Женщина Плюс...
  N2, 2000

КАЛЕНДАРЬ КАК ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Впервые в России появился календарь, который вполне справедливо можно было бы охарактеризовать как самый нетрадиционный в истории женских календарей. Называется он «Женский русский месяцеслов. 2000 год». Пока он доступен только в Интернет.

Традиция женских календарей существует в России с незапамятных времен. Первый русский феминистский календарь появился в 1899 году. В начале века были популярны «идеологические» женские календари, альманахи, журналы. Они издавались женщинами и для женщин. Основная идея заключалась в распространении и популяризации идей о правах женщин – в частности, избирательного права, права на образование и труд.

Женские календари были популярны и в советское время. Они были призваны отражать внутренний мир советской труженицы, были информативны и многофункциональны: кулинарные и косметические рецепты, советы рукодельницам, модели одежды, народные средства, пословицы... Образцы таких календарей вы до сих пор можете встретить на прилавках книжных магазинов и уличных лотках.

В Европе и США сегодня издается большое количество феминистских календарей. Порой они сделаны с большим юмором и способны вызвать интерес читателей, неискушенных в гендерной проблематике.

У авторов "Женского русского месяцеслова" получилось нечто среднее между русскими образцами предшествующих эпох и современными западными моделями, найден баланс между традицией и новаторством. Оригинальное художественное решение играет здесь не последнюю роль: календарь интересно и богато иллюстрирован. Правда, рецептов и полезных советов в нем нет. В календарь включены небольшие статьи о 250 женщинах, сыгравших исключительную роль в русской истории и мировой культуре. Составители не ограничились только персоналиями, а показали также историю женского движения – в календаре представлены различные типы женских общественных организаций XIX-XX вв., а также исторические события, отразившиеся на положении женщины.

Историко-социальный ракурс объясняется тем, что в работе над календарем активное участие приняли сотрудники Государственного исторического музея, а координировало работу Агентство социальной информации (АСИ). Финансировала проект Женская сетевая программа Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса).

Вот как характеризуют концепцию календаря его авторы: «Мы стремились создать календарь-образ. Образ русской женщины в ее многочисленных и противоречивых ипостасях: женщина как символ времени, как зеркало эпохи. Женщина-стиль, вулкан революции, родина-мать. Бесконечно разнообразная, стихийная и рациональная, прекрасная и устрашающая. Все это "русская женщина"».

Феминизм «Месяцеслова» ненавязчив: электронный календарь задумывался как вспомогательное издание для журналистов, хотя доступен абсолютно всем. Создатели календаря считают, что его популярная публицистическая форма является наиболее приемлемой в современных условиях, более радикальный подход мог бы быть негативно воспринят журналистами.

Вот небольшая подборка текстов из «Женского русского месяцеслова» на июль:

