[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

Круглый стол "Общественное обсуждение как институт гражданского общества" (Калининград)

30-11-2002 Информ. листок ИЦ НЖФ №45

 

15 октября в Калининграде состоялся круглый стол "Общественное обсуждение как институт гражданского общества". Организаторами семинара выступили общественные организации РОО "Лига избирательниц Калининградской области" (координатор регионального отделения международной организации "Мы граждане", РОО "Центр "Молодежь за свободу слова", некоммерческое партнерство "Балтийская линия".

В круглом столе приняли участие 21 общественная организация, представляющие все сектора деятельности НКО Калининградской области. На круглый стол было вынесено обсуждение проекта закона Калининградской области "Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения", который жестко регламентирует процедуру проведения общественных слушаний в области. В работе круглого стола приняли участие депутаты областной Думы, в том числе и один из разработчиков данного законопроекта. Все участники сошлись во мнении, что регламентировать процедуру общественных слушаний необходимо, но принятый в первом чтении Калининградской областной Думой законопроект не отвечает своей цели - привлечению общественности к процессу принятия решений органами власти.

Инициативная группа из представителей общественных организаций, принявших участие в круглом столе, разработала 32 поправки к проекту закона и направила их в Калининградскую областную Думу, в комитеты и депутатские фракции законодательного органа власти.

Инициативная группа, в которую вошли представители Лиги избирательниц, Центра "Молодежь за свободу слова", экологических организаций отмечает, что действующее федеральное и региональное законодательство предусматривает функционирование института общественного обсуждения. Так ст. 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" закрепляет права общественного объединения на участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы государственной власти. Ст. 89 Устава Калининградской области определяет, что государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов. В соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области "О правовых актах органов государственной власти" проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, публикуются для общественного обсуждения областными средствами массовой информации. Ст. 23 Калининградской области "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" дает возможность областной Думе в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении принять решение о его общественном обсуждении. В этом случае текст законопроекта подлежит опубликованию областными средствами массовой информации.

Таким образом, институт общественного обсуждения представлен, но не конкретизирован действующим законодательством, что дает возможность относить самые разнообразные формы общественного самовыражения к формам общественного обсуждения. Такая ситуация, безусловно, соответствует принципам современной демократии.

Инициативная группа по подготовке поправок к законопроекту оказалась в сложном положении вследствие того, что законопроект концептуально уже принят депутатами в первом чтении, а именно сама концепция, ее противоречивость и непроработанность, вызывает основные вопросы. Мы выделили проблемы, характеризующие законопроект как концептуально непроработанный:

  • Объективно положения закона не отвечают своей основной цели - привлечению общественности к процессу принятия решений органами власти, - законопроект вводит процедуру проведения общественного обсуждения, не предлагая юридически значимого закрепления результатов такого обсуждения.
  • Процедура инициации и проведения общественного обсуждения содержит серьезную опасность конъюнктурных манипуляций. Так, любой проблемный законопроект может быть вынесен на общественное обсуждение несколькими инициаторами, а предложенный порядок предполагает определенную зависимость деятельности комиссий общественного обсуждения от властных институтов. В результате законопроект может обсуждаться за счет областного бюджета несколькими комиссиями одновременно, по итогам общественных обсуждений существует возможность вынесения решений как одобряющих, так и не одобряющих законопроект, что снижает значимость результатов всего процесса.

Указанные проблемы свидетельствуют о том, что законопроект нуждается в существенной концептуальной переработке с привлечением широкого круга специалистов.

17 октября Калининградская областная Дума приняла в первом чтении проект Закона Калининградской области "Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения". Данный проект регламентирует процедуру проведения общественного обсуждения законопроектов Калининградской области. Инициаторами общественного обсуждения могут выступать:

  • глава администрации области,
  • администрация области,
  • ассоциация муниципальных образований (надо отметить, что данная ассоциация является общественным объединением, и непонятно, почему из всех зарегистрированных на территории области, выбрано это объединение),
  • группа граждан РФ численностью не менее 10 тысяч человек, постоянно проживающих в Калининградской области.

