|
Сообщение об обсуждении поправок к закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (о материнском (семейном) капитале" и проблемы расширения возможностей для участия российских женщин в парламентских выборах 2007 года в ходе встречи Президента РФ Путина В.В. с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (11.01.2007) 11 января 2007 года в ходе очередной встречи Президента РФ В.В.Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека С.Г.Айвазова обратила внимание Президента на тот факт, что по данным социологических служб, наши сограждане считают самым важным социальным завоеванием 2006 года т.н. "материнский капитал". Такая высокая оценка данной инициативы Президента страны нуждается в адекватной реализации. Между тем, женские организации страны (в частности, Консорциум женских неправительственных объединений) высказали ряд замечаний и предложили некоторые поправки к закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о материнском (семейном) капитале". Эти предложения были отправлены в Государственную Думу ФС РФ, а также вице-премьеру правительства РФ Д.А. Медведеву. Президент РФ В.В.Путин попросил уточнить, о каких поправках идет речь. Отвечая на данный вопрос, С.Г.Айвазова коротко изложила содержание поправок Консорциума: 1. было бы желательно, чтобы выплаты материнского капитала начались в период действия нынешней Президента РФ, которому принадлежит сама идея предоставления российским женщинам материнского капитала; 2. целесообразно, чтобы деньги переводились не в Пенсионный Фонд, а на банковские счета самих получательниц материнского капитала, на которых накапливались бы и проценты от этих целевых вкладов; 3. целесообразно было бы расширить число направлений, по которым будет происходить реализация материнского капитала, включив в них во-первых, возможность получения дополнительного образования (повышения квалификации или переквалификации) самими женщинами после послеродового отпуска – для повышения их конкурентоспособности на рынке труда; во-вторых, возможность использовать материнский капитал на лечение детей. В.В.Путин, отвечая на эти предложения, отметил, во-первых, что он – не сторонник расширения направлений использования материнского капитала, т.к. такое расширение может быть чревато его нецелевым использованием; во-вторых, что сама процедура оформления материнского капитала достаточно сложна, поэтому вряд ли возможно начать его выплаты ранее установленных законом трех лет. А вот идея направления выплат по материнскому капиталу на банковские счета самих его получательниц кажется ему заслуживающей внимания, и он намерен ее обдумать. Второй вопрос, который был поднят С.Г. Айвазовой в ходе встречи и который встретил положительную реакцию Президента страны, касался предстоящих в декабре 2007 года выборов в Государственную Думу РФ. С.Г.Айвазова выделила то обстоятельство, что одной из характерных черт избирательного процесса в России является дискриминация по признаку пола. Женщины свободно отправляют активное избирательное право, но испытывают явные ограничения при использовании пассивного избирательного права. Их число в списках кандидатов на выборы составляет, как правило, около 10-12% от общего числа включенных в эти списки лиц, поэтому в числе российских законодателей как федерального, так и регионального уровней их только около 9-10%. Этот показатель гораздо ниже среднего по миру, который составляет сегодня около 16%, а в ряде стран доходит до 40 и более процентов. Женские организации нашей страны пытались исправить это положение, предложив поправки к новому избирательному законодательству, предусматривающие, что число лиц того или иного пола в списках кандидатов на выборные должности не должно быть меньше 30%. Однако депутаты Государственной Думы отклонили эти поправки. Но и имеющиеся в наличии нормы российского законодательства в том случае, если бы они соблюдались, могли бы противодействовать дискриминации по признаку пола на выборах. Речь идет о норме равноправия, содержащейся в статье 19, часть 3 действующей Конституции РФ, и о норме равноправия, включенной в закон "О политических партиях", статья 8, часть 4. Отвечая на этот вопрос, Президент страны согласился с тем, что сбалансированное представительство мужчин и женщин в структурах власти обеспечивает их большую гармонизацию, придает более сбалансированный характер принимаемым решениям. Президент намерен изучить данный вопрос. Источник: Сайт Консорциума женских неправительственных объединений Опубликовано: 26.01.2007 http://wcons.org.ru/ru/news.php?type=cons&news_id=454 Консорциум предложил поправки к законопроекту о материнском капитале. Эти предложения были отправлены в Государственную Думу ФС РФ и озвучены на парламентских слушаниях (5.12.2006) С.