V. КОММЕНТАРИИ К КОНВЕНЦИЯМ ПО ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ Международное
гуманитарное право по защите женщин и детей имеет довольно длительное развитие.
В конце 19 и начале 20 века этот вопрос не был особенно актуальным в силу того,
что в войнах, которые велись в этот период, число женщин, принимающих участие в
военных действиях, было не так велико. Однако, в случаях ранения, пленения и
др. ситуациях на них распространялись положения Женевской Конвенции 1864 г. об
улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны и
Положение, прилагаемое к Гаагским конвенциям 1899 г. и 1907 г. о законах и
обычаях сухопутной войны. В силу этих Конвенций, а также обычаев ведения войны
женщины наравне с мужчинами стали пользоваться равной правовой защитой от
бесконечного произвола воюющих сторон. Следствием этой гуманизации явились предложения
Международного Красного Креста пойти дальше в области защиты раненых,
военнопленных и интернированных лиц и пересмотреть вышеупомянутую Женевскую
Конвенцию 1864 г. и разработать проект новой Конвенции для уточнения Гаагского
Положения. После
первой мировой войны, когда в военных действиях расширилось участие женщин,
международное гуманитарное право обеспечило женщинам дополнительные права
принятием в 1929 г. Женевской Конвенцией об обращении с военнопленными, в
которой подчеркивалось, что к «женщинам следует относиться со всеми
полагающимися их полу уважением». Участие во Второй миро вой войне женщин
значительно увеличилось. Увеличились жертвы как среди женщин, принимавших
участие в военных действиях, так и среди гражданского населения. Многократно,
по сравнению с жертвами предыдущих вооруженных конфликтов, возросло число
пострадавших в них женщин и детей. Появилась настоятельная необходимость
дополнительного правового регулирования ситуаций, возникающих для участников
вооруженных конфликтов как носящих оружие, так и среди лиц гражданского
населения. В
1949г. в Женеве состоялась Дипломатическая конференция по принятию
международных конвенций о защите жертв войны, на которой были приняты четыре
Конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об
улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава
вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского
населения во время воины[i]. В
двух последних Конвенциях более 30 статей касаются защиты женщин и детей в
период вооруженных конфликтов. В
связи с тем, что в многочисленных вооруженных конфликтах, которые возникали в
различных регионах мира уже после принятия указанных Конвенций и уносили
огромное число жизней, назрела потребность в дальнейшей детализации правовой
защиты для участников вооруженных конфликтов, а так же гражданского населения.
Два дополнительных протокола, принятые на Дипломатической конференции по
вопросу развития международного гуманитарного права в 1977 году обеспечили
полную гарантированную правовую защиту жертвам международных и немеждународных
вооруженных конфликтов, среди которых много женщин и детей[ii] и
дополнили четыре Женевских Конвенции 1949 года. Исходя
из принципа равенства мужчин и женщин, Женевские Конвенции и Дополнительные
Протоколы к ним строго запрещают дискриминацию и предусматривают равное
обращение «без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на признаках
пола...». В Конвенциях принцип равного обращения закреплен в статьях 12, K.I и
K.II и 14 К.III, которые установили, что к
женщин следует относиться со всем полагающимися их полу уважением. В
приведенных статьях подразумеваются физиологические особенности женщин, включающие
беременность и роды, а также женская честь и представление о женской нравственности. В
конвенциях прочитываются не всегда закрепленные в статьях именно за женишками
положения, по которым женщинам предоставляются дополнительные гарантии.
Например, при допросе, обыске, перемещении, установлении личности,
распределении пищи, одежды, а также гарантии в области интеллектуальной жизни и
образования. Но Конвенции и Дополнительные Протоколы дают возможность многие
статьи толковать с точки зрения режима наибольшего благоприятствия для женщин и
детей без каких-либо ограничений. IV
Конвенция защищает женщин и детей как часть гражданского населения от дурного
обращения в ходе вооруженного конфликта, во власти которой они оказались.
Статьи IV Конвенции и Дополнительных Протоколов содержат особые положения
относительно специальной охраны женщин от всяких покушений на их честь и, в
частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любой другой формы
покушений на их нравственность. Дети пользуются особой защитой от всяких
посягательств на их личность и конфликтующие стороны должны воздерживаться от
вовлечения детей до 15-летнего возраста в свои вооруженные силы (ст. 77, П.1).
