[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2007

Гендерные аспекты толерантности

23-11-2007 Людмила Мишина, Петрозаводск

 

Не выживать, но жить в согласии

В рамках конференции, посвященной Международному дню толерантности, которая прошла на базе Карельского филиала Северо–Западной академии госслужбы в Петрозаводске 15 ноября, была организована работа секции "Гендерные аспекты толерантности".

На обложку программы конференции организаторы поместили небольшой, но очень символический рисунок. В узкой лодке, которая плывет по бескрайнему океану, находятся мужчины, женщины, дети, забавные животные. Среди людей – что угадывается по фигурам – представители старшего поколения и молодежь, семейные пары. Что ждет этих людей в долгом совместном плавании? Каково им вместе? Кому сигналит флагом человек на борту? О чем думает старушка, опершаяся на свою клюку, и есть ли у нее другие опоры – например, на тех, кто рядом? Такие ассоциативные вопросы возникли у меня при взгляде на этот рисунок.

В этом году организаторами межрегиональной научно-практической конференции стали Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Карельский филиал Северо-Западной академии госслужбы, Администрация г. Петрозаводска, Петрозаводский педагогический колледж. В пленарном заседании приняли участие и выступили с докладами ученые, эксперты из Санкт-Петербурга и Петрозаводска. К сожалению, представители Московского бюро по правам человека, предварительно давшие согласие на участие в конференции, не смогли приехать в столицу Карелии.

На четырех секциях было озвучено 30 сообщений и докладов. Тематика секций – "Национальная политика и толерантность", "Религиозные отношения и толерантность", "Гендерные аспекты толерантности", "Местное самоуправление и толерантность" говорит сама за себя.

Реальность такова: в небольшом регионе проживают представители более 120 наций и национальностей; зарегистрированы общины верующих всех направлений традиционных конфессий; более 1500 тысяч общественных организаций и движений, существенная часть которых – женские.

Разработанная и утвержденная в этом году в республике Концепция гармонизации национальных и межрелигиозных отношений под названием "Карелия – территория согласия" стала одной из первых подобных в Российской Федерации.

Власти не скрывают: во многом толчком к резкому повышению внимания к проблемам толерантности стали события, произошедшие год с небольшим назад в Кондопоге. Большинство региональных политиков, руководство республики не разделяют тезиса, что "действовали бы в Кондопоге быстро и решительно – проблем было бы меньше". Оперативные меры по предотвращению экстремизма отнюдь не отменяют последовательной, продуманной в отношении разных слоев общества политики, направленной на формирование гражданского общества, сильных демократических основ жизни общества. Терпимость, умение жить рядом в непростом мире – один из серьезнейших вопросов.

"Гендерные аспекты толерантности" - согласитесь, несколько необычная формулировка темы. Если толерантность – искусство жить (а не выживать, не изживать другого) вместе, то гендерная составляющая по природе своей неотторжима от этого определения.

Обратимся к конкретным озвученным мнениям участниц и участников секции. Сообщение "Толерантность и гендерная идея" сделала руководитель секции, председатель Карельского центра гендерных исследований, доцент Лариса Бойченко.

По ее мнению, сама история развития женского движения, гендерных исследований стала возможной только на фоне больших общественных преобразований и реальных изменений в характере отношений общества и власти. Рассказывая о том, как родился Карельский центр гендерных исследований, какие проекты становились возможными, она не могла не комментировать эти факты: "Продвигать идею равенства и равноправия мы учимся постоянно, в рутинной повседневности, в общении с рядовыми гражданами и власть имущими. Нам надо признавать, но не смиряться со сложившимся положением: конституционные права и свободы декларированы для всех граждан, но нет главного – равных возможностей в реализации этих прав".

В свое время в Республике Карелия была создана Комиссии по вопросам улучшения положения женщин. Это было в конце 90-х. С тех пор ситуация существенно изменилась. "В соответствии с международными рекомендациями, необходимо повысить статус таких комиссий, переименовать их и переориентировать на решение вопросов гендерного равновесия. Мне представляется, название этого органа стоит изменить, назвать его Комиссией по гендерным проблемам", - особо подчеркнула Лариса Бойченко.

Из заявленных докладов авторами двух стали студенты Петрозаводского государственного университета – Марина Лемешева и Сергей Скалий. В обоих случаях ребята попытались провести анализ исторических событий в женском движении на фоне демократизации российского общества, появления новых для своего времени экономических и политических свобод, социальных допущений. Марина назвала свой доклад "Феминизм и толерантность". Сергей анализировал, кто и что сделали событийным Первый съезд женщин России, который прошел сто лет назад - в 1908 году.

Эти доклады, очевидно, увязаны с темой толерантности. Феминизм начала двадцатого века, первые крупные форумы женщин России требовали от общества готовности услышать голоса женщин, их оценки существующего положения вещей и требования. "Равноправки" бросали вызов обществу и одновременно меняли это общество. Студенты, изучая процессы конца 19 - го – начала 20-го веков, подошли к вопросам, касающимся положения женщин в современном мире.

