|
"ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Документ "Гендерная стратегия Российской Федерации" издан Министерством труда и социального развития Российской федерации в 2002 году при финансовой поддержке Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА). Редакционная коллегия: - доктор социологических наук, профессор Г.Н. Карелова (отв. ред.),
- депутат Государственной Думы Федерального Собрания Т.В. Яковлева,
- кандидат экономических наук М.В. Гордеева,
- доктор политических наук Т.А. Мельникова
СОДЕРЖАНИЕ - Обращение к читателям
- Преамбула
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи государственной гендерной политики
- III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
- 1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
- 2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
- 3. Гендерные проблемы в области здравоохранения и перспективы их решения
- 4. Гендерные требования к информационной политике
- 5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
- IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ Дорогие друзья! В Ваших руках необычный документ. Эта книга посвящена проблеме повышения социального статуса женщин и мужчин в российском обществе и определяет основные направления гендерной стратегии России. Когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, которая в своей статье 19 зафиксировала, что "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Это означает, что женщины и мужчины обладают равным статусом. Женщины и мужчины имеют равные условия для реализации ими всей полноты прав человека для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами. Современная государственная политика Российской Федерации, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, на создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни. В основе политики лежат общепризнанные международные нормы, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Итоговых документах Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Российская Федерация в полной мере разделяет принципы ООН и понимание гендерного равенства как необходимого условия достижения устойчивого развития страны и создания условий для всесторонней реализации человеческого потенциала. С этой точки зрения приоритетное внимание должно уделяться вопросам положения женщин, особенно в тех проблемных зонах, где еще сохраняются явные и скрытые формы дискриминации - в экономической и политической сферах, а также должны быть разработаны специальные меры, в том числе законодательного характера, направленные на достижение равных возможностей мужчин и женщин, выравнивание их социального статуса. В феврале 2002 г. состоялась российско-канадская конференция, участники которой заявили о настоятельной необходимости принять в России гендерную стратегию, которая могла бы служить политико-правовым обоснованием государственной политики в отношении женщин, улучшения их положения, преодоления дискриминации по признаку пола, достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни. За прошедший период Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проделана большая аналитическая, интеллектуальная работа, к которой были привлечены научные кадры ведущих академических институтов, представители общественных организаций, органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Идея разработки гендерной стратегии, можно сказать, получила широкую поддержку в женском движении, вдохновила ведущие российские организации женщин на разработку гендерных стратегий своих регионов. В данном издании представлен проект Гендерной стратегии России, в котором отражены основные направления гендерной политики, требующие: - укрепления демократических институтов, среди которых особое место должны занять звенья национального механизма, включая институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, такие, как специализированные консультационные советы и комиссии по гендерной политике национального механизма и по улучшению положения женщин, а также соответствующие службы в федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти;
- разработки и осуществления общенациональных и региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции феминизации бедности и безработицы;
- введения обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов;
- развития гендерной статистики, отслеживающей изменение гендерных различий в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами;
- существенного повышения требований к уровню представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
- координации усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления демографического кризиса;
- разработки и внедрения индикаторов, включая в их число индикаторы установок, средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики;
- широкого использования в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного партнерства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами;
- проведения широкомасштабных национальных и международных информационных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение уровня гендерной культуры российского общества и социальной ответственности средств массовой информации;
- соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- введения специальных курсов при подготовке специалистов в различных областях деятельности, прежде всего, в тех областях, где ущемлены права женщин.
