|
28 июня в Москве состоялась Международная конференция "Российские женщины в XXI веке: равноправие и партнерство". Ее организаторы Институт прав человека, Совет Европы, Совет Федерации. На ней рассматривались многие аспекты положения женщин в современном мире. О влиянии религии на права женщин шла речь в интервью с Генеральным директором Института прав человека Камилжаном Каландаровым: - Камилжан Хамидович, какое на ваш взгляд, оказывает влияние на права женщины в семье, обществе принадлежность ее к тому или иному вероисповеданию. Ведь многие религии, к примеру, ислам как бы предопределяют второстепенную роль женщины, ставят ее в неравное положение с мужчиной. Или православие: "Да убоится жена мужа своего"?
- Не думаю, что религия играет определяющую роль в соблюдении прав человека. В послании Всемирной женской конференции ООН 1995 г. в Пекине сказано: "Культурные и религиозные особенности не могут приниматься во внимание, когда речь идет о правах женщин". А в Венской заключительной декларации записано: "Хотя необходимо иметь в виду значение региональной и национальной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, но это не отменяет обязанность государства, независимо от его политического, экономического и цивилизационного устройства, поощрять соблюдение и защиту всех прав и основных свобод человека". Во всех мировых культурах, религиях в конечном счете присутствует осознание человеческого достоинства. Действительно некоторые мировые религии как бы противопоставляют мужчину и женщину, в частности, ислам. Что интересно, несмотря на бесконечные споры насколько правомочно такое разделение, оно и привлекает внимание жителей стран Запада. Отношение к женщине в исламе по стереотипу рассматривается как один из видов дискриминации.
- Вы не согласны с этим?
- Как вам сказать: как правозащитник я просто обязан реагировать на малейшие нарушения прав человека, в частности прав женщин, проявляются ли они в семье или в обществе в целом. Но я не считаю, что истоки дискриминации женщин надо искать в религии. Ведь несмотря на зависимое положение женщин в исламе, есть и немало положительных моментов такой зависимости. Если рассматривать ислам с точки зрения философа, то такого уважения к женщине, которое культивируется в исламском мире, пожалуй, не встретишь в других религиях. Женщина в исламе - это прежде всего мать, хранительница очага, их главная задача - воспитание детей. Думаю, некоторые женщины мечтали бы посвятить свою жизнь именно заботе о детях, семье, но не могут себе этого позволить, поскольку вынуждены работать, чтобы содержать семью. Кстати, известны случаи, когда христианки принимали ислам, значит есть что-то весьма положительное, что привлекает женщин других вероисповеданий. Надо заметить, что отношение к браку, семье в исламе очень положительное.
- А как насчет многоженства, которое наравне с хорошим в принципе отношением к браку также закреплено в Коране. Это ,на ваш взгляд, не ущемление прав женщин?
- Многоженство с древнейших времен было широко распространено во многих обществах. Царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. Среди европейских евреев многоженство практиковалось до XVI века. У восточных евреев также было распространено многоженство до тех пор, пока в Израиле, куда они эмигрировали, не появился светский закон, запрещающий многоженство. Коран не идеализирует многоженство и не навязывает его, важно это правильно понимать. В нем говорится о его допустимости. Там сказано: "если вы опасаетесь, что не сможете заботиться о женах одинаково, женитесь на одной". Коран ограничивает максимальное количество жен при обязательном условии справедливого отношения, равноправия между женами. К тому же многоженство в исламе предполагает взаимное согласие на него. Многоженство сегодня не является приметой принадлежности к какой-либо религии. Оно стало практически неотъемлемой частью современной цивилизации, другое дело, что брак не регистрируется официально, но ведь гражданских браков великое множество, я бы даже сказал, сплошь и рядом.
- Религия все же, мне кажется, диктует определенные требования не только в отношении образа жизни верующего, но даже и в отношении внешнего вида. На ваш взгляд, это не ущемляет права женщин?
- Я думаю, что у человека всегда есть выбор, как ему действовать в той или иной обстановке. У евреев, к примеру, было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах только с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. У мусульман также предусмотрены некоторые ограничения в отношении появления женщин в общественных местах. Проблемы равноправия женщины в современном мире не сводятся к частным вопросам: какой религии она придерживается, как одевается, вопрос выходит за рамки бытовых, социальных или экономических норм. Женщина может быть, к примеру, православного вероисповедания или бахаисткой, и подвергаться тем не менее насилию в семье. Так что говорить о влиянии религии на права женщин, думаю, неправомочно. Проблема насилия в семье существовала всегда, во все времена. Впервые вопрос о насилии над женщинами был включен в повестку дня в 1985 г. на III Всемирной конференции по положению женщин, которая проходила в Найроби. Тогда впервые был принят официальный документ ООН "Стратегия улучшения положения женщин до 2000 года". Позже эта проблема неоднократно поднималась на других международных конференциях, форумах. На Международной конференции, которая пройдет в Москве 28 июня "Российские женщины в XXI веке: равноправие и партнерство" теме защиты женщин от насилия посвящено будет целое заседание. С докладами выступят известные правозащитники.
- Камилжан Хамидович, вы упомянули о бахаизме, а как трактуется положение женщины в самой молодой религии?
- Бахаизм не делает разграничений своих верующих на мужчин и женщин как некоторые другие религии. Это, на мой взгляд, правильно. Главное на, что обращается внимание, так это на здоровую, крепкую семью.
- Можно ли говорить, что есть такая религия, которая целиком и полностью защищает права женщин?
- Думаю, не стоит так ставить вопрос, поскольку любая религия предполагает какие-то ограничения. Даже очень развитые цивилизации, увы, не могут похвастать, что женщины в их обществе были равноправны. К примеру, афинские женщины всегда были неполноправными и находились в подчинении даже нескольких мужчин: отца, брата или другого мужчины из семьи. В Древнем Риме женщина постоянно находилась под попечительством и охраной своего мужа. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном и т.п. У скандинавских народов женщины тоже были под попечительством. Положения о неравенстве женщин можно найти и в Библии.
- Какая-то мрачная картина получается, беспросветная. Как Вы считаете может ли реально измениться положение женщины в обществе, семье?
- Конечно, может и обязательно изменится. Надеюсь, что уже после нашей конференции появятся реальные шаги в отношении защиты прав женщин. Рабочие группы работали над заключительными документами Международной конференции, в частности, приняты Обращение к Президенту РФ, Правительству. Необходимо учесть, что в России впервые проводилась такая масштабная конференция по правам женщин и это несомненно внушает оптимизм и надежду на улучшение положение женщин в семье и обществе.
http://www.regions.ru/newsarticle/news/id/781116.html
|