[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

Презентация книги Л.С.Ржаницыной "Гендерный бюджет: первый опыт в России" в Министерстве труда

23-04-2003 Информационный листок ИЦ НЖФ №16

 

24 марта в Министерстве труда состоялась презентация книги Л.С.Ржаницыной "Гендерный бюджет: первый опыт в России".

Представляя книгу, автор выразила благодарность Женской сетевой программе ИОО (Фонд Сороса).

Гендерный бюджет - это социальная технология, способствующая внедрению в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социополовому признаку. В исследовании бюджета с гендерных позиций задача заключается в том, чтобы понять, отметила автор, "что вкладывают женщины в общество и что они получают на зону своей ответственности".

Поле применения данной технологии - государственный бюджет и государственные социальные страховые фонды, а также государственная поддержка третьего некоммерческого сектора социальных услуг, поощрение частной благотворительности. Уровни применения этого подхода многообразны: от федерального до местных бюджетов, от общенациональных до муниципальных мероприятий, от макро- до микрорешений. В максимальном варианте, на Западе, тема гендерного бюджета включает сектор семейной экономики, базирующейся в основном на женском труде. Но у нас из-за неразработанности соответствующей методологии домашний труд не имеет достоверной стоимостной оценки и не учитывается ни в национальном, ни в семейном доходах.

Структурирование госбюджета и сопряженных с ним фондов по социополовой составляющей позволяет подойти к вопросу о распределении государственных ресурсов либо в сторону уравнивания прав и возможностей полов, либо в сторону усиления гендерной дискриминации.

В связи с этим предполагается раскрыть необходимые методологические подходы к управленческой модели гендерного бюджета. Эта модель должна включать:

  • схему регулирования бюджетных ресурсов и анализ их распределения по полу;
  • программу совершенствования бюджетной политики и практики в системе обеспечения гендерного равенства;
  • оценку социальных последствий проводимых мероприятий для населения в целом и для женщин, в частности;
  • предложения по оптимизации законодательства, включая его гендерную составляющую;
  • схему организационных действий по активизации неправительственных женских организаций (НЖО).

Применение этой технологии началось в Австралии, затем в странах Британского Содружества наций, затем в США и Канаде. На основе опыта этих стран были сформулированы общие методологические подходы гендерной технологии.

Главный принцип - гендерный бюджет не есть строго формализованная в фиксированных показателях замкнутая система. Он представляет собой подвижную совокупность различных инструментов, механизмов, процессов и институтов, объединенных общей целью - сделать гендерный принцип одним из обязательных в национальной политике.

Т. к. гендерный бюджет - новая общественно управленческая технология, в нее следует включить ряд специфических методов:

  • широкое участие общественности в процессе разработки, принятия и реализации законов о федеральном и местном бюджетах и бюджетах страховых фондов (общественные слушания, лоббирование, взаимодействие с властью в форме государственного социального заказа, договорно-партнерские соглашения и т.д.);
  • осуществление просветительско-образовательного комплекса обучающего и разъяснительного характера по гендерной проблематике как для законодателей, госслужащих, функционеров и специалистов, так и для студентов, научных работников, общественных деятелей, активистов и другого заинтересованного населения).

Работа по гендерному бюджету должна способствовать регулированию ресурсов государства, исходя из важнейшего вида социальных отношений - между полами.

Сферы применения гендерного подхода: занятость, предпринимательство, доходы, промышленная политика, образование, здоровье, дети и родительство, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, социальная помощь бедным, домашнее хозяйство, защита прав потребителей, менеджмент - государственный и хозяйственный.

Гендерный бюджет предполагает не увеличение бюджетных средств, а их более целевое использование.

Больший успех ожидается там, где существует осведомленность и доступность информации о конституционных правах и гарантиях населению, содержании социальной политики, институтах, за нее ответственных и, конечно, гендерная образованность и практика гендерно ориентированного управления.

Необходимы еще две организационные меры.

Первая, базовая стадия работы, "прозрачный бюджет", - изучение и освоение содержания бюджетного процесса и самого бюджета. Бюджет должен быть прозрачным, доступным для всех, кто им интересуется, кто принимает участие в управлении, даже на гражданском уровне.