Даже такой краткий перечень стоящих перед нами задач заставляет и органы исполнительной власти, и общественность по-новому взглянуть на многие проблемы нашей жизни, искать новые подходы к их решению. Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных женщин и мужчин принять участие в дальнейшей работе над гендерной стратегией России. В первую очередь - женские неправительственные и научные организации, вклад которых в эту работу может способствовать дальнейшему совершенствованию государственной гендерной политики. С уважением, Галина Карелова, первый заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации С текстом "Гендерной стратегии Российской Федерации" можно ознакомиться по адресу: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРИОРИТЕТЫ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 2 июля в Москве состоялась конференция "Приоритеты гендерной стратегии Российской Федерации", организованная Всемирным банком совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерация, Институтом Всемирного банка и Институтом гендерной политики. Основная цель конференции заключалась в обсуждении гендерной стратегии Российской Федерации и продолжении на этой основе диалога по проблемам гендерной политики между Российской Федерацией и международными организациями-донорами. В работе конференции приняли участие должностные лица, представляющие Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, другие федеральные министерства, а также депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания, ведущие российские и международные эксперты, представители неправительственных организаций, ученые. ИЗ ПРОГРАММЫ КОНФЕРЕНЦИИ ОТКРЫТИЕ Ведущая: П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк - Карелова Г.Н., заместитель председателя Правительства РФ
- Дж. Швайцер, директор по России, постоянный представитель в Москве, Всемирный банк
- Гениева Е.Ю., президент Института открытое общество (Фонд Сороса)-Россия
1-я сессия "Гендерная стратегия". Ведущая: Зотова Е.А., координатор по гендерным вопросам, Всемирный банк - Презентация Российской гендерной стратегии - Гордеева М.В., начальник департамента, Министерство труда и социального развития РФ
- Комментарии Всемирного банка к Российской гендерной стратегии, основанные на гендерных исследованиях, представленных в работах "Гендерная проблематика в странах с переходной экономикой" и "Учет гендерного аспекта в экономическом развитии" - П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
- Комментарии (Лайкам К.Э., Шарапова О.В., Большакова Т.С.)
2-я сессия Дискуссия. Ведущая: Кочкина Е.В., программный директор Института гендерной политики (Россия) - "Феминизация бедности" - Овчарова Л.Н., к.э.н., директор научных программ Независимого института социальной политики
- "Гендерная ситуация в России" - Баскакова М.Е., д.э.н., ведущий научный сотрудник Московского центра гендерных исследований
- "Роль НГО в реализации гендерной стратегии" - Машкова Е.В., к.э.н., директор женской ассоциации "Фемина" (г. Набережные Челны)
- "Гендерные проблемы российского села" - Амелина М., специалист по социальному развитию Всемирного банка
- "Права женщин и законодательные коллизии" - Поленина С.В., д.ю.н., зав. сектором Института государства и права РАН, председатель Комиссии по правовому положению женщин международного неправительственного объединения "Союз юристов"
- "Гендерное образование как стратегический ресурс России" - Хасбулатова О.А., д.и.н., проректор Ивановского государственного университета, главный редактор журнала "Женщина в российском обществе"
3-я сессия Продолжение дискуссии. Ведущий: Кодесниченко А.В., координатор программ Московского представительства Института Всемирного банка - Выступление Ждановой Т.Д., директора Московского представительства фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров
- Выступление Забелиной Т.Ю., советника по проектам Канадского фонда гендерного равенства
4-я сессия "Преимущества развития гендерной стратегии и роль международных организаций", ведущая - П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк Подведение итогов - представитель МТСР - г-жа Гордеева
- представитель Всемирного банка - г-жа Пачи
- представитель Института гендерной политики - г-жа Кочкина
- представитель Института Всемирного банка - г-н Колесниченко
ЗАМЕЧАНИЯ ВСЕМИРНОГО БАНКА ПО "ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Данные замечания подготовлены Пьереллой Пачи, региональным координатором по гендерным вопросам региона Европы и Центральной Азии, при участии Гиты Гопал, советника по гендерным вопросам Института Всемирного банка (ИВБ). Мы хотели бы выразить глубокую благодарность российскому Правительству за обращение к нам с просьбой представить замечания по подготовленной им гендерной стратегии. Мы хотели бы также отметить большую, впечатляющую и ценную работу по разработке гендерной стратегии, проведенную Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с группой экспертов. Основные положительные стороны стратегии Данная стратегия является новаторской, прогрессивной и свидетельствует о четко выраженной приверженности концепции гендерного равенства на всех уровнях - социальном, экономическом и политическом, при этом в ней сделан особый акцент на принципиальном значении гендерного равенства для усилий по сокращению бедности и обеспечению экономического развития. Новаторство стратегии заключается: - в акценте на вопросах, касающихся как женщин, так и мужчин, и на различной реакции представителей обоих полов на экономические, социальные и политические изменения, обусловленные переходным периодом;
- в выборе семьи, а не отдельного человека, в качестве единицы учета;
- в особом внимании к гендерным взаимоотношениям в семье как залогу более высокой степени гендерного равенства;
- в переосмыслении отцовства как одной из важных функций мужчин, которая в настоящее время недооценивается.
