|
По законам равновесия и проникновения Одна из секций, участницы которой активно работали в ходе карело–финляндского женского форума в Петрозаводске 10 октября этого года, называлась "Гендер и гендерный мейнстриминг". О понятии гендер многие россияне имеют представление. Но все же напомним: гендер – социальная модель поведения мужчин и женщин, определяющая их роль и поведение в обществе. А понятие гендерный мейнстриминг, действительно, более свежее. Почему появилась необходимость расширить терминологию? Почему, судя по всему, нам придется впредь встречать это определение часто не только в работах теоретиков, изучающих общественные процессы? Попробуем разобраться при помощи Лены Салменсаари, члена Национального Совета женщин Финляндии. Лена выступила на заседании секции с докладом, а позднее мне удалось дополнительно побеседовать с ней и руководителем Карельского центра гендерных исследований Ларисой Бойченко. Мейнстрим – это проникновение В начале прошлого века в Финляндии впервые в Европе женщины получили избирательные права, реально женщины стали членами парламента. Произошло это в 1907 году. Через сто лет, в 2007 году, в парламенте Финляндской республики - 200 народных избранников, из них 84 – женщины. Женщины реально влияют на политику, занимаются ею профессионально, а также проявляют себя в бизнесе, образовании, культуре, спорте и так далее. Довольны ли финны сегодняшним соотношением и тем, как соблюдаются интересы полов? Ответ зависит от того, с чем сравнивать. По мнению Лены Салменсаари, финское общество стоит на пороге нового подхода в моделировании и построении жизни страны. - Нам нужно придти к единому мнению, что учет гендерных потребностей необходим во всех сферах, особенно в повседневной жизни, - говорит она. – Поэтому мы используем термин мейнстриминг, то есть проникновение. Привычно говорится о необходимости соблюдать права женщин – работниц, кормящих и одиноких женщин, необходимости соблюдать квоты при избрании на выборные должности. Это важно, но надо идти вперед. Я думаю, общество, как в Финляндии, так и в России, уже созрело до понимания, что невозможно декларировать и отслеживать соблюдение прав и свобод в узко определенных направлениях. Нам нужно увеличить масштаб влияния на процессы. - Понятие мейнстриминг мы используем в соответствии с содержанием Амстердамского договора 1995 года о соблюдении фактического равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, - уточняет Лариса Бойченко. Начнем с отбора... методов Именно так. В свое время, когда борьба за права женщин шла в русле отстаивания в целом прав граждан угнетенных сословий, женщины часто предпочитали крайние формы требований и протеста. Тому были свои объяснения. Что сегодня? Нынче реально действовать, используя, в первую очередь, аналитический и практический потенциалы. Мои собеседницы считают, что на этом первом этапе особая ответственность лежит на тех, кто обладает знаниями, политической и исполнительной властью, на лидерах общества. Предвижу скепсис читателей-россиян. Кто может повлиять на владельца фирмы, который под любым предлогом откажет в приеме на работу женщине старше 40 и у которой двое детей? А чего стоит устроиться на работу выпускнику вуза, не имеющему стажа? Ответ один: или будем и дальше вздыхать и терпеть, или пусть медленно, но твердо продвигать изменения. - Особое значение приобретает статистика, сбор информации, - продолжает Лена. - Ее анализ с учетом гендерных интересов дает возможность представить, что на самом деле происходит в обществе. Каковы реальные возможности женщин и мужчин, какова структура и распределение ролей в органах власти, бизнесе, обществе? Что в первую очередь может укрепить единство малой общины, коллектива, городского округа? Люди живут в конкретном месте в конкретное время. Делать нашу жизнь лучше с учетом этих обстоятельств – главное содержание ноу-хау в социальных и экономических проектах. Закреплять влияние Понятие "эмпаумент" (от английского empowerment) пока тоже не в числе широко употребляемых. Смысл термина – становиться сильнее изнутри за счет внутренней модернизации; укрепляться. Российские профсоюзы пытаются выстраивать последовательные шаги именно с целью укрепления положения и прав работающих женщин и мужчин. На заседании секции о работе службы гендерного аудита Центрального совета Независимых профсоюзов России рассказала Татьяна Пашко из Москвы. - Мы пытаемся влиять на учет гендерных потребностей на стадии подготовки коллективных договоров, при проведении модернизации и реорганизации производств, - говорила Татьяна. – При этом подчеркиваем, что такой подход выгоден обеим сторонам – работникам и работодателю. Признаюсь, это очень непросто на практике. Финляндия считается одной из успешных стран Европейского сообщества. Но сами финны не считают, что живут в условиях всеобщего благоденствия. Не у всех граждан есть постоянная работа. Иным приходится слишком много трудиться и люди "захлебываются работой", в результате сил на детей, семью не остается. Но вот другой пример, приведенный Леной: в соответствии с финляндским законодательством на предприятиях с численностью более 30 человек обязательно учитываются интересы женщин. Если подают заявления о приеме на работу одновременно мужчина и женщина, и женщин на предприятии меньше, чем мужчин, то должна быть принята женщина. Соответственно, наоборот, если меньше мужчин. Юридических санкций за несоблюдение этой нормы нет. Но есть пристальный общественный контроль, который срабатывает весьма оперативно. Из личного опыта Лена Салменсаари – выпускница теологического факультета университета в Хельсинки. Когда она получила диплом, вопрос о дальнейшем жизненном пути для нее уже был решен: служить Богу и людям, работать в церкви. Прошло некоторое время, прежде чем Лютеранская церковь Финляндии приняла решение о ее рукоположении и назначении на пасторскую должность. Этот путь потребовал немалых усилий, времени. Но результат достигнут. На заседании секции Лена привела свою церковь как пример организации, где нет дискриминации в оплате труда мужчин и женщин и где доверие выполнять работу оказывается в зависимости от качеств личности, а не по признаку пола. "Я уверена, что женщина в церкви может служить так же эффективно, как в других сферах жизни общества, - подчеркивает моя собеседница. – Более того, я считаю, что церковь обязана показывать образец справедливости и равноправия, это заложено в сути христианского учения". Очень важно, когда о равноправии, справедливости, усилении общества за счет внутреннего социального ресурса, говорит человек, который в своей жизни реализует эти принципы. Стоит прислушиваться и уважать мнение таких людей, какого бы пола они ни были. В итоговом документе форума отмечена необходимость вести постоянный диалог всех секторов общества с целью соблюдения принципов и гендерного равновесия, и гендерного проникновения. Приближение к плодотворному диалогу, по мнению специалистов, лежит, в том числе, и через одинаковое понимание терминов, общеприемлемых методов и совместно сформулированных задач. Людмила Мишина, Петрозаводск.
|