Тульский региональный центр
поддержки женщин и семьи „Подруга"
Тамара Александровна Лопатина, директор центра
Марина Авидзба, социальный адвокат
Защита прав женщин и детей от насилия является одним из главных направлений деятельности нашей организации. Уже пять лет мы занимаемся этой проблемой. Постепенно от организации небольших групп самопомощи и индивидуальной поддержки женщин, попавших в кризисную ситуацию, мы перешли к профессиональной работе с женщинами и детьми, жертвами насилия. Сегодня в организации работают хорошо подготовленные специалисты, есть техническая и информационная база. Мы имеем возможность не только давать юридические, психологические и социальные консультации своим клиентам, но и защищать их права в судебных инстанциях, для чего организация предоставляет своего социального адвоката, прошедшего специальную подготовку по программе защиты прав жертв насилия, проводимой Американской ассоциацией юристов. Каждый день к нам обращаются за помощью от 5 до 10 человек, и наиболее востребована помощь юридическая.
По опыту работы, можно с уверенностью сказать, что нарушение конституционных прав человека на защиту государством начинается с первого же момента обращения в правоохранительные органы. Куда прежде всего должен обратиться человек, подвергшийся насилию? В милицию. С точки зрения закона, милиция в России - часть системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, интересы общества и государства от преступных и противоправных посягательств, наделенная правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством. Основными задачами милиции являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В обязанности сотрудников милиции входит принятие и регистрация заявлений пострадавших, в том числе от домашнего насилия. Но на деле все иначе. В милиции под любыми предлогами стараются устраниться от принятия заявления. Иногда мотивировка бывает просто убийственной: „Вы состоите в браке".
Если заявление все же принято, то это еще не значит, что уголовное дело будет возбуждено. Как правило, в возбуждении дела будет отказано в связи с нанесением легких телесных повреждений. Почему-то бюро судебной экспертизы большинство травм квалифицирует как легкие, независимо от последствий. Вообще, так называемую „бытовуху" органы внутренних дел стараются как можно быстрее закрыть. Кроме того, большинство жертв домашнего насилия, обратившись в милицию, сталкиваются с крайне пренебрежительным отношением к себе, а часто подвергаются психологическому давлению со стороны сотрудников милиции. Очень немногие женщины находят в себе силы добиться наказания насильника. Иногда подобные дела закрываются за недоказанностью, из-за отсутствия свидетелей данного происшествия. В процессе общения с сотрудниками внутренних дел складывается впечатление, что избиение должно быть тщательно подготовлено - должны быть оповещены и приглашены свидетели, участковые милиционеры.
Но вот дело все же возбуждено и передано в суд. Это еще не значит, что решение суда будет вынесено в пользу потерпевшего. В судебном заседании, как правило, жертва насилия еще много всего услышит в свой адрес. На протяжении всего судебного заседания женщине пытаются навязать ощущение собственной вины, после чего она чувствует себя опустошенной, униженной, „вывалянной в грязи". Я не говорю, что так бывает всегда - некоторым везет, и к ним относятся по-человечески, с соблюдением этических норм.
Но чаще с нашим судом - защитником прав и свобод граждан - отношения складываются далеко не партнерские. Почему-то в большинстве случаев судьи относятся к жертвам с пренебрежением и высокомерием. Порой ловишь себя на мысли, что отрываешь судью от каких-то важных дел, заставляешь заниматься чем-то противозаконным, требуешь защиты прав, которые тебе или твоему подзащитному не принадлежат. Слова о правах человека, гарантированных государством: чести и достоинства, права на жизнь, права на безопасность, - в нашей стране пустой звук. Всенародно принятая Конституция, к сожалению, не гарантирует защиты россиян. Гражданин, имеющий самоуважение и достоинство, может рассчитывать в защите своих прав только на самого себя, на свое упорство, на настойчивость и знания своего защитника.
Работая по проблеме насилия, мы все больше и больше приходим к выводу о том, что ее нельзя рассматривать изолированно от социальных процессов, проходящих в обществе. Недейственность законодательных механизмов, вооруженные конфликты, нестабильность экономики, безработица порождают неуверенность людей в завтрашнем дне, напряженность и агрессивность. Все это приводит к эскалации насилия в отношении женщин и детей.
В этой ситуации мы считаем особенно важным правовое просвещение студентов и школьников. В настоящее время мы реализуем проект „Права ребенка", в рамках которого мы обучаем школьников навыкам практической реализации прав ребенка и одновременно пытаемся работать над формированием толерантных отношений между детьми, родителями и учителями. Необходимость данного проекта обусловлена правовой безграмотностью учеников тульских школ: в общеобразовательных школах Тульской области отсутствует предмет „Права ребенка".
На базе нашего центра студенты тульских юридических вузов проходят практику, набирая необходимый практический опыт для дальнейшей работы по специальности. Кроме того, специалисты центра читают курс лекций в Тульском педагогическом университете по темам „Феминология", „Правовые аспекты социальной работы", „Домашнее насилие".
Имея большой опыт работы с жертвами насилия, организация готова поделиться им с другими НКО.
Директор центра „Подруга"
Тамара Лопатина
Социальный адвокат центра „Подруга"
ведет прием жертв насилия
|