III

III. КОММЕНТАРИИ К КОНВЕНЦИЯМ И ДЕКЛАРАЦИЯМ ООН

 

Приведенные выше международно-правовые документы универсального характера расположены в хронологической последовательности и отражают в целом развитие института прав женщин и детей в послевоенным период, начиная с принятия Устава Организации Объединенных Наций 26 июня 1945 года.

Положения Устава ООН в части, касающейся прав человека, были, как известно, в дальнейшем конкретизированы и развиты в многочисленных международно-правовых актах, прежде всего Конвенциях и Декларациях общего и специального характера, в том числе касающихся прав женщин и детей.

Юридическая сила документов, помещенных в настоящем разделе, различна. В то время как Декларации, провозглашенные и принятые Генеральной Ассамблеей ООН, носят политико-правовой характер и в силу этого содержат рекомендательные нормы, нормы-призывы. Конвенции и Международные пакты устанавливают обязательные нормы поведения ратифицировавших их государств-участников этих Конвенции и Пактов.

В историческом плане интересно отметить, что принятие Декларации по тому или иному вопросу прав человека обычно предшествовало последующей регламентации этого института одноименной Конвенцией, содержащей уже конкретные обязательства государств-участников. Так, положения Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.) получили свое юридическое закрепление в одноименной Конвенции, принятой, правда, лишь в 1989 году. Применительно к правам женщин временной разрыв между Декларацией и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин был короче: Декларация провозглашена 7 ноября 1967 года, а Конвенция подписана в 1979 году.

Приведенные выше Декларации и Конвенции ООН отражают еще одну существующую тенденцию развития в представлениях международного сообщества института прав человека. А именно: переход от защиты прав только индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина - к закреплению в качестве норм международного права также стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присушим им общим признакам (социальным, возрастным, национальным, половым и т.д.). Как известно, в течение длительного времени сама постановка тем или иным государством или группой государств вопроса о защите не только индивидуальных, но и коллективных прав определенных групп населения трактовалась, в том числе и на Форумах ООН, как акция исключительно пропагандистского плана.

В этом смысле принятие в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в I989 году - также и Конвенции о правах ребенка знаменовало собой нарождение третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права всех тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим, политическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как конкретного государства, так и международного сообщества в целом. Помимо женщин и детей носителями коллективных прав выступают также престарелые, инвалиды, безработные, беженцы, лица некоренной национальности, коренные малочисленные народы и др.

За последние годы существенно уточнилась и позиция мирового сообщества по вопросу о коллективных правах отдельных слоев и групп населения, в том числе женщин и детей. Так, на Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.) вопросы о правовом положении женщин и коренных малочисленных народов впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые сомнения по вопросу о том, что "права человека - женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека". Принципиальное знамение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только de jure, но и de facto. Обязательно информировать органы ООН и о правовом статусе ребенка в той или иной ратифицировавшей Конвенцию о правах ребенка стране.

IV Всемирная Конференция по положению женщин ( Пекин, сентябрь 1995г.) получила название "конференции обязательств". Ее участниками было установлено, что за истекшие после подписания Конвенции 1979 г. годы ни на международном уровне, ни на уровне отдельных ратифицировавших ее государств, в том числе и в Российской Федерации, не разработан механизм обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин и не установлен надлежащий контроль за соблюдением соответствующих международно-правовых и национальных норм.

Для России в свете положений Конституции 1993 г. эта задача приобретает первостепенное значение, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются ныне составной частью ее правовой системы (ст. 15). Согласно установившемуся в науке представлению понятие "правовая система" шире понятия "законодательство". Отсюда следует, что претворение в жизнь положений международно-правовых актов о правах женщин и детей является задачей не только законодательной, но и исполнительной, а также судебной власти.

В целом законодательство РФ о правах женщин и детей соответствует международным стандартам. Так, например, во вступившем с 1 марта 1996-г. в силу новом Семейном Кодексе РФ помещена специальная глава, воспроизводящая важнейшие положения Конвенции 1989 г. о правах ребенка. Отныне за ребенком, достигшим 14 лет, закреплено право непосредственно обращаться в суд в случае жестокого обращения с ним в семье.

