|
С 26 по 28 апреля 2007 года в г. Санкт-Петербурге проходил семинар для руководителей аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. "Опыт организации работы аппарата омбудсменов в Швеции". Семинар организован Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром "СТРАТЕГИЯ", Институтом прав человека при поддержке Центра Улафа Пальме. Участниками семинара были руководители и сотрудники аппаратов Уполномоченных по правам человека в Калининградской, Новгородской, Самарской, Калужской, Брянской, Свердловской, Архангельской, Пермской, Липецкой, Саратовской, Нижегородской областях, в Чеченской Республике и Республике Коми. В работе семинара принял участие директор Института развития свободы информации Иван Павлов, который рассказал о деятельности Института, направленной на изучение и решение проблем, связанных с реализацией права на доступ к информации, изложил результаты мониторинга информационной открытости государственных органов власти, сообщил о предстоящем мониторинге официальных сайтов региональных органов власти. С результатами мониторинга можно ознакомиться на сайте: http://www.svobodainfo.org /. Представители Парламентского омбудсмена Швеции Марианн фон дер Эш и Шведского омбудсмена по обеспечению равных возможностей Каролин Висландер-Блюхер проинформировали участников семинара о реализации в Швеции права граждан на доступ к правительственной информации, о системе омбудсменов Швеции, их компетенции, организации деятельности. "Шведский вариант" права на доступ к информации отличается от российского, в частности тем, что в Швеции любой госслужащий имеет право делать публичные заявления, в том числе в СМИ, о нарушениях, допущенных органами власти, включая организацию, где он работает. При этом СМИ обязаны сохранить конфиденциальность такой информации, а работодатель не вправе проводить расследование об источнике информации. Марианн фон дер Эш, глава Международного отдела аппарата Парламентского омбудсмена, рассказала об истории создания и деятельности Парламентского омбудсмена Швеции (Омбудсмена юстиции). Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции. В XVI-XVII веках омбудсмены в Швеции осуществляли контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей король учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности омбудсмена были провозглашены принципы: верховенства закона, независимости от властей, ответственности государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю деятельности органов правосудия и королевской администрации. После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление. На протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента. В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом (Ригсдагом) и был ему подотчетен. Омбудсмен осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей. Первый омбудсмен был назначен в 1810. С тех пор прошло почти два столетия, но и сегодня Парламентские Омбудсмены следуют основным принципам, которые сохранились с тех пор. В настоящее время статус Парламентского омбудсмена (Омбудсмена юстиции) практически не изменился. По-прежнему в соответствии с Конституцией Швеции омбудсменом юстиции может быть лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе. Омбудсмен избирается на 4 года, в своей деятельности независим, обладает чрезвычайными полномочиями и имеет доступ к любым, в том числе секретным, документам. Бюджет Омбудсмена юстиции достаточно высок – около 10 млн.$ США, а зарплата выше зарплаты судей Верховного суда. Как правило, Парламентскими омбудсменами избираются бывшие судьи, в аппарате омбудсмена также работают в большинстве своем бывшие судьи, работники судов – высокопрофессиональные юристы. В то же время Парламентский омбудсмен не обладает никакими привилегиями, может быть в любой момент досрочно отстранен от должности за противоправное поведение, чего, впрочем, ни разу за 200 лет существования института не случалось. В настоящее время институт Омбудсмена юстиции представлен четырьмя лицами – Mats_Melin, Olof Berggren, Cec_Nordenfelt Kerstin_Andre – двумя мужчинами и двумя женщинами, которые были избраны сроком на 4 года на заседании парламента Швеции. В 1941 было отменено правило, согласно которому только мужчины могли быть избраны омбудсменами, с тех пор пять женщин были избраны Парламентскими омбудсменами. Офис омбудсменов расположен в Стокгольме. Каждый из четырех омбудсменов отвечает за свое направление работы. Один из омбудсменов является Главным парламентским омбудсменом. Кроме надзора за деятельностью судов, полиции, прокуратуры, он отвечает за администрирование и определяет основные направления деятельности омбудсменов. Однако он не может вмешаться в деятельность других омбудсменов. Есть омбудсмен, курирующий социальное направление, им является женщина. Каждый омбудсмен несет прямую индивидуальную ответственность перед парламентом. Ежегодно омбудсмены представляют шведскому парламенту годовые отчеты, которые являются официальными документами Риксдага. С ежегодными докладами можно ознакомиться на сайте: http://www.jo.se/Page.aspx?Language=en аппарат омбудсменов для простоты обозначается определенными цветами: есть Желтый, Белый, Синий и Красный департаменты. Главному парламентскому омбудсмену помогает