III. КОММЕНТАРИИ К КОНВЕНЦИЯМ И ДЕКЛАРАЦИЯМ ООН Приведенные
выше международно-правовые документы универсального характера расположены в
хронологической последовательности и отражают в целом развитие института прав
женщин и детей в послевоенным период, начиная с
принятия Устава Организации Объединенных Наций 26 июня 1945 года. Положения
Устава ООН в части, касающейся прав человека, были, как известно, в дальнейшем
конкретизированы и развиты в многочисленных международно-правовых актах, прежде
всего Конвенциях и Декларациях общего и специального характера, в том числе касающихся
прав женщин и детей. Юридическая
сила документов, помещенных в настоящем разделе, различна. В то время как
Декларации, провозглашенные и принятые Генеральной Ассамблеей ООН, носят
политико-правовой характер и в силу этого содержат рекомендательные нормы,
нормы-призывы. Конвенции и Международные пакты устанавливают обязательные нормы
поведения ратифицировавших их государств-участников этих Конвенции и Пактов. В
историческом плане интересно отметить, что принятие Декларации по тому или
иному вопросу прав человека обычно предшествовало последующей регламентации
этого института одноименной Конвенцией, содержащей уже конкретные обязательства
государств-участников. Так, положения Декларации прав ребенка (20 ноября 1959
г.) получили свое юридическое закрепление в одноименной Конвенции, принятой,
правда, лишь в 1989 году. Применительно к правам женщин временной разрыв между
Декларацией и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин был короче: Декларация провозглашена 7 ноября 1967 года, а Конвенция
подписана в 1979 году. Приведенные
выше Декларации и Конвенции ООН отражают еще одну
существующую тенденцию развития в представлениях международного сообщества
института прав человека. А именно: переход от защиты прав
только индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина - к закреплению в
качестве норм международного права также стандартов правового статуса тех или
иных групп населения, вычлененных по присушим им общим признакам (социальным,
возрастным, национальным, половым и т.д.). Как известно, в течение
длительного времени сама постановка тем или иным государством или группой
государств вопроса о защите не только индивидуальных, но и коллективных прав
определенных групп населения трактовалась, в том числе и на Форумах ООН, как
акция исключительно пропагандистского плана. В
этом смысле принятие в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, а в I989 году - также и Конвенции о правах ребенка
знаменовало собой нарождение третьего (после политических, гражданских и
социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права
всех тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим, политическим
и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления
общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной
поддержке со стороны как конкретного государства, так
и международного сообщества в целом. Помимо женщин и детей носителями
коллективных прав выступают также престарелые, инвалиды, безработные, беженцы,
лица некоренной национальности, коренные малочисленные народы и др. За
последние годы существенно уточнилась и позиция мирового сообщества по вопросу
о коллективных правах отдельных слоев и групп населения, в том числе женщин и
детей. Так, на Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.) вопросы
о правовом положении женщин и коренных малочисленных народов впервые были
вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и
получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые
сомнения по вопросу о том, что "права человека - женщин и девочек являются
неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека". Принципиальное
знамение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в
конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только de jure, но и de
facto. Обязательно информировать органы ООН и о
правовом статусе ребенка в той или иной ратифицировавшей Конвенцию о правах
ребенка стране. IV
Всемирная Конференция по положению женщин ( Пекин,
сентябрь 1995г.) получила название "конференции обязательств". Ее участниками было установлено, что за истекшие после подписания
Конвенции 1979 г. годы ни на международном уровне, ни на уровне отдельных
ратифицировавших ее государств, в том числе и в Российской Федерации, не
разработан механизм обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин и не
установлен надлежащий контроль за соблюдением соответствующих
международно-правовых и национальных норм. Для
России в свете положений Конституции 1993 г. эта задача приобретает
первостепенное значение, поскольку общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры страны являются ныне составной
частью ее правовой системы (ст. 15). Согласно установившемуся в науке представлению
понятие "правовая система" шире понятия "законодательство".
Отсюда следует, что претворение в жизнь положений международно-правовых актов о
правах женщин и детей является задачей не только законодательной, но и
исполнительной, а также судебной власти. В
целом законодательство РФ о правах женщин и детей соответствует международным
стандартам. Так, например, во вступившем с 1 марта 1996-г. в силу новом
Семейном Кодексе РФ помещена специальная глава, воспроизводящая важнейшие
положения Конвенции 1989 г. о правах ребенка. Отныне за ребенком, достигшим 14
лет, закреплено право непосредственно обращаться в суд
в случае жестокого обращения с ним в семье. Вместе
с тем формальное соответствие законодательства РФ международным правовым
документам далеко не всегда означает надлежащее выполнение нашей страной своих
международных обязательств в части зашиты и соблюдения прав женщин и детей.
