Предотвращение насилия в отношении женщин Тезисы выступления на семинаре "Социальная безопасность" 21.01.2004 г. Цель моего сообщения - представить историю и опыт работы общественной организации - Конгресса женщин Кольского полуострова - по предотвращению насилия в отношении женщин. Я начну с краткой истории вопроса, охарактеризую основные этапы и формы работы нашей организации, проблемы, которые требуют своего разрешения. Насилие в отношении женщин мы рассматриваем как проявление гендерной дискриминации, реальную социальную угрозу, которая требует исследования, осмысления, принятия целого комплекса мер как государством, так и обществом. 1. История вопроса Первый этап - с 1995 по 1997 год. Период подготовки и открытия центра. Конгресс женщин - сеть волонтерских организаций, работу с проблемой насилия ведут несколько кризисных центров, первый из которых был открыт в Мурманске в апреле 1997 года. До открытия центра Конгресс в течение двух лет поддерживал работу горячей линии для женщин, подвергающихся домашнему насилию. Работа по созданию кризисного центра в Мурманске заняла около 2-х лет. Группа из 5 женщин изучала зарубежный опыт, разработала концепцию и устав кризисного центра. Большую помощь оказали норвежские волонтеры, сотрудница Совета по равноправию Элен София Болсрюд, директор и волонтеры кризисного центра из Тромсе. Секретариат Баренцева региона выделил средства для создания и работы в течение последующих 2-х лет. Группа разработчиц из Конгресса женщин на основе анализа опыта работы кризисных центров в скандинавских странах, США и Канаде выбрали модель "От женщины к женщине", которая предполагала включение в деятельность центра большого количества волонтеров, работу горячей линии и приюта. Второй этап - с 1997 по 1999 год. Становление, массовая подготовка волонтеров. Работа центра велась, в основном, на волонтерской основе. Раз в два месяца организовывались курсы для новой группы доброволок, центр нуждался в информационной поддержке и накапливал опыт оказания помощи женщинам. Наиболее востребованным оказался телефон доверия, ежемесячно в центр обращались от 120 до 150 человек, в год 1500- 1700 человек. Активно развивались международные и межрегиональные связи, Мурманский кризисный центр стал участником проекта создания сети кризисных центров Баренцева региона, руководители и волонтеры активно учились. Именно в этот период пришло понимание, что тема насилия в отношении женщин плохо осознается обществом, является запретной, неудобной. Поэтому много внимания уделяется работе в СМИ: статьи в газетах, ежемесячные выступления на радио в специальной передаче "Женский дом" и на телевидении в "Женской кампании". К началу 2000 года Мурманский кризисный центр становится известной организацией. К этому времени в области открывается еще 2 муниципальных приюта для женщин - жертв насилия. Около ста женщин прошли специальную подготовку волонтеров за первые три года работы. Вместе с тем, в работе центра начал ощущаться "кризис жанра". Все больше становилось понятно, что для изменения общественного сознания в отношении домашнего насилия и насилия в отношении женщин необходимы не только кризисные, но позитивные программы поддержки женщин. Третий этап - с 2000 г. по настоящее время. Характеризуется развитием Мурманского кризисного центра как ресурсного центра поддержки женщин. Впервые идея такого проекта была высказана на собрании волонтеров зимой 1999 года, весной 2000 года в центре был организован четырехмесячный курс обучения волонтеров на основе гендерной идеологии. У 30 волонтеров, прошедших этот курс, открылось "второе дыхание", работа горячей линии была дополнена очными консультациями и группами личностного роста, были открыты новые направления - программа работы с проблемой насилия в отношении пожилых женщин и социальный маркетинг кризисного центра с комплексом поддержки в СМИ. Весной 2001 года центр победил в конкурсе и получил грант, был начат региональный проект комплексной поддержки женщин "Путь к успеху" На сегодняшний день центр остается независимой общественной организацией со статусом общественного учреждения. Персонал центра минимальный - один исполнительный директор и 0,5 ставки бухгалтера. По договорам, в зависимости от текущих проектов и грантовой поддержки, в последние 2 года работало ежемесячно от 10 до 16 человек, постоянный среднесписочный состав волонтеров - 30 человек. Количество обращений с 1997 по 2003 год увеличилось в 2 раза и составляет около трех тысяч в год. За указанный период 32 человека воспользовались возможностью убежища для жертв. Центр ежегодно проводит информационные кампании, обучающие семинары для женщин, организует занятия по предупреждению насилия со школьниками, распространяет в общественных местах информационные материалы, буклеты и листовки. По-прежнему самой востребованной услугой Мурманского кризисного центра для женщин является "горячая линия", растет количество очных консультаций и обучающих семинаров для молодежи. Центр предоставляет возможности учебной практики и профессиональной стажировки студентам и аспирантам факультетов психологии, социальной работы и права высших учебных заведений г. Мурманска. В последние несколько лет усилилось взаимодействие центра с методическими объединениями школьных психологов и социальных работников, некоторые из них сотрудничают с центром на договорной основе. Основные результаты работы Мурманского кризисного центра для женщин - вклад в решение проблем социальной безопасности за минувшие 6 лет: 1. Проблема насилия в отношении женщин (домашнего, на рабочем месте, изнасилований и пр.) стала обсуждаться на разных уровнях, и в региональных СМИ, получила "социальную видимость" 2. В регионе появилось несколько кризисных центров, которые взаимодействуют между собой, координируются в сеть. 3. Центр установил и активно поддерживает партнерские отношения с рядом организаций, необходимых для оказания помощи жертвам насилия (бюро судмедэкспертизы, администрации округов и города, женские консультации, комитет по делам молодежи, комитет здравоохранения, департамент занятости и миграции и др.) 4. Повысилась компетентность и авторитет центра в оказании помощи женщинам. 5. На практике опробовано несколько моделей работы центра, получен важный социальный опыт. 6. Наметился рост уровня правосознания населения области и сотрудников правоохранительных органов в отношении прав человека и прав человека - женщины на безопасность в доме, понимание домашнего насилия как правовой и социальной проблемы. Проблемы: • Неустойчивое финансирование. Пока не удалось убедить администрацию города финансировать основные расходы центра по содержанию помещения и оплаты труда, хотя бы полутора единиц персонала (около 540 тыс. рублей в год) • Трудно строятся отношения с правоохранительными органами, степень закрытости которых превышает разумные границы. • Помещение центра (трехкомнатная квартира) не соответствует масштабам и объемам исполняемой работы. • Насущна потребность в научном обеспечении работы центра. Катастрофически не хватает исследований и исследователей проблем насилия в отношении женщин, концептуальных моделей и позитивных региональных программ их разрешения. Опыт других регионов (Архангельск, Саратов и др.) показывает, что наиболее эффективна работа волонтеров кризисного центра в союзе с учеными - исследователями кафедр психологии и социальной работы университетов, остро не хватает помощи социологов. Жизнь показала, что перспектива кризисного центра состоит в том, чтобы, продолжая ежедневную практическую работу по оказанию помощи женщинам - жертвам домашнего и другого насилия, тем не менее, усиливать свою роль как центров публичной политики, выводить решение вопроса в уровень политической воли, работать на опережение. Необходима более квалифицированная и систематичная работа со СМИ, с депутатами регионального органа представительной власти и администрациями на местах. Недоиспользованным ресурсом и одним из стратегических направлений работы центра должно стать более тесное сотрудничество с педагогическим университетом для подготовки учителей к работе по предупреждению насилия и домашнего насилия в частности.
|