|
Всемирная компьютерная сеть объединила миллионы людей, ликвидировала преграды для общения и, главное, открыла новые возможности и для мужчин и для женщин.
Информационное пространство Интернета оказывает возрастающее влияние на формирование массовой культуры и общественного сознания. Общество, в свою очередь, формирует облик самого Интернета, перенося в него все привычные стереотипы общественного сознания, в частности, стереотипы гендерные. Такими стереотипами, например, являются представления о том, что женщины далеки от информационных технологий, что применение Интернета связано с такими областями, где мало женщин, что у женщин слишком много других проблем и т.п.
В противоречие с подобными утверждениями вступает очевидная тенденция к росту числа женщин среди пользователей глобальной сети.
Согласно исследованию, проведенному специалистами "Комкон", в первом полугодии 2001 года из 4,2 млн. регулярных пользователей Интернета в России порядка 40% - женщины. И более того, согласно выводам Фонда "Общественное мнение" (2000 г.) население российского Интернета вскоре станет преимущественно женским.
Среди основных мотивов для использования Интернет женщины называют: профессиональные интересы, доступ к источникам новых знаний, интересное общение, знакомства, восполнение недостатка духовных и культурных контактов. Но в ответ Интернет предлагает "милым дамам", в основном, развлекательно-светские материалы, информацию о магазинах, кулинарии, косметике, моде, о службах знакомств...
В феврале 2002 года поисковая система "Яndex" на запрос по ключевому слову "женщин" предлагала более 2 млн web-страниц. Полуавтоматический "семейный" фильтр поисковой системы "Яndex" исключает сайты "для взрослых", а также все страницы, содержащие "нехорошие" слова. При запросе на то же ключевое слово "женщин" с использованием "семейного" фильтра количество web-страниц сокращается примерно до 1,5 млн. Таким образом, 30% информации предназначено отнюдь не для женщин и не имеют никакого отношения к теме "Женщина и общество".
При запросе на словосочетания "женские организации" "семейный" фильтр отбрасывает 19% web-страниц, а "положение женщин" - 42%. В этих случаях большая часть страниц относится к эротическим и не имеет никакого отношения к женскому движению. Результат поиска по ключевому слову "феминизм" удивителен: из 25 тысяч страниц только половина содержит информацию по этой теме.
Однако следует отметить, что облик женского Интернета постепенно приобретает новые качества. С января 2000 года количество страниц поисковой системы "Яndex" увеличилось примерно в 4 раза. При этом количество страниц о феминизме возросло в 6 раз, а о гендере - почти в 9, что демонстрирует возрастающий интерес к теме "Женщина и общество".
Рост количества web-страниц и сайтов на русском языке, посвященные женскому движению, феминизму, гендерным исследованиям, привел к тому, что российские каталоги и поисковые системы Интернета создали для них рубрики в категории "Общество и политика", а не только в категории "Дом и семья", где они пребывали ранее.
Эти данные можно интерпретировать по-разному, но уже с первого взгляда обращает на себя внимание тот факт, что имеются определенные трудности при поиске полноценной информации о реальных проблемах, с которыми сталкиваются женщины в России.
А проблемы существуют. По данным Министерства труда и социального развития РФ сегодня пока сохраняются препятствия для полной ликвидации дискриминации женщин. Еще не все сделано в области экономических преобразований и финансовой сфере. Сохраняется тенденция притеснения женщин на рынке труда и в области заработной платы. Недостаточны усилия государства по преодолению феминизации бедности, по поддержке женского малого и среднего бизнеса, повышению уровня и качества жизни населения.
Информацию об этих проблемах, а также о том, как они решаются на государственном уровне и неправительственными организациями, можно найти на информационно-просветительском портале "Женщина и общество" (www.owl.ru), созданном общественной организацией "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты", при содействии Фонда им. Генриха Белля.
|