[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2000-2004

CEDAW: Исследование и анализ прав женщин в России

21-11-2004  

 

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1979, является мощным инструментом для формулирования, мониторинга и защиты прав женщин.

Российская Федерация ратифицировала CEDAW в 1981, и, следовательно, обязалась исполнять требования Конвенции на национальном уровне. Также каждые четыре года российское правительство обязано предоставлять отчеты о принимаемых мерах и трудностях, возникающих при осуществлении положений Конвенции. Эти регулярные отчеты являются главным инструментом, с помощью которого Организация Объединенных Наций, с помощью Комитета Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Комитет CEDAW), рассматривает отчеты государств-участников и оценивает прогресс, достигнутый государствами в ликвидации дискриминации против женщин, а также составляет рекомендации для дальнейшего улучшения ситуации. Неправительственные организации (НПО) могут предоставить информацию Комитету CEDAW в виде альтернативных отчетов.

Проект CEELI по оценке CEDAW

Программа по защите прав женщин Правовой инициативы для стран Центральной Европы и Евразии Американской Ассоциации юристов (ABA CEELI) проводит проект оценки исполнения Российской Федерацией требований Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Программа по защите прав женщин предполагает провести анализ статуса женщин, его закрепления в законодательстве Российской Федерации и соблюдения прав женщин в реальности. Результаты этого исследования будут опубликованы в специальном отчете на русском и английском языках.

Как будет проводиться оценка?

CEELI успешно провела похожие проекты по анализу соблюдения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Армении, Грузии и Сербии. Для анализа был использован специальный «Инструмент оценки» Конвенции, методология, созданная CEELI непосредственно для данного проекта. Согласно Инструменту оценки, выполнение проекта состоит из двух фаз:

  • Анализ законодательного закрепления гарантий защиты прав женщин в Российской Федерации на федеральном и региональной уровне (оценка de jure);
  • Анализ того, как положения Конвенции претворяются в жизнь, какие препятствия равноправию мужчин и женщин существуют на деле? (оценка de facto).

Каковы цели проекта по оценке CEDAW?

Цель оценки исполнения Российской Федерацией положений CEDAW, проводимой CEELI, заключается в том, чтобы идентифицировать проблемы и привлечь внимание общественности и экспертов к областям, в которых права женщин не полностью соблюдаются, а также содействовать процессу достижения гендерного равенства в Российской Федерации. CEELI намеревается собрать, по возможности, более подробную информацию о соблюдении прав женщин в России, включая информацию из регионов. Отчеты, представляемые Российским правительством в Комитет CEDAW, освещают многие проблемы, с которыми сталкиваются женщины в России, однако они представляют общую картину. Мы надеемся, что оценка CEDAW, проводимая CEELI, поможет выявить, как положительные инициативы, так и нарушения прав женщин на уровне субъектов федерации (региональный уровень), а также выявит разнообразные аспекты, оказывающие влияние на жизнь женщин в России. Мы также надеемся, что процесс выполнения проекта по оценке CEDAW и его результаты зададут новый импульс дискуссии о правах женщин в России и привлекут внимание к этим вопросам в регионах. Данный проект может послужить стимулом для сотрудничества неправительственных организаций и правительственных структур в регионах по претворению рекомендаций Комитета CEDAW в жизнь и по более полному выполнению положений Конвенции.

Чем оценка CEDAW проводимая CEELI отличается от альтернативного отчета НПО?

По окончании процесса оценки CEDAW CEELI составит отчет, который, однако, не будет представлен как альтернативный отчет. Наилучшими альтернативными отчетами являются отчеты, составленные местными НПО, которые, не охватывая всех статей CEDAW и всех регионов страны, представляют детальную информацию по конкретному региону или по определенной проблеме. CEELI надеется, что неправительственные организаций смогут использовать результаты проекта для написания собственных альтернативных отчетов, а также, что они смогут использовать Инструмент оценки, составленный CEELI, как методологию для проведения собственного анализа соответствия Российской Федерации требованиям CEDAW и составления альтернативных отчетов. Информация, собранная для альтернативного отчета, может быть использована НПО, как важный инструмент для привлечения внимания к проблеме прав женщин, и для работы над улучшением ситуации.

Как НПО и другие организации могут участвовать в процессе оценки?

Оценка CEDAW будет успешной, только при условии сотрудничества и партнерства CEELI с российскими организациями и группами, обладающими информацией о соблюдении прав женщин в Российской Федерации. Из анализа российского законодательства становится ясно, что оно в основном соответствует положениям CEDAW. Однако проблемы существуют, и мы будем рады любой информации, которая поможет нам составить реальную картину состояния прав женщин в Российской Федерации.

CEELI приветствует участие правительственных и неправительственных структур в предоставлении любой информации, которая может быть использована при анализе и оценке выполнения Российской Федерацией требований Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Многие НПО обладают обширной экспертизой в отдельных областях прав женщин, например, в области репродуктивных прав, политического участия, или насилия на гендерной почве. Также НПО, работающие в субъектах Российской Федерации, обладают уникальной информацией о соблюдении прав женщин в конкретных регионах. Работа, проводимая CEELI, будет более содержательной и информативной при условии получения подобной информации от экспертов и НПО, а информация из регионов расширит объем и качество оценки в целом.

Для получения дополнительной информации или для предоставления информации по проекту, пожалуйста, обращайтесь в московское представительство ABA/CEELI:

Элизабет Дюбан, представитель программы по защите прав женщин
eduban@abamos.ru  
Тел.: (095) 789-8280 доб. 118

Лия Утяшева, юрист программы по защите прав женщин
lutyasheva@abamos.ru  
Тел.: (095) 789-8280 доб. 112

Татьяна Филатова, координатор программы по защите прав женщин
tfilatova@abamos.ru  
Тел.: (095) 789-8280 доб. 110

 


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]