ПРЕДИСЛОВИЕ В Российской Федерации права и свободы человека и
гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с положениями Конституции Права и
свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
(ст. 17 и 18 Конституции РФ 1993 г.). Среди разнообразных по своему содержанию прав и свобод
человека и гражданина важное место принадлежит таким их разновидностям, как
права женщин и детей, обладающим, в силу причин физиологического и социального
характера, определенной, подчас весьма существенной спецификой. Данное
обстоятельство не прошло незамеченным для
международного сообщества. В 1952 г. ООН была принята Конвенция о политических
правах женщин, в 1957 г. - о гражданстве замужней женщины, в 1979 г. -
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в 1989 г.
- Конвенция о правах ребенка. Все они были ратифицированы СССР. После распада
Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и конвенциям,
касающимся прав человека, в том числе названным выше, стала Российская
Федерация. Долгие годы отчеты России о выполнении требовании этих
Конвенции были делом не слишком трудным, поскольку дискриминация женщин не носила явного характера и de jure законодательство страны в вопросе равноправия полов и
охраны прав и интересов детей соответствовало международным стандартам.
Ситуация в корне изменилась в связи с попытками перехода РФ к рыночным
отношениям. В ходе проводимых реформ положение женщин и детей стало ухудшаться
во всех сферах общественной жизни. Заметно проявляется незащищенность женщин в
сфере общественного производства, где они составляют примерно половину всех
работающих. Среди безработных число женщин составляет 62 процента. Причем
большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст
30-40 лет. Наряду с «феминизацией безработицы» происходит
«феминизация бедности», так как многие семьи, особенно имеющие детей, в
нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного
члена семьи Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил доступ
граждан, в том числе женщин и детей: к медицинском обслуживанию, культуре,
образованию. Растет число детей школьного возраста, не посещающих школу.
Сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость, по-прежнему велика
младенческая и материнская смертность. Существенно сократилось число детских
дошкольных учреждении, а возросшая плата за пользование ими закрыла фактически
доступ к детским учреждениям для подавляющего большинства семей. Параллельно с
этими процессами происходит "вымывание" женщин из состава
представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной
власти, т.е. из тех органов, где формируется и осуществляется политика
государства. Между тем. согласно
ст. 7 Конвенции ООН 1979 г., непременной обязанностью государств-участников
является обеспечение равного с мужчинами участия женщин в принятии решений на
всех уровнях государственного управления. Все это усугубляется ростом насилия в
обществе, в том числе на работе, на улице и в семье, жертвами чего, в первую
очередь, становятся женщины и дети. В этих условиях неотложной стала разработка
соответствующей требованиям международных стандартов долговременной стратегии в
вопросе об обеспечении равноправия мужчин и женщин и защите детей вообще и на
переходный период в особенности. С этой целью была принята государственная
программа «Дети России». Стратегия применительно к женщинам
ныне утверждена постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. «О
концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации»[i].
Важное место в ней уделено обеспечению в полном объеме выполнения рекомендации,
содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин,
соответствующих конвенциях Международной Организации Труда и контролю за
их соблюдением. 20 ноября Государственная Дума Федерального Собрания
России одобрила Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных
прав и равных возможностей мужчин и женщин. Названные выше программа и концепции должны служить
ориентиром для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов,
как федерального уровня, так и субъектов РФ, органов местного самоуправления и
граждан. Однако оперировать международно-правовыми документами
о правах женщин и детей, т.е. руководствоваться ими при принятии решений, ссылаться на них и контролировать их исполнение можно лишь имея
постоянно под рукой тексты. Конечно, в свое время ратифицированные нашей
страной Конвенции были опубликованы в официальных источниках на языках всех 15
входивших в СССР союзных республик. Однако за истекшие
годы они публиковались лишь крайне редко и чаще всего в извлечениях. Фактически
тексты многих из этих Конвенций и Деклараций стали в настоящее время
библиографической редкостью. Публикация настоящего Сборника призвана
в известной мере восполнить этот пробел. Потребность в широком распространении и
комментировании текстов международно-правовых обязательств РФ.
