13 декабря в Москве на парламентских слушаниях на тему "Права женщин в российском законодательстве - к 10-летию реализации Пекинской платформы действий" выступил начальник Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Еременко Владимир Иванович. Он рассказал о подготовленном проекте Закона Санкт-Петербурга "Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия в Санкт-Петербурге". Обсуждение закона в Петербурге будет проходить в начале следующего года. Как нам сообщили в администрации города, 18 ноября 2005 года Межпарламентская ассамблея приняла Модельный закон "О государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин", который послужил основой для петербургского проекта. Сектор по равным правам и возможностям мужчин и женщин предоставил нам Модельный закон. Председатель "Лиги избирательниц" Татьяна Дорутина Источник: Сайт "Лиги избирательниц" Опубликовано: 26.12.2005 http://liga-rf.ru/html/regions/spb/spb80.htm МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН" Глава I. Общие положения Статья 1. Цели и задачи закона Настоящий закон устанавливает государственные гарантии равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, определяет порядок их реализации и направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола и создание условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия: - гендер - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;
- гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни;
- гендерная дискриминация - любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола;
- равные возможности - система средств и условий, необходимых для реального достижения гендерного равноправия;
- квоты - узаконенный уровень представительства лиц обоего пола в политических институтах, в сфере трудовых отношений и иных сферах;
- сексуальное домогательство (понуждение лица к половой связи) - аморальное поведение, связанное с недозволенными действиями сексуального характера лиц разного пола путем шантажа, угроз, выраженные словесно или физически, унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в трудовой, материальной или иной зависимости;
- домашний труд (не надомный) - самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.
Статья 3. Дискриминация по признаку пола Проведение политики либо совершение иных действий, ставящих мужчин и женщин в неравное положение по признаку пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в предусмотренном законом порядке. Не является дискриминацией установление различий в регулировании социально-трудовых и иных отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания, а также принятие государством специальных мер, направленных на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами. Поведение граждан страны, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, которое входит в противоречие с требованиями настоящего закона и норм международного права, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного равенства и как элемент гендерной дискриминации. Статья 4. Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Основными направлениями государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин являются: - формирование правовой базы обеспечения равенства полов, совершенствование и развитие законодательства в этом направлении;
- проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти на предмет соблюдения гендерного равенства;
- разработка и принятие государственных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин и устранение дискриминации по мотивам пола;
- обязательность учета гендерных аспектов в разрабатываемых бюджетах;
- принятие государственных социальных программ по обеспечению правового и социально-экономического равенства лиц обоего пола;
- воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан;
- выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств, взятых на себя государством;
- учет требований норм международного права при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, увольнении работников, в семейных отношениях.
Статья 5. Законодательство о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин Регулирование отношений, связанных с установлением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин осуществляется Конституцией государства, настоящим законом, иными законами, международными правовыми актами, содержащими соответствующие нормы, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти государства, актами органов местного самоуправления, уставами и иными документами, регламентирующими работу предприятий и организаций различных форм собственности, содержащими соответствующие нормы. Законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы о правах и возможностях для мужчин и женщин не могут ухудшать положение женщин и мужчин по сравнению с настоящим законом. Если международными договорами государства установлены другие правила, чем предусмотрены настоящим законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гендерного равенства, применяются правила международного договора. Глава II. Гарантии гендерного равенства в области государственного управления Статья 6. Гарантии гендерного равенства в управлении государством Государство гарантирует создание условий для участия лиц разного пола в управлении государством путем обеспечения равного представительства мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти и иных сферах управления государством через правовые, организационные и иные механизмы. Статья 7. Гарантии равных избирательных прав В соответствии с Конституцией государства мужчины и женщины имеют равные права для участия в выборах глав государств, высших государственных и местных (муниципальных) органов власти. При подготовке списков кандидатов от политических партий, избирательных объединений на выборах по округам создаются равные возможности для лиц обоего пола. Кандидаты - мужчины и женщины должны быть представлены в списках пропорционально численности мужчин и женщин в партии, объединении или в соответствии с нормами представительства, предусмотренными национальным законодательством о выборах. Контроль за этим требованием осуществляют избирательные комиссии. Статья 8. Гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе В соответствии с принципом равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании государственных органов власти не допускаются какие бы то ни было ограничения по признаку пола. Руководители государственных и местных (муниципальных) органов власти обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной и местной (муниципальной) службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой. В кадровом составе служащих государственных и местных (муниципальных) органов власти не должны преобладать служащие одного пола. Национальным законодательством может устанавливаться система квотирования на замещение должностей служащими одного пола (не более 30-50% кадрового состава). Квоты вводятся как временная мера, которая может быть отменена по мере достижения сбалансированного представительства мужчин и женщин в государственных и местных (муниципальных) органах. Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей только для лиц одного пола. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой отмену незаконных распоряжений (приказов) или результатов конкурса на замещение вакантных должностей. Обязанность предоставления конкурсным комиссиям сведений о профессиональной подготовке, образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе, а также данных о соотношении численности работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы возлагается на кадровые службы государственных органов. Аналогичный учет ведут кадровые службы государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе, увеличения заработной платы государственных служащих. Глава III. Гарантии равных прав и равных возможностей в социально-экономической сфере Статья 9. Гарантии равных возможностей в области доступа к экономическим ресурсам Государственные органы, органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать гражданам страны независимо от половой принадлежности равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая землю, движимое и недвижимое имущество, бюджетные средства, финансовые активы, кредиты, социальные фонды, средства социального страхования и социального обеспечения и иные ресурсы. Статья 10. Основные гарантии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в области социально-трудовых отношений В целях достижения гендерного равенства в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного, местного (муниципального) органа власти, предприятия или организации независимо от формы собственности) обеспечивает: - равные возможности для женщин и мужчин при найме на работу и равный доступ к вакантным рабочим местам. Работодатель не вправе необоснованно отказать при найме на работу по признаку пола, семейным обязанностям, другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника; требовать представления документов, не предусмотренных национальным законодательством и объявлением. В случае размещения объявлений о приеме на работу не допускать включения требований и критериев, подразумевающих предпочтение одного из полов, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3.
- равное вознаграждение для женщин и мужчин за труд равной ценности;
- равные возможности для повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе;
- благоприятные условия для беременных женщин и родителей с малолетними детьми: перевод беременных женщин по их заявлению на легкую работу, предоставление дополнительных перерывов для кормления малолетних детей и дополнительных отпусков родителям с малолетними детьми;
- создание безопасных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин.
В случае массового увольнения работников работодатель обязан учитывать сложившееся соотношение численности мужчин и женщин на данном предприятии, в организации, учреждении, не допуская дискриминации одного из полов. Государство предпринимает стимулирующие меры по реализации сбалансированного участия мужчин и женщин в работе по профессиям, где преобладает представительство одного из полов. Работодатель не вправе создавать препятствия работнику, направившего компетентным органам жалобу о случаях дискриминации по признаку пола. Статья 11. Гарантии при формировании кадровой политики на предприятиях Гарантии, связанные с реализацией равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании кадровой политики на предприятиях определяются законами, иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями, коллективными договорами, соглашениями и иными актами. Работники предприятия имеют право на получение сведений о замещении должностей. Работодатель по требованию работника обязан представить письменное обоснование причин отказа в повышении по должности, либо направлении на обучение с целью повышения квалификации. Статья 12. Обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях и воспитании детей Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Супруги взаимно равноправны, каждый из них самостоятельно имеет право решать вопрос об участии в трудовой жизни, а также в общественной или другой деятельности вне семьи. Граждане - мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности в области воспитания и содержания детей, а также владения общей собственностью в соответствии с национальным законодательством. Мужчинам и женщинам законодательно обеспечивается возможность сочетания профессиональной деятельности и воспитания детей. Мужчины и женщины имеют равный доступ к социальным льготам. Родители имеют равный доступ к получению пособий по уходу за малолетними детьми, престарелыми либо больными членами семьи. Женщине гарантируется право самой решать вопросы материнства, а также решать сколько иметь детей и с какими промежутками времени. Оба родителя имеют право на оплачиваемый отпуск в связи с рождением ребенка. Продолжительность указанного отпуска устанавливается национальным законодательством. Продолжительность отпуска по уходу за ребенком родителями может быть поделена между собой по их усмотрению, причем родители могут использовать отпуск по частям. Статья 13. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области охраны здоровья Государство гарантирует: - охрану здоровья, обеспечение медицинского обслуживания и обязательного медицинского страхования граждан независимо от пола в соответствии с Конституцией государства, иными законодательными актами и международными нормами;
- обеспечение охраны здоровья матери и ребенка за счет организации широкой сети женских консультаций, соответствующих консультативных служб в медицинских учреждениях, родильных домов, санаториев, домов отдыха, других учреждений здравоохранения для беременных женщин и родителей с детьми;
- создание соответствующих консультативных служб по планированию семьи.