Вторая - гендерная экспертиза как часть государственно-общественной системы принятия решений и отслеживания их воздействия на группы населения. Автор подчеркнула, что гендерная экспертиза - это не просто анализ, она включает вынесение решения. Бюджет должен быть социально ориентированным, и здесь дело не только в пособиях.

Сегодняшняя ситуация такова: дети и женщины составляют 62% населения, но получают из бюджета и страховых фондов 35-38%. Более "богатый" - федеральный - бюджет идет в основном на "мужские" цели: армия, политика, управление, а на социальные цели идут ассигнования из более нищего, местного бюджета. Последние изменения в этой сфере - недавно принятый реакционный закон о занятости: резко сокращено пособие по безработице уволенным по собственному желанию (до 80% безработных - женщины). Почему важно проводить гендерную экспертизу? Необходимо говорить, сколько получают женщины и мужчины, т.к. федеральный бюджет "сильнее, он отнимает".

Равный труд должен иметь равное вознаграждение, независимо от пола. У нас же те расходы, которые несет бюджет по социальной политике, как показывает анализ, возмещает недоплату, которую имеют женщины в виде меньшей, в сравнении с мужчинами, зарплаты.

Конечно, продвижение в жизнь гендерного бюджета должно быть легче в тех странах, где в организации управления уже признана и используется гендерная парадигма. Но даже при ее отсутствии стимулирующую роль может играть национальная потребность в решении социальных проблем и международные инициативы. Отсюда, исходя из конкретной ситуации, начать мероприятия по гендерному бюджету можгут либо парламент, либо правительство, либо женские организации, либо любое их совместное сочетание. Однако две стороны здесь обязательны - власть и общественность, для которых идея гендерного бюджета выступает одной из вех перехода к гражданскому обществу. Стадия общественного давления, пожалуй, наиглавнейшая; именно она отличает любой социально программированный проект вообще и гендерный бюджет в частности от традиционной, классической формы принятия решений.

В завершение презентации заместитель министра Г.М. Карелова сказала, что планируется провести целевую коллегию Минтруда, на которой будет поставлен вопрос о занятости. В 2007 г., отметила она, иждивенцев будет больше, чем работающих. 10,5 млн. занято в теневом бизнесе, из них 8,2 млн. получает доход только из этой сферы. Г.М. Карелова подчеркнула, что создавать женские рабочие места выгодно: создание рабочих мест для мужчин стоит дороже.


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

Кампания по защите общественных интересов "За бюджет и жилищно-коммунальное хозяйство города без тайн"

Кампании по защите общественных интересов “За бюджет и жилищно-коммунальное хозяйство города БЕЗ ТАЙН”, которая осуществляется при информационно-образовательной и финансовой поддержке Сибирского центра поддержки общественных инициатив (МОФ СЦПОИ).

Гендерный бюджет — первый опыт в России

Эта книга действительно первый опыт комплексного исследования темы о гендерном бюджете как новой социальной технологии. До того в нашей литературе данная проблематика была представлена лишь информационно: да, есть такая за рубежом, хорошо бы использовать ее и у нас в стране в целях гендерного регулирования.

Семинар "Доступ к информации. Взаимодействие СМИ и власти в информационной кампании "Граждане за прозрачный бюджет" (Мурманск)

15 февраля региональная общественная организация "Мурманская ассоциация журналисток" организовала семинар "Доступ к информации. Взаимодействие СМИ и власти в информационной кампании "Граждане за прозрачный бюджет"

Она будет командовать бюджетом России. Первым замом министра финансов назначена 35-летняя Татьяна Голикова

Она будет курировать всю бюджетную политику, социальную сферу и финансирование госаппарата страны.

Гендерный бюджет, гендерная экспертиза

Материалы методологического семинара. Руководитель проекта: доктор экономических наук, профессор Л.С. Ржаницына, (Институт экономики РАН)

«Прозрачный бюджет»

Региональной общественной организацией Союз «Женщины Дона» (г.Новочеркасск) по итогам работы над проектом «Прозрачный бюджет» выпущена брошюра: Прозрачный бюджет: теория, практика, образование /Под ред. Череватенко В.И. – Ростов-на-Дону: Старые русские, 2001. – 128 с.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]