|
24 марта в Министерстве труда состоялась презентация книги Л.С.Ржаницыной "Гендерный бюджет: первый опыт в России". Представляя книгу, автор выразила благодарность Женской сетевой программе ИОО (Фонд Сороса). Гендерный бюджет - это социальная технология, способствующая внедрению в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социополовому признаку. В исследовании бюджета с гендерных позиций задача заключается в том, чтобы понять, отметила автор, "что вкладывают женщины в общество и что они получают на зону своей ответственности". Поле применения данной технологии - государственный бюджет и государственные социальные страховые фонды, а также государственная поддержка третьего некоммерческого сектора социальных услуг, поощрение частной благотворительности. Уровни применения этого подхода многообразны: от федерального до местных бюджетов, от общенациональных до муниципальных мероприятий, от макро- до микрорешений. В максимальном варианте, на Западе, тема гендерного бюджета включает сектор семейной экономики, базирующейся в основном на женском труде. Но у нас из-за неразработанности соответствующей методологии домашний труд не имеет достоверной стоимостной оценки и не учитывается ни в национальном, ни в семейном доходах. Структурирование госбюджета и сопряженных с ним фондов по социополовой составляющей позволяет подойти к вопросу о распределении государственных ресурсов либо в сторону уравнивания прав и возможностей полов, либо в сторону усиления гендерной дискриминации. В связи с этим предполагается раскрыть необходимые методологические подходы к управленческой модели гендерного бюджета. Эта модель должна включать: - схему регулирования бюджетных ресурсов и анализ их распределения по полу;
- программу совершенствования бюджетной политики и практики в системе обеспечения гендерного равенства;
- оценку социальных последствий проводимых мероприятий для населения в целом и для женщин, в частности;
- предложения по оптимизации законодательства, включая его гендерную составляющую;
- схему организационных действий по активизации неправительственных женских организаций (НЖО).
Применение этой технологии началось в Австралии, затем в странах Британского Содружества наций, затем в США и Канаде. На основе опыта этих стран были сформулированы общие методологические подходы гендерной технологии. Главный принцип - гендерный бюджет не есть строго формализованная в фиксированных показателях замкнутая система. Он представляет собой подвижную совокупность различных инструментов, механизмов, процессов и институтов, объединенных общей целью - сделать гендерный принцип одним из обязательных в национальной политике. Т. к. гендерный бюджет - новая общественно управленческая технология, в нее следует включить ряд специфических методов: - широкое участие общественности в процессе разработки, принятия и реализации законов о федеральном и местном бюджетах и бюджетах страховых фондов (общественные слушания, лоббирование, взаимодействие с властью в форме государственного социального заказа, договорно-партнерские соглашения и т.д.);
- осуществление просветительско-образовательного комплекса обучающего и разъяснительного характера по гендерной проблематике как для законодателей, госслужащих, функционеров и специалистов, так и для студентов, научных работников, общественных деятелей, активистов и другого заинтересованного населения).
Работа по гендерному бюджету должна способствовать регулированию ресурсов государства, исходя из важнейшего вида социальных отношений - между полами. Сферы применения гендерного подхода: занятость, предпринимательство, доходы, промышленная политика, образование, здоровье, дети и родительство, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, социальная помощь бедным, домашнее хозяйство, защита прав потребителей, менеджмент - государственный и хозяйственный. Гендерный бюджет предполагает не увеличение бюджетных средств, а их более целевое использование. Больший успех ожидается там, где существует осведомленность и доступность информации о конституционных правах и гарантиях населению, содержании социальной политики, институтах, за нее ответственных и, конечно, гендерная образованность и практика гендерно ориентированного управления. Необходимы еще две организационные меры. Первая, базовая стадия работы, "прозрачный бюджет", - изучение и освоение содержания бюджетного процесса и самого бюджета. Бюджет должен быть прозрачным, доступным для всех, кто им интересуется, кто принимает участие в управлении, даже на гражданском уровне. Вторая - гендерная экспертиза как часть государственно-общественной системы принятия решений и отслеживания их воздействия на группы населения. Автор подчеркнула, что гендерная экспертиза - это не просто анализ, она включает вынесение решения. Бюджет должен быть социально ориентированным, и здесь дело не только в пособиях. Сегодняшняя ситуация такова: дети и женщины составляют 62% населения, но получают из бюджета и страховых фондов 35-38%. Более "богатый" - федеральный - бюджет идет в основном на "мужские" цели: армия, политика, управление, а на социальные цели идут ассигнования из более нищего, местного бюджета. Последние изменения в этой сфере - недавно принятый реакционный закон о занятости: резко сокращено пособие по безработице уволенным по собственному желанию (до 80% безработных - женщины). Почему важно проводить гендерную экспертизу? Необходимо говорить, сколько получают женщины и мужчины, т.к. федеральный бюджет "сильнее, он отнимает". Равный труд должен иметь равное вознаграждение, независимо от пола. У нас же те расходы, которые несет бюджет по социальной политике, как показывает анализ, возмещает недоплату, которую имеют женщины в виде меньшей, в сравнении с мужчинами, зарплаты. Конечно, продвижение в жизнь гендерного бюджета должно быть легче в тех странах, где в организации управления уже признана и используется гендерная парадигма. Но даже при ее отсутствии стимулирующую роль может играть национальная потребность в решении социальных проблем и международные инициативы. Отсюда, исходя из конкретной ситуации, начать мероприятия по гендерному бюджету можгут либо парламент, либо правительство, либо женские организации, либо любое их совместное сочетание. Однако две стороны здесь обязательны - власть и общественность, для которых идея гендерного бюджета выступает одной из вех перехода к гражданскому обществу. Стадия общественного давления, пожалуй, наиглавнейшая; именно она отличает любой социально программированный проект вообще и гендерный бюджет в частности от традиционной, классической формы принятия решений. В завершение презентации заместитель министра Г.М. Карелова сказала, что планируется провести целевую коллегию Минтруда, на которой будет поставлен вопрос о занятости. В 2007 г., отметила она, иждивенцев будет больше, чем работающих. 10,5 млн. занято в теневом бизнесе, из них 8,2 млн. получает доход только из этой сферы. Г.М. Карелова подчеркнула, что создавать женские рабочие места выгодно: создание рабочих мест для мужчин стоит дороже.
|