Смита Вир Туаги. Канадские
инициативы дли мужчин, прибегающих к насилию: проблемы и вызовы для муниципальных мероприятий и программ. //Женские
миры – 99: VII всемирный
женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и
гендерные исследования в России. /Под ред. Шныровой
О.В./ «Ивановский центр гендерных исследований». Иваново. 1999. – 125 - 134 с. Смита Вир Туаги (Канада) Канадские
инициативы дли мужчин, прибегающих к насилию: проблемы и вызовы для муниципальных мероприятий и программ. Мужское насилие против женщин -
широко распространенное явление. Статистические данные по Северной Америке
свидетельствуют, что от 3% до 14% замужних или проживающих в гражданском браке
женщин ежегодно подвергаются нападениям со стороны своих партнеров. В Канаде многолетняя пропаганда и лоббирование со стороны женского
движения привели к усилению общественной и государственной поддержки жертв
насилия, законодательным инициативам, разработке специальных программ для
осуществляющих насилие и просвещению общества. В данном докладе
рассматриваются основные инициативы для мужчин, прибегающих к насилию и
проблемы, которые нужно учитывать при работе с различными слоями населения. В
нем представлены различные подходы и основные вопросы, необходимые при
разработке программ для мужчин, осуществляющих насилие. Программы
для мужчин в Канаде. В Канаде действует 201 муниципальная
программа для мужчин. В Онтарио, Британской Колумбии и Квебеке насчитывается
67% всех программ в стране в основном благодаря тому, что здесь проживает
основная часть населения и, вследствие этого, эти территории имеют большие
ресурсы для развития социальной сферы. Большинство программ в Канаде (также как
и в Соединенных »татах) используют либо психообразовательный,
либо когнитивно поведенческий
подходы, либо их комбинацию, некоторые применяют собеседования или/и принципы
управления эмоциями, в частности, гневом. В зависимости от места действия,
программы для применяющих насилие функционируют в
различной среде, в общине либо в государственном институте (тюрьме), в сельской
или городской местности и работают с мужчинами, которые обращаются за помощью
добровольно, либо направляются по решению суда. Программы обслуживают мужчин
различной этнической принадлежности: белых, цветных, коренных канадцев,
эмигрантов и беженцев. Примеры
муниципальных инициатив для мужчин, осуществляющих насилие,
в Канаде. Опишем вкратце некоторые примеры
различных инициатив по предотвращению насилия в семье в Канаде, которые иллюстрируют
разные типы подходов в работе с мужчинами, осуществляющими насилие. Онтарио: Объединенное агентство
Совета и Образовательных служб Каунтерпойнта. Программа этой организации оказывает
помощь как мужчинам, обращающимся добровольно, так и направляемым по решению
суда в Торонто. Она расположена в густонаселенном полиэтническом
районе. Сотрудники агентства часто отмечают этническое и расовое разнообразие
клиентов, которых они обслуживают. Агентство поддерживает принципы
деятельности, разработанные Советом женщин-жертв насилия Метро (1997) и
является частью муниципальной политики в этой области, включающей систему
правосудия, муниципальные службы психологической коррекции, адвокатских услуг
для женщин, службы здравоохранения и социального сектора. Оно предлагает
участие в шестнадцатинедельном групповом
психологическом тренинге, построенном на профеминистских
принципах. В группах рассматриваются такие вопросы как выбор модели поведения
мужчиной, власть и контроль, гнев, насилие, влияние насилия на детей и т.д.
Мужчин избавляют от мотивации совершения насилия и обладания огнестрельным
оружием. Основная цель программы - выработка чувства ответственности у мужчин и
обеспечение безопасности женщин. Агентство предлагает единственную в Канаде
программу для испано-говорящих мужчин. Оно имеет также программу для женщин-
партнеров мужчин, проходящих психологическую коррекцию, с которой женщины
постоянно контактируют, чтобы обеспечить их безопасность и поддержку. Британская
Колумбия: Кружок
Общества гармонии и исцеления. Эта программа работает с коренными
канадцами и имеет сотрудников-канадцев и штат социальных работников. Социальные
работники учитывают демографические особенности населения, с которым они
работают, и действуют с использованием его культурного и духовного наследия.
Программа действует в общине и использует модель, объединяющую психообразовательные и традиционные целительские практики.
