Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Двадцать шестая сессия
14 января - 1 февраля 2002 г.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Пятого периодического доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
═Первый заместитель Министра труда и социального развития═Российской Федерации
═Г.Н.Карелова
═Нью-Йорк
25 января 2002 г.
═Уважаемые члены Комитета!
Дамы и господа!
═Я имею честь по поручению Правительства Российской Федерации представить Вам пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Доклад анализирует положение российских женщин и деятельность Правительства по реализации Конвенции за период с сентября 1994 по сентябрь 1998 года. С момента представления Доклада в марте 1999 г. прошло более двух лет. То есть фактически мы сегодня рассматриваем отрезок времени с 1994 по 2001 год.
Для России это гигантский исторический этап, насыщенный событиями и преобразованиями. Можно сказать, что каждый прожитый год для нас - целая эпоха. За время, прошедшее с момента представления доклада. Наша страна кардинально изменилась. В России избран мобильно и динамично работающий Президент, энергично работает Правительство.
За короткий период времени осуществлен переход от тоталитарного режима, строгой однопартийной системы, плановой экономике к демократии, многопартийной системе и рыночным отношениям.
Россия вошла в XXI век демократическим государством с рыночной экономикой. Демонтирована административно-распределительная система. Осуществлена либерализация экономики, финансов, производства и торговли.
Третий год подряд федеральный бюджет исполняется с первичным профицитом и второй год - с общим. Это позволяет нам за счет собственных средств, без внешних заимствований от МВФ не только выполнять свои внутренние обязательства, но и выполнять внешние обязательства - производить масштабные выплаты по долгам.
Произошли значительные перемены в экономической психологии. Можно сказать, что и хозяйственные субъекты, и население в целом адаптировались к рыночным условиям. Активизировалась предпринимательская деятельность граждан.
Существенно изменилась структура собственности. Ведущую роль в экономике России теперь играют частные предприятия, акционерные общества и товарищества. Они сегодня составляют более 80%, а в сфере торговли, питания и в сельском хозяйстве более 90%.
Коренным образом изменилось положение дел на потребительском рынке. Сформировался реальный рынок товаров и услуг. Россияне уже не знают торгового дефицита.
Определены приоритеты социальной политики, которые предусматривают рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение), создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.
На этапе перехода к рынку страна и каждый человек учились жить по средствам. Для нуждающихся граждан и семей с детьми государственная поддержка и помощь стали осуществляться на принципах адресности.
Все это положительно сказалось на динамике показателей уровня жизни и социального развития в России.
Увеличились реальные располагаемые денежные доходы. Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
На 2002 год принят социально ориентированный федеральный бюджет, в котором значительно увеличено финансирование по всем отраслям социальной сферы.
Принят новый Трудовой кодекс, начата пенсионная реформа. Реформирование пенсионной системы позволит повысить заинтересованность самих работников в учете и накоплении его личного пенсионного капитала и будет стимулировать рост заработной платы в целом по стране.
═Значительно повышены пенсии детей-инвалидов, инвалидов с детства, инвалидов первой и второй группы.
Принята Концепция демографического развития России. В ней═ определены задачи по выходу страны из демографического кризиса, в первую очередь, в области укрепления здоровья, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, снижению материнской и младенческой смертности, а также меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи.═ С начала 2002 г. трехкратно увеличены пособия по беременности и родам.
Продолжилось развитие положительных тенденций в области занятости населения. Изменилась ситуация на рынке труда. Произошло увеличение общей численности занятых до 65,0 млн. человек, из них═ почти 31 млн. женщин (48%).
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, уменьшилась на 0,9 млн. человек и составила 6,2 млн. человек. Уменьшилась и доля безработных в экономически активном населении. Численность официально зарегистрированных═ безработных═ составляет═ 1,1═ млн. чел.
Намечаемые ежегодные приросты валового внутреннего продукта и промышленного производства дают предпосылки сохранения тенденции повышения реальной заработной платы при удержании инфляции на прогнозируемом уровне.
По прогнозным оценкам номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднесрочной перспективе (2002-2006 годы) возрастет в 2,4 раза. Реальные располагаемые доходы населения возрастут на 24-28%, на 700 человекувеличиться численность занятых в экономике. В период до 2004 года ожидается дальнейшее снижение уровня бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума должна сократится с 27% в 2001 году и до 21-22% в 2004 году.