Вместе с тем формальное соответствие законодательства РФ международным правовым документам далеко не всегда означает надлежащее выполнение нашей страной своих международных обязательств в части зашиты и соблюдения прав женщин и детей. Так, согласно ратифицированной СССР Конвенции о политических правах женщин (7 июля 1952 г.) женщинам принадлежит право, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации: голосовать на всех выборах, быть избираемыми во все установленные национальным законом учреждения, занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции. Каких-либо дискриминационных ограничений по этим вопросам законодательство Российской Федерации не содержит. Но нет и главного - выполнения взятого нашей страной обязательства обеспечивать женщинам на равных с мужчинами условиях возможность участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (ст. 7 Конвенции ООН 1979 г.). Так, в Федеральном Собрании, избранном в декабре 1993г., женщин было 10.8%, в том числе в Государственной Думе 13.1% депутатского корпуса, а в Совете Федерации - 5.1%. В ныне действующем Федеральном Собрании показатели участия женщин в его работе резко ухудшились. В Государственной Думе после выборов декабря 1995г. число женщин-депутатов сократилось до 10%, а в Совете Федерации, сформированном в соответствии с новым Законом, женщин менее 1% (1 женщина среди 178 членов палаты). Иное фактически едва ли было бы возможно, учитывая отсутствие женщин на руководящих постах в органах законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Все это в корне противоречит требованиям международных стандартов, закрепленных в Конвенциях ООН 1952 и 1979 годов.

Наиболее действенным способом выравнивания в политической сфере прав и возможностей лиц обоего пола явилось бы установление их квотного представительства в органах законодательной и исполнительной власти, что допустимо в качестве временной меры на переходный период согласно ст. 4 Конвенции ООН 1979 г. Соответствующие правила следовало бы поместить в законы об избирательных правах населения, о политических партиях и о государственной службе. Разумеется, введение подобных законодательных норм должно быть подкреплено существенной активизацией женского движения.

Первый шаг в этом направлении предпринят Указом Президента РФ от 30 июня 1996 г. "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[i]. Указом предлагается рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей и принять меры по формированию банка данных о женщинах - государственных служащих в целях создания системы их обучения и повышения квалификации, а также созданию кадрового резерва.

Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых. Это значит, что в принципе их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Найти такие законы, особенно применительно к правам женщин, не всегда представляется возможным.

Ситуация облегчается, однако, двумя обстоятельствами. Во-первых, принципиальным положениям названных Конвенций Конституцией РФ 1993 г., как и ранее действовавшими Основными Законами страны, придано значение конституционных норм. Так, ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, а также других обстоятельств, к числу которых бесспорно относится и возраст. Статья 22 Конституции провозглашает право каждого на свободу и личную неприкосновенность, ст. 43 - право на образование, ст. 28 гарантирует свободу совести, ст. 32 - равное право всех дееспособных граждан России участвовать в управлении делами государства и т.д. Согласно ст. 15 Конституции РФ 1993 г., все положения Конституции, в том числе воспроизводящие международно-правовые нормы, касающиеся равноправия полов и прав ребенка, имеют прямое действие. Это значит, что ими должны руководствоваться и на них вправе ссылаться в своих решениях суды, иные правоприменители, а также граждане.

Во-вторых, приведенные выше Конвенции и Пакты, включая Конвенцию 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию 1989 г. о правах ребенка, ратифицированы и признаны подавляющим большинством государств мира. Тем самым их положения приобрели значение общепризнанных норм международного права, входящих согласно ст. 15 Конституции РФ в правовую систему страны.

Все это вместе взятое дает судам, государственным органам, гражданам и действующим в их интересах общественным организациям достаточную свободу при опоре в принимаемых решениях на приведенные выше Конвенции и Декларации ООН. При этом следует также учитывать, что положения многих приведенных выше ратифицированных нашей страной Конвенций, в первую очередь Конвенций 1979 и 1989 гг., во многом более детализированы по сравнению с регламентирующими соответствующие положения нормами национального законодательства. Отсюда следует, что опора на нормы этих Конвенций создает для судов и других правоприменительных органов больше возможностей принятия справедливых и адекватных конкретной ситуации решений.

Что касается Конвенции ООН от 7 ноября 1962 г. "О согласии на вступление в брак, минимального брачном возрасте и регистрации брака", то се положения были реализованы в советском законодательстве задолго до 1962 года, в связи с чем для страны отсутствовала объективная необходимость ее последующей ратификации.

 



[i] "Российская газета" 5 июля 1996 г.




Далее