Данный подход соответствует несколько нетипичным особенностям гендерных взаимоотношений в России, где переходные процессы в экономике по-разному повлияли на мужчин и женщин. Непропорционально большая тяжесть перемен во многих областях легла на женщин, однако в некоторых других областях тяжелее всего пришлось мужчинам. Ярчайшими примерами являются резкое снижение ожидаемой продолжительности жизни мужчин и относительно высокий уровень отсева юношей из учреждений среднего образования. В стратегии отражены отрицательные последствия переходного периода для мужчин, однако их серьезное значение в российских условиях требует определения более четкой позиции. В целом, как указано в стратегии, корни существующего гендерного неравенства следует искать именно в очень традиционных гендерных нормах и стереотипах, которые все еще преобладают в семье. После почти полувекового господства уравнительной идеологии и "гендерной слепоты" вне семьи - в формировании политики, в правовой системе, в системе образования и на рынке труда -патриархальный характер общества остался нетронутым. В результате женщины несут двойную ношу воспроизводства и воспитания, занимаясь многочасовой бесплатной работой сверх оплачиваемой работы на рынке труда. В эпоху социализма при выполнении этой двойной работы женщины получали активную помощь государства. Однако это выключало мужчин из домашней жизни, закрепляя образ мужчины-"кормильца", единственная обязанность которого заключалась в участии в производстве. Присвоение государством многих родительских обязанностей, особенно по уходу за ребенком, помогло отдельным женщинам и мужчинам избежать раздоров в семьях и вопросов о том, какая часть домашней работы и семейных обязанностей должна лежать на каждом из супругов. Новое соотношение обязанностей между семьей и государством в пост-переходный период делает актуальным определение нового гендерного баланса. Передовой характер стратегии заключается в том, что в ней особо подчеркивается: - роль образования, информации и более высокой степени выполнения требований нормативно-правовых актов как важнейших факторов обеспечения гендерного равенства;
- важность выбора отслеживаемых показателей и создания соответствующей системы мониторинга как на федеральном, так и на местном уровнях;
- важность учета гендерных вопросов в числе основных при разработке политики путем передачи гендерного анализа реформ и изменений в экономической политике специализированным институтам;
- возможные последствия существующих демографических тенденций для благосостояния стареющих женщин.
Кроме того, в стратегии подчеркивается важность равных возможностей во всех областях экономической и социальной жизни как одного из ключевых факторов, обусловливающих эффективность политики развития РФ и ее стратегии сокращения бедности. В центре внимания стратегии остается также важнейшая роль обеспечения равного доступа к политической системе и новым формам информации (компьютерному оборудованию, сети Интернет и т.п.) для укрепления управления страной и происходящим в ней процессом демократического развития. И в этих областях тоже желательно указать, что в неблагоприятном положении не всегда находятся женщины. Определение дальнейших действий В стратегии содержится ясное представление о целях гендерного развития и четко проработанные составляющие возможной гендерной программы. Вместе с тем в представленном варианте она все-таки в большей степени представляет намерения Правительства, а не руководство к действию. В связи с этим особо важной представляется идея разработать к 2004 г. подробный план реализации стратегии ("Национальный план действий"), который позволит претворить ключевые цели и задачи данного программного документа в результаты. Несомненно, Национальный план действий будет исключительно важным документом, основной целью которого должно стать определение приоритетов в рамках тех целей, которые поставлены гендерной стратегией и определение доступных и эффективных механизмов их реализации. Подготовка этого плана потребует (I) проведения комплексной оценки сложившейся в РФ гендерной ситуации с четким указанием областей, в которых существует нарушение гендерного равновесия, и групп, находящихся в неблагоприятном положении; (II) проведения анализа существующих видов неравенства в разных регионах; (III) тщательного определения приоритетности возникающих вопросов и возможных видов вмешательства; (IV) определения конкретных мероприятий; (V) проведения тщательной оценки финансовой устойчивости этих мероприятий; (VI) четкого определения обязанностей и создания системы подотчетности для различных ведомств, принимающих участие в работе. Кроме того, при подготовке "Национального плана дейстивй" принципиально важно: - сохранять гендерный баланс, т.е. уделять равное внимание тем областям, где в неблагоприятном положении находятся мужчины (например, вопросам продолжительности жизни мужчин и их здоровья), а также более многочисленным случаях гендерного неравенства, оказывающего отрицательное влияние на женщин;
