[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

Обсуждение гендерной стратегии Российской Федерации

07-07-2003 Информ. листок ИЦ НЖФ №26

 

"ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Документ "Гендерная стратегия Российской Федерации" издан Министерством труда и социального развития Российской федерации в 2002 году при финансовой поддержке Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА).

Редакционная коллегия:

  • доктор социологических наук, профессор Г.Н. Карелова (отв. ред.),
  • депутат Государственной Думы Федерального Собрания Т.В. Яковлева,
  • кандидат экономических наук М.В. Гордеева,
  • доктор политических наук Т.А. Мельникова

СОДЕРЖАНИЕ

  • Обращение к читателям
  • Преамбула
  • I. Общие положения
  • II. Цели и задачи государственной гендерной политики
  • III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
  • 1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
  • 2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
  • 3. Гендерные проблемы в области здравоохранения и перспективы их решения
  • 4. Гендерные требования к информационной политике
  • 5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
  • IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

Дорогие друзья!

В Ваших руках необычный документ. Эта книга посвящена проблеме повышения социального статуса женщин и мужчин в российском обществе и определяет основные направления гендерной стратегии России.

Когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, которая в своей статье 19 зафиксировала, что "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Это означает, что женщины и мужчины обладают равным статусом. Женщины и мужчины имеют равные условия для реализации ими всей полноты прав человека для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами.

Современная государственная политика Российской Федерации, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, на создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.

В основе политики лежат общепризнанные международные нормы, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Итоговых документах Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Российская Федерация в полной мере разделяет принципы ООН и понимание гендерного равенства как необходимого условия достижения устойчивого развития страны и создания условий для всесторонней реализации человеческого потенциала.

С этой точки зрения приоритетное внимание должно уделяться вопросам положения женщин, особенно в тех проблемных зонах, где еще сохраняются явные и скрытые формы дискриминации - в экономической и политической сферах, а также должны быть разработаны специальные меры, в том числе законодательного характера, направленные на достижение равных возможностей мужчин и женщин, выравнивание их социального статуса.

В феврале 2002 г. состоялась российско-канадская конференция, участники которой заявили о настоятельной необходимости принять в России гендерную стратегию, которая могла бы служить политико-правовым обоснованием государственной политики в отношении женщин, улучшения их положения, преодоления дискриминации по признаку пола, достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни.

За прошедший период Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проделана большая аналитическая, интеллектуальная работа, к которой были привлечены научные кадры ведущих академических институтов, представители общественных организаций, органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Идея разработки гендерной стратегии, можно сказать, получила широкую поддержку в женском движении, вдохновила ведущие российские организации женщин на разработку гендерных стратегий своих регионов.

В данном издании представлен проект Гендерной стратегии России, в котором отражены основные направления гендерной политики, требующие:

  • укрепления демократических институтов, среди которых особое место должны занять звенья национального механизма, включая институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, такие, как специализированные консультационные советы и комиссии по гендерной политике национального механизма и по улучшению положения женщин, а также соответствующие службы в федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти;
  • разработки и осуществления общенациональных и региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции феминизации бедности и безработицы;
  • введения обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов;
  • развития гендерной статистики, отслеживающей изменение гендерных различий в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами;
  • существенного повышения требований к уровню представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
  • координации усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления демографического кризиса;
  • разработки и внедрения индикаторов, включая в их число индикаторы установок, средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики;
  • широкого использования в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного партнерства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами;
  • проведения широкомасштабных национальных и международных информационных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение уровня гендерной культуры российского общества и социальной ответственности средств массовой информации;
  • соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • введения специальных курсов при подготовке специалистов в различных областях деятельности, прежде всего, в тех областях, где ущемлены права женщин.

Даже такой краткий перечень стоящих перед нами задач заставляет и органы исполнительной власти, и общественность по-новому взглянуть на многие проблемы нашей жизни, искать новые подходы к их решению.

Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных женщин и мужчин принять участие в дальнейшей работе над гендерной стратегией России. В первую очередь - женские неправительственные и научные организации, вклад которых в эту работу может способствовать дальнейшему совершенствованию государственной гендерной политики.

С уважением,
Галина Карелова,
первый заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации

С текстом "Гендерной стратегии Российской Федерации" можно ознакомиться по адресу:
 http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm


 

КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРИОРИТЕТЫ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

2 июля в Москве состоялась конференция "Приоритеты гендерной стратегии Российской Федерации", организованная Всемирным банком совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерация, Институтом Всемирного банка и Институтом гендерной политики.