Приоритетными направлениями политики в области социально-культурной сферы на период до 2004 года являются расширение образовательного и культурного потенциала российского общества, осуществление структурных преобразований в отраслях социальной сферы, расширение рынка социальных услуг при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению, с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
Успешное решение═ глобальных экономических и социальных задач стало возможным благодаря поддержке и участию в преобразованиях гражданского общества. Понимание важности объединения сил государства и общественности продемонстрировал Гражданский форум, состоявшийся═ в ноябре 2001 г., в котором приняли участие более 5 тыс. участников неправительственных организаций всей страны,═ представляющих═ правозащитные, экологические, благотворительные, детские, женские и иные направления.
В рамках Гражданского Форума была проведена национальная дискуссия по теме: "Женские гражданские инициативы как фактор устойчивого развития", и 4 круглых стола: по конституционному принципу равенства прав и возможностей, по проблеме насилия, по участию женщин в принятии решений, по социальному развитию.
Уважаемые дамы и господа!
Сегодня в России практически трудно найти сферы общественной жизни, которые бы не подверглись активным и позитивным изменениям. Мы полагаем, что только в их контексте можно объективно анализировать, оценивать и понимать, какие изменения произошли и происходят с российскими женщинами, их положением и ролью в обществе.
Страх, стресс, разочарование и растерянность, присущие большинству женщин в начале 90-х годов, сменились активной заинтересованностью, желанием помочь и участвовать в социально-экономических преобразованиях. Не случайно за последние три года в России серьезно активизировалось женское движение. Прошло множество конференций, акций, мероприятий, организованных женщинами-лидерами и властными структурами. Назову лишь некоторые из проведенных в 2001 году:
* Международная встреча женщин-парламентариев "Гражданское общество и положение женщин в XXI веке (октябрь 2001 г.);
* Интерактивные слушания в Государственной Думе по проекту закона "О государственных гарантиях в Российской федерации равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин" (октябрь 2001 г.);
* Гендерная экспертиза проекта Трудового кодекса, пенсионной реформы, реформы в образовании (октябрь 2001 г.);
* Гендерная экономика. Мировой опыт и российская практика (центр гендерных исследований, декабрь 2001 г.);
* Охрана репродуктивного здоровья населения - проблемы социальной безопасности России (РАПС, декабрь 2001 г.);
* Женские гражданские инициативы как фактор устойчивого развития (ноябрь 2001 г.);
И многое другое.
В целом, диалог женских неправительственных организаций и власти стал нормой в России, технологией партнерства для всех других общественных и некоммерческих объединений. Он имеет перспективу, равно как мы полагаем и хотели с этой высокой трибуны довести до всех присутствующих, что, может быть впервые в России есть перспектива и исторический шанс решения проблем по улучшению положения российских женщин на современном этапе.
Уважаемые члены комитета!
Многие аспекты реализации Конвенции были представлены нами в ответах на дополнительные вопросы предсессионной рабочей группы Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по пятому периодическому Докладу. Кроме того, они были подробно рассмотрены в ходе семинара по теме "Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: вопросы реализации и отчетности", который мы провели совместно с ПРООН и ЮНИФЕМ 28-29 ноября 2001 г.
Напомню, что в России после Пекинской конференции были особо выделены в качестве приоритетных 5 основных проблем - это соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека; участие женщин в принятии решений на всех уровнях; обеспечение равных прав на рынке труда; охрана здоровья женщин и насилие в отношении женщин.
Хотела бы остановится лишь на некоторых аспектах этих важных проблем.
Итак, по поводу участия женщин в принятии решений.
За прошедший период усилилось вовлечение женщин в политику.═ Активизировалось выдвижение женщин на выборах в местные органы власти, активно пошел процесс создания женских палат, женских парламентов в регионах.
Если в 1993 г. в выборах в Государственную Думу участвовало═ одно женское объединение (Женщины России), то на последних выборах 1999 г.═ было═ зарегистрировано 3 женских общественных объединения. Впервые кандидатом на пост президента баллотировалась женщина.
