Воспитание музыкой, или слово в пользу классики
Елена Темичева
Когда детям исполняется 5-7 лет (некая „точка отсчета гениальности" - ранняя повышенная восприимчивость сочетается на этой отметке с первым „взрослым детским" возрастом), любая мама встает перед выбором или хотя бы задумывается о возможности дополнительного образования для своего ребенка. Отдавая его в музыкальную школу, мало кто из родителей уверен в том, что музыка станет профессией. А многие вложение денег даже в начальное музыкальное образование считают причудой, не оправданной для „нашего трудного времени" тратой, не говоря уже о получении непрестижной и неденежной в России профессии музыканта.
Но есть и такие мамы, которые именно в музыкальном образовании видят одно из условий полноценного воспитания детей. И есть такие дети, которые уже в раннем возрасте вполне серьезно связывают свое будущее с музыкой и достигают поразительного уровня владения музыкальными инструментами. Для таких детей и родителей уже более десяти лет работает уникальная организация - Ассоциация социально-культурных инициатив „Классическое наследие".
Такое воспитание,
или Музыкальная диалектика
Музыкальное образование для детей можно рассматривать по-разному. Если относиться к этому как к начальному профессиональному образованию, то обучение ребенка в музыкальной школе становится основной жизненной задачей на этом этапе. Но выбор музыки в качестве дополнительного образования (что бывает гораздо чаще) продиктован совсем другими причинами. Родители стремятся воспитать своих детей в определенной эстетической традиции и считают это не менее важным, чем материальное обеспечение ребенка. „Я твердо уверена, что говорить о материальном обеспечении без культурного - нельзя, - говорит Виктория Георгиевна Щепина, директор духовой музыкальной школы им. М. И. Табакова. - Да, для многих сейчас трудное время, и мамы думают, прежде всего, как накормить и одеть ребенка. Но в то же время именно дети, которые занимаются музыкой, духовно богаче, они по-другому воспринимают жизненные трудности, и даже легче переносят материальную необеспеченность". Кстати говоря, ученики Виктории Георгиевны за школу платят 11 рублей в месяц. Это трудно назвать критической суммой даже для довольно скудного семейного бюджета. Самый дорогостоящий вклад - покупка музыкального инструмента, и для многих семей это, конечно, проблема. Впрочем, ее решение в значительной степени зависит от убежденности родителей в том, что занятия музыкой необходимы для развития их ребенка. Многие школы располагают небольшим количеством инструментов для учащихся, в классах некоторых педагогов инструменты передаются „по наследству" от старших к младшим по вполне умеренной цене, так что занятия музыкой для общего развития доступны для большинства желающих.
Конечно, по-настоящему одаренным, с детства ориентированным на профессиональное музыкальное образование ребятам нужны совсем другие инструменты, и стоят они очень дорого. Но и эту, действительно сложную задачу можно попытаться решить объединенными усилиями заинтересованных сторон: одаренного ребенка, энергичных и настойчивых педагогов и родителей. Существуют благотворительные фонды, учрежденные известными музыкантами и деятелями культуры, которые хорошо знают эту проблему. Иногда помогают и крупные коммерческие структуры, руководители которых считают благотворительность общественно полезным и важным делом.
„Будущее человека в наше время зависит от интеллекта, а не от материальной обеспеченности, - уверена бессменный председатель Совета учредителей Ассоциации „Классическое наследие" Тамара Лазаревна Марголина. - Нужно не откупаться от ребенка кроссовками, а учить его думать. Музыка развивает абстрактное мышление. В начальной степени музыка нужна не для того, чтобы стать музыкантом, а чтобы стать человеком с широкими познавательными способностями".
Еще один плюс в пользу музыкального образования - возможность формирования среды, в которой развивается ребенок. Воспитывать детей только в семье невозможно. Они в любом случае выбирают себе круг общения - в школе, во дворе, родители должны подумать и об этом.
Человек, который формируется как личность в музыкальной среде, конечно, будет стоять на более высокой ступени культурного развития, нежели тот, кто вырос в достатке, но в атмосфере бездуховности. „Музыка воспитывает внутреннее благородство", - уверены сотрудники „Классического наследия". И еще, безусловно, восприимчивость к краскам жизни. „Мы сами себе устраиваем праздники", - говорят женщины-педагоги музыкальных школ, работающие в Ассоциации.