Основная цель конференции заключалась в обсуждении гендерной стратегии Российской Федерации и продолжении на этой основе диалога по проблемам гендерной политики между Российской Федерацией и международными организациями-донорами.

В работе конференции приняли участие должностные лица, представляющие Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, другие федеральные министерства, а также депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания, ведущие российские и международные эксперты, представители неправительственных организаций, ученые.


ИЗ ПРОГРАММЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ОТКРЫТИЕ

Ведущая: П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк

  • Карелова Г.Н., заместитель председателя Правительства РФ
  • Дж. Швайцер, директор по России, постоянный представитель в Москве, Всемирный банк
  • Гениева Е.Ю., президент Института открытое общество (Фонд Сороса)-Россия

1-я сессия

"Гендерная стратегия". Ведущая: Зотова Е.А., координатор по гендерным вопросам, Всемирный банк

  • Презентация Российской гендерной стратегии - Гордеева М.В., начальник департамента, Министерство труда и социального развития РФ
  • Комментарии Всемирного банка к Российской гендерной стратегии, основанные на гендерных исследованиях, представленных в работах "Гендерная проблематика в странах с переходной экономикой" и "Учет гендерного аспекта в экономическом развитии" - П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
  • Комментарии (Лайкам К.Э., Шарапова О.В., Большакова Т.С.)

2-я сессия

Дискуссия. Ведущая: Кочкина Е.В., программный директор Института гендерной политики (Россия)

  • "Феминизация бедности" - Овчарова Л.Н., к.э.н., директор научных программ Независимого института социальной политики
  • "Гендерная ситуация в России" - Баскакова М.Е., д.э.н., ведущий научный сотрудник Московского центра гендерных исследований
  • "Роль НГО в реализации гендерной стратегии" - Машкова Е.В., к.э.н., директор женской ассоциации "Фемина" (г. Набережные Челны)
  • "Гендерные проблемы российского села" - Амелина М., специалист по социальному развитию Всемирного банка
  • "Права женщин и законодательные коллизии" - Поленина С.В., д.ю.н., зав. сектором Института государства и права РАН, председатель Комиссии по правовому положению женщин международного неправительственного объединения "Союз юристов"
  • "Гендерное образование как стратегический ресурс России" - Хасбулатова О.А., д.и.н., проректор Ивановского государственного университета, главный редактор журнала "Женщина в российском обществе"

3-я сессия

Продолжение дискуссии. Ведущий: Кодесниченко А.В., координатор программ Московского представительства Института Всемирного банка

  • Выступление Ждановой Т.Д., директора Московского представительства фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров
  • Выступление Забелиной Т.Ю., советника по проектам Канадского фонда гендерного равенства

4-я сессия

"Преимущества развития гендерной стратегии и роль международных организаций", ведущая - П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк

Подведение итогов

  • представитель МТСР - г-жа Гордеева
  • представитель Всемирного банка - г-жа Пачи
  • представитель Института гендерной политики - г-жа Кочкина
  • представитель Института Всемирного банка - г-н Колесниченко


ЗАМЕЧАНИЯ ВСЕМИРНОГО БАНКА ПО "ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Данные замечания подготовлены Пьереллой Пачи, региональным координатором по гендерным вопросам региона Европы и Центральной Азии, при участии Гиты Гопал, советника по гендерным вопросам Института Всемирного банка (ИВБ).

Мы хотели бы выразить глубокую благодарность российскому Правительству за обращение к нам с просьбой представить замечания по подготовленной им гендерной стратегии. Мы хотели бы также отметить большую, впечатляющую и ценную работу по разработке гендерной стратегии, проведенную Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с группой экспертов.

Основные положительные стороны стратегии

Данная стратегия является новаторской, прогрессивной и свидетельствует о четко выраженной приверженности концепции гендерного равенства на всех уровнях - социальном, экономическом и политическом, при этом в ней сделан особый акцент на принципиальном значении гендерного равенства для усилий по сокращению бедности и обеспечению экономического развития.

Новаторство стратегии заключается:

  • в акценте на вопросах, касающихся как женщин, так и мужчин, и на различной реакции представителей обоих полов на экономические, социальные и политические изменения, обусловленные переходным периодом;
  • в выборе семьи, а не отдельного человека, в качестве единицы учета;
  • в особом внимании к гендерным взаимоотношениям в семье как залогу более высокой степени гендерного равенства;
  • в переосмыслении отцовства как одной из важных функций мужчин, которая в настоящее время недооценивается.