Статья 14. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области образования, просвещения и культуры Государство гарантирует: - обеспечение равных условий для доступа мужчин и женщин к получению основного, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам переподготовки и повышения квалификации;
- содействие гендерному просвещению граждан, включая гендерную тематику в различные образовательные программы;
- свободный доступ мужчин и женщин к культурным ценностям и полноценное участие в культурной жизни государства;
- равные возможности при получении юридической помощи, а также свободный доступ лиц обоего пола к правовой информации и правовым знаниям;
- запрещение использования средств массовой информации, литературы и иных пособий, пропагандирующих дискриминацию по признаку пола;
Статья 15. Гарантии признания домашнего труда и равного отношения к домашнему труду Лица разного пола несут равную обязанность в отношении домашнего труда. Домашний труд не может служить способом гендерной дискриминации и может осуществляться в равной степени как мужчинами, так и женщинами. Статья 16. Гарантии на запрет сексуального домогательства и преследования лиц разного пола со стороны работодателя Работодатель не имеет права подвергать работающих лиц независимо от пола сексуальному домогательству, давлению или преследованию в связи с отказом в его (ее) сексуальных домогательствах, а также в случае жалобы на работодателя в связи с половой дискриминацией на рабочем месте. В случае сексуального домогательства, оказания давления или преследования работника по вышеуказанным мотивам работодатель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством. Глава IV. Обеспечение гарантий равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин Статья 17. Способы обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин Равноправие мужчин и женщин наряду с национальным законодательством обеспечивается государственной политикой; договорным регулированием социально-трудовых отношений; мерами по надзору, контролю, мониторингу в этой сфере; гендерной экспертизой принимаемых решений и другими способами и методами. Статья 18. Обеспечение гендерного равенства при договорном регулировании социально- трудовых отношений При договорном регулировании социально-трудовых отношений, в процессе разработки и заключения генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров обязательно включение положений, обеспечивающих равные права и равные возможности для мужчин и женщин на рынке труда, в заработной плате, в организации медицинского обслуживания и отдыха, по созданию условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей. Статья 19. Формы осуществления гендерной политики государства В целях реализации конституционного принципа равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин: - Президент страны использует предоставленные ему Конституцией государства правотворческие, координирующие, контрольные и иные полномочия.
- Парламент формирует законодательную основу государственной политики в области равенства мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни.
- Правительство страны в пределах своих полномочий:
- обеспечивает проведение единой государственной политики по достижению равенства мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни;
- формирует государственные целевые программы по осуществлению равноправия полов, обеспечивает их выполнение;
- финансирует программы и мероприятия по реализации государственной политики в области равноправия мужчин и женщин за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников;
- направляет и контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти по защите и обеспечению равноправия мужчин и женщин;
- представляет в соответствии с национальным законодательством в парламент страны ежегодный доклад о положении дел в области гендерной политики.
- Уполномоченный по правам человека или иной орган, его заменяющий, в ежегодном докладе о своей деятельности отражает вопросы соблюдения прав и свобод граждан, в том числе реализации равенства мужчин и женщин.