Предложенные местными законодателями процедуры по подготовке и проведению общественных обсуждений ставят под сомнение возможность реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно (ст.3, 32 Конституции РФ). Так, 50 человек может выступить как инициативная группа по сбору 10 тысяч подписей под требованием о проведении общественного обсуждения. Данная инициативная группа или уполномоченный ее орган обращается в администрацию области с ходатайством о регистрации группы. В течение 5 дней администрация области принимает решение о регистрации или нерегистрации инициативной группы. В течение 60 дней зарегистрированная инициативная группа собирает подписи и передает подписные листы для проверки в администрацию области. Администрация области в течение 5 дней принимает постановление, которое передает в областную Думу. Областная Дума принимает постановление о назначении общественного обсуждения в течение 15 дней со дня поступления соответствующих документов. Надо отметить, что областная Дума вправе назначить свою проверку соблюдения процедуры проведения общественного обсуждения и принять решение об отказе в назначении общественного обсуждения.

И если, наконец, принято решение о назначении общественного обсуждения, то создается комиссия общественного обсуждения, на которую возлагается организация проведения общественного обсуждения, рассмотрение и обобщение предложений от участников общественных обсуждений. Персональный состав комиссии утверждается постановлением главы администрации области по предложениям областной Думы и главы администрации, 2 кандидатуры имеют право предложить инициаторы обсуждения.

Предусматривается финансирование деятельности комиссии за счет средств областного бюджета. Комиссия в срок от 2 до 5 месяцев (срок так же устанавливается главой администрации области) принимает, рассматривает и обобщает предложения, поступившие от участников общественного обсуждения.

Законопроект предусматривает и возможность проведения общественной экспертизы, которая станет возможной только в случае общественного обсуждения законопроекта. Результаты общественной экспертизы прилагаются к итоговому заключению по результатам общественного обсуждения. Таким образом, 5-10 месяцев отводится законодателями на процесс общественного обсуждения. Результаты общественного обсуждения обязаны быть рассмотрены главой администрации и областной Думой, а они могут учитывать соответствующие выводы и рекомендации общественного обсуждения в своей деятельности. Как учитывают в России чиновники рекомендации граждан, мы знаем хорошо.

Учитывая тот факт, что законопроект к настоящему моменту прошел первое чтение, инициативная группа представителей общественных организаций представляет к нему ряд поправок. Предложенные поправки призваны устранить некоторые текстуальные, логические и юридические несоответствия, содержащиеся в тексте законопроекта.

5 декабря 2003 года проект закона будет рассмотрен областной Думой во втором чтении.

Герцик Ирина,
председатель Совета
РОО "Лига избирательниц
Калининградской области"
irina@liko.koenig.ru


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

Впервые в истории США главой партии в Конгрессе стала женщина

Представительница Калифорнии - 62-летняя конгрессмен Нэнси Пелоси - впервые в истории США возглавила демократов в Конгрессе.

Возобновление работы Комиссии по положению женщин в Республике Коми

4 октября Глава Республики Коми (РК) подписал Постановление о создании Комиссии по положению женщин в РК, которую он же и ликвидировал в начале года.

Мачо впускают в политику женщин

Перемены в странах Латинской Америки ломают вековые традиции

Ассоциация деловых женщин Таймыра призвала жителей округа активнее участвовать в выборах губернатора Красноярского края

Члены Ассоциации деловых женщин Таймыра обратились к жителям округа с призывом прийти на выборы 22 сентября.

Семинар "Женщины в законодательных органах власти в России"

Семинар организован в преддверии довыборов в городскую думу и областное Собрание депутатов, чтобы помочь женщинам, идущим во власть, повысить уровень политических образованности.

12-й глобальный саммит женщин в Барселоне

С 11 по 13 июля в Барселоне проходил 12 Глобальный саммит женщин. Его официальное открытие состоялось в зале Палау де-ла-Мусика 12 июля.

Новым премьером Южной Кореи впервые в истории страны назначена женщина

Новым премьер-министром Южной Кореи впервые в истории этой страны сегодня назначена женщина - ректор университета "Ихва" Чан Сан.

Круглый стол "Ближне-восточный конфликт и гражданские миротворческие инициативы: о чем не говорят СМИ"

НРОО "Клуб деловых и профессионально активных женщин" г. Новосибирск и НГОО "Лига избирательниц" в числе нескольких женских организаций приняли участие в проведении круглого стола "Ближне-восточный конфликт и гражданские миротворческие инициативы: о чем не говорят СМИ"

Семинар "Женщина и политика"

2 июля в Барнауле состоялся семинар "Женщина и политика". Он был организован Алтайской школой политических исследований совместно с Лигой избирательниц Алтая.

Встреча представительниц Союза женских организаций Якутии с женщинами-депутатами Государственного собрания республики

2 июля в здании парламента республики состоялась встреча более 50 представительниц от Союза женских организаций и округов г. Якутска с пятью женщинами-депутатами Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я).

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]