Такое дело,
или Азбука энтузиазма
Энтузиазм этих женщин поражает. Воскресенье - свободный от основной работы день - они тратят на то, чтобы в Доме композиторов сотни детей и родителей могли услышать настоящую классическую музыку. Чтобы действительно гениальные для своего возраста способности смогли продемонстрировать 7-летние и 17-летние, лауреаты многочисленных международных и российских конкурсов, воспитанники музыкальных школ и студенты консерваторий - уже сейчас виртуозы и профессионалы. За сценой, пока звучит в зале зажигательное танго Пьяццоллы в исполнении детского дуэта, учителя и организаторы чуть не пританцовывают, радуются, как будто в первый раз слышат скрипку, как будто у них в первый раз концерт.
Они работают в Ассоциации „Классическое наследие", одной из первых общественных организаций в России, чтобы помочь талантливым детям. Работают на голом энтузиазме (здесь: не избитое выражение - правда) и тащат на себе такое по-настоящему БОЛЬШОЕ дело.
А концертов за спиной уже сотни. Ассоциации 12 лет. Создавалась она музыкальными педагогами с целью поддержать творческую молодежь, дать ей возможность проявить свой талант - то есть предоставить сцену и привлечь, в свою очередь, юных слушателей. Классическое творчество, исполнительство русской школы не должно исчезнуть для нового поколения, уверены в Ассоциации. Пропаганда отечественной и мировой классики, просвещение - основные задачи „Классического наследия". Идею организации Ассоциации поддержал в свое время Д. С. Лихачев, который до самой смерти был ее Почетным Президентом.
В отличие от известных фондов Владимира Спивакова, Владимира Крайнева, программы „Новые имена", Ассоциация не предоставляет детям материальной помощи. Она выявляет таланты, проводя конкурсы (в том числе международные), концерты с участием юных музыкантов, музыкальные абонементы для детей и родителей. Треть стипендиатов „Новых имен", многие воспитанники Фонда Владимира Спивакова прошли через конкурсы „Классического наследия". „Мы ведем ребят от самого маленького возраста. Практически всех знаем, они вырастают на наших глазах, поступают в консерваторию, - рассказывает Алла Николаевна Лебеднова, директор Детско-юношеской филармонии, которая образовалась при Ассоциации именно с целью дать сцену молодым талантам. - Никакого финансирования у нас нет. Здесь работают одержимые".
Один из абонементов „Классического наследия" - цикл концертов „Учитель и ученик". „Очень важно за успехом ученика видеть учителя, - говорит Т. Л. Марголина. - Мы приглашаем известных педагогов выступать вместе со своими классами и по праву разделить с ними достижения ребят". Это профессора Московской государственной консерватории Юрий Николаевич Должиков, Сергей Иванович Кравченко и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Иван Федорович Пушечников.
Значение музыкального образования еще и в том, что создаются очень важные связи - связь поколений, связь учителя с учеником, классической школы с современным исполнительством. И конечно, временем доказана связь просвещения и воспитания. „Наши дети - другие. Не лучше, не хуже - другие, - говорит Алла Николаевна. - У них другие разговоры, у них даже глаза другие…"
Такие дети,
или От Филиппа до Луки
Когда говорят о ребенке, который успешно учится в музыкальной школе, многие представляют себе или вундеркинда, не от мира сего, или несчастного ребенка, которого родители заставляют бить по клавишам или пиликать на скрипке, в то время как его сверстники с удовольствием гоняют в футбол (помните, в „Покровских воротах": „Играй, Яша, играй!").
