[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Заседание Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин

18-10-2005 Комиссия ВКП по вопросам трудящихся женщин

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН

12 октября состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам трудящихся женщин, на котором было рассмотрено 5 вопросов, в том числе:

Итоги заседания 49-ой сессии Комиссии ООН по положению женщин, которая состоялась в марте текущего года и была посвящена десятилетию Пекинской конференции. В этом году всемирная общественность подводит итоги реализации Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин. На 49-ой сессии отмечались как положительные сдвиги в этой проблеме, так и целый ряд нерешенных проблем по ряду направлений, предусмотренных в Пекинской платформе. На фоне достигнутого прогресса и оживления женского движения Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратил внимание на возникновение новых проблем, таких как торговля женщинами и детьми, рост численности молодых женщин, инфицированного ВИЧ/Спидом.

Комиссия, рассмотрев, этот вопрос приняла решение с рекомендациями членским организациям совместно с государственными органами проанализировать ход выполнения национальных программ и планов по улучшению положения женщин, максимально привлекать женские комиссии при профсоюзных комитетах к участию в переговорном процессе и заключении тарифных соглашений и коллективных договоров.

Комиссия рассмотрела записку департамента ВКП по вопросам социально-экономических интересов трудящихся "О позиции профсоюзов по "заемному труду". Эта проблема в определенной степени затрагивает и интересы женщин, т. к. при участии женщин в заемном труде создается для них определенная угроза их материальной стабильности, а также возможные потери в период декретных отпусков, родов и отпусков по уходу за детьми. Учитывая такое положение, Комиссия одобрила записку и рекомендовала вынести этот вопрос на рассмотрение Исполкома ВКП.

Комиссия с удовлетворением отметила принятие закона "О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин" в Республике Таджикистан. Это уже третья республика в СНГ, которая имеет такой закон. Раньше были приняты аналогичные законы в Киргизии и Узбекистане. Комментарии к закону прислала Наимова В.Р. – заместитель Салихова, что помогло членам комиссии глубже ознакомиться с этим законом. Федерации профсоюзов Таджикистана удалось добиться включения в закон специальной статьи "Участие профсоюзов и иных общественных объединений в обеспечении равноправия мужчин и женщин и его реализации, получив право участвовать в разработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в социально-экономической сфере, а также представлять и защищать их интересы в судах и иных государственных органах. Комиссия считает это большим достижением профцентра Таджикистана. Надо отметить тот факт, что многие статьи закона разработаны уже с учетом проекта модельного закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", разработанный ВКП.

На заседании была организована презентация книги доктора юридических наук Полениной С.В. – в качестве учебника по вопросам гендерного равенства, который необходим при проведении семинаров профсоюзного актива.

Кроме того, были заслушаны две информации о деятельности комиссии ФНПР по гендерному равенству в подготовке и проведении 100-летия профсоюзов России и о работе Комиссии ВКП за период 1999-2005 годы.

Участники заседания с большим одобрением восприняли издание двухтомника "Женщины-лидеры профсоюзного движения" и внесли предложение подарить эти два тома Историческому музею.

А также были награждены активные члены Комиссии Почетной грамотой и благодарностью Исполкома ВКП.

В заключении хочется отметить большую заинтересованность в участии работы нашей Комиссии со стороны неправительственных женских объединений. В этом заседании изъявили принять участие руководители таких организаций, как Информационный центр независимого женского форума, "Женщины и Конверсия", Институт социальной и гендерной политики, Институт коллективных действий, Международный альянс женских организаций СНГ.

Общее пожелание членов Комиссии не терять эти контакты и в будущей деятельности.

Ихарлова М.В.,
Член рабочей группы ВКП


ПОВЕСТКА ДНЯ
заседания Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин

г. Москва
Зал секретариата
12 октября 2005г.
Начало в 13 часов

  1. Об итогах заседания 49-ой Сессии Комиссии ООН по положению женщин, состоявшейся в феврале-марте 2005 г. по теме «Пекин +10».
    - докладывает Фролова Т. Л. - зам. Председателя ФНПР
  2. О позиции профсоюзов стран СНГ по вопросу «заемного труда».
    - докладывает Прохоров А. А. - заместитель департамента ВКП по вопросам социально-экономических интересов трудящихся
  3. О законе Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равных правах н равных возможностей мужчин н женщин»,
    - докладывает Наимова В. Р. - зам. Председателя Федерации профсоюзов Республики Таджикистан
  4. Презентация книги «Гендерное равенство: проблемы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» доктора юридических паук Поленикой С.В.
    - докладывает Поленина С. В., профессор Института государства н права РАН, д.ю.н.
  5. Об участии женских комиссий ВКН и ФНПР в подготовке н проведении мероприятии в связи со 100- летием профсоюзов России.
    - докладывают: Ихарлова М. В. — член рабочей группы ВКП,
    Зенкова Л.Н. - зам. Заведующего отделом оргработы ФНПР, ответственный секретарь Комиссии ФНПР по вопросам социального равенства женщин
  6. 6. Разное.

КОМИССИЯ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН
РЕШЕНИЕ

г. Москва
12 октября 2005г.

Об итогах заседания 49-оЙ Сессии Комиссии ООН по положению женщин, посвященной 10-й годовщине Пекинской конференции «Пекин+10»

Заслушав информацию заместителя председателя ФНПР Фроловой Т. Л. об итогах Сессии Комиссии ООН по положению женщин, состоявшейся в феврале-марте 2005 г. и посвященной 10-й годовщине Четвертой Всемирной Конференции «Пекин + 10», Комиссия решила:

  1. Принять к сведению информацию Фроловой Т. Л. и предложить членам Комиссии продолжить работу на местах по реализации пекинской платформы действий по улучшению положения женщин, преодолению дискриминации в сфере труда и его оплаты, повышению государственной ответственности за проведение эффективной социальной политики.
  2. Направить членским организациям ВКП пакет документов, принятых на 49-ой Сессии Комиссии ООН по положению женщин в порядке информации и для использования в работе.
  3. Рекомендовать членским организациям ВКП:
    • совместно с органами исполнительной законодательной власти проанализировать выполнение государственных планов и программ по улучшению положения женщин, принятых в свете Пекинской платформы действий, на основе чего подготовить соответствующие предложения;
    • максимально привлекать женские комиссии к участию в переговорном процессе при заключении тарифных соглашений и коллективных договоров, используя передовой опыт многих профсоюзных организаций в этом деле. Добиваться введения специальных разделов в договоры по решению проблем трудящихся женщин, материнства и детства, лиц с семейными обязанностями, обеспечению гендерного равенства.