Она предлагает работу в группах только для мужчин на начальной ступени, а так
же работу в группах в сочетании с работой с супружескими парами на последующей
ступени. Упор делается на исцелении, выработке чувства ответственности и
совместной работе с семьями. Организация предлагает также другие варианты
поддержки, которые могут при желании выбрать мужчина, его семья или дети. Новая
Шотландия Программа New Leaf
Программа действует в
сельскохозяйственном регионе и работает в рамках «Community
Action Model». По мере необходимости сотрудники организации и групповые
лидеры могут быть вовлечены в жизнь мужчин извне», осуществляя вмешательства в
экстренных случаях, делая звонки по телефону в дома граждан, посещая мужчин в
тюрьмах и т.п. Они встречаются с женами и семьями, к ним могут обращаться
женщины, если они чувствуют себя в опасности. Они работают как с мужчинами,
направленными по решению суда, так и с добровольно
обратившимися. Располагаясь в сельской местности, программа учитывает
потенциальные проблемы небольших общин (например, люди здесь обычно хорошо
знают друг друга, и, поэтому здесь меньше анонимности в частной жизни, или люди
живут далеко друг от друга и, поэтому не всегда в состоянии быстро оказать
помощь соседу). Она использует плюсы и минусы такой среды. Одно из преимуществ
такой модели заключается в том, что сотрудники программы могут сами вмешиваться
в случае потенциально опасных ситуаций и высокой степени риска. Такая модель
хорошо соответствует потребностям населения, имеющего ограниченные ресурсы и
желающего использовать общинные службы в дополнение к полицейским мерам. В
дополнение организация предлагает традиционную профеминистскую
психообразовательную работу в группах для мужчин,
осуществляющих насилие. Ньюфаундленд
и Лабрадор: Этот подход к проблеме насилия в
семье использует модель, разработанную в Новой Зеландии в 80-х годах и
названную Собеседование в семейных группах (конференция семейных групп,
семейная конференция). Эта модель основана на традиционных верованиях и
подходах аборигенов, придающих особое значение слушанию, исцелению в группах и
коллективной ответственности. Она не использует традиционную модель оказания
социальных услуг, применимую в большинстве программ, когда клиенты приходят
получить консультацию и затем возвращаются в свое окружение, чтобы применить
приобретенные знания. Вместо этого она вовлекает семью, подвергнувшуюся
насилию, жертв, родственников, так же, как и друзей к обсуждению проблем,
которые привели к насилию. Могут привлекаться также члены общины и старшины.
Хотя правовые и социальные службы могут быть также привлечены, именно участники
дискуссии разрабатывают планы и меры по предотвращению дальнейшего насилия.
Всеми участниками оценивается готовность к сотрудничеству, индивидуальная
безопасность, мотивации, обязанности и роли. Информация, относящаяся к
проблеме, собирается из многочисленных источников и координатор, работающий с
семьей, опрашивая всех участников, вырабатывает единое мнение и проблеме. Жертве нет необходимости проявлять
инициативу, чтобы нарушить молчание, и все возможные меры безопасности
предпринимаются перед началом обсуждения. Эта модель основана на убеждении, что
(а) семьи могут сами быть активными участниками
процесса своего оздоровления, (б) эффективные программы должны опираться на
деятельность общин и соответствовать культурным традициям, (с) невозможно
остановить насилие, опираясь только на нуклеарную
семью, (д) исцеление исходит из общинной структуры. Практические
проблемы. В Канаде предпочитают вмешательство
на основе психообразовательного или когнитивно поведенческого
подходов, но различные программы применяют их по-разному. Некоторые используют
популярную модель Делюза в целом. Некоторые
используют эту модель частично или применяют ее модификации, в то время как
другие являются комбинацией техник управления эмоциями и терапевтического
процесса. Анализ исследовательской литературы не дает точных результатов об
эффективности программ для мужчин, осуществляющих насилие. Однако, он показывает, что лечение для насильников лучше, чем
отсутствие вмешательства, что лечение оказывает определенное влияние на
предотвращение рецидивов, и, что когнитивные подходы действуют лучше, чем
другие. Исходя из своего опыта, могу
отметить, что выбор вмешательства в муниципальных программах для мужчин не
всегда основывается на эмпирически обоснованных подходах, несмотря на то, что
имеется большое количество литературы о результатах деятельности программ для
мужчин, осуществляющих насилие, в Северной Америке. Одна из проблем программ для
мужчин-насильников - это, то, что многие бросают участие в них до окончания
занятий. Чаще это происходит с мужчинами, направленными в программы по решению
суда. Такая ситуация связана с тем, что не существует в данном случае системы
принудительного исполнения решений суда и наказаний за уклонение от занятий.