Выборы в региональные законодательные органы, прошедшие в ряде субъектов Российской Федерации показали, что увеличивается число женщин, баллотирующихся в региональные органы власти.
Так убедительны результаты недавних выборов в г. Москве═ (23% ), Республики Карелия (32%), Самарской области═ (с 7,8%═ до 23,7% ) и др.
Анализ динамики показателей участия женщин в принятии решений в федеральных органах исполнительной власти свидетельствует о том, что наметилась тенденция увеличения числа и доли женщин на постах═ первых заместителей Министров, заместителей Министров и статс-секретарей в министерствах и ведомствах, причем традиционно "мужской сферы", включая Министерство обороны, путей сообщения, энергетики, финансов, экономического развития и торговли, по чрезвычайным ситуациям, промышленности, науки и технологии и т.д.
Это - хорошая основа для будущих позитивных изменений в высших эшелонах государственной власти.
Содействовать реализации равных возможностей женщин в политической сфере призван принятый в 2000 г. Закон "О политических партиях". Статья 8 Закона закрепляет равные возможности для женщин и мужчин для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах═ местного самоуправления.
Однако, нам═ пока не удается преодолеть процесс снижения представительства женщин среди депутатов Государственной Думы. Среди 178 членов Совета Федерации сегодня только 5 женщин (была 1).
Медленно меняется соотношение мужчин и женщин на руководящих и исполнительных должностях на государственной службе и в органах судебной власти.
Таким образом, проблема продвижения женщин в органы государственной власти и на уровень принятия решений остается в числе приоритетных и требует изменения подходов в государственной кадровой политики и учета гендерного фактора.
В настоящее время разрабатывается Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации. Она обсуждалась на заседании Круглого стола с женскими организациями, по рекомендациям которых Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации включает специальные курсы по гендерным проблемам управления при подготовке руководителей высшего звена.
Мы полагаем, что учет в Концепции государственной кадровой политике гендерных подходов позволит расширить доступ женщинам к высшим государственным должностям и в целом их продвижение на уровень принятия решений.
Положение женщин на рынке труда.
В течение последних лет снижались показатели женской безработицы. В 1998 г. доля═ женщин в общей численности безработных, рассчитанная по методике МОТ, составляла 46,1%, в 1999 г. - 46,0%, в 2000 г. - 44,0%.
Несмотря на некоторые положительные тенденции, связанные с оздоровлением общей ситуации в занятости населения, необходимо отметить, что ряд отраслей экономики, в первую очередь бюджетной сферы, с преимущественно женской занятостью, еще не затронут в глубокой степени институциональными рыночными изменениями.
В этой связи предпринимаемые Правительством меры в основном направлены, как на профилактику безработицы, чтобы не допустить ухудшения ситуации по занятости в этих сферах.
Другая особенность предпринимаемых государством усилий - их дифференцированость.
Так, в наиболее сложном положении на рынке труда оказываются категории женщин, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.
Именно с учетом этого практически во всех субъектах Российской Федерации разработаны программы занятости населения. Регионам России также предоставлено право устанавливать квоты и резервировать рабочие места для═ женщин.
В дополнение к ним приняты федеральные программы по содействию занятости наименее защищенных категорий женщин и созданию системы учреждений социальной защиты, оказывающих им помощь.
Особо хочу подчеркнуть, что в России за годы реформ практически сформировалась инфраструктура, способствующая адаптации женщин к рыночной экономике.
Кроме того, в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации предусмотрена гендерная экспертиза трудового законодательства, проведение мониторинга занятости женщин, а также меры по вовлечению═ в предпринимательство экономически активных женщин.
Отрадно отметить, что в новом Трудовом кодексе учтено требование женских организаций об ограничении числа запретов на работу для женщин, предоставлена большая свобода в выборе профессий, предусмотрено обязательное согласие женщин на их привлечение к работам в ночное, сверхурочное время, направление в командировки.
Мы понимаем, что решение социально-трудовых проблем женщин включает решение проблемы бедности в целом и феминизации бедности в частности.
Несколько слов о том, что еще предпринимает Правительство для сокращения масштабов бедности.