Председатель Комиссии
О, И. Ефименко


КОМИССИЯ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН
РЕШЕНИЕ

г. Москва
12 октября 2005г.

О законе Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин»

Заслушав информацию о принятии в Республике Таджикистан закона «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин», Комиссия решила:

  1. Информацию Федерации профсоюзов Таджикистана о законе «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» принять к сведению. Обратить особое внимание на статьи закона, направленные на достижение в республике гендерного равенства на всех направлениях политической и общественной жизни, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Отметить актуальность принятия такого закона в республике Таджикистан, который определил основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.
  2. Считать целесообразным направить членским организациям ВКП текст закона Республики Таджикистан в порядке информации и использования профсоюзами при выработке предложений в проекты разрабатываемых аналогичных законов в странах СИГ.
  3. Рекомендовать членским организациям ВКП максимально привлекать женские комиссии к участию в переговорном процессе при заключении тарифных соглашений и коллективных договоров, используя передовой опыт многих профсоюзных организаций в этом деле. Добиваться введения специальных разделов в договоры по решению проблем трудящихся женщин, материнства и детства, лиц с семейными обязанностями, обеспечению гендерного равенства.

Председатель Комиссии
О. И. Ефименко


КОМИССИЯ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН
РЕШЕНИЕ

г. Москва
12 октября 2005г.

О позиции профсоюзов стран СНГ по вопросу «заемного труда»

Заслушав информацию заместителя руководителя департамента ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся А. Прохорова «О позиции профсоюзов стран СНГ по вопросам заемного труда», Комиссия отмечает своевременность и актуальность выработки позиции профсоюзов по данной проблеме. Одной из причин «заемного труда» для женщин является совмещение ими работы с выполнением семейных обязанностей и детородных функций, что вынуждает женщин часто менять работодателя и пользоваться услугами всякого рода нанимателей и вербовщиков. В связи с чем как для трудящихся в целом, так и для женщин в частности создается угроза их материальной стабильности. При заемном труде, как формы временной занятости, женщины несут материальные потери в период декретных отпусков, родов и отпусков по уходу за детьми, т. к. работодатели, как правило, стараются избавиться от беременных женщин еще на ранней стадии беременности.

Комиссия решила:

  1. Одобрить записку и проект решения Совета ВКП «О позиции профсоюзов стран СНГ по вопросу «заемного труда», подготовленную Департаментом ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся и юридического департамента.
  2. Рекомендовать Совету ВКП рассмотреть данный вопрос на своем заседании и принять соответствующее решение.

Председатель Комиссии
О. И. Ефименко


КОМИССИЯ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН
РЕШЕНИЕ

г. Москва
12 октября 2005г.

О презентации книги «Гендерное равенство: проблемы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»

Заслушав информацию доктора юридических наук, профессора Института государства и права РАН Поленикой С. В. о содержании книги «Гендерное равенство: проблемы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», Комиссия решила:

  1. Отметить актуальность материалов, вошедших в книгу, которые окажут большую помощь при проведении семинаров для профсоюзного актива по проблемам гендерного равенства.
  2. Рекомендовать руководителям профсоюзных организаций использовать данную книгу в качестве пособия для работы женских комиссий и обучения профсоюзного актива.
  3. Просить Исполком ВКП объявить Полениной Светлане Васильевне благодарность за многолетнее сотрудничество с профсоюзами, подготовку ряда методических материалов, научную экспертизу модельного закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» активное участие в деятельности Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин.

Председатель Комиссии
О. И. Ефименко


КОМИССИЯ ВКП ПО ВОПРОСАМ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН
РЕШЕНИЕ

г. Москва
12 октября 2005г.

Об участии женских Комиссий ВКП и ФНПР в подготовке и проведении мероприятий в связи со 100-летием профсоюзов России

Заслушав информации Ихарловой М. В. и заместителя заведующего организационным отделом ФНПР Зенковой Л. Н. об участии женских комиссий ВКП и ФНПР в подготовке и проведении мероприятий в связи со 100-летием профсоюзов России, Комиссия отмечает, что женские комиссии ВКП и ФНПР внесли большой вклад в подготовку биографических материалов для выпуска юбилейного сборника «Женщины - лидеры профсоюзного движения». В этих целях были использованы различные источники: архивные документы, энциклопедические материалы, воспоминания ветеранов профсоюзного движения, материалы съездов ВЦСПС и отраслевых профсоюзов, конференций территориальных профсоюзных организаций. К подготовке материалов сборника бал привлечен широкий актив ветеранов профсоюзного движения. В два тома сборника вошли биографии более 600 руководителей профорганов различного уровня - от ВЦСПС до первичных организаций.

Силами оргкомитета и редакционной коллегии была проведена торжественная презентация сборника в Академии труда и социальных отношений с участием широкого профсоюзного актива. Был организован показ художественного фильма о судьбе женщины и встреча с создателями фильма.

После презентации Комиссия ФНПР по социальному равенству женщин провела 3-дневный семинар под девизом «Профсоюзы для женщин - женщины для профсоюзов», на котором было принято обращение участников семинара ко всем женщинам России.

Во всех территориальных и отраслевых профсоюзных организациях РФ продолжаются мероприятия, посвященные 100-летию профсоюзов России, на которых в торжественной обстановке вручается сборник «Женщины - лидеры профсоюзного движения» лицам, вошедшим в этот сборник.

Комиссия отмечает большое воспитательное значение сборника, который внесет существенный вклад в пропаганду роли женщин в развитии профсоюзного движения в России, защиты правовых и социально-экономических интересов трудящихся женщин, обеспечении гендерного равенства.

Комиссия решила:

  1. Отметить большую работу Комиссии при Генсовете ФНПР по социальному равенству женщин, лично заместителя председателя ФНПР Фроловой Т, Л. в отражении роли женщин в становлении и развитии профсоюзного движения в России в ходе подготовки и проведения мероприятий в связи со 100-летием профсоюзов и по пропаганде гендерного равенства,
  2. Выразить благодарность представителям Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин и ее активистам за участие в подготовке соответствующих мероприятий в связи с празднованием 100-летия профсоюзов России, а также по сбору и обработке материалов для сборника «Женщины - лидеры профсоюзного движения России».
  3. Рекомендовать руководителям профсоюзных организаций использовать сборник «Женщины - лидеры профсоюзного движения» при проведении семинаров по изучению истории профсоюзного движения России на биографических материалах многих женщин-руководителей профсоюзных организаций.