Несходство мужчин, посещающих занятия - еще одна проблема, с которой должны считаться
эти программы. Включенность каждого из мужчин-участников в
программу зависит от множества факторов: от опыта их взаимодействия с
«системой» (полицией, судом, тюрьмой), предыдущего опыта обращения в службы
помощи, культурных различий, чувств гнева, стыда, утраты, потери лица, расизма
и т.п. В то же время, социальные служащие, работающие в программах,
сталкиваются с проблемами, связанными с классовыми и социальными различиями,
так как многие мужчины-участники программы могут быть десоциализированы
и занимать маргинальное положение в обществе. Мужчины различного классовой,
культурной, национальной, расовой или религиозной принадлежности могут
представлять проблему для сотрудников программ, которые не являются выходцами
из той же среды или не разделяют их мировоззрение. Все эти факторы нуждаются в
тщательном рассмотрении, независимо от того, какой подход используется в
программе. Серьезное внимание должно уделяться
реакции мужчин на программу. Нужно учитывать мотивацию мужчин, готовность и
открытость к сотрудничеству, интеллектуальное развитие, вербальные навыки и
психологическое состояние во время участия. Люди учатся по-разному. Они имеют
разные навыки работы с изучаемым материалом и имеют разную мотивацию к учебе.
Этническая принадлежность, возраст, социальное происхождение, классовый и
жизненный опыт также влияют на процесс обучения. Одинаковый подход по
осуществлению программы не может подойти для всех мужчин, посещающих программу.
В то же время, мой личный опыт свидетельствует, что в настоящее время большинство
программ для мужчин, осуществляющих насилие, имеют
одинаковое содержание, структуру и методы работы для всего населения,
независимо от индивидуальной реакции и разнообразия участников. Имеются и другие вопросы, которые
необходимо рассмотреть. Например, различные программы применяют разные способы
ведения документации, сбора данных, оценки риска, психологического тестирования
мужчин (чтобы выяснить, например, походят они или нет для участия в программе),
различные методы обеспечения безопасности женщин, в то время, когда их партнеры
задействованы в программе. Различен и профессиональный уровень социальных
работников, ведущих эти программы. Все эти вопросы могут влиять на безопасность
жертвы или потенциальной жертвы, а также на результаты и эффективность
программ. Столкнувшись с проблемой различных стандартов в муниципальных
программах, некоторые организации предприняли шаги по внедрению определенного
единообразия в этой области. В качестве примера можно назвать Metro Woman Abuse
Council в Торонто, который разработал принципы
ведения социальной работы, документации, тренингов и координации действий с
судебными органами в отношении мужчин, направленных по решению суда. Эти
принципы были приняты большинством организаций, занятых в муниципальной программе
для мужчин, осуществляющих насилие, в Торонто и
используются адвокатами женщин для вынесения судебных решений об участии в
программе для мужчин, осуществляющих насилие. Проблемы
формирования стратегии при
разработке программ для мужчин. Толман и Эделсон сделали очень важное замечание о том, что
эффективность программ должна оцениваться в контексте других факторов, как-то:
эффективность вмешательства муниципальных правовых органов и скоординированность действий женских организаций, убежищ
для женщин, общественных и государственных институтов. Мой клинический опыт в
разработке и внедрению этих программ, как в Индии, так и в Канаде, подтверждает
правоту этой точки зрения. Я знаю, что некоторые страны, как на
Севере, так и на Юге собираются разрабатывать программы для мужчин,
осуществляющих насилие. Я настоятельно рекомендую при разработке новых программ
изучать как позитивный, так и негативный опыт подобных инициатив в других
регионах мира. Диалог Север-Юг по этому вопросу будет взаимовыгодным для обеих
сторон в плане обмена идеями, разработки стратегий и изучения прошлых ошибок.