Данный подход соответствует несколько нетипичным особенностям гендерных взаимоотношений в России, где переходные процессы в экономике по-разному повлияли на мужчин и женщин. Непропорционально большая тяжесть перемен во многих областях легла на женщин, однако в некоторых других областях тяжелее всего пришлось мужчинам. Ярчайшими примерами являются резкое снижение ожидаемой продолжительности жизни мужчин и относительно высокий уровень отсева юношей из учреждений среднего образования. В стратегии отражены отрицательные последствия переходного периода для мужчин, однако их серьезное значение в российских условиях требует определения более четкой позиции.

В целом, как указано в стратегии, корни существующего гендерного неравенства следует искать именно в очень традиционных гендерных нормах и стереотипах, которые все еще преобладают в семье. После почти полувекового господства уравнительной идеологии и "гендерной слепоты" вне семьи - в формировании политики, в правовой системе, в системе образования и на рынке труда -патриархальный характер общества остался нетронутым. В результате женщины несут двойную ношу воспроизводства и воспитания, занимаясь многочасовой бесплатной работой сверх оплачиваемой работы на рынке труда. В эпоху социализма при выполнении этой двойной работы женщины получали активную помощь государства. Однако это выключало мужчин из домашней жизни, закрепляя образ мужчины-"кормильца", единственная обязанность которого заключалась в участии в производстве. Присвоение государством многих родительских обязанностей, особенно по уходу за ребенком, помогло отдельным женщинам и мужчинам избежать раздоров в семьях и вопросов о том, какая часть домашней работы и семейных обязанностей должна лежать на каждом из супругов. Новое соотношение обязанностей между семьей и государством в пост-переходный период делает актуальным определение нового гендерного баланса.

Передовой характер стратегии заключается в том, что в ней особо подчеркивается:

  • роль образования, информации и более высокой степени выполнения требований нормативно-правовых актов как важнейших факторов обеспечения гендерного равенства;
  • важность выбора отслеживаемых показателей и создания соответствующей системы мониторинга как на федеральном, так и на местном уровнях;
  • важность учета гендерных вопросов в числе основных при разработке политики путем передачи гендерного анализа реформ и изменений в экономической политике специализированным институтам;
  • возможные последствия существующих демографических тенденций для благосостояния стареющих женщин.

Кроме того, в стратегии подчеркивается важность равных возможностей во всех областях экономической и социальной жизни как одного из ключевых факторов, обусловливающих эффективность политики развития РФ и ее стратегии сокращения бедности. В центре внимания стратегии остается также важнейшая роль обеспечения равного доступа к политической системе и новым формам информации (компьютерному оборудованию, сети Интернет и т.п.) для укрепления управления страной и происходящим в ней процессом демократического развития. И в этих областях тоже желательно указать, что в неблагоприятном положении не всегда находятся женщины.

Определение дальнейших действий

В стратегии содержится ясное представление о целях гендерного развития и четко проработанные составляющие возможной гендерной программы. Вместе с тем в представленном варианте она все-таки в большей степени представляет намерения Правительства, а не руководство к действию. В связи с этим особо важной представляется идея разработать к 2004 г. подробный план реализации стратегии ("Национальный план действий"), который позволит претворить ключевые цели и задачи данного программного документа в результаты.

Несомненно, Национальный план действий будет исключительно важным документом, основной целью которого должно стать определение приоритетов в рамках тех целей, которые поставлены гендерной стратегией и определение доступных и эффективных механизмов их реализации. Подготовка этого плана потребует (I) проведения комплексной оценки сложившейся в РФ гендерной ситуации с четким указанием областей, в которых существует нарушение гендерного равновесия, и групп, находящихся в неблагоприятном положении; (II) проведения анализа существующих видов неравенства в разных регионах; (III) тщательного определения приоритетности возникающих вопросов и возможных видов вмешательства; (IV) определения конкретных мероприятий; (V) проведения тщательной оценки финансовой устойчивости этих мероприятий; (VI) четкого определения обязанностей и создания системы подотчетности для различных ведомств, принимающих участие в работе.

Кроме того, при подготовке "Национального плана дейстивй" принципиально важно:

  • сохранять гендерный баланс, т.е. уделять равное внимание тем областям, где в неблагоприятном положении находятся мужчины (например, вопросам продолжительности жизни мужчин и их здоровья), а также более многочисленным случаях гендерного неравенства, оказывающего отрицательное влияние на женщин;
  • разработать для отдельных субъектов Федерации график и конкретные инструкции по определению целей в области обеспечения гендерного равенства, выборочного вмешательства для целей гендерного мониторинга и выбранных ими методов учета гендерных факторов в числе основных при разработке экономической политики;
  • ввести в действие систему мер для стимулирования тех субъектов Федерации, которые наиболее активно и успешно станут учитывать гендерный вопрос в числе ключевых факторов при разработке экономической политики и сокращении гендерного неравенства;
  • ввести в действие масштабную систему мониторинга и отчетности как на федеральном, так и на местном уровне.