Председатель Комиссии
О. И. Ефименко


ГЕНДЕРНОЕ СООТНОШЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И РОССИИ

Вопрос о месте и роли женщины в общественном, рабочем и профсоюзном движении имеет свою историю. Бесправие женщин в семье, в труде, в общественной жизни привело к возникновению женского освободительного движения. «Женский вопрос» возник в эпоху первых буржуазных революций на Западе как отклик женщин на лозунг «Свобода, равенство, братство». Женскому освободительному движению более 200 лет. На всем протяжении истории женское движение было сосредоточено на борьбе за гражданские права женщин. В решении женского вопроса, как на Западе, так и в России, участвовали профессиональные союзы. Главным мотивом вступления женщин в профсоюзы было желание защитить свои права, получить более высокую заработную плату, улучшить условия труда. Во многих профсоюзах были созданы специальные комиссии по пропаганде и агитации среди работниц, так как от степени участия женщин-работниц в рабочем и профессиональном движении зависел успех экономической борьбы.

Одним из приоритетных направлений в деятельности профсоюзов и их объединений во всем мире является проблема гендерного равенства.

Начиная с 80-х годов XX века, на Западе принимаются различные меры по повышению степени участия женщин в профдвижении и руководстве профорганизаций.

При этом используются разные «модели» такого участия: развитие отдельных, самостоятельных женских организаций в рамках или вне рамок профцентра; создание руководящих женских структур в профцентрах и отраслевых профсоюзах, комиссий и комитетов по проблемам трудящихся женщин и разного рода смешанные варианты.

Вокруг вопроса о целесообразности женских профсоюзных организаций в 70-80-х годах была развернута широкая дискуссия. В ходе ее некоторые отстаивали их целесообразность, считая, что подобные организации способствуют более глубокому и детальному решению женских трудовых проблем. Противники сепаратных женских профорганизаций считали, что их деятельность может привести к отделению особых проблем работающих женщин, существования которых никто не отрицал, от общего потока требований трудящихся и профсоюзов и тем самым нарушить принцип равноправия полов как бы за счет «выпячивания» «женского вопроса» по отношению к прочим. Данная форма организации женщин в профсоюзах не стала распространенной.

В Дании с 1885 года существует Союз трудящихся женщин (датское сокращенное название КАД). Это единственный в мире профсоюз, в котором состоят только женщины. Он рассматривается как один из 25 отраслевых профсоюзов, образующих профцентр - Центральную организацию

профсоюзов Дании (ЦОПД), хотя в состав союза входят женщины разных рабочих профессий. Задача Союза - содействовать полному равноправию женщин в области труда, зарплаты, обучения и социального статуса. Союз призван усилить политическую и профсоюзную деятельность своих членов, укрепить профсоюзную организованность, обеспечить занятость, создание здоровой трудовой среды, способствовать законодательному закреплению участия трудящихся в прибылях предприятий, добиваться предоставления женщинам оплаченного свободного времени для образования и профессиональной подготовки, оказывать финансовую помощь членам Союза в случае законного трудового конфликта, решения проблем материнства и детства. Союз входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП), Европейскую конфедерацию профсоюзов (ЕКП), Совет профсоюзов стран Северной Европы и в 5 отраслевых объединений, примыкающих к каждой из этих организаций.

В 1974 году в Чикаго (США) была учреждена чисто женская профорганизация - Коалиция женщин-членов профсоюзов (CLUY). Она заявила об организационной независимости от профцентра АФТ-КПП, хотя ее председателем стала Дж. Миллер - член исполнительного совета национального профцентра и вице-президент Объединенного профсоюза работников швейной и текстильной промышленности США. Основную задачу Коалиция сформулировала так: «Решительно добиваться улучшения условий труда женщин, вовлекая их в активную деятельность по защите своих прав». Цели Коалиции — приобщать профсоюзы США к осуществлению более энергичных мер по вовлечению женщин в ряды профсоюзов, добиваться более широкого участия их в руководящих профорганах, выступать против дискриминации женщин при найме на работу, в вопросах оплаты труда и продвижения по службе, принятия поправки к Конституции США о равноправии полов и национального законодательства об оплаченных отпусках по беременности и родам и о создании сети детских дошкольных учреждений.

Автономная женская организация создана в Австрии, которая регулярно проводит собственные съезды, принимает принципиальные программы, касающиеся не только «женской» проблематики, избирает свое правление и делегирует представителей в руководящие органы профцентра (ОАП).

Всеобщая конфедерация профсоюзов республики Молдова создала организацию женщин с самостоятельным уставом, приняла специальную резолюцию съезда «О роли женщин в обществе», проводит семинары и конференции женщин республики.

Во всемирных профцентрах, большинстве региональных и континентальных профорганизаций, где нет отдельных женских структур, имеются комиссии или комитеты по работе с трудящимися женщинами.

Так, в 1956 году был основан Женский комитет МКСП (ICFTU). Комитет состоит из 39 членов, имеет пять выборных мест для женщин (по одной от региона) в исполкоме ICFTU, готовит все главные решения,

относящиеся к проблемам женщин, разрабатывает новые стратегии. Недавно провел международную кампанию по защите прав женщин и выработал программу действий по борьбе с явлениями принуждения в отношении женщин. Женский комитет также внимательно наблюдает за реализацией Программы практических действий по интеграции женщин в профсоюзные организации. Важная часть его работы состоит в лоббировании решения о принятии МОТ рекомендаций и конвенций по таким вопросам, как неполная занятость или работа на дому.

В ноябре 1997 года в г. Гданьске состоялась Учредительная ассамблея Женской профсоюзной сети МКСП Центральной и Восточной Европы, которая объединила 12 женских групп членских организаций и организаций - партнеров МКСП.

В 1998 году были основаны новые женские группы (Литва, Молдова, Сербия). В 1999 году к ним добавились еще три: от национального блока профсоюзов и Союза самостоятельных профсоюзов Черногории. В 2000-2001 годах их численность возросла еще на 7 новых женских групп, в том числе за счет ФНПР, ВКТ и КТР.

С ноября 2002 года в рамках сети уже активно действуют 30 групп по женским вопросам от 31 профсоюзной конфедераций из 20 стран.

Таким образом, Женская профсоюзная сеть МКСП ЦВЕ за пять прошедших лет возросла более чем в 2,5 раза.

В мае 2002 года Исполком Женской профсоюзной сети МКСП ЦВЕ принял резолюцию «О плане мероприятий по позитивной минимальной гендерной политике для профсоюзов Центральной и Восточной Европы».

В том же году он провел обзор позиций в профсоюзах, обществе и на рынке труда в целом в регионе и представил предварительные итоги в работе «Мужское лицо профсоюзов в ЦВЕ», освещающей различные аспекты дискриминации женщин и недостатки осуществления позитивной программы женской политики профсоюзов.