Простое копирование чужих моделей может быть нежелательным и часто ошибочным. Персонал, задействованный в
программе, должен критически осмыслить проблему, прежде чем приступить к
разработке программы в этой области. Необходимо рассмотреть, как будет влиять
эти программы на женщин и детей, их философский и политический контекст, их
зависимость от практических вопросов, как, например, финансирование и
обеспеченность материалами. Некоторые из предложенных ниже вопросов могут
облегчить этот процесс. Вопросы,
которые необходимо рассмотреть перед
разработкой программ для мужчин, осуществляющих насилие. Ответственность
- Кто берет на себя обязательства по
прекращению насилия против женщин? В какой степени? - Является ли данная программа
результатом совместных действий всего общества? - Является ли данная программа
частью программы правовых органов? Как она соответствует реакции правовой
системы на насилие против женщин? - Как эта программа соотносится с
другими, более широкими местными образовательными и превентивными программами? - Перед кем данная программа
ответственна? Какой механизм отчетности выработан? - Как заинтересованные стороны
(женщины, адвокаты женщин, шелтеры) смогут получать
информацию и стать частью этого процесса? - Какова цель запуска такой
программы? - Имеет ли программа муниципальную
поддержку? Политический
и философский контекст - Как выбранная модель соответствует
цели прекращения насилия против женщин? - Насколько ясно определены цели программы? - Подходит ли она местному населению?
- Соответствует ли она культурным традициям населения? - Какие принципы определили выбор именно этой модели? - Изучались ли другие подходы при
выборе данной модели? Рассмотрение
программы - Какое материальное обеспечение
необходимо психологам, которые будут вести тренинги? - Каким образом все необходимое
будет поступать в программу? - Могут ли мужчины, бывшие участники
программы, участвовать в ее развитии и внедрении? - Как будет программа обеспечивать
безопасность женщин и детей и в течение какого
времени? - Как женщины и дети будут защищены
в случае возникновения опасной ситуации? - Существует ли дополнительная
поддержка программы? Например, со стороны местной полиции или руководителей
местных органов власти? - Будут ли созданы специальные
службы для женщин и детей? - Кто будет платить за них? - Будут ли сотрудники программы
учитывать специфику населения, с которым они работают? - Основывается ли эта программа на
эмпирически проверенных данных о работе с мужчинами, осуществляющими насилие? - Как сотрудники программы оценивают
степень ее риска? - Проходили ли сотрудники
специальное обучение по оценке риска, знакомы ли они с
исследованиями в этой области? - Имеют ли сотрудники программы
достаточный опыт, чтобы вмешиваться в сложных и опасных ситуациях? - Как сотрудники программы будут
защищены в случае потенциального риска? - Какая текущая поддержка будет
оказываться сотрудникам программы? - Каковы критерии оценки программы? Финансирование
- Имеет ли программа государственную
поддержку? - Как сама программа будет
обеспечивать себя? - Если при программе существуют
службы для женщин и детей, как они оплачиваются? Эти вопросы могут помочь организаторам программы проанализировать различные аспекты программы до начала ее претворения в жизнь. В заключение мне бы хотелось сказать, что работа с мужчинами, осуществляющими насилие против женщин, является важной частью социального прогресса и дает как немедленные (безопасность для женщин и детей), так и более отдаленные (прекращение мужского насилия) результаты. То, что эту работу необходимо проводить, не вызывает сомнения. Вопрос в том, как это делать. Здесь возможны разные подходы, в зависимости от социальной системы, семейных традиций, культурных особенностей, отношения к женщинам, отношения к насилию, предпочтения одной методологии другой, степени стремления государственных организаций и общества решить этот вопрос. Важно, чтобы все факторы,
обсуждавшиеся здесь, были тщательно проанализированы до внедрения программы,
так как она может не состояться в случае ее несоответствия специфике данного
географического региона и его населения. Нужно избегать односторонней передачи
знаний от одной культуры к другой, или даже от одной этнической группы к другой
в рамках сходных культур. Некоторые примеры из описанных
здесь, иллюстрируют различия в философии, методах и практике в различных
программах по борьбе с мужским насилием, Основной частью каждой из них является
уникальная концепция мужского насилия и различных путей его искоренения.
В Канаде действует много программ для мужчин, осуществляющих насилие. Многие
используют сходные методы, но есть и такие, которые вырабатывают и внедряют
новаторские подходы, которые в большей степени отражают весь комплекс проблем,
связанных с насилием против женщин, так же как и специфику окружающей
культурной среды. Вез такого рода реагирования программы для мужчин, осуществляющих насилие, не только не смогут изменить
ситуацию, но дискредитируют саму цель, ради которой мы работаем - прекращение
мужского насилия против женщин. Книга любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество" |