1 июля 1889 года – день рождения Веры Игнатьевны Мухиной

Советский скульптор - одна из немногих скульпторов, чье имя широко известно "в народе". Дед Веры, купец Кузьма Мухин, оставил семье большое состояние. Поэтому детство девочки, рано потерявшей родителей, было весьма обеспеченным. Вера росла ребенком спокойным, послушным, училась прилежно. Неплохо пела, писала стихи и с удовольствием рисовала - дежурный дореволюционный набор талантов. Когда девочка подросла, она сменила провинциальный Курск на столицу. В Москве Вера занялась поисками хорошей художественной студии, и вскоре легко (в смысле - за деньги) поступила в мастерскую пейзажиста и педагога Юона. Честолюбивая и невероятно трудоспособная Мухина работала на износ. Именно здесь начали вырисовываться приоритеты. Ее не привлекала работа с цветом. Ее интересовали графика, пропорции человеческого тела. Уже тогда будущий "официальный" скульптор воплотила заданную композицию на тему "Сон" в виде заснувшего дворника. Параллельно с занятиями у Юона, Мухина начинает работу в мастерской скульптора Синицыной, где впервые с восторгом берет в руки глину. Скоро Вера почувствовала, что замыслы расходятся с возможностями. Она решила отправиться "на доработку" за границу. «Выбить» из опекунов согласие на выезд удалось в связи с несчастьем. Во время прогулки на санях Вера серьезно поранила лицо, за этим последовала серия пластических операций - конечно, ей было очень тяжело. Ее пожалели и отпустили. Так она оказалась в парижской мастерской Бурделя. По возвращении на Родину, где уже началась война, Вера, окончив курсы медсестер, начала работать в эвакогоспитале. Здесь она встретила будущего мужа - врача Алексея Замкова. Расцвет творчества Мухиной пришелся на 20-30-е годы ХХ века. Она родилась вовремя. Культ физически здорового тела со здоровым духом внутри - то, что ей было необходимо. Она воплощала социалистические мифы, социализм обволакивал мифами ее, лишая права на нормальную человеческую биографию. Впрочем, это удачное "попадание" имело еще одну обратную сторону. Искренне воплощенные Мухиной образы "строителей" были приняты и востребованы при ее жизни. Но размещались они совершенно автономно от ее мнения. Эти вопросы входили в компетенцию других инстанций. Знаменитая мухинская пара так и осталась стоять на невысоком постаменте при входе на ВДНХ. А Вера Игнатьевна мечтала, чтобы ее "Рабочий и колхозница" взметнулись к небесам на Воробьевых горах. Умерла Вера Игнатьевна Мухина в 1953 году.

3 июля 1894 года – день рождения Зинаиды Николаевны Райх

Актриса. Примадонна театра. Мать двоих детей Сергея Есенина. Жена Всеволода Мейерхольда. Мать Зинаиды была из обедневших дворян, отец, выходец из обрусевших немцев - одним из первых социал-демократов. Отсюда и раннее увлечение дочери революционными идеями. Она рано оказалась втянутой в политическую борьбу, за что была исключена из гимназии. В 19 лет она - член партии социалистов-революционеров. Никаких террористических актов, в основном пропагандистская работа. Семейная жизнь с Есениным вытеснила из Райх амбиции революционерки, хотя и не сложилась. Отчасти виной тому были регулярные загулы мужа и его рукоприкладство. Отчасти - отношение к Райх есенинского окружения. А. Мариенгоф описывал ее так: "Это дебелая еврейская дама. Щедрая природа одарила ее чувственными губами на лице круглом, как тарелка… Кривоватые ее ноги ходили по сцене, как по палубе корабля, плывущего в качку." В. Шершеневич каламбурил: "Ах, как мне надоело смотреть на райх-итичные ноги!" Помимо внешности Райх, друзья Есенина не принимали и ее актерских способностей. Все это не помешало, однако, Всеволоду Мейерхольду сразу и всерьез увлечься молоденькой ученицей (Райх была моложе его на 20 лет), жениться на ней и усыновить ее детей. В театре и в быту супруги как бы менялись местами - если в театре главенствовал он, то дома царила она. Нападки на Райх не прекратились. Ее не очень любили в театре, обвиняли в чрезмерном давлении на мужа в профессиональном плане, не оставляли в покое и театральные критики. В день, когда арестовали Мейерхольда, в их квартире был произведен обыск. Спустя 24 дня в той же квартире неизвестными была убита Зинаида Райх. Проводить ее пришло мало людей. Стоял 1939 год.

7 июля 1924 года - день рождения Натальи Петровны Бехтеревой

Нейрофизиолог и нейрохирург, ученый с мировым именем, академик четырех академий (в том числе АН СССР). Впервые в СССР применила методику долгосрочного вживления электродов в мозг человека для лечения ряда заболеваний. Окончила Ленинградский медицинский институт в 1947 году. Главное направление ее научной деятельности - функциональная организация и мозговые механизмы мышления, эмоций и других видов деятельности человека в норме и патологии. Долгое время была директором Института экспериментальной медицины в Ленинграде. Исследования и опыт Бехтеревой в области нейрохирургии позволили открыть в 1990 году первый в стране научно-практический Центр "Мозг". Генеральный директор этого центра - сын Натальи Петровны Р.В. Медведев.