По данным исследований Европейской конфедерации профсоюзов, среди членов профсоюзов женщины составляют 40 %. Проведенный МКСП опрос трудящихся женщин разных стран мира, которым охвачено 13572 женщины, показал, что лишь около 20 % из них состоят в профсоюзах. Процент профсоюзного членства среди работниц в мире весьма различен: от 15,7 % - в Африке до 26,7 % - в Восточной Европе. Наиболее активны женщины в возрасте 25-44 лет. Из числа молодых (до 25 лет) женщин и девушек в профсоюзах состоит лишь 9%.

В Бельгии доля женщин среди членов профсоюзов составляет 33 %, в Италии - 32 %, в регионе Центральной и Восточной Европы суммарное профсоюзное членство женщин - 45 %.

Представительство женщин среди делегатов съездов федераций гораздо меньше их членства: в Бельгии среди делегатов только 10-15 %, в Италии - 16 %, в Центральной и Восточной Европе - 27,8 %.

Несмотря на то, что Европейская конфедерация профсоюзов имеет достаточно высокие показатели наличия женщин в исполнительных органах — 26 %, в среднем у членских организаций он составляет 15 %.

Подавляющее большинство президентов и генеральных секретарей международных профцентров — мужчины. В мировом профсоюзном сообществе женщины возглавляют национальные центры только в Швеции, Норвегии, Бельгии, Австралии, Канаде, Эстонии и Узбекистане.

В уставах профцентров Австралии, Британии и некоторых других стран за женщинами зарезервировано определенное количество мест (квот) в генеральных советах, зафиксировано положение о пропорциональном гендерном представительстве в советах профсоюзов. Представительство женщин на съездах, пропорциональное их числу в соответствующих организациях, предусмотрено уставными документами или решениями профсоюзов, исходя из сложившейся гендерно-нейтральной практики. Такая система действует в странах Северной Европы, Германии, Ирландии и других.

Заслуживает внимания практика ежегодных выборов председателя Конфедерации шотландских профсоюзов. Председатель и его заместитель обязательно лица разного пола. Если председатель мужчина, то его заместитель - женщина, причем именно она будет избрана председателем на следующих выборах. Тогда ее заместителем станет мужчина, который, в свою очередь, займет место председателя на следующий год. Такая практика существует в Конфедерации более 100 лет.

На протяжении нескольких лет активно обсуждается вопрос введения квот участия женщин в руководящих профсоюзных органах.

Решения о том, что на съезды профцентров или отраслевых союзов каждая входящая организация должна направлять хотя бы по одной женщине, были еще в 80-х годах приняты в Бельгии, Франции, Испании.

Представительство на съездах, пропорциональное числу женщин в соответствующей профорганизации, закреплено либо в уставном порядке, либо, исходя из сложившейся практики, в соответствующих решениях профсоюзов стран Северной Европы, Германии, Ирландии.

Приблизительно такое соотношение мужчин и женщин существовало в советский период. «Негласная квота» спускалась вышестоящими профсоюзными органами на делегатов съездов, конференций, на выдвижение женщин в состав руководящих органов. Начиная от ВЦСПС и заканчивая райкомом, горкомом профсоюза, в руководстве были представлены в обязательном порядке женщины.

В уставах профцентров Австралии, Британии и некоторых других за женщинами зарезервировано определенное количество мест в генсоветах, зафиксировано положение о пропорциональном гендерном представительстве в Совете профсоюзов.

Сторонники установления квот для женщин в выборных органах считают, что подлинное равноправие женщин состоит не в их организационном обособлении от коллег-мужчин, а в пропорциональном представительстве в руководстве профорганами.

Противники же такого подхода говорят, что в данном случае избрание в руководящий орган человека будет проводиться не в зависимости от деловых качеств и авторитета, а преимущественно по признаку пола. Авторы данной работы разделяют точку зрения тех, кто выдвигает тезис о необходимости участия в выборных органах профсоюзов не более 70 % представителей одного пола в качестве первого этапа по достижению гендерного равенства и обязательному представительству женщин в руководящем составе профсоюзных органов высшего звена.

Европейская конфедерация профсоюзов, ряд входящих в нее членских организаций разработали план действий, предусматривающий достижение 50 % представительства женщин с правом решающего голоса на съездах, генеральных ассамблеях, в центральных исполнительных органах профсоюзов.

В решениях У111 Всемирной женской конференции МКСП нашла отражение необходимость включения в Устав МКСП положения о равном представительстве мужчин и женщин на всех уровнях на очередном Конгрессе МКСП в 2004 году.

В 2005 году профсоюзы России отметят свой вековой юбилей. Если взглянуть в историю, то у истоков его зарождения стояли и женщины. Возникшие в годы первой российской революции профсоюзы России стремились к активному вовлечению женщин-работниц в свои ряды, ведь они составляли значительную часть наемных работников. Многие профсоюзы вели целенаправленную работу по привлечению женщин. В некоторых профсоюзах работницы впервые избирались в состав правлений, создавались женские комиссии. В 1908 году впервые более 150 представителей профсоюзов приняли участие в работе 1 Всероссийского женского съезда, а в 1913 году - при активном участии женщин-активисток профсоюзов отмечался Международный день работниц.

По данным статистической отчетности за 2003 год, 56 % членов профсоюзов составляют женщины.

Членство в профсоюзах среди женщин России разительно отличается от международных организаций. По данным МОТ, женщины составляют около 40 % членов профсоюзов мира, а среди руководящих профработников их доля чуть превышает 1 %.

Введенный в 2002 году в статистическую отчетность показатель мужчин и женщин в профсоюзных организациях позволяет проанализировать сложившуюся ситуацию.

По сравнению с предыдущим годом удельный вес женщин в общем числе членов профсоюзов, входящих в ФНПР, вырос на 3,4 % и постоянно увеличивается. Представительство мужчин и женщин в руководстве профсоюзных структур свидетельствует о гендерном дисбалансе. В первичных профсоюзных организациях главенствующее место занимают женщины, их более 72 %, что на 12 % больше, чем было в прошлом году.

Аналогичная ситуация наблюдается среди руководителей городских, районных организаций, где женщины составляют 66,4 %.

Среди руководителей республиканских, областных, краевых комитетов профсоюзов происходит некоторое выравнивание представительства мужчин и женщин, сокращается доля женщин до 37 %. Это говорит о приближении к относительной пропорциональности мужчин и женщин. Что касается руководителей членских организаций, картина вновь резко изменяется в пользу мужчин. В территориальных объединениях женщины представлены 6 %, а в общероссийских (межрегиональных) профсоюзах - 7 %. За последние два года из числа 14 вновь избранных руководителей членских организаций ФНПР только одна женщина. Более того, там, где раньше женщина возглавляла организацию, теперь избран мужчина. Из 122 членских организаций в составе руководства женщины не представлены в 82 (50 территориальных объединений и 32 общероссийских профсоюзов), что составляет 70 %.