Протокол II предусматривает соблюдение строжайших правил при необходимости
эвакуировать детей в другое государство. Любая эвакуация проводится под
наблюдением Державы-Покровительницы, которая берет на себя все проблемы по
согласованию процедуры эвакуации со стороной, осуществляющей эвакуацию и
принимающей детей. Эвакуированным детям предоставляется возможность учиться,
соблюдать религиозные обряды, а для того, чтобы дети могли возвратиться в свои
семьи и страны, на каждого ребенка заводится карточка, которая передается в
Центральное справочное агентство МККК (ст. 78, П.1). Без
сомнения, все остальные права, которые по IV Женевской Конвенции предоставлены
гражданскому населению, относятся и к женщинам и детям. Конвенция
отвергает любое покушение на жизнь, физическую и психическую
неприкосновенность, а также телесные наказания, пытки, угрозы, взятие
заложников и т.п. и даст право пострадавшим от подобных неправомерных действий
жаловаться в беспристрастный и независимый Суд. Стоит обратить внимание на то,
что статья 76, П.1 значительно расширяет круг лиц, пользующихся особыми правами
- это все женщины и дети, ставшие жертвами в вооруженных конфликтах. Защита
распространяется на всех женщин и детей на территориях сторон, находящихся в
международном вооруженном конфликте. Эта защита распространяется также на
женщин и детей государств, не являющихся участниками Конвенций, на граждан
нейтральных государств, на граждан союзных воюющих государств, но не защищает
от преступлений против достоинства, совершенных в случаях, не имеющих отношения
к вооруженному конфликту. Если
вооруженный конфликт не носит международного характера, то женщинам и детям
представляется защита на основании ст. 3, которая есть во всех Конвенциях и ст.
4. П.II. которая расширяет перечень защитных и запретительных мер в отношении
женщин и детей, добавив запрещение надругательства над человеческим
достоинством, унизительного и оскорбительного обращения, изнасилования,
принуждения к проституции и непристойных посягательств. На детей, в случае
конфликта, не носящего международный характер, распространяются многие
положения, касающиеся детей, оказавшихся в ситуациях, в которые могут попасть
дети в случае международного конфликта. Большое
внимание в IV Конвенции уделяется положению иностранцев в период международного
вооруженного конфликта. Понимая, что не всегда имеется возможность сохранить
вес привилегии, имеющиеся у Покровительствуемых лиц до начала вооруженного конфликта,
было признано полезным принятие мер, чтобы на них распространялись не только
условия ограничения, предназначенные для всего населения, но и льготы, которые
дает национальное законодательство для беременных и матерей с малолетними
детьми (ст. 38, K.IV). Кроме того, Покровительствуемым лицам может быть
предоставлено дополнительное медицинское обслуживание, получение посылок с
продовольствием и одеждой, а также возможность эвакуации из опасных районов и
даже переселение в нейтральную страну. Статья 49 запрещает угон и
депортирование Покровительствуемых лиц на территорию оккупирующих держав или в
другие страны. Эта очень важная статья, т.к. во время войн имелись случаи угона
и депортирования. Если возникнет у оккупирующей державы по военным причинам необходимость
эвакуации в безопасные зоны, то в этих случаях Покровительствуемым лицам должны
быть созданы соответствующие условия. Статья
50, K.1V рекомендует оккупирующим державам не затруднять применение
преференциальных мер в отношении питания, медицинского обслуживания, защиты от
войны, которые могли быть приняты до оккупации по отношению к детям до 15 лет,
беременным женщинам и матерям с детьми до 7-летнего возраста. В Конвенции IV и
Протоколе 1 рассматриваются ситуации, в которых могут оказаться женщины-интернированные
воюющей стороной в том случае, если она будет иметь основания считать, что
женщины их числа Покровительствуемых лиц могут нанести ущерб ее безопасности. Женщины-интернированные
могут даже подвергнутся задержанию, обыску, аресту, им могут быть предъявлены
обвинения, но в любых случаях Конвенция запрещает их обыскивать не женщине (ст.
97, K.1V). размещать их в общих с мужчинами помещениях (если только это не одна
семья), лишать их средств санитарии и гигиены (ст. 85, K.1V), находиться под непосредственным
наблюдением не женщин. Концепция по сноси гуманитарной направленности допускает
щадящий режим в любых ситуациях, в которых могут оказаться женщины и дети, как
в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного
конфликта немеждународного характера. Под
самым пристальным вниманием IV Конвенции и Протокола I находятся беременные
женщины, роженицы и матери малолетних детей. Им представляются особые льготы
при задержании, аресте и интернировании: их дела рассматриваются в первую
очередь, чтобы не подвергать их дополнительному травмированию, их дела о
репатриации, возвращении на место жительства, госпитализации в нейтральной
стране рассматриваются на основании соглашений между воюющими сторонами (ст.