8 июля 1944 года установлены: почетное звание и орден «Мать – героиня», орден «Материнская слава», «Медаль материнства»

Эти награды были учреждены в поддержку многодетных семей. Первый орден "Мать-героиня" вручен Анне Савельевне Алексахиной, воспитавшей 12 детей. В Великую Отечественную войну все восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо их них погибли. Дочери вместе с матерью трудились в тылу. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Алексахиной вышел 27 октября 1944 года.

10 июля 1831 года - день рождения Ирины Андреевны Федосовой

Русская сказительница, чье творчество является предметом изучения фольклористов, ученых-литературоведов, писателей, художников. Истинно русская женщина, как о ней писали и говорили. Ее плачи-импровизации, завораживавшие слушателя, отразили мировоззрение и быт русских крестьян. Эти плачи ("О старости", "О писаре" и др.), былины, лирические и свадебные песни с 60-х годов ХIХ века записывались Е.В. Барсовым и другими фольклористами. О Федосовой писали М. Горький, Ф. Шаляпин, ее тексты творчески перерабатывались и входили в произведения таких писателей, как М.М. Пришвин, Н.А. Некрасов (глава "Крестьянка" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо") и других. Летом 1997 года в Карелии прошел фольклорный праздник "Ее родина - Заонежье", посвященный дню рождения Ирины Андреевны Федосовой.

11 июля 1824 года - день рождения Юлии Валериановны Жадовской

Известная поэтесса и писательница 40-50-х годов ХIХ века. Детство Юлии прошло в постоянных переездах. Мать девочки умерла вскоре после ее рождения, и Юля воспитывалась у бабушки по материнской линии. В 12 лет бабушка отвезла ее в Кострому к своей дочери - известной тогда писательнице А.И. Корниловой (ей посвящали стихи Пушкин, Языков, Вяземский). Здесь Юля получила хорошее домашнее образование. В юношеском возрасте она переезжает к отцу в Ярославль, где продолжает заниматься дома. С учителем русского языка - П.М. Перевлесским - у юной ученицы возникают любовные отношения, но отец воспрепятствовал их браку, и учитель навсегда покидает дом. Эта первая трагическая любовь отражается в образах ранней лирики Жадовской. В 1843 году в "Московитянине" появляются два стихотворения девушки. Через три года выходит книжка стихов. В. Белинский критикует этот сборник за стремление "уйти от мирской суеты". О втором же сборнике стихов, вышедшем в 1858 году, тепло отзывается Н. Добролюбов. Многие ее произведения написаны не без влияния революционеров-демократов и Н. Некрасова. Современники ценили ее поэзию. А. Григорьев, Н. Чернышевский отмечали задушевность и искренность творчества Жадовской, на ее стихи писали музыку Варламов, Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Гречанинов, Рахманинов. В 1851 году были напечатаны последние ее повести - "Женская история" и "Отсталая", посвященные проблеме женской эмансипации. Личная жизнь Жадовской складывается неудачно. В конце концов она вышла замуж за обремененного семьей доктора и всецело отдалась воспитанию его детей. После смерти мужа она продала дом и купила небольшую усадьбу в Костромской губернии, занялась хозяйством и совсем забросила литературу. Умерла Юлия Валериановна 23 июля 1883 года. В Костромском музее изобразительных искусств висит ее портрет кисти неизвестного художника. С него смотрят умные глаза молодой женщины, а в них и задумчивость, и страдание, и усталость...