В составе выборных органов представительство женщин выглядит следующим образом:

  • среди делегатов последнего съезда ФНПР - 35 %, съездов (конференций), прошедшей отчетно-выборной кампании членских организаций - 46 %;
  • в составе Генсовета ФНПР - 17 %, в составе территориальных и межрегиональных профсоюзных органов в среднем - 37,7 %;
  • в составе Исполкома ФНПР - 10,3 %, в составах президиумов (Советов) территориальных и межрегиональных профсоюзных органов от 11 до 51,6%.

В составе Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по гендерному равенству - 29 % мужчин.

Лишь в Контрольно-ревизионной комиссии Федерации женщин больше, чем мужчин - 60 %.

Среди руководителей молодежных советов членских организаций лидерство отводится также мужчинам -63,1 %.

Анализ резерва кадров показал, что из 109 кандидатур, включенных в резерв на руководителей членских организаций, только 14 женщин. Складывающаяся ситуация противоречит положению Концепции кадровой политики ФНПР, обращающей особое внимание на необходимость сбалансированного представительства женщин и мужчин, на равенство возможностей для эффективной работы профсоюзов. Обзор показывает, что женщины все еще мало представлены на ответственных постах, принимающих решения, в составе коллегиальных органов профсоюзов и их объединений, хотя образуют постоянно растушую членскую базу.

Таким образом, женщины занимают низшие и средние уровни власти, в то время как мужчины уверенно занимают все высшие.

Брошюра «Женщины на уровне принятия решений», 2005 г.
(профсоюзный взгляд на опыт и проблемы)


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ГОСУДАРТСВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере, направлен на предотвращение дискриминации по признаку пата и устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола.

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятая:

  • Гендер, гендерный - социальные отношения между мужчинами и женщинами, которые проявляются во всех сферах общественной жизни, включая права, идеологию и культуру;
  • Гендерная политика - государственная, общественная деятельность, направленная на обеспечение равенства во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами;

Равноправие-равенство прав, обязанностей и ответственность мужчин и женщин перед Законом;

  • Гендерное равенство-равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений;
  • Равные возможности - практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, законами Республики Таджикистан, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;
  • Дискриминация - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание равноправия мужчин и женщин в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о государственных гарантиях равноправия мужчин н женщин и равных возможностей из реализации.

Законодательство Республики Таджикистан о государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации основывается на Конституцию Республики Таджикистан состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 3. Запрет дискриминации

Дискриминация прав мужчин и женщин запрещается.

Нарушение принципа, лежащего в основе гендерного равенства (проведение государственной политики, совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола), считается дискриминацией и подлежит устранению в случаях и порядке, установленном настоящим Законом.

Не являются дискриминацией:

  • Специальные меры по охране здоровья лиц обоего пола;
  • Специальная защита женщин в связи с беременностью и родами;
  • Меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 4. Обязанности органов государственной власти по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин (гендерное равенство).

Органы государственной власти в переделах их компетенции обязаны:

  • Осуществлять гендерное просвещение государственных служащих всех органов, используя систему подготовки и переподготовки кадров государственного аппарата;
  • Содействовать осуществлению равных возможностей мужчин и женщин, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, создания процедур и проведения других конкретных мер, включая устранение причин и условий, препятствующих осуществлению подлинного равноправия.
  • Разрабатывать и внедрять в жизнь специальные программы, направленные на устранение дискриминации по мотивам пола;
  • Включать в государственные программы меры, направленные на обеспечение конституционных прав граждан и укрепление стабильности общества, в региональные планы действий по развитию социальной сферы, наряду с другими, а также меры по обеспечению гендерного равенства,

Статья 5. Равное представительство мужчин и женщин в государственных органах.

Государство гарантирует равное участие мужчин и женщин в управлении государством. Государство обеспечивает равное представительство мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти через правовые, организационные и иные механизмы.

Статья 6. Государственные гарантии по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин в сфере образования и науки

Учреждения образования и науки всех форм собственности обязаны:

  • Обеспечивать равные условия для мужчин и женщин в получении основного общего, среднего профессионального и высшего образования, всех видов профессионального обучения и повышения квалификации для участия в осуществлении образовательного и научного процесса;
  • Вводить специальные учебные гендерные курсы, способствовать развитию исследований по вопросам равноправия полов, содействовать гендерному просвещению граждан;
  • Использовать учебные программы и учебники, исключающие пропаганду дискриминации по мотивам пола;
  • Создавать льготные условия для девушек горных районов, сельской местности при их поступлении и дальнейшей учебе в высших г средних профессиональных учебных заведениях.

Действия настоящей статьи распространяются так же на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.

Статья 7. Учет семейных обязанностей работников обоего пола при исполнении служебных и трудовых обязанностей.

При приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий лицам обоего пола с семейными обязательствами.

Работодатель обязан иметь систему переобучения н повышения квалификации для работников обоего пола, в том числе и особенно з связи с разрешенными законодательством перерывами и трудовой деятельности, рождением и воспитанием детей, прохождение срочной службы з армии, выполнением других государственных обязанностей.

ГЛАВА 2. Государственные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин при реализации избирательного права

Статья 8. Обеспечение равны возможностей мужчин я женщин при осуществлении избирательного права

Избирательная система в Республике Таджикистан обеспечивает равные избирательные права, их гарантии для мужчин и женщин на участие в политическом процессе.

Статья 9. Обеспечение равных возможностей мужчин и женщин при формировании избирательных комиссий.

При формировании состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, областной, городской, районной, окружной и участковой избирательных комиссий, следует руководствоваться конституционным принципом равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

ГЛАВА 3. Гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в сфере государственной службы.

Статья 10. Обеспечение равных возможностей мужчин н женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается, установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, либо преимуществ в зависимости от пола.

Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.

Замещение вакантных должностей в государственных органах, которые обеспечивается путем проведения конкурсов на равных условиях участвуют как мужчины, так и женщины.

Не допускаются объявление конкурсов только для лиц одного пола.

Статья 11. Обеспечение равного доступа мужчин и женщин к конкурсам на замещение должностей государственной службы.

Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы обеспечивается государственными органами.

На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям, помимо сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, других сведений, требуемых законом, данных о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы.