Так, в течение последних двух лет в 2,5 раза увеличен минимальный размер оплаты труда, неоднократно индексировались пенсии, введена система компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг для малоимущих граждан, пересмотрено налоговое законодательство в части освобождения от налогообложения затрат семей на обучение и медицинскую помощь.
Чтобы закрепить эту положительную тенденцию в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы предусмотрены меры по обеспечению роста заработной платы, пенсий, стипендий, размеры детских пособий и других социальных выплат.
На перспективу намечена разработка основных мер по борьбе с бедностью, путем развития самозанятости, мелкого и среднего предпринимательства, микрофинансирования.
Кратко остановлюсь на гендерных аспектах в здравоохранении.
За последние годы выявились неблагоприятные тенденции в области народонаселения, оставалась высокой смертность мужчин в трудоспособных возрастах, ухудшалось качество здоровья населения в целом, значительно распространились социально опасные заболевания, включая алкоголизм, наркоманию, туберкулез, венерические болезни и т.д.
Вместе с тем, отмечается положительная динамика ряда показателей, характеризующих работу службы родовспоможения, охраны репродуктивного здоровья женщин. С внедрением современных медицинских технологий улучшилась диагностика гинекологических заболеваний, наметилась тенденция снижения частоты позднего выявления злокачественных новообразований репродуктивной системы у женщин.
Целенаправленная работа государственных структур позволила добиться некоторых положительных результатов. Так, абсолютное число абортов уменьшилось в 1,3 раза и составило в 2000 году 1961 тыс. (1997 год - 2498 тыс.), показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизился в 1,3 раза и составил в 2000 году - 50,5 (1997 год - 64,9). Снижение числа абортов во многом определило положительную динамику показателя материнской смертности, показатель которой═ составил в 2000 году 39,7 на 100 тыс. родившихся живыми.
Наметилась тенденция сокращения материнской смертности после абортов.
В 2000 году 9,1 млн. женщин фертильного возраста (23,6%) применяли эффективные методы контрацепции.
Все мероприятия Правительства и общественных организаций направлены на обеспечение доступности медицинской помощи как городскому, так и сельскому населению, поддержку и развитие медико-санитарных, консультационно-диагностических, амбулаторно-поликлинических служб в органах здравоохранения.
Приоритетными для нас являются вопросы профилактики патологии беременности и родов, сохранения здорового потомства. С этой целью намечены меры по повышению качества питания беременных женщин, их оздоровлению.
Кроме того, Комиссией Минздрава России утвержден "План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы", и федеральная программа "Безопасное материнство".
Большое значение в охране здоровья имеет предотвращение риска нарушения репродуктивного здоровья работающих граждан, в первую очередь женщин. В этих целях предусмотрена аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведение сертификации рабочих мест и др.
В последнее время на фоне известных проблем - абортов, материнской смертности и т.д. - по решению которых еще многое предстоит сделать, - появились и новые, в частности СПИД, наркомания. Общее число зарегистрированных═ на конец 2001 года составило 170 068 человек, из них больных СПИДом 576 человек. Мы понимаем всю серьезность этой проблемы.
Среди впервые выявленных случаев заражения ВИЧ соотношение между мужчинами и женщинами составляет 4:1.
В целях организации комплекса мер по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа в России в 1995 году был принят Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", разработана федеральная целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД", которая входит в состав федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".
Действующим законодательством предусмотрено предоставление работающей ВИЧ-инфицированной женщине к оплачиваемому послеродовому отпуску продолжительностью 70 дней дополнительных 16 дней.
С целью профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии в Российской Федерации проводится добровольное тестирование на ВИЧ всех беременных. Проводится централизованная закупка лекарственных средств для профилактики ВИЧ-трансмиссии во время беременности, в родах и новорожденному ребенку. Все этапы профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии осуществляются за счет средств бюджета.
Мы намерены изучить накопленный мировой опыт борьбы со СПИДом, координировать усилия внутри страны, привлекая к сотрудничеству в этой проблеме гражданское общество.
Однако хотела бы отметить, что, как и для многих других стран с переходной экономикой, главная проблема в России по обузданию эпидемии ВИЧ/СПИД - нехватка собственных бюджетных ресурсов.
Именно поэтому мы благодарны руководству ЮНЭЙДС за поддержку в организации и проведении в Москве в ноябре 2000 года международной конференции по проблематике ВИЧ/СПИД.