20 июля - день памяти Евфросинии Московской

Евфросиния (до пострижения - Евдокия) – супруга великого князя московского Дмитрия Донского. Одна из наиболее почитаемых в России святых женщин. Евдокия обвенчалась с Дмитрием Донским 18 января 1366 года в Коломне. Вместе они пережили вспыхнувшую в Москве чуму, литовские нашествия и поход Тахтамыша, в результате которого Москва была сожжена до тла. Евдокия помогала князю хозяйничать в неспокойной вотчине, решала хозяйственные вопросы, участвовала в строительстве и освещении церквей. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. В 1389 году скончался Дмитрий Донской. Еще при жизни мужа Евфросиния жила истинно по-христиански, а после его кончины повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Всегда и везде веселая, княгиня устраивала в своем тереме званые обеды, сама же не прикасалась к яствам. Людская злоба не обошла ее. По Москве стали ходить слухи, затрагивающие честь княгини. Сыновья обратились к ней с вопросом о наветах, порочащих ее. Она пригласила их в свои покои и сняла часть одежд. Сыновья ужаснулись, увидев невероятную худобу и кожу, иссохшую от излишнего воздержания. Евдокия ежедневно посещала храмы, делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Преподобная Евфросиния построила в Москве Вознесенский девичий монастырь (1393 г.) и церковь Рождества Богоматери, расписанную Феофаном Греком и Симеоном Черным. В Переяславле -- мужской Успенский Горицкий монастырь (около 1392 г.) и Церковь рождества Иоанна Предтечи. По ее совету сын Василий Дмитриевич повелел перенести чудотворную икону Божьей Матери из Владимира в Москву. Умерла Евфросиния 17 мая 1407 года, незадолго до кончины постригшись в монахини.

24 июля - день памяти княгини Ольги

Ольга, во святом крещении Елена, была супругою князя Игоря и матерью Святослава. В 903 году Олег, великий князь, сам избрал для Игоря супругу, по сказанию Нестора, привезенную из Пскова. По данным Татищева, Ольга родилась в Изборске, была правнучкой Гостомысла и называлась Прекрасною (не отсюда ли в русских сказках появилась Елена Прекрасная?). Имя свое она приняла от Олега - в знак привязанности. Трудно найти такую же безапелляционную женщину среди русских правительниц. Царствование ее (945-964 гг.) началось с жестокой и остроумной мести древлянам за смерть мужа. Не ведавшие об Ольгином характере, древляне отправили к ней вполне мирное посольство с предложением взамен Игоря своего князя Мала. Не тратя лишнего времени на разговоры, Ольга заживо закопала дерзких древлян в землю, а второе посольство сожгла. На этом пылающее местью сердце княгини успокоиться не пожелало. Стребовав с древлян в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора, она велела привязать к ногам птиц зажженную паклю с серой. Невинные птицы возвратились в старые гнезда, и столица древлян Искоростень запылала, как разгневанное Ольгино сердце, в огне своем погубив 5 тысяч человек. Имя Ольги надолго вошло в историю вместе с определением "княгини, пожегшей древлян". Крепкая рука Ольги простерлась над Русью. Древнерусская княгиня упорядочила сбор дани с земель, провела денежную реформу. Ее дипломатическим способностям можно позавидовать: переговоры в Царьграде прочно утвердили ее авторитет не только на Руси, но и в Византии. Она присоединяла земли, устанавливала отношения с другими странами и, наконец, стала первой среди русских правителей, принявшей христианство. Ольга опередила свое время. Деятельность немецких христианских миссионеров, разрешенная ею на территории Руси после удачного посольства в Германскую империю (959 г.), успеха среди русичей не имела. Не удалось ей склонить ко крещению и своего сына Святослава. Зато мудрость бабки в полной мере перешла к внуку Владимиру, крестившему Русь. Умерла Ольга в июле 969 года, наказав хоронить себя по христианскому обряду. По отношению к великой княгине история была справедлива: Ольга была канонизирована ранее, чем Владимир.

31 июля 1768 года – день рождения Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой

Русская крепостная актриса. Певица. Своего рода Золушка. Параша Ковалева была взята в барский дом восьмилетней девочкой, она отличалась странными для крестьянки утонченными манерами. В доме княгини Долгорукой она получила прекрасное образование - много читала, обучилась музыке и этикету. Младший Шереметев тем временем решал вопросы своего образования за границей. Через четыре года он вернулся, взял на себя обязанности директора Московского Банка и занялся устройством домашнего театра в Кусково - отцовской страстью. Параша покорила молодого графа. Вскоре она исполнила свою первую роль - служанки в опере Гретри "Опыт дружбы". Недостаточно звучная фамилия была на афише заменена. Так среди прочих Яхонтовых и Изумрудовых заблестела Жемчугова. Слухи о ее способностях распространились молниеносно. Граф решает строить новое здание театра. Его открытие приурочили к визиту в Кусково Екатерины II. Плененная талантом юной Жемчуговой, императрица подарила девушке бриллиантовый перстень. После смерти отца, старого графа Шереметева, Николай Петрович, наследник огромного состояния, на несколько месяцев ушел в запой. Именно Параше удалось вывести тридцатисемилетнего графа из состояния перманентного загула. Театр был реанимирован, у него даже появилась хозяйка. Да, та самая Прасковья Ивановна Жемчугова. Граф готов был на нее молится. Мешали сплетни - слишком очевидным становилось для окружающих влияние какой-то крепостной девки на "хозяина". Пришлось из Кусково уехать. Вскоре Прасковья тяжело заболевает - у нее открывается туберкулез. Граф наконец-то решает дать Жемчуговой вольную. За два года до ее смерти он, предварительно фальсифицировав все документы, касающиеся родословной Прасковьи, тайно вступает с ней в брак. Смертельно больная женщина успела подарить Шереметеву сына. Умерла в 1803 году. Знатные господа на ее пышные похороны не пришли. В память о своей жене Николай Петрович Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (богадельню), ныне старый корпус института им. Н.В. Склифосовского.

31 июля 1831 года - день рождения Елены Петровны Блаватской

Писатель. Теософ. Основатель теософского общества в Нью-Йорке. Мать Елены, писавшую под псевдонимом Елизавета Р-ва, называли русской Жорж Санд. Когда она умерла, девочке было одиннадцать. С тех самых пор ее стали преследовать таинственные голоса, и вообще жизнь наполнилась странными явлениями. Суть их сводилась к тому, что ребенка кто-то как будто оберегал в опасные для его жизни моменты. В восемнадцать лет Елена вышла замуж за немолодого человека, господина Блаватского. Достоверных сведений о том, что происходило в ее жизни дальше, нет. Есть версия, что Блаватская путешествовала по странам Азии и Африки, изучала языки и общалась с шаманами и колдунами. По другой информации, она, сбежав от мужа, поступила в константинопольский цирк и вторично вышла замуж. Сама Елена отрицала многие из слухов, и в конце жизни даже собиралась подать на одну из газет в суд. Основные работы Блаватская написала в последние восемнадцать лет своей жизни. Себя она считала посредником между человечеством и Великими Посвященными, задача которого направлять развитие этого самого человечества в правильное русло; ни жизнь ее, ни смерть, ни эпистолярные творения (кстати, эта дама имела четыре абсолютно разных почерка), ни в коей мере не зависят от нее, а ведомы свыше. С ней всегда был Учитель, чудесным образом исцелявший даже самые, казалось бы, безнадежные недуги и облегчавший страдания иного характера. В 1875 году Блаватская вместе с единомышленниками основала теософское общество. Его задачей было устранить конфликт между материальностью и духовностью, наукой и религией. Кто-то принимал все всерьез - после смерти Блаватской осталось 60 тысяч последователей общества, причем движение существует до сих пор. Специалисты Лондонского общества психических исследований назвали ее "одной из наиболее совершенных, остроумных и интересных обманщиц эпохи", Всеволод Соловьев - "ловцом душ", Махатма Ганди же говорил, что был бы счастлив коснуться края платья госпожи Блаватской. Госпожа была "отозвана" с Земли в возрасте шестидесяти лет (1891 г.). Ее прах, разделенный на три части, хранится в трех разных уголках света.

АСИ осуществляет бесплатную ежемесячную рассылку текстов из «Женского русского месяцеслова. 2000 год» всем заинтересованным организациям. Вы также можете стать подписчиком, если пришлете свой запрос по адресу: asi@aha.ru

Адрес календаря в сети: http://www.asi.org.ru/calendar

Материал подготовила Евгения Полонская