- разработать для отдельных субъектов Федерации график и конкретные инструкции по определению целей в области обеспечения гендерного равенства, выборочного вмешательства для целей гендерного мониторинга и выбранных ими методов учета гендерных факторов в числе основных при разработке экономической политики;
- ввести в действие систему мер для стимулирования тех субъектов Федерации, которые наиболее активно и успешно станут учитывать гендерный вопрос в числе ключевых факторов при разработке экономической политики и сокращении гендерного неравенства;
- ввести в действие масштабную систему мониторинга и отчетности как на федеральном, так и на местном уровне.
Формирование партнерств и активизация участия в работе на субфедеральном уровне Мы очень положительно оцениваем то внимание, которое уделяется содействию развития масштабной структуры с участием всех заинтересованных сторон для поддержки реализации стратегии. В частности, исключительно ценным может оказаться создание партнерских организаций совместно с гражданским обществом и стимулирование образования новых организаций. Не менее ценно искреннее стремление привлечь научные учреждения и экспертов к участию в определении приоритетов и в проведении мониторинга. Вместе с тем может потребоваться дополнительная работа по созданию партнерских организаций и активизация участия на уровне правительства РФ, конкретных регионов и на более низовом местом уровне. Для успешной реализации стратегии Министерству труда и социального развития потребуется активная поддержка Министерства финансов, Министерства образования и здравоохранения, а также региональных администраций. Добиться ее может оказаться особенно трудным как раз в тех географических регионах, которые испытывают наиболее сильную потребность в этой стратегии. Чтобы избежать дальнейшего углубления гендерного неравенства, на этапе подготовки плана работы могут потребоваться дополнительные серьезные усилия для привлечения органов власти всех уровней к участию в реализации стратегии. Полезным инструментом в данной области может стать привлечение внимание к важности гендерного равенства для экономического развития и сокращения бедности. Наконец, в контексте активно развивающейся рыночной экономики одним из важных участников реализации и успеха стратегии станет частный сектор. Это необходимо признать более отчетливо при помощи более активного привлечения частного сектора к выполнению плана работы. Возможности сотрудничества с Всемирным банком Всемирный банк мог бы использовать несколько способов для поддержки стратегии. В стратегии указаны несколько областей в качестве направлений, которые требуют приоритетного вмешательства и в которых Всемирный банк может поделиться значительным опытом, а именно: (I) определение соответствующих и при этом не слишком трудоемких показателей; (II) получение комплекса содержательных данных в разбивке по признаку пола для их использования при формировании экономической политики; (III) институционализация гендерного мониторинга на федеральном и региональном уровнях; (IV) проведение гендерной экспертизы реформ экономической политики в приоритетных областях - таких, как пенсионная реформа, здравоохранение и др. В документе указана также необходимость повысить информированность государственных служащих и представителей гражданского общества в гендерных вопросах и организовать масштабное обучение гендерному анализу. В Институте Всемирного банка накоплен богатый опыт организации обучения для государственных служащих как центральных и местных органов, так и представителей гражданского общества в ряде областей, указанных в стратегии. В самое последнее время он организовал обучение по вопросам формирования бюджета с учетом гендерных аспектов для сотрудников местных органов власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Всемирный банк мог бы также оказать поддержку Министерству труда и социального развития в формировании партнерских структур и помочь в разработке системы адекватного стимулирования. Наконец, он мог бы оказать содействие в подготовке и реализации "Национального плана действий".
|