Аналогичные сведения предоставляются кадровыми службами государственных органов при решении вопросов аттестации государственных служащих, продвижения по службе, увеличения денежного содержания.

ГЛАВА 4. Гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в социально-экономической сфере.

Статья 12. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению равных прав мужчин и женщин в социально-экономической сфере.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая движимое и недвижимое имущество, землю, финансовые активы, кредиты, а так же обеспечение свободной предпринимательской, любой другой не запрещенной законодательными актами деятельностью.

Статья 13. Содействие гендерному равенству в сфере трудовых отношений.

В целях содействия достижению гендерного равенства в сфере трудовых отношений работодатель (руководитель государственного органа, организаций, всех форм собственности) обеспечивает:

  • Равные возможности для мужчин и женщин при заключении трудовых договоров;
  • Равный доступ мужчин и женщин к вакантным местам (должностям);
  • Равную заработную плату (вознаграждение) для мужчин и женщин, когда оба выполняют одинаковую работу или работу, имеющую равную ценность;
  • Равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;
  • Безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья как мужчин, так и женщин.

Статья 14. Доказательство отсутствия в действиях умысла на дискриминацию по мотивам поля.

В случае рассмотрения в суде или в ином органе по иску работника или профсоюза, другого общественного объединения, защищающего интересы работника, трудового спора в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола, бремя доказательства отсутствия умысла на дискриминацию лежит на работодателе.

Статья 15. Гарантии гендерного равенства при угрозе массового увольнения работников.

В случае массового увольнения работников в организации, число увольняемых лиц одного пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте.

Статья 16. Включение в коллективные договоры и соглашения мер по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин.

При коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений необходимо обязательное включение в эти соглашения (договоры) положения, обеспечивающее равные права и равные возможности мужчин и женщин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей.

Органы профессиональных союзов и их объединений, другие представители работников, работодатели и их объединения, уполномоченные государственные органы обязаны контролировать ход их выполнения.

Статья 17. Мониторинг за соблюдением обеспечения равноправия мужчин и женщин в равных возможностей их реализации в социально-экономической сфере.

В целях проведения системного анализа состояния обеспечения равноправия и равных возможностей мужчин и женщин в социально-трудовой сфере, прогнозирования изменений в сложившейся ситуации для разработки, в случае необходимости, мер по предупреждению и устранению фактов дискриминации по признаку пола, а также для подготовки предложений по формированию государственных социальных программ, уполномоченный Правительством Республики Таджикистан орган, организует непрерывное наблюдение (мониторинг) за обеспечением равных возможностей мужчинам и женщинам в указанной сфере.

Итоги мониторинга освещаются в средствах массовой информации.

ГЛАВА 5. Механизм обеспечения равноправия мужчин н женщин и равных возможностей их реализации.

Статья 18. Полномочия Правительства Республики Таджикистан по обеспечению равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации.

Правительство Республики Таджикистан по обеспечению равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации в пределах своих полномочий;

  • Определяет уполномоченный государственный орган по гендерному развитию в Республике Таджикистан;
  • Разрабатывает единую государственную политику, направленную на достижение социального равенства мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни и обеспечивает ее проведение;
  • Разрабатывает целевые (отраслевые) республиканские программы по осуществлению равноправия полов, обеспечивает их выполнение;
  • Направляет и контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите и обеспечению равноправия мужчин и женщин, вопросы подбора и назначения на ответственные должности женщин, воспитания молодого поколения руководящих кадров из числа женщин, девушек.

Статья 19. Полномочия государственного органа по обеспечению гендерного развития в Республике Таджикистан.

Орган государственной власти по обеспечению гендерного развития в Республике Таджикистан в пределах своих полномочий обеспечивает наблюдение за соблюдением настоящего Закона и публикует ежегодные отчеты о выполнении настоящего Закона в средствах массовой информации Республики Таджикистан.

Статья 20. Участие общественных объединений в обеспечении равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации.

Профессиональные союзы и иные общественные объединения, в том числе общественных объединения, создаваемые в целях реализации конституционного принципа равноправия и равных возможностей мужчин и женщин имеют право.

  • Участвовать в разработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в социально-экономической сфере;
  • Представлять и защищать права мужчин и женщин в судах и иных государственных органах.

Статья 21. Государственный надзор за соблюдением законодательство государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации.

Надзор за точным соблюдением и единообразным исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение государственных гарантий равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации осуществляется Генеральным прокурором Республики Таджикистан и подчиненными ему прокурорами.

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

Физические и юридические лица за нарушение требований настоящего закона несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона.

Настоящий Закон ввести в действие после официального опубликования.

ПРЕЗИДЕНТ
Э.РАХМОНОВ

г. Душанбе
1 марта 2005 года
№89


РЕКОМЕНДАЦИИ
участников круглого стола по теме «Женские проблемы и роль профсоюзов в их решении»
г. Минск, 2005г.

Участники круглого стола «Женские проблемы и роль профсоюзов в их решении» отмечают, что в современных условиях, связанных с глобализацией, происходят глубокие преобразования внутри государства, затрагивающие все сферы общественной жизни. От того, насколько гибка система управления этими процессами, зависит благополучие людей, устойчивое социально-экономическое развитие общества. Ведущую роль здесь играет социальное партнерство, которое регулирует вопросы социальной защиты и гарантий населения.

Стратегической целью государства является обеспечение социальной безопасности общества. А социальная политика выступает как инструмент ее достижения, ибо она обеспечивает реализацию конституционных прав личности: на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья и образование.

Профсоюзы, как самые массовые объединения работников, оказывают значительное влияние на усиление социальной политики, ее реализацию, в том числе на расширение возможностей для женщин. Многие профсоюзные комитеты и объединения профсоюзов проявляют принципиальность в учете интересов женщин и семьи при заключении коллективных договоров и тарифных соглашений.

Участники круглого стола констатируют, что практические меры и документы, принимаемые социальными партнерами на различных уровнях: государственном, территориальном, отраслевом и на отдельных предприятиях, способствуют проявлению интереса к проблемам равноправия женщин в социальной, трудовой и производственной сферах.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают, что женщины являются социальной группой с высокой степенью уязвимости в силу того, что в подавляющем своем большинстве они сочетают работу с ведением домашнего хозяйства, рождением и воспитанием детей. Поэтому особое внимание должно быть уделено решению женских проблем, связанных с выделением достаточных ресурсов на здравоохранение, образование, базовую инфраструктуру, а также на создание правовой основы, обеспечивающей, с учетом приоритетности социальной поддержки и защиты женщин, равенство возможностей для мужчин и женщин. Еще многие руководители не соблюдают принцип равенства при комплектовании руководящих кадров, ущемляют права женщин при принятии их на работу, продвижении по службе, в оплате труда.