Результаты этого форума обнадеживают. Принят совместный план действий российского правительства и заинтересованных международных организаций ЮНЭЙДС, ВОЗ, ЮНИСЭФ, Всемирного банка, и ряда других - по предотвращению распространения СПИДа в нашей стране. Это четкий комплексный документ, в котором определены конкретные цели и их исполнители, а также намечены источники финансирования.
Надеемся, что это лишь первый шаг в нужном направлении, за которым последуют новые масштабные инициативы по оказанию странам с переходной экономикой, включая Россию, донорской международной поддержки по распространению ВИЧ/СПИД.
Особо хочу остановиться на проблеме насилии в отношении женщин.
К этой теме привлечено внимание и власти, и общественности, и средств массовой информации, поскольку растет осознание того, что распространение масштабов насилия в отношении женщин создает угрозу интересам государства.
Данные социологических обследований показывают, что около 70% российский женщин когда-либо сталкивались с насилием в той или иной форме. При этом около трети от общего числа убийств совершается в семье. В 40% умышленных убийств жертвами являются женщины. Каждое десятое преступление совершается по мотивам ревности, ссор и других бытовых конфликтов.
Продолжается рост количества изнасилований. Так, в 1997 г. в России было зарегистрировано 9,3 тыс. случаев изнасилований и покушений на изнасилование, в 1999 г. - 8,3 тыс. случаев.
По данным неправительственной организации "Ассоциация кризисных центров" в течение 2001 года в Ассоциацию обратилось за помощью более 65 тыс. женщин, подвергшихся как домашнему, так и сексуальному насилию.
Такая ситуация, безусловно, требует вмешательства как со стороны государства, так и широкой общественности.
В первую очередь, в существенной доработке нуждается действующее законодательство.
Хочу отметить, что первым национальным планом действий по улучшению положения женщин была предусмотрена разработка специального закона против насилия в семье. Такой проект был разработан в Государственной Думе предыдущего созыва, широко обсуждался с неправительственными женскими организациями. Подготовка законопроекта оказалась чрезвычайно трудным делом.
Столкнулись два принципиально разных подхода. Первый - традиционный - состоял в том, что борьбу═ с насилием в семье следует вести правовыми средствами, ужесточая существующее законодательство. Второй подход ориентировал на создание целостной═ и эффективной системы профилактической социальной защиты от насилия в семье.
В конце концов, возобладал первый подход и в настоящее время проводится работа по совершенствованию действующего законодательства.
В Уголовном кодексе Российской Федерации пересмотрены нормы, направленные на защиту прав женщин и детей от различных форм насилия.
Специальная глава устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой, за убийство, в частности, убийство лиц, заведомо находящихся в беспомощном состоянии - тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими и иными расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее, и др.
Установлена ответственность за доведение до самоубийства, за умышленное причинение вреда здоровью, за нанесение побоев, истязание, причинение физических или психических страданий и т.д. Впервые истязание понимается как особый способ причинения потерпевшему не только физических, но и психических страданий.
Установлены различные сроки наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, за изнасилование или иные действия сексуального характера.
Предусмотрена ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних - за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, антиобщественных действий - систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Впервые предусмотрено наказание за торговлю несовершеннолетними.
Однако правовое обеспечение проблемы предотвращения насилия в семье является лишь одним из звеньев в длинной цепи самых различных мер, необходимых для ликвидации этого позорного явления.
Проблема насилия в семье в отношении женщин обсуждалась на заседании правительственной Комиссии по вопросам положения женщин. Даны конкретные поручения федеральным органам исполнительной власти, направлены обращения к руководству ведущих каналов телевидения═ о необходимости прекращения эскалации насилия на телеэкранах, а также к руководителям субъектов Российской Федерации о дальнейшем укреплении учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь жертвам насилия.
Проблемы предотвращения насилия в отношении женщин неоднократно являлись предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации, на семинарах и конференциях неправительственных организаций, на заседаниях Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих объединений, постоянно действующего при Минтруде России.
В настоящее время прорабатывается вопрос о введении учета жертв семейного, сексуального и др. видов насилия в государственную статистику, поскольку сейчас такой показатель отсутствует, а ведется сбор данных лишь о лицах совершивших преступления и осужденных за преступления.
