждения к потреблению алкоголя или наркотических средств, экономическое и морально-психологическое насилие, угроза применения физического насилия. Эти формы насилия никак сегодня не фиксируются, законодательно не регламентируются.

Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо становятся жертвами насилия, либо сами подвергают насилию своих близких. Рост беспризорности и безнадзорности тоже порождает насилие. Причем процесс может развиваться и выходить из-под контроля. Если ребенок наблюдает моральное насилие в семье родителей, то где гарантия, что в своей семье впоследствии он не применит физическое насилие?

Сегодня жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из 2079 государственных центров социального обслуживания семьи и детей, при которых есть либо соответствующие отделения, либо "телефоны доверия". В последние годы получило развитие еще одно направление - создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кризисных центров помощи женщинам.

К началу 1998 года действовали кризисные центры помощи женщинам в Санкт-Петербурге, Астраханской, Тюменской, Волгоградской, Оренбургской областях и Республике Саха. В этих центрах в 1997 году получили помощь почти 2 тыс. женщин и более 1,5 тыс. семей.

Необходимость создания кризисных центров для женщин обусловлена возрастанием числа женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помочь которым невозможно без вмешательства квалифицированных специалистов. Это случаи изнасилования, насилие в семье, рождение ребенка малолетними матерями и прочие. Зачастую требуется помещать таких женщин в стационары, где им может быть оказана социально-психологическая помощь.

Только шесть таких кризисных центров входят в структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но наряду с ними существует система негосударственных учреждений, занимающихся решением данной задачи в тесном взаимодействии с государственными органами. По сути, именно в оказании помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, подвергшимся насилию в семье, в полной мере проявляется социальное партнерство государства и некоммерческого сектора. То, что сегодня не под силу государству, берет на себя общественность, работая в тесном контакте с соответствующими подразделениями органов власти.

Сегодня мы, как никогда, понимаем, что качественная социальная работа должна основываться на тесном взаимодействии всех ветвей власти, так или иначе занимающихся решением социальных проблем населения, особенно решением проблемы предотвращения семейного насилия. В связи с этим для нас представляют существенный практический интерес технологии взаимодействия органов социальной защиты, внутренних дел, учреждений здравоохранения, образования, то есть всех тех структур, которые в силу своей компетенции работают с жертвами семейного насилия.

И еще один аспект интересующей нас проблемы, на котором нельзя не остановиться.

Насилие в семье имеет место практически во всех странах независимо от уровня их развития и качества жизни. Что же надо сделать для предотвращения самого факта семейного насилия? По всей видимости, надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попрание прав, в том числе и в семье (а сегодня, может быть, в основном в семье), недопустимо и осуждается обществом.

И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нам нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нам нужны публикации, не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нам нужны новаторские подходы в вопросах предупреждения или, как минимум, сдерживания насилия в семье.

Семейное насилие - явление недопустимое в цивилизованном обществе. Совершение насилия попирает права человека: право на здоровье, на свободу выбора, наконец, право на жизнь. И особенно страшно, когда насилие совершается над тем, кто слабее, кто не всегда способен постоять за себя, - над женщинами и детьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний на тему "Предотвращение насилия в семье"

Учитывая, что насилие в семье представляет собой явление всеобщее и универсальное; принимая во внимание, что насилие в семье приобретает в нашей стране угрожающие масштабы и что жертвами насилия чаще всего становятся дети, женщины, престарелые; осознавая особую роль и ответственность всех институтов гражданского общества в решении проблемы предотвращения насилия в семье; признавая необходимость выработки действенного механизма взаимодействия различных государственных структур, общественных объединений и некоммерческих организаций; отмечая необходимость совершенствования и развития нормативно-правовой базы по предотвращению насилия в семье, участники парламентских слушании р е к о м е н д уют:

Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи:

обеспечить развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации в части предотвращения насилия в семье; проанализировать предложения, замечания участников парламентских слушаний по развитию и совершенствованию правовой базы предотвращения насилия в семье;
доработать с учетом предложений и замечаний участников парламентских слушаний проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в статью 11 Закона РСФСР "О милиции" (в части предотвращения насилия в семье) для направления в Совет Государственной Думы и последующего рассмотрения Государственной Думой.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
принять разработанные по инициативе депутатов Государственной Думы членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи - проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и в Уголовно процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в статью 11 Закона РСФСР "О милиции" (в части предотвращения насилия в семье).

Правительству Российской Федерации:


проанализировать выполнение Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года в части мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении женщин и оказание помощи жертвам семейного насилия и принять необходимые меры по их безусловному и своевременному выполнению;
в соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин рассмотреть возможность разработки Национального плана действий по предупреждению насилия в семье и обеспечению защиты членов семьи, подвергающихся насилию; рассмотреть вопрос о введении государственной статистики по проблеме насилия в семье;
изучить возможность подготовки национального доклада по проблемам предотвращения насилия в семье и оказания помощи жертвам внутрисемейных конфликтов при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, суда, прокуратуры, представителей общественности.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

направлять в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации информационно-аналитические материалы по результатам плановых проверок в субъектах Российской Федерации о состоянии законности, в том числе о проблемам предотвращения насилия в семье, а также предложения по совершенстованию законодательства в этой области.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать региональные программы по предотвращению насилия в семье, предусмотрев в них мероприятия по разработке нормативно-правовой основы по предотвращению насилия в семье, подготовке кадров, информированию населения о масштабах и существе семейного насилия;  принять необходимые меры по развитию сети учреждений социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе проживающих в условиях внутрисемейных конфликтов;
обеспечить эффективное функционирование деятельности учреждений социального обслуживания населения, их взаимодействие с органами опеки и попечительства, органами образования, здравоохранения, органами внутренних дел, суда, прокуратуры, общественными объединениями, некоммерческими организациями по вопросам защиты прав и законных интересов членов семей, подвергающихся жестокому обращению;
оказывать организационную, методическую, материальную и иную поддержку общественным объединениям, некоммерческим организациям, занимающимся защитой прав и законных интересов членов семей, подвергающихся жестокому обращению.

Общественным объединениям, некоммерческим организациям, занимающимся защитой прав и законных интересов членов семей, подвергающихся жестокому обращению:
обеспечить проведение широкого обсуждения законопроектов, направленных на предотвращение насилия в семье, разработанных по инициативе депутатов Государственной Думы - членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи; представить в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предложения и замечания, полученные в ходе обсуждения проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в статью 11 Закона РСФСР "О милиции" (в части предотвращения насилия в семье); направить усилия на информирование населения о деятельности и возможностях органов и учреждений по обеспечению защиты прав граждан и оказанию им социально правовой и иной помощи (в том числе жертвам семейного насилия и гражданам, проживающим в условиях внутрисемейных конфликтов);
использовать все возможные законные средства для активизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по предотвращению насилия в семье, оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с внутрисемейными конфликтами.

Средствам массовой информации:

содействовать формированию в обществе нетерпимости к проявлению насилия, жестокости, неуважительного отношения к детям, женщинам, престарелым, любому человеку.

 




Материал любезно предоставлен для размещения на портале "Женщина и общество"