Кроме того, для государства немаловажно, как растет воспроизводство населения. Наряду с этим вопросом восполнение трудовых ресурсов, здоровье молодых поколений также находятся в прямой зависимости от

социального самочувствия и здоровья женщин, что связано с безопасностью их жизни и труда. Наблюдаемый переход к модели однодетной семьи, неполные семьи — результат не только экономических, но и социально-культурных факторов, связанных с отсутствием желания у мужчин брать на себя социальную ответственность за воспитание детей.

В непропорционально большей степени ложится на женщин забота не только о детях, но и о больных, престарелых. На протяжении всего жизненного цикла женщины испытывают перегрузки физического и психоэмоционального характера, которые снижают возможности самореализации женщин в трудовой и социальной сферах. Деторождение, материнство не должны являться причиной для дискриминации или ограничивать участие женщин в жизни общества. В государстве должны создаваться необходимые условия для сохранения семьи как социального института, повышения социальной значимости материнства и отцовства.

Учитывая вышеизложенное, участники круглого стола обращают внимание профсоюзных комитетов и объединений всех уровней на необходимость:

  1. Содействовать принятию законодательных мер по обеспечению женщинам равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности,
  2. Улучшать положение работающих женщин посредством принятия мер по обеспечению фактического равноправия мужчин и женщин на рынке труда, равного доступа их к материальным и финансовым ресурсам, охраны прав женщин.
  3. Предусматривать в коллективных договорах и тарифных соглашениях различные модели занятости женщин, определяемые их брачно-возрастными особенностями, устанавливать льготы и гарантии женщинам.
  4. Содействовать установлению для женщин справедливых систем оплаты труда.
  5. Усилить ответственность работодателей за выполнение норм и правил охраны труда и здоровья женщин, режима труда, в первую очередь беременных женщин и женщин детородного возраста.
  6. Содействовать обеспечению добровольности применения для женщин частичной занятости и гибкого графика рабочего времени, учету «женского фактора» в профессиях и на производстве, где невозможно прямое сравнение эффективности труда мужчины и женщины.
  7. Способствовать повышению роли женщин в коллективных переговорах и расширению их участия в органах управления.
  8. В рамках объявленного Года матери (Указ Президента Республики Беларусь от 5 марта 2005 г. № 117 «Об объявлении 2006 года Годом матери») провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа материнства в обществе.
  9. Содействовать разработке Закона о семье, направленного на ее укрепление и повышение ответственности мужчин и женщин за воспитание детей.
  10. Инициировать разработку программы правового просвещения женщин, разъясняющей права и свободы, которые им предоставляются законодательством республики и международными актами, признанными в Беларуси.
  11. Развернуть в средствах массовой информации широкую пропагандистскую работу, направленную на активизацию участия женщин в социально-экономической жизни страны, на создание образа женщины-матери, женщины-труженицы, мужчины-отца и созидателя.

Приняты участниками круглого стола 21 июня 2005 г., г Минск


ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН БЕЛОРУССИИ
(по материалам «круглого стола» по теме «Женские проблемы и роль профсоюзов в их решении», г. Минск, 2005 год)

Роль женщины в обществе имеет особое значение. Женщины в Беларуси представляют самую большую социально-демографическую группу (53 % от всей численности населения). Большое внимание проблемам женского труда уделяется государством.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь установлены гарантии охраны женского труда, необходимость охраны материнства и детства. Например, запрещается использовать труд женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда (по специальному списку), ограничивается норма подъема и перемещения тяжестей вручную. Дополнительные гарантии по охране труда установлены для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет: их запрещено привлекать к работе в ночное время, к сверхурочным работам, работам в дни государственных праздников и праздничные дни, в выходные дни и т. д.

Вместе с тем возникающие на сегодняшний день проблемы женского труда не всегда возможно решить при помощи установленных государством гарантий и льгот.

Переход к рыночной экономике в нашей стране оказал существенное влияние на социальный статус женщин и их роль в экономическом и социальном развитии общества. Так, сегодня женщины в большей степени, чем мужчины, сталкиваются с проблемами безработицы. На 1 января 2005 г. в службах занятости республики было зарегистрировано 67 % безработных женщин. Средняя заработная плата женщин составляет примерно 80 % от средней заработной платы мужчин. Это обусловлено тем, что основная доля женщин работает в непроизводственных отраслях (социальное обеспечение, искусство, культура, образование, торговля и здравоохранение) с более низким уровнем оплаты труда. Процент женщин в этих отраслях экономики в среднем колеблется от 49 до 83 %.

В настоящее время некоторые из этих проблем решаются через дополнительные гарантии, льготы для женщин, которые устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях.

Анализ ряда отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров показал наличие в них отдельных дополнительных гарантий и компенсаций женщинам. Свое отражение в коллективных договорах нашли дополнительные гарантии и льготы женщинам, рекомендованные Федерацией профсоюзов Беларуси в методических материалах для разработки коллективных договоров на 2004 год. Так, практически во всех коллективных договорах имеются обязательства по предоставлению матерям, воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет, ежемесячно одного свободного от работы дня с оплатой, размер которой каждой организацией устанавливается индивидуально в зависимости от финансовых возможностей.

Заслуживают внимания принятые обязательства по дополнительным гарантиям и льготам женщинам, содержащиеся в отраслевом тарифном соглашении между Белорусским государственным концерном по производству и реализации товаров легкой промышленности и Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников легкой промышленности:

  • матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, одиноким матерям, воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставлять один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка;
  • женщинам, работающим на станках и машинах, и женщинам, которые по возрасту (свыше 45 лет) переходят на обслуживание меньшего количества станков, машин и веретен, чем это предусмотрено отраслевыми типовыми (местными технически обоснованными) нормами обслуживания, повышать действующие сдельные расценки в размере до 30 %. Размер повышения сдельных расценок, сроки их действия в каждом конкретном случае оговариваются в коллективном договоре организации.

В отраслевом тарифном соглашении между Государственным комитетом по авиации Республики Беларусь и Республиканским комитетом Белорусского профсоюза авиационных работников:

  • не допускается увольнение по сокращению численности или штатов одиноких матерей, имеющих несовершеннолетних детей, за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины, а при переводе на контрактную форму найма с работниками, которым осталось три года и менее до пенсии, заключается контракт на срок до достижения ими пенсионного возраста;
  • продляется срок трудового (контракта) до достижения ребенком трех лет в случаях истечения срока трудового договора (контракта) в период беременности женщины, отпуска по беременности и родам, а также во время отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

В отраслевом тарифном соглашении между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Республиканским Советом Белорусского агропромышленного союза и Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса не допускается увольнение по сокращению численности или штатов женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов до 18 лет.