С 1997 г. началось развитие сети кризисных центров помощи женщинам, создаваемых как государством, так и неправительственными организациями.═ Сейчас действуют около 20 государственных кризисных центров помощи женщинам, и более 30 негосударственных, созданных неправительственными женскими организациями. Намечено дальнейшее развитие сети кризисных центров и отделений для жертв насилия, укрепление их материальной базы. Планируется оказание государственной поддержки кризисным центрам, созданным неправительственными организациями в рамках разрабатываемой программы по развитию негосударственного сектора социальных услуг.
Кроме того, жертвы насилия могут получить помощь в государственных учреждениях социального обслуживания. В настоящее время около трех тысяч.
В ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются проекты законов по предотвращению насилия, действуют общественные движения и организации по защите женщин от насилия во всех его формах и проявлениях.
Другой не менее острой проблемой, вызывающей большую тревогу общественности, является проблема проституции и сексуальной эксплуатации женщин и детей.
В 1953 году бывший СССР присоединился к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституцией третьими лицами - так называемой Конвенции 1949 г. При этом нами было сделано заявление, что в условиях социализма проституции быть не может, но мы ценим усилия мирового сообщества по поиску решения этой проблемы и поэтому присоединяемся к Конвенции.
Тогда мы и представить себе не могли, что через несколько десятилетий России предстоит столкнуться с проституцией в массовых масштабах. Сегодня это стало реальностью. Только в Москве в 2000 году было доставлено в органы внутренних дел 55 тыс. человек, обоснованно подозреваемых в занятии проституцией, в Санкт-Петербурге было привлечено в административной ответственности 2265 проституток, а в Москве было также задержано 605 несовершеннолетних девочек, занимавшихся проституцией, которые затем были направлены в специальные детские учреждения.
К сожалению, организованные криминальные группировки в России первыми поняли, что в условиях рынка сексуальные услуги становятся высокоприбыльным товаром, а женское тело может стать выгодным объектом торговли. Секс-индустрия была взята под контроль российским криминальным бизнесом, и сегодня доходы оргпреступности от проституции стоят на 3-м месте после доходов от наркотрафика и торговли оружием.
Государство оказалось не готово к такому развитию событий. У нас не было законодательных и организационно-технических ресурсов для борьбы с этим явлением.
Будучи правоприемником бывшего СССР, Россия несет обязательства по Конвенции 1949 г. В соответствии с Конвенцией мы не можем легализовать занятие проституцией и расматривать ее в качестве одной из форм трудовой деятельности. Напротив, мы должны принять все необходимые меры по искоренению этого социального зла и уголовному наказанию посредников и других лиц, "обслуживающих" проституцию.
В российском законодательстве проституция до сих пор рассматривается как административное правонарушение - за занятие проституцией женщина может быть лишь оштрафована на незначительную сумму. Запрещены и наказываются в уголовном порядке организация и содержание притонов для занятия проституцией. Однако наказание за сводничество и сутенерство, т.е. эксплуатацию проституции третьими лицами, в Уголовном кодексе не предусмотрено, чем и пользуются криминальные структуры.
В настоящее время МВД России активно работает над поправками в Уголовный кодекс с тем, чтобы закрыть "бреши" в действующем законодательстве.
С 1996 г. в субъектах Российской Федерации в правоохранительных органах создаются═ и действуют═ специализированные подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере нравственности (полиция нравов).
Получила распространение практика привлечения к решению данной проблемы неправительственных организаций. В течение 2000-2001 годов проводились совместные семинары, тренинги позволили скоординировать работу правоохранительных органов, здравоохранения и образования по реабилитации жертв сексуального насилия.
Активизируется деятельность правоохранительных органов по пресечению деятельности криминальных группировок, стремящихся установить контроль за "бизнесом на пороках", пресекается распространение, изготовление и сбыт печатной продукции порнографического содержания.
Вызывает растущую озабоченность и проблема вывоза российских женщин за рубеж с целью их сексуальной эксплуатации.
Меры по пресечению этого явления были рассмотрены на заседании правительственной Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации 20 апреля 2001 г.
