|
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи рассмотрел внесенный Правительством законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одномоментное проведение кардинальной социальной реформы, как предполагается в законопроекте, может повлечь серьезные негативные последствия для населения, говорится в Заключении Комитета, принятом на заседании Комитета и подписанном председателем Комитета Екатериной Лаховой. Даже по самым предварительным расчетам, объем предлагаемых компенсаций не покроет расходов на заменяемые льготы. Так, в крупных городах "цена" нынешних льгот для детей-инвалидов составляет 3-5 тыс. рублей ежемесячно. Предлагаемая компенсация - 1000 рублей - в 3 - 5 раз меньше. Кроме того, не каждую льготу и не каждому получателю можно заменить деньгами. С учетом конкретных жизненных обстоятельств людям должно быть предоставлено право выбора: льгота или компенсация, отмечается в Заключении. Согласиться с заменой льгот, считают члены Комитета, можно только в случае, если компенсации будут равноценны и будет выработан такой механизм их распределения, который не приведет к ущемлению прав ни одной категории льготников. Комитет поддержал предложение Правительства причислить к категории лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работы. В то же время, в законопроекте много норм, нечеткость формулировок которых по существу приводит к ущемлению или даже лишению прав некоторых категорий граждан. Так, непонятно, по каким причинам из категории лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, исключены семьи, в которых оба родителя признаны безработными. Среднедушевой доход семей с детьми и двумя безработными, как правило, ниже прожиточного минимума, и они нуждаются в социальной поддержке при трудоустройстве. Кроме того, из числа дополнительных гарантий занятости (статья 13) исключена такая мера как организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Комитет настаивает на сохранении этой нормы (хотя бы на переходный период), и предлагает увеличить в 2005 году средства на эти цели до 900 млн. рублей. Комитет не согласен с изменением закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствие с которым ежемесячное пособие на ребенка - передается на уровень регионов. При этом данный вид пособия исключается из перечня видов государственных пособий, определенного статьей 3 закона. Правовых оснований для этого нет, т.к. в тексте законопроекта остается статья 16 с наименованием "Ежемесячное пособие на ребенка", в соответствии с которой субъекты Федерации сами будут устанавливать размер, порядок назначения и выплаты. Такое намерение не учитывает фактического положения семей с детьми, уровня их дохода и не отвечает поставленной Президентом Российской Федерации задаче преодоления бедности. По данным Государственного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2003 год), более 50% семей с одним ребенком имеют доходы ниже прожиточного минимума (из них 18,5% ниже прожиточного минимума в два и более раза). В семьях с двумя детьми - соответственно 62,3% и 30,6%, с тремя и более - 74,3% и 48,2%. Из этого следует очевидный вывод - семьям с детьми без государственной поддержки в виде выплаты пособий не обойтись. Предложение о передаче регионам выплаты ежемесячного пособия на ребенка можно поддержать при условии, если в дополнение к этому будет установлена гарантированная выплата пособия за счет средств федерального бюджета, говорится в Заключении. Указанная мера федеральной государственной материальной поддержки семей с детьми может носить временный характер до того момента, пока регионами не будет отработан механизм выплаты ежемесячного пособия на ребенка, не будет погашена задолженность по детским пособиям и пока не будет отлажен весь механизм межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий. Из статьи 18 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по мнению членов Комитета, непродуманно исключено положение о том, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации. Не передано указанное полномочие и субъектам Российской Федерации. При таком подходе все затраты на обучение детей-инвалидов на дому лягут на плечи родителей. С учетом разграничения полномочий Комитет предлагает закрепить эту обязанность за регионами. Вносимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ограничивают права этой категории детей, считает Комитет. Право на зачисление детей-сирот на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также право получения начального профессионального образования бесплатно заменяется правом на компенсацию платы. Кто, как и в каком объеме будет компенсировать указанные затраты в законопроекте не определено. То же касается права на бесплатный проезд к месту отдыха и лечения. Право на предоставление бесплатных путевок в лагеря труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения заменяется на возможность получения путевки. В проекте закона не устанавливается общая процедура реализация жилищных прав детей-сирот. Она не нашла отражения и в проекте нового Жилищного кодекса. Источник: Сайт Государственной Думы РФ Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ
|