Формирование партнерств и активизация участия в работе на субфедеральном уровне

Мы очень положительно оцениваем то внимание, которое уделяется содействию развития масштабной структуры с участием всех заинтересованных сторон для поддержки реализации стратегии. В частности, исключительно ценным может оказаться создание партнерских организаций совместно с гражданским обществом и стимулирование образования новых организаций. Не менее ценно искреннее стремление привлечь научные учреждения и экспертов к участию в определении приоритетов и в проведении мониторинга.

Вместе с тем может потребоваться дополнительная работа по созданию партнерских организаций и активизация участия на уровне правительства РФ, конкретных регионов и на более низовом местом уровне. Для успешной реализации стратегии Министерству труда и социального развития потребуется активная поддержка Министерства финансов, Министерства образования и здравоохранения, а также региональных администраций. Добиться ее может оказаться особенно трудным как раз в тех географических регионах, которые испытывают наиболее сильную потребность в этой стратегии. Чтобы избежать дальнейшего углубления гендерного неравенства, на этапе подготовки плана работы могут потребоваться дополнительные серьезные усилия для привлечения органов власти всех уровней к участию в реализации стратегии. Полезным инструментом в данной области может стать привлечение внимание к важности гендерного равенства для экономического развития и сокращения бедности.

Наконец, в контексте активно развивающейся рыночной экономики одним из важных участников реализации и успеха стратегии станет частный сектор. Это необходимо признать более отчетливо при помощи более активного привлечения частного сектора к выполнению плана работы.

Возможности сотрудничества с Всемирным банком

Всемирный банк мог бы использовать несколько способов для поддержки стратегии.

В стратегии указаны несколько областей в качестве направлений, которые требуют приоритетного вмешательства и в которых Всемирный банк может поделиться значительным опытом, а именно: (I) определение соответствующих и при этом не слишком трудоемких показателей; (II) получение комплекса содержательных данных в разбивке по признаку пола для их использования при формировании экономической политики; (III) институционализация гендерного мониторинга на федеральном и региональном уровнях; (IV) проведение гендерной экспертизы реформ экономической политики в приоритетных областях - таких, как пенсионная реформа, здравоохранение и др.

В документе указана также необходимость повысить информированность государственных служащих и представителей гражданского общества в гендерных вопросах и организовать масштабное обучение гендерному анализу. В Институте Всемирного банка накоплен богатый опыт организации обучения для государственных служащих как центральных и местных органов, так и представителей гражданского общества в ряде областей, указанных в стратегии. В самое последнее время он организовал обучение по вопросам формирования бюджета с учетом гендерных аспектов для сотрудников местных органов власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Всемирный банк мог бы также оказать поддержку Министерству труда и социального развития в формировании партнерских структур и помочь в разработке системы адекватного стимулирования. Наконец, он мог бы оказать содействие в подготовке и реализации "Национального плана действий".


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

Гендерный ликбез для профессуры в Мурманске: шаг за шагом

В Мурманске стартовал проект "Шире круг, коллеги!". Цель которого - распространение гендерной концепции среди преподавателей региональных высших учебных заведений и учреждений повышения квалификации педагогов.

Пособие по гендерному анализу

Данное пособие посвящено обсуждению того, как и почему необходимо проводить гендерный анализ при разработке законодательства, политических курсов и программ в соответствии с Руководством по гендерному анализу, определяющим методологию включения гендера в разработку политических курсов шаг за шагом.

М. Уолцер "Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия ХХ века". Полные тексты: "Об авторе" и "Симона Де Бовуар ассимилированная женщина" (глава 8)

На странице приведены полные тексты "ОБ АВТОРЕ" и Главы 8 "СИМОНА ДЕ БОВУАР И АССИМИЛИРОВАННАЯ ЖЕНЩИНА"

М. Уолцер "О терпимости" Лекции по этике, политике и экономике". Полный текст главы 4 "Практические вопросы: Гендер"

На странице приведен полный текст Главы четвертой "Практические вопросы": Гендер.

Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации

Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (далее именуется Концепция) определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.) с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]