в том числе по вопросу о правах женщин и детей,
особенно возросла в свете ст. 15 Конституции РФ. Согласно этой статье
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Такая принципиальная конституционная новелла
потребовала соответствующей активности со стороны юридической науки,
законодательных органов и правоприменительной практики. В феврале 1996 г.
Российской Ассоциацией международного права и Комитетом по проведению в России
декады международного права была организована первая такого рода конференция
под названием «Применение норм международного права в практике судов,
прокуратуры, адвокатуры и иных правоприменительных органов РФ». В работе конференции участвовало
около двухсот представителей различных правоохранительных органов, включая их
руководителей на самом высоком уровне (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд
РФ. Генеральная прокуратура РФ. МВД РФ, адвокатура и др.) В конференции приняли участие сотрудники
правоохранительных органов из многих регионов России. Перед началом конференции ее участникам были розданы
анкеты, поставившие целью выявить прежде всего уровень
знаний участников конференции положений Всеобщей Декларации прав человека.
Международных пактов: о политических и гражданских правах, о социальных,
экономических и культурных правах, а также Конвенции ООН
1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и Конвенции
1989 г. «О правах ребенка». Как и ожидалось, уровень знаний Всеобщей Декларации
и Международных пактов оказался выше, чем уровень знаний конкретных конвенций о
правах женщин 1979 г. и детей 1989 г. Вторая группа вопросов анкет касалась применения
названных выше международно-правовых документов в практической деятельности
работников судов, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов.
Как и предполагалось, число положительных ответов о применении конвенций о
женщинах и детях было весьма незначительно. Кроме того, в анкете был поставлен
вопрос о целесообразности ратификации Российской Федерацией Конвенции
Международной Организации Труда № 156 - «Трудящиеся с семейными обязанностями»,
что могло бы значительно облегчить положение работающих женщин и мужчин. Идея
ратификации этой Конвенции была активно поддержана большинством анкетируемых. Участники анкетирования высказали полное согласие с
необходимостью издания сборников международно-правовых Конвенций и Деклараций о
защите прав женщин и детей, а также о проведении
разъяснительно-пропагандистской работы в этом направлении в других формах
(семинары, дискуссии, публикации и др.) Не менее важна публикация и комментирование Конвенций
и других международно-правовых документов о правах женщин и детей для
набирающего в России силу женского и правозащитного движения. Ведь согласно ст.
27 федеративного закона об общественных объединениях такие организации вправе
выступать в защиту прав своих членов и тех категорий граждан, интересы которых
они представляют. При этом речь может идти об обращении не только в
компетентные органы исполнительной власти, но и в суды, включая Конституционный
Суд РФ. Разумеется, соответствующие обращения и иски
должны быть подкреплены ссылкой на законы и международно-правовые документы. Более того, ныне согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ
каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все
имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Очевидно, что при
исках и обращениях граждан и представляющих их интересы общественных
организаций в межгосударственные органы опора на соответствующие международно-правовые
документы абсолютно необходима. Вступление России в Совет Европы дало новый импульс
этому конституционному правилу. Неотъемлемым условием участия любой страны в
Совете Европы является ратификация Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод, текст которой публикуется в настоящем сборнике. Важнейшей
составной частью Европейской конвенции является международно-правовой механизм
защиты закрепленных в ней прав и свобод человека, в том числе прав женщин и
детей. Знать его должны все граждане, должностные лица и члены соответствующих
общественных объединений России. Сборник разбит на несколько
разделов. Его открывают универсальные ратифицированные и не ратифицированные
нашей страной Конвенции и Декларации ООН. За ними
следуют Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда и Конвенции и
протоколы к ним по гуманитарному праву. В отдельный раздел выделены прочие
не ратифицированные нашей страной универсальные конвенции, касающиеся защиты
прав женщин и детей преимущественно с помощью норм международного частного (в
том числе коллизионного) права. В конце Сборника помещены региональные (в рамках
Совета Европы и СНГ) конвенции, регламентирующие права женщин и детей этих
регионов. Соответствующие разделы Сборника снабжены комментариями
составителей. |