В некоторых коллективных договорах гарантии и льготы женщинам установлены в специальных разделах. Так, в коллективном договоре ОАО «Галантея» в разделе «Льготы женщинам» наниматель обязуется:

  • осуществлять строгий контроль за соблюдением законодательства в отношении женщин-работниц и установить следующие дополнительные льготы и компенсация:
  • совместно с органами здравоохранения обеспечить проведение ежегодного гинекологического осмотра женщин;
  • переводить беременных женщин по заключению медучреждений на более легкую работу, на график работы для беременных женщин;
  • предоставлять беременным женщинам отпуск без сохранения заработной платы перед отпуском по беременности и родам до одного месяца в соответствии с рекомендациями врача;
  • матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по их заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размере среднедневного заработка за счет средств государственного социального страхования и один свободный день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка;
  • матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, одиноким матерям, воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставлять один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

В коллективном договоре ОАО «Витебскдрев» установлены следующие дополнительные льготы и компенсации женщинам- матерям, воспитывающим детей:

  • с целью сохранения здоровья женщин не применять их труд на тяжелых работах с вредными условиями труда;
  • совместно с органами здравоохранения обеспечить проведение ежегодного гинекологического осмотра женщин;
  • установить, что день накануне 8 Марта женщины работают до обеденного перерыва, а женщины-матери и в День Матери, с сохранением оплаты труда;
  • предоставить женщинам, имеющим детей младшего школьного возраста 1 -го сентября выходной день с сохранением заработной платы (по их заявлению);
  • имеющим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, а также одиноким женщинам и вдовам, имеющим по одному и более ребенку в таком же возрасте, ежегодный отпуск предоставлять в удобное для них время; воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по их заявлению, ежемесячно предоставлять один свободный день от работы без оплаты;
  • в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 1995 г. № 443 «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» обеспечить условия для предоставления женщинам-матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста, одного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка;
  • при сокращении численности или штата работников, кроме лиц, предусмотренных законодательством, предпочтение в оставлении на работе отдается женщинам, мужья которых призваны на действительную военную службу.

В коллективном договоре ОАО «Гроднохимволокно» в разделе «Условия труда и быта женщин» предусмотрено следующее:

  • осуществлять рациональное трудоустройство и лечебно-профилактическое обслуживание беременных женщин;
  • всем работницам Общества предоставлять оплачиваемый декретный отпуск с 26 недель беременности, оплату льготного декретного отпуска производить за счет средств Общества;
  • предоставлять право женщинам, имеющим двоих и более детей в возрасте до 16 лет на получение очередных ежегодных отпусков в летнее или другое удобное для них время, но при этом не ущемляя прав на отпуск других работников;
  • оказывать помощь многодетным матерям в предоставлении им преимущественного права в обеспечении временной жилой площадью, местами в детских дошкольных учреждениях, в выделении путевок в детские лагеря отдыха и оздоровительные учреждения для детей школьного возраста;
  • обеспечить бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях работникам Общества, имеющим на иждивении троих и более детей, одиноким матерям, вдовам.

В коллективном договоре ЗАО «Атлант» установлены следующие нормы материальной помощи женщинам, воспитывающим детей:

  • при рождении ребенка матери или отцу - четыре базовые величины;
  • женщинам на ребенка в возрасте до 3 лет - четыре базовые величены;
  • женщинам, имеющим двойню - восемь базовых величин в первый год и четыре базовые величины во второй год;
  • женщинам, имеющим тройню (до 16 лет). На каждого ребенка -десять базовых величин один раз в год;
  • матерям-одиночкам, вдовам, опекунам на каждого ребенка до 16 лет - пять базовых величин.

Коллективный договор ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» содержит следующие обязательства:

  • к Международному женскому дню выплачивать женщинам до пяти базовых величин;
  • матерям, воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 1 б лет, по их заявлению ежемесячно предоставлять один свободный от работы день с оплатой в размере среднедневной заработной платы;
  • организовать бесплатную доставку детей в школу автотранспортом комбината (октябрь-март);
  • совместно с органами здравоохранения обеспечить проведение ежегодного гинекологического осмотра женщин.

В коллективном договоре ОАО «Белорусские обои» установлены следующие дополнительные гарантии и льготы:

  • женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выплачивать ежемесячное пособие в размере 0,7


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Заседание Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин (12.10. 2005, Москва)

12 октября 2005 года Всеобщая Конфедерация профсоюзов проводит заседание Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин. Заседание состоится во Дворце труда в зале секретариата по адресу: г. Москва, Ленинский пр. 42.

Поздравление ВКП в связи с Международным женским днем 8 марта

Всеобщая конфедерация профсоюзов поздравляет всех женщин стран-участников СНГ с Международным женским днем 8 Марта.

Документы банка данных Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин

Всеобщая Конфедерация профсоюзов предлагает Вашему вниманию очередную подборку документов Банка данных Комиссии ВКП по вопросам трудящихся женщин (Перечень № 8).

Заявление Всеобщей конфедерации профсоюзов в связи с Международным женским днем 8 марта

Международный женский день 8 Марта отмечается по решению Организации Объединенных Наций как день борьбы за правовое и социально-экономическое равенство женщин.

Резолюция XYIII съезда Федерации профсоюзов республики Казахстан

Делегаты съезда серьезно обеспокоены тем, что положение трудящихся женщин в Республике за годы реформирования экономики значительно усугубилось.

Совет женщин ОАО "АВТОВАЗ" - один из элементов гражданского общества в России

Нет таких вопросов на предприятии, которые не затрагивали бы интересов женщин, поэтому в ОАО "АВТОВАЗ" и в каждом его подразделении были организованы комиссии по работе с женщинами. В 1987 году произошло преобразование в женсоветы с более широкими функциями.

Зинаида Светлова. "Гримасы Гименея"

Совет женщин ВАЗа, кажется, был всегда. Сначала в виде комиссии по работе с женщинами при профкоме, потом стал самостоятельной организацией, а в 1985 году его признали на уровне других общественных структур. Но иных уже нет, а женсовет, хоть и претерпел некоторые катаклизмы, продолжает действовать.

Заявление Всеобщей Конфедерации Профсоюзов в связи с Международным женским днем 8 Марта

Всеобщая Конфедерация Профсоюзов поздравляет женщин, всех трудящихся стран Содружества Независимых Государств с Международным женским днем 8 Марта и желает им крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в трудовой деятельности и большого личного счастья.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]