Так, согласно ратифицированной СССР Конвенции о политических правах женщин (7
июля 1952 г.) женщинам принадлежит право, на равных с мужчинами условиях, без
какой-либо дискриминации: голосовать на всех выборах, быть избираемыми во все
установленные национальным законом учреждения, занимать должности на
общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные
функции. Каких-либо дискриминационных ограничений по этим вопросам
законодательство Российской Федерации не содержит. Но нет и главного -
выполнения взятого нашей страной обязательства обеспечивать женщинам на равных
с мужчинами условиях возможность участвовать в
формировании и осуществлении политики правительства и осуществлять все
государственные функции на всех уровнях государственного управления (ст. 7
Конвенции ООН 1979 г.). Так, в Федеральном Собрании, избранном в декабре
1993г., женщин было 10.8%, в том числе в Государственной Думе 13.1%
депутатского корпуса, а в Совете Федерации - 5.1%. В ныне действующем
Федеральном Собрании показатели участия женщин в его работе резко ухудшились. В
Государственной Думе после выборов декабря 1995г. число женщин-депутатов
сократилось до 10%, а в Совете Федерации, сформированном в соответствии с новым
Законом, женщин менее 1% (1 женщина среди 178 членов палаты). Иное фактически
едва ли было бы возможно, учитывая отсутствие женщин на руководящих постах в
органах законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Все это в корне
противоречит требованиям международных стандартов, закрепленных в Конвенциях
ООН 1952 и 1979 годов. Наиболее действенным способом выравнивания в
политической сфере прав и возможностей лиц обоего пола явилось бы установление
их квотного представительства в органах законодательной и исполнительной
власти, что допустимо в качестве временной меры на переходный период согласно
ст. 4 Конвенции ООН 1979 г. Соответствующие правила следовало бы поместить в
законы об избирательных правах населения, о политических партиях и о
государственной службе.
Разумеется, введение подобных законодательных норм должно быть подкреплено
существенной активизацией женского движения. Первый шаг в этом направлении предпринят Указом
Президента РФ от 30 июня 1996 г. "О повышении роли женщин в системе
федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[i].
Указом предлагается рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты
для замещения женщинами государственных должностей и принять меры по
формированию банка данных о женщинах - государственных служащих в целях
создания системы их обучения и повышения квалификации, а также созданию кадрового резерва. Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин и о правах ребенка, подобно большинству других международно-правовых документов
о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых.
Это значит, что в принципе их применение предполагает наличие или издание
соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Найти
такие законы, особенно применительно к правам женщин, не всегда представляется
возможным. Ситуация
облегчается, однако, двумя обстоятельствами. Во-первых, принципиальным
положениям названных Конвенций Конституцией РФ 1993 г., как и ранее
действовавшими Основными Законами страны, придано значение конституционных
норм. Так, ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, а
также других обстоятельств, к числу которых бесспорно относится и возраст.
Статья 22 Конституции провозглашает право каждого на свободу и личную
неприкосновенность, ст. 43 - право на образование, ст. 28 гарантирует свободу
совести, ст. 32 - равное право всех дееспособных граждан России участвовать в
управлении делами государства и т.д. Согласно ст. 15 Конституции РФ 1993 г.,
все положения Конституции, в том числе воспроизводящие международно-правовые
нормы, касающиеся равноправия полов и прав ребенка, имеют прямое действие. Это
значит, что ими должны руководствоваться и на них вправе ссылаться в своих
решениях суды, иные правоприменители, а также
граждане. Во-вторых,
приведенные выше Конвенции и Пакты, включая Конвенцию 1979 г. о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию 1989 г. о правах ребенка,
ратифицированы и признаны подавляющим большинством государств мира. Тем самым
их положения приобрели значение общепризнанных норм международного права,
входящих согласно ст. 15 Конституции РФ в правовую систему страны. Все
это вместе взятое дает судам, государственным органам, гражданам и действующим
в их интересах общественным организациям достаточную свободу при опоре в
принимаемых решениях на приведенные выше Конвенции и Декларации
ООН. При этом следует также учитывать, что положения многих приведенных
выше ратифицированных нашей страной Конвенций, в первую очередь Конвенций 1979
и 1989 гг., во многом более детализированы по сравнению с регламентирующими
соответствующие положения нормами национального законодательства. Отсюда
следует, что опора на нормы этих Конвенций создает для судов и других
правоприменительных органов больше возможностей принятия справедливых и
адекватных конкретной ситуации решений. Что
касается Конвенции ООН от 7 ноября 1962 г. "О согласии на вступление в
брак, минимального брачном возрасте и регистрации брака", то се положения
были реализованы в советском законодательстве задолго до 1962 года, в связи с чем для страны отсутствовала объективная необходимость
ее последующей ратификации. |