76, П.1 и статья 132, К.IV): им обеспечивается дополнительное питание (статья
89, K.IV); им обеспечивается лечение, госпитализации, медицинская помощь; их
нельзя перемещать, если «перемещение причинит ущерб их здоровью. Все эти меры
направлены на сохранение здоровья женщин-матерей и их детей. Особое
место в Протоколе I занимает рассмотрение вопроса о смертной казни для
беременной женщины и матерей малолетних детей в случаях международного и немеждународного
вооруженного конфликта (ст. 76, П.1). Исходя из сложившейся практики статья 76,
П.1 рекомендует избегать вынесения смертных приговоров для такой категории
женщин, а тем более приводить его в исполнение. Конвенция
IV и Дополнительные Протоколы регламентируют защиту женщин от последствий
военных действии и исходят из того, что в случае международного и немеждународного
вооруженного конфликта гражданское население не должно быть объектом нападения
и должно проводиться различие между гражданским населением и комбатантами,
между гражданскими и военными объектами, против которых нельзя принимать
военные действия (ст. 48, П.1 и ст. 13, П.II). Беременные
женщины или роженицы, кормящие матери и матери малолетних детей пользуются особой
защитой. Протокол I. например, предусматривает приравнивание рожениц и
беременных женщин к сильным и раненым (ст. 8. П.1). исходя из того, что им в
любом случае может понадобиться медицинская помощь, а при транспортировке им
должно быть оказано уважение и покровительство. Кормящие
матери и матери малолетних детей, если они в плохом физическом состоянии, беременные
женщины и матери детей до 7-летного возраста могут быть размещены в безопасных
зонах (ст. 14, K.IV). Гуманная направленность Конвенций предусматривает
оказание материальной помощи в виде посылок с медикаментами, продуктами, вещами,
предназначенными для беременных, рожениц и детей до 15-летнего возраста (ст. 23,
K.IV), а также обеспечение, содержание и воспитание осиротевших или разлученных
со своими родителями детей вследствие войны (ст. 24, K.IV). Протокол I
значительно расширил круг лиц. пользующихся льготами, и дал возможность
гражданскому населению иметь право на получение продуктов и одежды, что
особенно важно для такой нуждающейся в покровительстве категории гражданского
населения, как беременные женщины, роженицы и кормящие матери. III
Концепция урегулировала положение женщин, участвующих в военных действиях, для
того, чтобы и случае пленения они считались комбатантами и получили статус
военнопленных. Эта мера была необходима, т.к. в военных действиях участвовало и
участвует весьма значительное число женщин. Конвенция III и Дополнительные
Протоколы дают широкую возможность для защиты женщины, принимающей участие в
военных действиях. III
Конвенция, кроме прав, которыми пользуются мужчины, дают право
женщинам-комбатантам на особую защиту, которая обеспечивается им как части
гражданского населения (ст. 76, П.1), давая правовую основу для внеочередного
освобождения беременных женщин и матерей с малолетними детьми и др. льготы.
Кроме того. III Конвенция содержит указание на типовое соглашение, по которому
должны происходить репатриация и госпитализация в нейтральные страны раненых и
больных военнопленных женщин. В
III Конвенции красной чертой подчеркнут принцип, что к женщинам необходимо
относиться со всем полагающимся их полу уважением, регламентируются правила,
касающиеся всех ситуаций, с которыми могут столкнуться женщины-комбатанты и
военнопленные. Особенно подчеркивается возможность применения к женщинам
щадящего режима при использовании их на трудовых работах и при вынесении им
уголовных или дисциплинарных наказаний. Гуманная
направленность 4-х Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов делает их незаменимым
источником, регламентирующим все случаи, с которыми могут столкнуться женщины и
дети в период международных и немеждународных вооруженных конфликтов, а потому
их совершенно необходимо изучать и широко пропагандировать.[iii] [i] Далее для сокращения именуемые K.I, К.II, К.III, K.IV. [ii] Дополнительный Протокол I Касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов Дополнительный Протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного далее для сокращения именуемые П.I, П.II. [iii] При написании комментарием к гуманитарным концепциям использовались публикации МККК. |