- Суды и правоохранительные органы обеспечивают судебную и правовую защиту граждан при нарушениях положений настоящего закона.
Статья 20. Специальные меры по надзору и контролю за обеспечением гарантий равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин В целях обеспечения контроля за соблюдением гендерного равенства создается специальный государственный орган по равноправию, на который возлагается общая ответственность за равноправие мужчин и женщин во всех сферах общественной, экономической и политической жизни государства. В составе правительства и местных (муниципальных) органов власти создаются подразделения по реализации равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. Парламент ежегодно заслушивает государственный доклад о положении дел в области равенства мужчин и женщин, представляемый правительством страны. Доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством осуществляют мероприятия по разработке и осуществлению местных целевых программ, направленных на защиту и реализацию равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Статья 21. Гендерная экспертиза принимаемых законопроектов и иных нормативных правовых актов Специальный государственный орган по равноправию, подразделения, созданные при правительстве и местных (муниципальных) органах власти, организуют проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов на соответствие международным документам в области обеспечения равенства мужчин и женщин, готовят предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере гендерного равенства. К гендерной экспертизе законодательных актов с целью обеспечения ее независимости привлекаются на договорной основе ученые, специалисты, представители общественных и неправительственных организаций, при этом им предоставляются все необходимые материалы и документы, связанные с подготовкой законопроектов. Независимые эксперты могут участвовать в парламентских слушаниях, работе соответствующих комитетов, комиссий законодательных органов. Статья 22. Формирование государственной статистики и мониторинга в сфере обеспечения равноправия мужчин и женщин Сбор статистических данных о различиях в доходах, доступе к вакансиям на рынке труда, в системе образования, в семье, в политике, государственной и местной (муниципальной) службах ведется раздельно по мужчинам и женщинам. Статья 23. Просвещение населения, государственных служащих всех рангов по вопросам гендерной политики государства Государство организует массовое просвещение населения в школах, средних специальных учебных заведениях, в высших учебных заведениях по вопросам гендерного равенства, осуществляет финансирование соответствующих программ, обеспечивает использование возможностей государственных средств массовой информации. Правительство вводит обязательный образовательный курс о равноправии мужчин и женщин для государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, работников судов. К разработке программ обучения, подготовке специальной учебной литературы по гендерной тематике и чтению лекций привлекаются руководители государственных служб, ученые, общественные деятели, юристы, уполномоченные по правам человека. Статья 24. Участие общественных объединений в обеспечении социального равенства мужчин и женщин Общественные объединения, занимающиеся вопросами обеспечения гендерного равенства, защиты прав и интересов женщин, имеют право: - принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения равноправия мужчин и женщин;
- в соответствии с законодательством представлять интересы и защиту прав мужчин и женщин в судах и иных государственных органах;
- содействовать гендерному равенству в сфере трудовых отношений и социальной защиты;
- выдвигать и поддерживать кандидатов, в программы которых входит защита принципов равноправия мужчин и женщин;
- пользоваться другими правами, предоставляемыми им в соответствии с законодательством.
Общественные объединения вправе получать от соответствующих государственных органов исполнительной власти, а также от органов местного самоуправления методическую, информационную и иную помощь, в объеме и порядке, установленном национальными программами, которые направлены на устранение дискриминации по признаку пола. Глава V. Государственный надзор и контроль за исполнением законодательства о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин Статья 25. Государственный надзор и контроль за соблюдением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством. Статья 26. Взаимодействие органов государственного надзора и контроля с общественными организациями Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин, в своей деятельности взаимодействуют с общественными объединениями, занимающиеся вопросами обеспечения гендерного равенства, защиты прав и интересов женщин. Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин Лица, нарушающие законодательство о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин, допускающие прямую или косвенную дискриминацию по признаку пола, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с национальным законодательством. Источник: Сайт "Лиги избирательниц" Опубликовано: 26.12.2005 http://liga-rf.ru/html/regions/spb/spb81.htm
|