Административное управление, разделенное на Административный и Международный отделы. Марианн фон дер Эш является Главой Международного отдела аппарата Парламентского омбудсмена. В структуру аппарата омбудсмена входит также секретариат, в штате которого 50 сотрудников, из них 30-35 - юристы. В каждом подразделении имеются по 2 руководителя подотделов, которые, как правило, раньше работали следователями. Таким образом, каждый отдел омбудсменов состоит из штата приблизительно по десять человек. Имеются также два заместителя омбудсменов, назначенные парламентом исполнять обязанности любого омбудсмена, отсутствующего из-за болезни или длительной командировки. Главная задача омбудсменов состоит в том, чтобы удостовериться, что чиновники правительства, местных органов власти и судов добросовестно исполняют законы Швеции. Основная работа омбудсменов - работа с жалобами граждан. Жалоба может быть направлена Омбудсмену юстиции любым человеком, который считает, что в отношении него представителями органов власти были допущены нарушения закона, независимо от возраста и гражданства. Жалобы не рассматриваются, если заявители сообщают в них о событиях, которые произошли более двух лет назад. Ежегодно омбудсмены получают 5 -7 тысяч жалоб, из них всего 10-15% рассматриваются по существу, остальные не относятся по закону к компетенции омбудсмена либо не соблюдена процедура подачи жалобы. Чаще всего поступают жалобы на социальные службы, чиновников пенитенциарной системы, на нарушение права на информацию, на свободу слова государственных служащих. Жалоба должна быть подана в письменной форме, подписана заявителем. Личный прием граждан омбудсмены юстиции не ведут. Все жалобы предварительно на определенный период выкладываются в доступном для любого гражданина месте для всеобщего обозрения. Таким образом, все жалобы (за исключением жалоб, содержащих приватную информацию), становятся официальными документами, следовательно, открыты и доступны для ознакомления любыми лицами. Все жалобы регистрируются, обрабатываются, кодируются. Следователь, которому направлена жалоба на рассмотрение, прежде чем представить заключение по жалобе Омбудсмену, обсуждает план действий по жалобе с руководителем подотдела. Окончательное решение подписывается лично омбудсменом. Омбудсмены также проводят расследования в отношении исполнительной и судебной власти. Судебная власть в Швеции, как и в России, независима, поэтому омбудсмены не вправе вмешиваться в процесс судопроизводства, а лишь следят за соблюдением судами процессуальных норм. Чаще всего омбудсмены в случае обнаружения фактов неправомерного поведения в деятельности чиновников дают им рекомендации, к которым виновные всегда прислушиваются, несмотря на то, что юридически они не обязаны их исполнять. Если омбудсмен подозревает, что кто-то допустил достаточно серьезное нарушение закона, он может действовать как обвинитель и привлечь виновного к суду. За незначительную ошибку омбудсмен может вынести чиновнику предупреждение или привлечь к ответственности в виде штрафа. Принимая во внимание высокие размеры возможных штрафных санкций (около 1,5 тысяч $ США), должностные лица Швеции ни разу не были привлечены омбудсменами к такого рода наказанию. Омбудсмен вправе также возбудить дисциплинарное преследование, являясь надзорным органом с чрезвычайными полномочиями. Омбудсмен вправе действовать как прокурор - выдвинуть обвинение против провинившегося чиновника. Это очень редко случается, но понимание такой возможности чиновниками является хорошей профилактикой нарушения законов. Сроки рассмотрения жалоб зависят от их содержания. Примерно половина жалоб остается без рассмотрения, в течение двух недель заявителям дается письменный ответ. Около двух месяцев рассматриваются жалобы, не требующие сложного расследования. И, наконец, наиболее сложные жалобы рассматриваются более года. Омбудсмен вправе начать расследование и без наличия жалобы, к примеру, при наличии информации из СМИ, либо получив анонимную жалобу, либо по результатам проведения инспекционных проверок работы полиции, тюрем, чиновников и т.д., которые осуществляются им систематически. Омбудсмен также может предложить парламенту или правительству внести изменения в действующее законодательство. Марианн фон дер Эш и Каролин Висландер-Блюхер, юрист Аппарата омбудсмена по равным возможностям Правительства Швеции, проинформировали участников семинара о системе специализированных омбудсменов в Швеции, к числу которых относятся омбудсмен по делам прессы (финансируется свободной прессой), омбудсмен по правам потребителей, по правам детей. Каролин Висландер-Блюхер подробно рассказала о системе омбудсменов по равным возможностям, назначаемых Правительством Швеции. В настоящее время их четыре: омбудсмен по защите от этнической дискриминации, омбудсмен по защите от дискриминации по признаку сексуальной ориентации, омбудсмен по защите от дискриминации по причине ограниченных возможностей и омбудсмен по гендерному равноправию, в офисе которого работает Каролин. Национальными задачами Швеции для достижения гендерного равноправия являются: достижение равной власти женщин и мужчин с целью равного управления обществом и собственной жизнью, обеспечение равных возможностей, прав и обязанностей во всех сферах жизни. Промежуточные задачи: равное распределение власти и влияния, экономическое равноправие между женщинами и мужчинами, равное распределение домашних, в том числе родительских обязанностей, прекращение насилия над женщинами. Институт омбудсмена по равным возможностям учрежден в Швеции в 1980 году. Омбудсмен назначается правительством Швеции. В 2006 г. в штат входило 35 сотрудников. Годовой бюджет Аппарата составляет примерно 4,5 млн.