Г.Айвазовой и Е.Н.Ершовой, были переданы первому вице-премьеру правительства РФ Д.А.Медведеву, и на них обратила внимание Президента В.В.Путина С.Г.Айвазова во время встречи Президента с Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (11.01.2007). Послание 2006 года Президента РФ Федеральному Собранию ознаменовало собой решительный поворот российского государства в сторону самых актуальных проблем социального и гуманитарного развития нашей страны. Одной из важнейших инновационных идей данного Послания, бесспорно, стала идея "материнского капитала" в качестве меры по стимулированию рождения второго, третьего и следующего ребенка в российских семьях. Эта мера по замыслу Президента должна позволить вывести Россию из нынешнего глубокого демографического кризиса, обеспечив хотя бы простое воспроизводство населения, смену поколений в нашей стране, что совершенно необходимо для ее устойчивого развития. Инициатива Президента получила широчайший резонанс в российском обществе. Тысячи семей стали пересматривать свои ближайшие жизненные планы, продумывать возможности появления на свет нового ребенка, которого им предстоит поставить на ноги. Столь очевидная отзывчивость общества требует самого тщательного продумывания стратегии по реализации замысла Президента РФ, в частности, глубокой подготовленности того закона, который будет его сопровождать. Недопустимо, чтобы идея "материнского капитала" превратилась в очередной план по ваучеризации всей страны. Ведь она связана с жизнью ждущих своего появления на свет детей. Неудачи в ее претворении могут привести к очень серьезным социальным последствиям, включая рост протестных настроений, тем более нежелательных, что они придутся на избирательный цикл 2007-2008 годов. Между тем проведенные 5 декабря с.г. парламентские слушания "О проекте федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"(о материнском (семейном) капитале", который был внесен в ГД РФ Правительством РФ и принят ГД в первом чтении 17 ноября 2006 года вызвали целый ряд серьезных сомнений в адекватности предложенной версии законопроекта замыслу Президента. Эти сомнения, выраженные как депутатами Государственной Думы в ходе первого чтения данного законопроекта, так и экспертами, выступавшими на парламентских слушаниях, группируются вокруг следующих основных проблем: 1. Вызывает недоумение норма, предусматривающая оттягивание возможности распоряжения "материнским капиталом" до того времени, когда ребенку исполнится три года. На наш взгляд, начало срока реальной выплаты "материнского капитала" целесообразно привязать к срокам нынешней легислатуры Президента – инициатора и гаранта эффективной реализации этой социальной инициативы. А значит – предоставлять право на возможность использования "материнского капитала" хотя бы через год после рождения ребенка. Необходимость выдержать три года до начала использования "материнского капитала" связывают с боязнью его нецелевого использования в группах риска, то есть социально неблагополучными родителями. Но, во-первых, нельзя переносить такие подозрения на всех родителей скопом. А во-вторых, сам процесс предоставления материнского капитала разделен на два этапа: начальный – подача заявления со стороны матери, родившей второго ребенка, о желании получить сертификат на пользование "материнским капиталом" в соответствующие государственные органы и принятие решения о его выдаче этими органами; второй – получение права на распоряжение "материнским капиталом". На первом этапе государственные органы имеют полную возможность провести проверку на соответствие заявителя целевому использованию средств. Пусть эта проверка проводится не один, как указано в законопроекте, а два-три месяца. К тому же, речь ведь идет о рождении не первого, а второго и следующих детей, а потому социальный портрет заявителя должен быть известен соответствующим органам социального обеспечения. Законопроект предусматривает возможность отказа заявителю в праве распоряжаться "материнским капиталом". Отказ может осуществляться именно в этот момент. При этом заявитель со своей стороны должен получить право на обжалование такого отказа в суде – такой нормы в законопроекте пока нет, но она тоже необходима. Однако, в тот момент, когда заявитель получил сертификат о праве на использование материнского капитала, имеет ли смысл затягивать с его выдачей на целых три года? Такой