На мой вопрос, что бы могло сниться сегодня Вере Павловне, известной героине из романа Чернышевского "Что делать?", прозвучало единодушно: "Да те же мастерские, только оборудованные чуть иначе…" Женщины хотят не просто самостоятельности. Они имеют право на полную реализацию своих возможностей в экономической, общественной и политической жизни. И через сто лет после своего первого съезда россиянки продолжают это доказывать.

Специально для участия в работе конференции приехали два эксперта из Москвы: Зоя Хоткина - кандидат экономических наук (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН) и Юлия Антонова - директор Программы по защите прав женщин (Московское представительство Американской ассоциации юристов).

"Мне представляется очевидным, что многие стереотипы, закрепленные в языке, сознании, бытовом общении, с одной стороны, отражают существующую дискриминацию по признаку пола, с другой – подпитывают ее. "Мужчина – кормилец", "курица - не птица, баба – не человек", "надежное мужское плечо", "волос длинный, да ум короткий"… При этом все социологические исследования подтверждают: российские женщины не только не боятся ответственности, но их поведение и поступки в массе всегда ответственнее, нежели мужчин. Неполные семьи более чем в 60 процентах живут исключительно за счет доходов женщин", - говорит Зоя Хоткина.

В этом году совместно с Федерацией независимых профсоюзов был проведен опрос среди занятых в трудовой деятельности россиянок. Как выстроились их приоритеты? Женщины современной России считают, что для них важны: повышение квалификации, карьера, личностный рост. У мужчин, заметим, главным приоритетом был и остается рост доходов.

Выражение "новый русский" закрепилось в нашем языке, но не отразило того, что в экономике появились сильные личности не только мужского пола. Новая российская женщина серьезно конкурирует на рынке труда. Она образована, ценит здоровье, готова расширять зоны ответственности. А проигрывает в одном – в том, что она женщина. Не потому ли у женщин, опрошенных в ходе исследования, о котором говорила Зоя Хоткина, семья оказалась на... четвертом месте в перечне приоритетов? Женщина делает вынужденный, жестокий выбор.

Готова ли российская женщина начала двадцать первого века вести диалог с мужчиной? Конечно, да. Его надо налаживать, строить. Один из принципов этого диалога - отказ от стереотипов, допуск и принятия новых реалий, равного партнерства, отказ от сексизма, соблюдение равноправия. Это и будет проявлением толерантности, принятия и уважения прав каждого члена общества, так считает Зоя Хоткина.

Юлия Антонова сделала сообщение по теме, которая достойна стать темой отдельного круглого стола, - "Российские инициативы в сфере правового регулирования свободы от насилия в семье". Она обратилась к результатам мониторинга в ряде регионов, привела примеры, как и какие программы осуществляются в России по предотвращению насилия в семье. Например, в Бурятии, разработан соответствующий законопроект, он уже передан на рассмотрение депутатам регионального законодательного органа.

В Приволжском федеральном округе была разработана гендерная стратегия, в которой содержались положения о профилактике и борьбе с насилием в семье. Однако до реализации дело не дошло. "Инициатив достаточно много, но они носят нестабильный характер", - отметила Юлия Антонова

Перечень рекомендаций, предложенный участниками секции, содержал более двадцати пунктов. Участники секции подтвердили необходимость рассмотрения проблем толерантности, в том числе в отношении равенства плов, учета гендерной составляющей при решении общественно-политических, экономических проблем. Интересным представляется факт: Карельский центр гендерных исследований, созданный одним из первых в России, скоро отметит 10-летие. И исследовательские, и кризисные центры для женщин подтвердили свою необходимость. Они нуждаются в дальнейшей поддержке. Нужно развивать отношения с властью, между различными секторами общества, между полами. Был выработан перечень других рекомендаций, отражающих гендерные аспекты емкого понятия – толерантность.

..."Не трудно выбрать, легко купить" - такими словами сопроводила рекламу своей продукции фирма, недавно появившаяся в Петрозаводске. Не рисунке – три пары стройных женских ножек, под цвет обуви на них, чуть ниже, образцы товара. Двойной смысл текста более чем прозрачен. Подобная реклама не продержалась бы и полдня в мусульманской стране. В европейской подобный слоган для фирмы просто невозможен. Для нас же... Увы, подобные примеры – наглядное подтверждение, что стереотип живуч, брутален и весьма тяготеет к сексизму и пошлости.

Людмила Мишина.
Петрозаводск.


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

16 ноября — Международный день толерантности

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. По мнению уполномоченного по правам человека в Архангельской области Надежды Ахраменко, "умение быть терпимым является одним из важных компонентов гражданского общества", над построением которого в последнее время работают общественные организации и государственные структуры.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]