Дети, которые выступают на концертах „Классического наследия", в эти образы не вписываются. Вот, пожалуйста, Филипп, учится в духовой музыкальной школе, играет на кларнете. К музыке относится как к любимому увлечению. Жизнь свою с нею пока связывать не собирается. Гоняет в футбол. Слушает популярную „тяжелую" группу „Рамштайн". Хотя конечно, есть среди этих ребят и такие, которые уже сейчас относятся к музыке только как к профессии. „Я искренне не понимаю людей, которые говорят: „Я когда-то учился в музыкальной школе". И что? А дальше? Если ты занимаешься музыкой, этим надо заниматься серьезно", - считает Костя, заканчивающий ту же духовую школу, что и Филипп. Он мечтает играть в квартете и жить жизнью настоящего музыканта. „Я смотрю на своего учителя: у него интересная жизнь. Концерты, поездки, записи. Я хотел бы так жить". Но при этом в разговоре с Костей я совсем не ощущаю, что разговариваю с человеком „не от мира сего". „Ты можешь назвать себя фанатиком?" „В полной мере нет. Но отчет себе в том, как меня воспринимают, отдаю. Я бы определил себя, как „фанатик, но в разумных пределах".
В отношении ребят к музыке прослеживается некая градация. Чем „профессиональнее" подход, тем выше устремления. Кирилл, сын исполнительного директора Ассоциации, с пяти лет играет на трубе, хотя по физиологическим причинам трубу детям разрешают брать только в девять лет. С виду уверенного вида подросток с серьгой в ухе. „Музыка - это мое дело. Я отношусь к этому серьезно. И на сцене я другой, чем на улице со своими приятелями". А будущее свое Кирилл связывает с образованием фонда, который будет помогать детям заниматься музыкой.
А вот еще один персонаж. Известный уже, хотя всего 11-летний, исполнитель пианист Лука Затравкин. Победитель множества международных конкурсов. Говорят, будущий Рахманинов. Его отношение к музыке и к будущей профессии - что для него уже несомненно - во многом воспитано родителями.
Такие родители,
или Семейный случай
Мама Луки, бывший преподаватель консерватории, учит сына отдавать все силы искусству музыки. Каждый день без устали заниматься. Папа, известный художник Никас Сафронов, „сказал мне, что либо я стану лучшим пианистом в мире, либо я не его сын", - рассказывает Лука. Это уже, как говорится, совсем другая история. Лука хочет жить одновременно в России и в Швейцарии, потому что там ему предлагали 200 долларов в час за преподавание, хотя ему всего 11 лет. „Там совсем другое отношение к музыке. Там ценят культуру. В Европе профессия музыканта очень престижна".
Как бы ни было обидно за Россию, но Лука прав - в России профессия музыканта, как правило, безденежна. И даже самые великие российские исполнители, композиторы и дирижеры зарабатывают себе на жизнь за границей. Поэтому, конечно, понятно волнение родителей, когда их ребенок, ходивший в музыкальную школу, как им казалось, „просто ради увлечения", вдруг заявляет, что будет поступать в консерваторию. Так сделал Костя, о котором мы уже говорили, и долго спорил со своими родителями, которые пытались его убедить в неправильности выбора. И все же Костя будет поступать. Убедил.
Разумеется, каждый „семейный случай" - дело отдельное. И вовсе не все нынешние воспитанники музыкальных школ, да даже и не все нынешние лауреаты станут профессиональными музыкантами. Но вот что говорят сами дети и их преподаватели о том, что им уже дала музыка и что они сохранят при выборе любой другой профессии. „Терпение, прежде всего, - говорит Филипп. - Игра на инструменте - это тяжелая работа". „Музыка требует особого отношения, - вторит ему директор Детско-юношеской филармонии. - Преданности. Даже если человек уйдет, другим делом он будет заниматься с такой же отдачей". „Благодаря музыке душа светлеет", - говорит Кирилл.
Если вы приняли решение дать ребенку начальное музыкальное образование, или если он уже учится музыке, и даже если при этом вы не ставили перед собой высокие воспитательные и образовательные цели, одну важную задачу вы уже точно выполнили. Вы показали ему, как можно уходить от обыденности, самим себе делать праздник. Помните такой любимый всеми фильм „День сурка"? Чтобы пережить вечно повторяющийся день - серые будни наших бытовых, рабочих проблем - герою пришлось перейти на новый культурный уровень. В сущности, примитивный по художественной коллизии фильм использовал для этого понятные всем образы: герой стал помогать людям, научился делать красивые фигуры из льда и… играть на рояле.
|