временной разрыв может вызвать серьезное недовольство со стороны тех матерей, которые откликнулись на призыв Президента и решились на рождение второго ребенка, а взамен получили не реальные деньги, а всего лишь обещание их выплаты через три года. 2. Соображение о том, что органы социального обеспечения на местах должны знать заявителей по характеру их обращения с первым ребенком заставляет усомниться в целесообразности предоставления права на администрирование программой "материнский капитал" Пенсионному Фонду. Гораздо более подготовленным к реализации данной программы является Фонд социального страхования, который осуществляет выплаты всех социальных пособий, имеет соответствующие навыки, опыт и т.д. 3. Вызывает сомнение порядок реализации идеи "материнского капитала", изложенный в данной версии законопроекта. Многие эксперты и депутаты предлагали другую цепочку действий: Фонд социального страхования принимает заявления на право использования "материнского капитала" с соответствующим предельно простым набором сопроводительных документов, осуществляет проверку правомочности заявителя и либо выдает ему сертификат на такое право, либо отказывает в нем. В случае положительного решения на депозитный счет заявителя в Сбербанк РФ поступает назначенная сумма "материнского капитала". Заявитель либо получает право в течение трех лет использовать проценты от ее размещения на текущие расходы по воспитанию ребенка, либо через год получает возможность распорядиться этой суммой. И в том, и в другом случае люди будут знать, что их не водят за нос, оттягивая срок выплаты пособия до греческих календ, что проценты от использования "их" капитала идут не чиновникам, не подорвавшему свою репутацию при проведении пенсионной реформы Пенсионному Фонду, а им самим. 4. Совершенно непонятно, почему в наборе направлений, по которым возможно использовать "материнский капитал", отсутствует едва ли не важнейшее с точки зрения здравого смысла - "дорогостоящее лечение ребенка". Если ребенок серьезно болен, то семья будет вынуждена в первую очередь искать возможность оплатить его лечение, а не размышлять о его дополнительном образовании или накоплении средств к материнской пенсии. К сожалению, сегодня государство не гарантирует полностью бесплатное лечение или проведение дорогостоящих операций. И все отсылки к тому, что Минздрав берет на себя решение этих проблем в случае увеличения финансирования, выглядят неубедительно. Мать, имеющая больного ребенка и одновременно мертвым грузом лежащий в Пенсионном Фонде "материнский капитал", вряд ли поймет такие резоны. И ничего кроме глубокого разочарования у нее такая социальная инициатива не вызовет. 5. Наряду с этим в тексте законопроекта было бы целесообразно предусмотреть возможность использования "материнского капитала" (или его части) на повышение (или приобретение) образования самих матерей, имеющих двоих и более детей. Вырастив каждого из них до определенного возраста, женщины, как правило, утрачивают былую квалификацию, становятся неконкурентоспособными на рынке труда, а прожить на одну мужскую зарплату сегодня в России могут не более 10% семей. К тому же еще существуют матери-одиночки, возможны случаи разводов и т.д. 6. Необходимо очень четко прописать в законе порядок выдачи сертификата на право пользования материнским капиталом, указав в тексте закона перечень необходимых для этого документов, сроки подачи заявления и ответа соответствующего государственного органа, а также – перечень причин возможного отказа в его выдачи и право заявителя на возможность обжалования отрицательного решения в суде. Без этого заявители окажутся в полной зависимости от того, как чиновник истолкует то или иное положение закона. Существует целый ряд других серьезных поправок к данному законопроекту. Здесь был сделан акцент только на тех из них, которые вызвали самые серьезные разногласия между экспертами и соисполнителями данного законопроекта. Высокий уровень социальных ожиданий, связанных с данным законопроектом, побуждает экспертов крайне ответственно относиться к его экспертизе и просчитывать все варианты его последствий. Конечная версия Закона о материнском капитале должна быть предельно прозрачной, четкой, направленной на реализацию социальных потребностей семей с детьми, а не чиновников соответствующих государственных ведомств. Только тогда идея "материнского капитала"принесет необходимый политический эффект. Источник: Сайт Консорциума женских неправительственных объединений Опубликовано: 25.01.2007 http://wcons.org.ru/ru/news.php?type=cons&news_id=453
|