$ США. В год рассматривается около 250 жалоб. Гендерный состав заявителей – примерно 70% женщин, 30% -мужчин. В аппарате омбудсмена работают около 60% женщин, 40% - мужчин. В судебных инстанциях Швеции большинство судей – женщины. Среди высокооплачиваемых адвокатов женщин всего 15-20%. Омбудсмен по вопросам равноправия осуществляет надзор за законодательными актами, касающимися гендерного равноправия, рассматривает жалобы, связанные с дискриминацией по признаку пола, обладает полномочиями от правительства выносить решения, обязательные для исполнения, может предпринять судебные действия. Миссия омбудсмена по вопросам равноправия: противодействовать дискриминации по признаку пола при осуществлении надзора за законодательством, направленным на противодействие дискриминации по признаку пола, продвижение идеи равных возможностей. В Швеции принят целый комплекс законодательных мер по запрету дискриминации по признаку пола: Закон о равных возможностях, Закон о равном обращении со студентами ВУЗов, Закон о предоставлении родительского отпуска, Закон, запрещающий дискриминацию и унизительное обращение с детьми и школьниками в дошкольных учреждениях и школе. Кроме того, принят ряд законов о запрете дискриминации на рынке труда, при создании своего бизнеса, при предоставлении товаров, услуг и жилья, пособий по безработице, грантов и стипендий. В Швеции также действует запрет на недоброжелательное отношение в связи с предоставлением родительского отпуска. Если кто-то из родителей пользуется отпуском по уходу за ребенком, это не должно отрицательно отражаться на его карьере. Если работодатель нарушает этот запрет, омбудсмен вправе отменить принятое работодателем решение и (или) вменить ему в обязанность выплату денежной компенсации. Все работодатели должны иметь планы по гендерной политике. В настоящее время в Швеции около 75% правительственных учреждений и 25% частных фирм имеют такие планы. Целью Закона о равных возможностях является продвижение идеи гендерного равенства в вопросах, касающихся работы, условий найма и создания возможностей для роста и развития на рабочем месте. Соглашения, положения и пр. законодательные документы, в которых содержится элемент дискриминации, могут быть объявлены незаконными. Сторона, обвиненная в дискриминации, обязана возместить ущерб за допущенное нарушение и возможный материальный урон, понесенный в результате дискриминационных действий, репрессий или преследования. Стороны при этом несут обоюдное бремя доказательств. Если имеются обстоятельства, которые дают основание предположить, что имел место случай дискриминации, то на обвиняемого падает бремя доказательства. Жалоба омбудсмену подается в письменной форме (которая имеется на сайте омбудсмена: http://www.jamombud.se/InEnglish/). быть сам дискриминируемый, жалоба должна быть им подписана. По каждой жалобе ведется электронная карта. Первый вопрос, который задается заявителю – о его членстве в профсоюзах, которые играют ключевую роль в обеспечении равенства прав и возможностей. Профсоюзы представляют интересы своих членов в спорах, касающихся дискриминации по признаку пола и наделены первоочередным правом прибегнуть к юридическим действиям. Работодатели и наемные работники должны активно совместно работать над осуществлением гендерного равенства, особенно в части равной оплаты за равный труд. Отраслевая организация может потребовать наложения штрафа на работодателей за допущенные нарушения. Обязанность работодателя - обеспечение гендерного равноправия. Срок рассмотрения жалобы омбудсменом по равным возможностям - от нескольких недель до нескольких лет, средний срок рассмотрения – 7 месяцев. В целях продвижения идеи равных возможностей омбудсменом ведется активная работа с работодателями, ВУЗами, школами. Участники семинара имели возможность задать интересующие их вопросы представителям омбудсменов Швеции, после чего приняли участие в деловой игре об использовании в российских условиях опыта работы шведских омбудсменов. Представители Швеции с большим интересом выслушали мнения российских правозащитников, выразив уважение и восхищение эффективностью деятельности омбудсменов в России при ограниченных правовых и материальных возможностях. В заключение семинара шведские гостьи и участники семинара из регионов Российской Федерации обсудили возможные критерии эффективности работы института омбудсмена в Швеции и в России, выразили пожелание продолжения сотрудничества, направленного на взаимный обмен опытом работы с целью наиболее эффективной защиты прав граждан. Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО "Лига избирательниц Калининградской области" Источник: Информ. листок ИЦ НЖФ #27(501) Опубликовано: 16.07.2007 http://www.owl.ru/win/infolist/2007/v27_07.htm#kaliningrad
|