В соответствии с решением Комиссии в средствах массовой информации развернута работа по разъяснению правовых норм, направленных на защиту женщин, детей и подростков от сексуальной эксплуатации, информированию о возможных последствиях выезда за рубеж в поисках работы, о действующих учреждениях по оказанию помощи жертвам насилия.
В ряде территорий проведены специализированные мероприятия по борьбе с проституцией, сводничеством и сутенерством, торговлей и вывозом женщин, детей и подростков за рубеж в целях сексуальной эксплуатации; пресечена деятельность фирм по оказанию интимных услуг; содержатели притонов привлечены к административной и уголовной ответственности.
В декабре 2000 г. Россия подписала протокол о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против организованной транснациональной преступности.
Подписание и последующая ратификация этого документа предполагают осуществление целого комплекса мероприятий, направленных на предотвращение торговли людьми и, прежде всего, на ужесточение уголовного. Административного и трудового законодательства.
Уважаемые члены Комитета!
Достижение равенства женщин возможно при эффективно действующем национальном механизме.
За прошедший период он получил дальнейшее развитие, сформировались его новые элементы - это Комиссия по делам женщин при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания═ Российской Федерации (верхняя палата парламента) и отдел по делам женщин и детей в Аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Укрепляются составляющие национального механизма в регионах. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы структуры (департаменты, отделы, комитеты), отвечающие за улучшение положения женщин в регионе. Созданы межведомственные комиссии, отвечающие за реализацию региональных планов действий по улучшению положения женщин. Приняты региональные планы действий по улучшению положения женщин.
Особое значение═ для развития национального механизма имеет Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Минтруде России, который представляет собой постоянно действующую переговорную площадку исполнительной власти и гражданского общества.
На Круглом столе регулярно обсуждаются наиболее актуальные для женщин проблемы, вызывающие озабоченность, как со стороны Правительства, так и со стороны женской общественности. Диалоговый режим Круглого стола позволяет интегрировать предложения женского движения, гендерные подходы в процесс разработки политических решений, проводить общественную экспертизу подготавливаемых решений.
Укрепление и деятельность национального механизма позволяет в определенной степени прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия экономической реформы, учитывать гендерный фактор в политике государства, привлекать внимание властных структур и широкой общественности к Конвенции ООН, и к ходу ее реализации.
В Российской Федерации принят второй Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период 2001-2005 годов.
Изменены роль и функции комиссии Правительства РФ по положению женщин. Она всецело ориентирована на обеспечение гендерных подходов в государственной политике, правительственных планах и программах.
Уважаемые члены Комиссии!
В заключение позвольте сказать, что Правительство Российской Федерации осознает, сколь велика дистанция между возможностями и необходимостью в решении проблем женщин, устранения скрытой или явной форм их дискриминации.
Мы также должны признать, что в стране пока сохраняются препятствия для полной ликвидации дискриминации женщин. Еще не все сделано в области экономических преобразований и финансовой сфере. Сохраняется гендерная сегрегация на рынке труда и в области заработной платы. Недостаточны усилия государства по преодолению феминизации бедности, по поддержке женского малого и среднего бизнеса, повышению уровня и качества жизни населения. Но Россия последовательно идет по пути демократии и свободы.
Мы твердо придерживаемся буквы и духа Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Платформы действий, принятой в Пекине.
В настоящее время мы завершаем мониторинг внедрения гендерных подходов в практику деятельности всех органов власти субъектов Российской Федерации и разрабатываем гендерную стратегию страны, которая позволит нам существенно изменить ситуацию в области улучшения положения женщин.
Россия постепенно выходит из кризиса, и мы надеемся, что этот процесс станет необратимым.
В России в последнее время заметно активизировалась сотрудничество с ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНФПА. Нам представляется, что в рамках дальнейшего сотрудничества на международном уровне важны дополнительные усилия по улучшению положения женщин и изменению их места в обществе.
Уважаемые дамы и господа!
Мое представление доклада будет существенно дополнено ответами на вопросы. Я признательна всем экспертам, проявившим глубокий интерес к содержанию Доклада, особенно тем из них, кто нашел время посетить нашу страну и на месте убедиться в масштабности происшедших перемен.
Благодарю за внимание.
═
|